Понятие и значение розничного товарооборота в экономике страны
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Оборот розничной торговли представляет собой продажу потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации [14, c. 132].

Она может быть произведена:

юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной (магазины, предприятия общественного питания, палатки и другие);

юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной (фирменные магазины, магазины при промышленных предприятиях и другие);

физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Оборот розничной торговли для целей статистического наблюдения устанавливается в розничных ценах – фактических проданных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость и акциз.

Оборот розничной торговли устанавливается на основании данных бухгалтерского учета. При реализации товаров за наличный расчет непосредственно населению с использованием контрольно-кассовых машин обязательным является выдача покупателю кассового чека (счета). Следовательно, обязательным признаком операции относимой к обороту розничной торговли является наличие кассового чека (счета).

Таким образом, сущность оборота розничной торговли выражают экономические отношения, связанные с обменном наличных денежных средств населения на приобретенные товары в порядке купли-продажи.

Оборот розничной торговли отражает экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления, т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирования денежной выручки. На уровне отдельных предприятий следует учитывать взаимосвязь розничного товарооборота и других показателей деятельности торговых организаций. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота [3, c. 54].

Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующих условиях:

IП > IТ > IТЗ > IC,

где IП - индекс роста поступления товаров;

IТ – индекс роста объема товарооборота;

IТЗ – индекс роста суммы товарных запасов;

IC – индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышения эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

IПР > IТ > IФОТ > IЧ,

где IПР – индекс роста массы прибыли;

IТ – индекс роста объема товарооборота;

IФОТ - индекс роста фонда оплаты труда;

IЧ - индекс роста численности работников.

Или: IР > IПТ > IЗ,

где IР – индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);

IПТ – индекс роста производительности труда одного работника;

IЗ - индекс роста средней заработной платы одного работника.

На федеральном уровне показатель оборота организации розничной торговли (величина продажи в целом) используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Продажи в значительной степени влияют на денежный оборот, определяет бюджетные поступления, и находят отражения во многих других макроэкономических показателях.

По темпам роста продаж изменениям их структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.

Объем продажи представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономике: соотношения темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и тому подобное. Так, в статотчетах по РФ структура оборота розничной торговли по формам продажи сложилась, например, за декабрь 2000 года и декабрь 1999 года в следующих соотношениях [2, c.24]:

- крупные и средние организации розничной торговли (18% и в декабре 1999 года - 19%);

- Крупные и средние неторговые организации (11% и 12%);

- Субъекты малого предпринимательства розничной торговли (27% и 24%);

- Субъекты малого предпринимательства других отраслей экономики (16% и 16%).

В целом по стране за последние годы наметилось положительная тенденция повышения доли непродовольственных товаров. В определенной мере эти изменения свидетельствуют о наметившейся тенденции роста уровня дохода населения. Товарооборот между Россией и Китаем по итогам текущего года превысил 40 миллиардов долларов против 33 миллиардов в 2006 году; между Беларусией и Россией по итогам 2007 года составил более 25 миллиардов долларов; между Россией и Турцией по итогам прошлого года составил 15,2 миллиарда долларов, что на 40% больше по сравнению с 2006 годом; между Сербией и Россией в 2007 году составил 2,73 миллиардов долларов; между Россией и Молдавией вырос на 40%, превысив 1,3 миллиарда долларов; в настоящее время товарооборот между Россией и Ираном составляет 2 миллиарда долларов и так далее.

Розничный товарооборот является основой для определения потребности во всех видах ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и вместе с тем занимает соподчиненное положение по отношению к прибыли.

Розничный товарооборот измеряется:

- стоимостными и натуральными показателями;

- показателями его изменения (прироста, снижения);

- показателями объема продаж на душу населения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 162.