Научная рациональность и ее типы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Революции в науке как смена типов рациональности. Три типанаучной рациональности и смена парадигм в естествознании.

Научная рациональность – это соответствие теоретических по- строений средствам познания, нормам, идеалам, которые приняты


наукой и ведут к объективной истине. Критериями научной рацио- нальности являются логические законыи правила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схе- мы объяснения и понимания, принципы построения научных тео- рий, образцы решения исследовательских задач. Смена типов ра- циональности связана с характером исследуемых системных объ- ектов и применяемых средств познания, идеалов и норм науки.

Классическая наука (XVII в. – конец XIX и начало XX в.) ориен- тирована на жѐстко детерминистический стиль исследования, ис- ключающий из нормативов научного описания и объяснения всѐ, что относится к субъекту и процедурам его познавательной дея- тельности; формируется в Новое время. Аналогом такой модели является борьба Ф.Бэкона с «идолами познания».

Эти признаки приобрели всеобщую мировоззренческую значи- мость. Так, Спиноза излагает этическую систему на языке Евклида, сознательно называя метод построения своей системы геометриче- ским. Полная независимость от чувственного опыта становится критерием не только научного знания, но и всей картезианской де- дуктивной философии. Но Декартовское сомнение предполагает возможный выход за рамки механистического детерминизма и су- ществования многовариантных концепций бытия. У Канта это раз- деление на ноумен и феномен, и неисчерпаемость мира природных форм, ограниченность разума, моральное долженствование.

Неклассическая рациональность формируется к началу ХХ века, когда физика вышла на освоение микрообъектов. В соответствии с неклассической рациональностью научное изучение реальности предполагает учѐт используемых средств (приборов, систем отсчѐ- та, способов описания и обоснования). Стала очевидной искус- ственность раздела между естественными и техническими науками. Объекты стали рассматриваться не только в качестве подчинѐнных законам природы, но и в качестве «естественно-искусственных» систем, поставленных в зависимость от средств исследования. В работах Н. Беккереля, Дж. Томпсона, М. Планка, Н. Бора, А. Эйн- штейна и многих других учѐных закладываются основы некласси- ческой рациональности. Их усилиями создаѐтся квантово- релятивистская картина мира. Неклассический этап в развитии науки длился в течение двух первых третей ХХ столетия.

Постнеклассическая рациональность предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но


и социальными целями и ценностями. Прочный статус приобрета- ют категории – субъект, цель, знание, ценность и пр. Этот тип ра- циональности характерен для сложных саморазвивающихся си- стем. Методологией исследования таких объектов является синер- гетика. Она рассматривает мир как взаимодействие порядка (ин- формации) и хаоса (энтропии), которые нестабильны и могут пере- ходить друг в друга. Тенденция роста информации характерна для открытых систем, а энтропии – для закрытых, изолированных си- стем. Однако понятие «закрытая система» достаточно условно, ибо зависит от выбранной системы координат. В сфере постклассиче- ской рациональности формируются знания о современных биотех- нологиях (в первую очередь генной инженерии), медико- биологических объектах, крупных экосистемах, биосфере, систе- мах искусственного интеллекта и т.д. Здесь поиск истины затраги- вает гуманистические ценности. Особую роль в освоении таких систем играет знание запретов на некоторые стратегии взаимодей- ствия. Итак, создаѐтся новая основа для глубокой интеграции есте- ственнонаучного, технического и социально-гуманитарного зна- ния.

 



Дата: 2019-07-24, просмотров: 224.