Срок исполнения обязательств
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законодательство о контрактной системе буквально пронизано различного рода сроками совершения юридически значимых действий, при этом порядок исчисления указанных сроков Законом 44-ФЗ не определён, что на практике вызывает определённые трудности, как у заказчика, так и участников закупки. Правоприменительной практика, основываясь на положениях ч.1 ст. 2 Закона 44-ФЗ, исходит из необходимости применять правила об исчислении сроков, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации. Поскольку срок исполнения обязательства - это временной интервал времени, в пределах которого совершаются юридически значимые действия (бездействия), следовательно, к указанной гражданско-правовой категории в полной мере применяются общие положения гражданского законодательства о сроках, их установлении, исчислении, наступлении сроков и прочее. Отметим, что помимо общих положений о сроках гражданское законодательство отдельно регулирует сроки, связанные с исполнением обязательств (ст.314-315 ГК РФ). Особенностью данного регулирования, по мнению С.В. Сарбаш, является его диспозитивный характер, поскольку основывается на общем принципе автономии воли в гражданском праве (п. 2 ст. 1 ГК РФ), одними из главнейших субъектов, имеющих право на установление срока исполнения обязательства, являются сами стороны того или иного обязательства, по мнению автора, императивные сроки исполнения обязательства не характерны для гражданского права, их число не столь велико, а устанавливаются они законодателем, в основном, для защиты интересов экономически слабой стороны[27]. В законодательстве о контрактной системе преобладает иной подход к регулированию сроков исполнения обязательств по государственному контракту, в ряде случае он имеет скорее императивный характер, не позволяя сторонам контракта определять его самостоятельно. Так, к числу императивныхможно отнести сроки исполнения финансовых обязательств заказчика по оплате стоимости исполнения по государственному контакту, сроки, связанные с односторонним отказом от исполнения обязательств, срок предоставления информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях предусмотренных ч.23-24 ст. 34 Закона 44-ФЗ, кроме того,в силу ч. 29 ст. 34 Закона 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта. Специфика отношений, направленных на обеспечения государственных нужд, на наш взгляд, не предполагает наличие экономически или юридически слабой стороны контракта, поскольку указанные правоотношения строятся на основе профессионализма как заказчика, так и участника закупки, следовательно, определяемые в Законе 44-ФЗ сроки имеют скорее обоюдный характер и направлены на защиту интересов и поставщика (подрядчика, исполнителя), и государственного заказчика.

Государственный контракт, наряду с местом исполнения обязательств должен содержать условия о сроках поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Однако, как было отмечено выше, это не единственное требование к определению сроков исполнения обязательств, так, государственный контракт должен содержать условия о сроках возврата обеспечения по государственному контракту, оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приёмки поставленного товара. Из перечисленных требований особое значение имеет срок исполнения обязательств по приёмке товара (работы, услуги). Поскольку помимо приёмки товара (работы, услуги) заказчик обязан провести экспертизу на соответствие результата исполнения государственного контракта его условиям, весьма существенное значение будет срок окончания приёмки товара (работы, услуги). Отметим, что диспозиция ч.ч. 5 и 7 ст. 94 Закона 44-ФЗ прямо предусматривает проведение экспертизы результата исполнения государственного контракта до начала приёмки товара (работы, услуги), следовательно, срок исполнения обязательств по приёмке продлевается на срок проведения экспертизы, документы о приёмке не могут быть подписаны заказчиком ранее даты выдачи экспертом заключения. В правоприменительной практике сложился несколько иной подход к пониманию момента проведения экспертизы, так, Первый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 21.05.2018 по делу N А11-5883/2017 указал, что заказчик вправе провести экспертизу для установления скрытых недостатков товара, которые не могли быть выявлены при внешнем осмотре во время приёмки товара.

Отметим, что сроки исполнения обязательств по государственному контракту имеют достаточно определённый характер, поскольку по общему правилу государственные контракты заключаются в пределах срока действия лимитов бюджетных обязательств (текущий финансовый год и плановый период). В отдельных случаях бюджетное законодательство допускает заключение контрактов, срок действия которых выходит за переделы действия текущего финансового года и планового периода, при этом, если цена указанного контракта превышает сто миллионов рублей, он должен содержать график исполнения контракта (ч.12. ст. 34 Закона 44-ФЗ).

Вопрос о частных сроках исполнения обязательств по государственному контракту является весьма актуальным, потому как государственные заказчики достаточно часто предусматривают в контракте поставку товара партиями по утверждённому графику, например, если предметом контракта являются горюче-смазочные материалы, скоропортящиеся продукты, и т.д. Нередко территориальные органы ФСИН России обеспечивают нужды подведомственных учреждений путём заключения государственного контракта, предусматривающего отгрузку товара по утверждённой заказчиком разнарядке, в этом случае срок направления отгрузочной разнарядки определяется по правилам ст.509 ГК РФ, устанавливающей не только жесткие сроки направления разнарядки поставщику в случае отсутствия указания на них в тексте договора, но и правовые последствия за несоблюдения указанных сроков со стороны заказчика.

Таким образом, особенностью правового регулирования сроков исполнения обязательств по государственному контракту является их определённость законодательством о контрактной системе и обязательный характер соблюдения.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.