Деятельностная природа человека и сознание.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       Человек сам по себе, взятый изолированно от коллективных форм своей жизнедеятельности – ничто. Согласно К. Марксу человек является историческим и социальным существом. Он “он не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений “. (Маркс К., Энгельс Ф., Соч. т. 21. с. 265).

      В своей социальной трудовой деятельности, человек создает искусственный материальный мир, мир культурных ценностей. Он создает язык, искусство, религию, науку, философию, нравственность, традиции. Конечно, создает он этот мир не на пустом месте.

      Возникновение человека, антропогенез, эволюция человечества, свидетельствует о тесной связи человека и природы. Как социальное существо человек не просто приспосабливается к природе, он стремится стать ее хозяином.

       Рассмотрим несколько этапов освоения человеком природы:

· “Присваивающий” период начинается с появления человека разумного (первобытная эпоха). Человек воздействует на природу лишь фактом своего существования. Природа практически полностью определяет все особенности жизни человека.

Сознанию, по видимому, отводилась роль орудия (подсобного средства) необходимого для оптимизации трудового процесса (трудовых навыков).

· Этап “производящей” экономики (от первобытного строя до буржуазных отношений).

Человек начинает активно вмешиваться в природу, вырубать леса, строить ирригационные системы. Постепенно овладевая новыми орудиями труда, осваивая новые территории человек, начинает оказывать разрушительное действие на природу. Переплетение социальных и природных факторов приводит к появлению войн. Возникают два типа обществ – “традиционные” (воспроизводящий тип производства, устойчивость традиции, образа жизни) и “техногенные”.

       Для этого этапа характерно появление мифологического сознания, многобожия. Постепенное расширение торговли и судоходства, концентрация богатства и его перераспределения, рост народонаселения и прилив в его города, социально экономические изменения, - приводят к кризису мифологического сознания.

       Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира, человек должен был по новому увидеть свое место в мире и предназначения в нем. Ощущая себя в неразрывности с космосом он уже задумывался о существовании первопричины, первоосновы бытия.

Появляется религия единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство). Реальностью, определяющей все сущее становится не природа, а Бог (есть только одно абсолютное начало – Бог; все остальное – его творение).

· Этап техногенных и информационных обществ.

       Внешний мир, природа рассматривается как арена деятельности человека. Природа утрачивает самостоятельную ценность. Природа понимается как бесценная кладовая. Человек становится господином природы, и власть его кажется безгранична. Воздействие человека на природу приобретает глобальный характер. 

        В XX веке намечается переход от физических моделей мира к биологическим. Формируется новое ''биологическое'' мышление. Академик В. И. Вернадский создаёт учение о ноосфере, рассматривая её как область слияния законов общества и природы. Современный человек осознаёт в себе единство природы и космоса. 

  В заключение можно сказать: 

1) Человек в процессе своей деятельности эволюционирует. Он является результатом эволюционных процессов в природе и в обществе.   

2). Человек – деятель. Его деятельная природа непосредственно связана сего сознанием, с осознанием себя в окружающем мире.

3). Деятельность человека, его сознание должны быть направлены на понимание своей роли в окружающей природе и обществе, постоянное возвышение и нарастание в нём нравственного начала.

 

 4. Проблема истины и заблуждения.                                                                               

           

     Важный принцип классического образа научности заключается в требовании истинности научного познания. Истина должна быть одновременно и характеристикой отдельного научного положения и одновременно – его целью, идеалом. Истина не может быть пустой и бессодержательной, - иначе нельзя верить в то чего нет, стремиться к тому, чего нет.

Взгляды философов различных эпох на данную проблему:

 

· Классическая (аристотелевская) концепция истины

Согласно данной концепции, - истина есть соответствие наших знаний или утверждений (представлений)- действительности, реальному положению дел. Главным здесь является идея соответствия. Знания сравниваются с фактами. Но так как факты выражаются в некоторых утверждениях, то здесь устанавливается лишь соответствие одних фактов – другим фактам. Это так называемая теория корреспонденции, соответствия.

· Когерентная теория (концепция) истины.

Выдающие представители, Гегель, В. Соловьев. Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. С позиций когерентной теории истины, - истина понимается как некоторый идеал, к которому нужно стремится, но достичь и удостовериться в нем невозможно. Теория когеренции это согласованность одних частей знания с другими, части с целым. Знания об отдельной вещи или явлении должно соответствовать и согласовываться с системой знаний о мире в целом.

· Прагматическая концепция истины.

Теория прагматизма отождествляет истину с пользой для человека. Прагматическая концепция истины берет свое начало в греческой софистике и древней китайской философии. Значительный вклад внесли Ф. Энгельс, В. Ленин. Согласно приверженцам данной концепции, - истинность нашего знания удостоверяется практической применимостью. Практика есть критерий истины – это типично инженерный подход к проблеме истины.       

· Диалектико – материалистическая концепция истины.

  К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, советские философы, - считают, что истина это соответствие субъективного образа объективной реальности. Здесь соответствия насыщается практическим смыслом. Истина - по определению в субъекте, но она так же и вне субъекта. Истина объективна, – истинное содержание человеческих представлений не зависит от человека. Истина субъективна - это значит, что она не существует помимо человека.

Марксистская гносеология исходит из положения о том, что абстрактной истины нет – истина всегда конкретна. Абстрактная истина есть истина пределы применимости которой не установлены. Поэтому она (абстрактная истина) распространяется на неопределенную область явлений, превращаясь в свою противоположность – заблуждение.

Чтобы отличить истинное от заблуждения необходимы критерии. В домарксистских гносеологиях критерий достоверности истинности знания искался в самом знании. В марксистской концепции, критерий истины – в понятии практики. Марксистское определение практики включает в себя целеполагающую деятельность человека.

 

В качестве критерия истинности выступает так же аксиологический критерий, то есть обращение к ценностным нормам и принципам. Ценностные принципы могут определять направление развития современного человечества  

    В качестве критерия истинности может выступать также эстетический критерий. Чувство, гармония, совершенство, красота – играют большую роль при выборе тех или иных сценариев развития

         

Дата: 2019-07-24, просмотров: 187.