Идентификатор BE011 EKL , пароль 00494266
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

БЕЛОВО, 2002

 

Какова структура философского знания?

 

Как теоретическая дисциплина,  философия имеет ряд разделов:

· Онтология (ontos-бытие,   logos-учение) - учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

· Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) – учение о познании. Это раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:

- Психология познавания – изучает субъективно-индивидуальные процессы познавания.

- Логика знания – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. (диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика отношений и т.д.)

- Критика познания – анализирует соотношение между элементами объективными и субъективными.

- Общая история познания, эволюция познания.

· Аксиология (axios – ценность) – учение о ценностях.

 

В структуре философского знания выделяют так же:

· Социальную философию – анализ, изучение социального устройства общества, человека в нём.

· Философскую антропологию – учение о человеке. (от проблемы происхождения до космического будущего.)

· Философию культуры – раздел, где изучается, исследуется сущность и значение культуры.

· Философию права – учение, наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..

· Философия истории.

· История философии.

 

Самостоятельное, не менее важное значение имеют такие разделы, как:

· Диалектика – (искусство ведения беседы, спора) - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания. Метод познания.

· Эстетика – наука, изучающая сферу эстетического отношения человека к миру и сферу художественной деятельности людей. (включает в себя теорию эстетических ценностей, теорию эстетического восприятия, общую теорию искусства.).

· Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

 

Известны попытки чёткой классификации внутри философского знания, например:

- Методологический отдел философии (логика, онтология, гносеология)

- Систематизация данных научного познания.

- Оценивающий отдел философии (область вопросов связанных с фактами оценки деятельности человека).

Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций, поскольку для философии нет запретных тем.

 

Проблема бытия в философии XX века.

 

В период новой и новейшей истории в философии наметилась и развилась идея о том, что человека нужно рассматривать как автономного и деятельного субъекта. Всё окружающее рассматривается как попе человеческой активности.

Человеческое бытие в концепциях современной онтологии – это не абсолютно ''чистое'' мышление. Человек – это место столкновения бесконечного с конечным; он не может сказать, что из себя представляет бытие, оно для него не ''прозрачно'', но он может обнаружить его воздействие на собственную жизнь.

Варианты современных философских знаний на бытие разнообразны:

· ''Критическая онтология'' - концепция немецкого философа Н. Гартмана.

В основе этой концепции лежит идея структурности бытия. Бытие обнаруживает себя в формах ''онтологического шока'' – столкновением человека с неподатливостью мира, с запредельностью, с границей наших возможностей. Человек ощущает, что он не господин собственной судьбы.

Здесь эмоции – есть формы переживания бытия как времени, неподвластного человеку. В реальном бытии Гартман выделяет материю, жизнь психику, дух, - существующие во времени. Существование в пространстве присуще только материи. В идеальном бытии Гартман выделяет сферу познания (восприятие, созерцание, знание) и логическую сферу (понятие, суждение, умозаключение).

По Н. Гартману, - бытие не может порождаться, возникать, исчезать. Бытие в понимании Н. Гартмана есть пространство.

· Герменевтика (искусство истолкования текстов, иносказаний). Представители этого направления (Х. Гадамер) рассматривают бытие как ''вневременность во времени'', как границу столкновения конечного с бесконечным. Бытие представляется в формах временности.

Человек не может свободно двигаться, перемещаться во времени, но он не может и удержаться в одной точке временного потока. Человек не может властвовать над временем , но он пытается его освоить. Герменевтика –есть форма освоения времени.

· ''Телесность''. Представители этого направления , например, Ф. А. Лосев, считают, что

тело есть последняя осуществлённость личности. Тело – это основа самопознания, это бремя и благо, это постоянное напоминание человеку о его ограниченности, способ, с помощью которого человек преодолевает эту ограниченность. Способ бытия жизни, - дается, прежде всего, телом.

· С позиции американского исследователя Г. Саймона действительность представляется как “мир искусственного” и “мир естественного”. Такое деление бытия на естественное и искусственное отражает коренные условия всякого существования.

 

Взгляды современных философов на бытие как на естественно – искусственную проблему важны в настоящее время так, как технологическое могущество современного человека сопоставимо с естественно – биосферным миром, окружающим его.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 144.