Болгарского революционного центрального комитета (БРЦК)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Датирована 1 августа 1870 г., составлена идеологом болгарского освободительного движения Любеком Каравеловым (ок. 1834- 1879) при участии его соратника Васила Левского (1837-1873).

Мы боремся против двух врагов: врага политического - турецкого правительства и врага духовного - греческого духовенства.

Турецкое правительство со своими башибузуками и греческое духовенство со своими монахами и попами убивают в болгарском народе всякое прогрессивное движение, всякое народное и человеческое проявление к устройству, которое помогает народу добиться себе лучшей, свободной жизни.

Один наш враг пал[10], настала очередь и за другим.

Наша святая обязанность заключается сейчас только в том, чтобы очистить свою землю от правительственной, чиновничьей нечистоты и обеспечить свою народную, политическую и общественную свободу.

Болгарский народ - народ демократичный; он не разделен на сословия, среди него нет аристократического величия, этого ни для чего не нужного общественного элемента, и поэтому мы хотим видеть в своем отечестве правительство, выбранное прямо из всего народа и им самим. Мы желаем жить со всеми нашими соседями в дружбе, а особенно с сербами и румынами, которые отчасти сочувствуют нашим стремлениям, и желаем составить с ними Южнославянскую или Дунайскую федерацию свободных земель.

Мы хотим, чтобы та земля, которая населена болгарами, управлялась по-болгарски, т. е. сообразно с нравами, обычаями и характером болгарского народа; а те земли, которые населены румынами, сербами и греками, управлялись сообразно с характером румынского, сербского и греческого народов. Пусть каждая народность, как и каждый человек сохранит за собой свободу управляться по собственной воле.

Но в то же время мы желаем составить между нами и нашими родственными народами и соседями единое целое, наподобие Швейцарского союза.

Мы не желаем чужого... но не желаем отдавать другому своего. У нас нет претензий на историческое, каноническое, коронованное и религиозное право, а поэтому оставляем самому народу решить свою судьбу и определить, к какому отделу союза он желает присоединиться: к сербам ли, к болгарам ли, к румынам ли или к грекам.

Следовательно, у нас не может быть вопросов о границах.

Мы желаем для себя самих свободы народной, свободы личной и свободы религиозной, одним словом свободы человеческой и поэтому желаем такой же свободы и нашим друзьям и соседям <...>

Мы употребим против турецкого правительства точно такие же мирные средства, какие были употреблены против греческого духовенства; только в самом крайнем случае мы прибегнем против них к оружию, огню и мечу!

Мы не будем сотрудничать ни с одним деспотичным правительством, если даже оно будет составлено из родных наших братьев; нашими союзниками должны быть только порабощенные и измученные тяжкими трудами и нищетой народы, такие же как мы сами.

Мы причисляем наших чорбаджйев[11] к числу наших врагов и будем их преследовать везде и всегда!

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

Из статьи Х. Ботева

«Зажжем огонь восстания»

Статья выдающегося болгарского поэта и революционера-публициста Христо Ботева (1848-1876) написана 11(23) января 1875 г. Опубликована в издававшейся им в Бухаресте газете «Знаме» («Знамя»).

Пора теперь поговорить о самой нашей эмиграции - сказать несколько слов о характере и направлении тех революционных идей, которые уже пустили корни в нашей народной массе и очень скоро должны придать новую расцветку карте Балканского полуострова, вписав несколько новых, светлых страниц в историю южного славянства. Мы так же, как большинство наших предшественников -эмигрантских публицистов, всегда держались того мнения, что чем больше увеличивается количество наших эмигрантов по сю сторону Дуная и чем больше растет среди этой части нашего народа число развитых, здоровых, способных людей, тем более крепнет сила нашего народного протеста против рабства, тем надежней обеспечивается возможность нашего политического освобождения, тем больше шансов на успех получает наша необходимая и святая народная революция... Каждый помнит, какое решительное настроение владело умами в 1867-1868 гг. и какое благотворное влияние имело это настроение на всю массу народа. Революционные гайдуцкие четы, возвестившие могучее слово свободы в самой его гуще и показавшие, что может сделать болгарин с оружием в руках; тайный центральный революционный комитет, засыпавший глаза Турции пылью и решивший, что от этого «больной человек» должен обязательно испустить дух; наконец, даже песни, распевавшиеся в бухарестских и браильских корчмах голыми и голодными сынами нашей родины,- все это заставляло пульс народа биться с новой энергией под влиянием надежды на близкое всеобщее восстание. <...>

С 1868 г., т. е. с того времени, как болгарский народ увидел столь доблестно пролитую кровь своих сыновей[12] и убедился, что Турция дышит на ладан, вся деятельность честных, искренних болгарских патриотов ограничивалась пропагандой этой идеи и подготовкой умов к назревающим событиям. <...> За семь - восемь лет необходимая, хотя плохо организованная пропаганда, с одной стороны, и нечеловеческие, доведшие народ до отчаяния насилия, страдания и муки, с другой, в известной мере достигли своей цели. Народ готов теперь оставить рабскую соху и заняться устройством своей судьбы. Но ему, как и всякому другому народу, который попал бы в такое положение, недостает всеобщей солидарности, необходимой для того, чтобы собрать свои силы воедино и произвести желанную перемену.

В самом деле, за последние несколько лет... как народ, так и его эмиграция не в состоянии ничего сделать порознь. Эмиграции недоставало поддержки народа, народу недоставало помощи эмиграции. <...> Приблизить день нашего освобождения можно только в том случае, если... найдется или заново возникнет такая организация, которая покроет Балканский полуостров революционно-пропагандистской сетью...

Эта организация должна собрать рассеянные и разъединенные силы народа, точно и правильно учесть их, сопоставить с силами угнетателей и, убедившись, что силы народа нетронуты, могучи и достаточны для того, чтобы сбросить пятивековые ржавые цепи рабства, вдруг зажечь огонь восстания, озарив Балканский полуостров лучами свободы... Мы... ждем, когда Россия смилостивится и придет освобождать нас, либо Сербия решится и поможет нам, либо Греция даст себя уговорить и нас поддержит, либо, наконец, сам господь бог спустится с небес, научит нас уму-разуму <...>

...Голод, мор, нищета - это страшные двигатели революции: за кусок хлеба, шаг вперед человек готов принести в жертву жену, детей, имущество, жизнь. К тому же у болгарина это все уже отнято, попрано, продано, осквернено. Еще один неурожайный год, и он поднимет косу против виновников своей гибели и - живой или мертвый - положит конец своим воловьим страданиям. Каковы будут последствия? При современном прогрессе в области орудий истребления, с одной стороны, и «гуманности»... характерной для полудикого турецкого племени - с другой, Балканский полуостров превратится в мясорубку... Наш народ стоит перед выбором: либо остаться под турецким игом... либо пойти по революционному пути, вступив в неравную борьбу с угнетателями.

Из этих двух зол он выберет второе - и будет бороться не на живот, а на смерть... Что может сделать весь наш народ, если ему дать хорошее оружие, хороших руководителей и небольшую помощь, которой он так и не получил в 1868 г.! Теперь вы знаете, что ждет и требует от нас наш несчастный, порабощенный народ? Если знаете, то должны быть готовы в любой день, любой час и любую минуту принести свою лепту на алтарь его свободы, так как страшный суд уже близок, и раб не будет больше терпеть.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

Из болгарской

(Тырновской) Конституции 1879 г.

Была принята Учредительным народным собранием Болгарии в г. Тырново 16(28) апреля 1879 г. и получила название Тырновской. С 1879 по 1917 г. конституция дополнялась и изменялась дважды- 15(27) мая 1893 г. и 11(24) июля 1911 г. В дополнении 1893 г. подчеркивалось отсутствие в Болгарии титулов, дворянских привилегий и дворянства вообще. По закону от 11(24) июля 1911 г, после провозглашения Болгарии царством, Тырновская конституция получила иное официальное название – Конституция Болгарского царства. Она имеет 22 главы и 169 статей. Текст воспроизводится по русскому изданию, сверенному с оригиналом.

Ст. 4. Княжество Болгария есть монархия наследственная и конституционная, с народным представительством.

Ст. 5. Князь есть верховный представитель и глава государства.

Ст. 8. Особа князя священна и неприкосновенна.

Ст. 9. Власть законодательная принадлежит князю совместно с народным представительством.

Ст. 10. Князь утверждает и обнародует принятые Народным собранием законы.

Ст. 11. Князь есть верховный начальник всех военных сил страны…

Ст. 12. Князю принадлежит власть исполнительная; все органы этой власти действуют его именем и под его верховным надзором.

Ст. 37. Господствующая в Болгарском княжестве вера есть христианская, православная, восточного исповедания.

Ст. 44. Ни один закон не может быть издан, дополнен, изменен или отменен без предварительного обсуждения и принятия его Народным собранием, которому предоставляется также право давать толкование истинного его смысла.

Ст. 57. Все болгарские подданные равны перед законом. Разделение на сословия в Болгарии не допускается.

Ст. 67. Права собственности неприкосновенны.

Ст. 71. Каждый болгарский подданный подлежит воинской повинности на основании установленного на этот предмет закона.

Ст. 73. Никто не может быть подвергнут наказанию иначе, как по приговору подлежащего суда, вошедшему в законную силу.

Ст. 78. Начальное обучение бесплатно и обязательно для всех подданных Болгарского княжества.

Ст. 79. Печать свободна. Никакой цензуры не допускается и никакого залога не требуется от авторов, издателей и типографов.

Ст. 83. Болгарские граждане имеют право составлять союзы без всякого предварительного разрешения, если только цель и средства этих союзов не приносят вреда государственному и общественному порядку, религии и добрым нравам.

Ст. 85. Представительство страны заключается в Народном собрании, которое бывает: 1) Обыкновенным, 2) Великим.

Ст. 86. Обыкновенное народное собрание состоит из депутатов, избираемых прямой подачей голосов по одному на 20 тыс.[13] жителей обоего пола. Депутаты избираются на 5 лет[14].

Право быть избирателями принадлежит всем болгарским гражданам, достигшим 21 года и пользующимся гражданскими и политическими правами. В депутаты могут быть избираемы все болгарские граждане, пользующиеся гражданскими и политическими правами; они должны быть грамотны и не моложе 30 лет от роду. Порядок выборов должен быть определен особым избирательным законом.

Ст. 105. Предметы ведения Народного собрания суть: 1) обсуждение проектов законов согласно ст. 44; 2) обсуждение предложений о государственных займах, об увеличении, уменьшении или установлении налогов и всякого рода сборов, а равно о их распределении и порядке взимания…; 4) обсуждение ежегодного бюджета доходов и расходов…; 7) возбуждение вопросов об ответственности министров.

Ст. 108. Законодательная инициатива принадлежит князю и Народному собранию.

Ст. 118. По каждому постановлению, состоявшемуся в собрании и представленному князю, решение его должно последовать в течение сессии.

Ст. 119. Бюджет представляется на рассмотрение Народного собрания ежегодно.

Ст. 127. Народное собрание созывается князем ежегодно…

Ст. 136. Князь может распустить собрание и назначить новые выборы народных представителей.

Ст. 140. Великое народное собрание созывается князем или советом министров.

Ст. 144. Великое народное собрание состоит из депутатов, избираемых прямой подачей голосов. Число депутатов равно двойному числу членов обыкновенного народного собрания, считая по два на каждые 10 тыс. жителей обоего пола. О порядке избрания депутатов будет издан особый избирательный закон.

Ст. 148. Высшие правительственные учреждения суть: 1) Совет министров, 2) министерства.

Ст. 152. Министры назначаются и увольняются князем.

Ст. 153. Министры ответственны перед князем и Народным собранием в совокупности за общие, ими принятые, меры, и лично каждый – за действия, совершенные им по вверенной ему части управления.

Ст. 163. Назначение на все государственные должности принадлежит князю.

Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. II . Новая история. – Минск: 1987.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 193.