Самый ранний уровень психологического развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теперь мы обсудим три последовательные стадии психологического развития на первом году жизни. Они представляют собой уровни возрастающей сложности в психической структуре индивида. Начало каждой из этих последовательных стадий знаменуется появлением специфического аффективного поведения, которое я стал рассматривать как индикатор наступления новой фазы.

В этих трех последовательных стадиях влияние психологического развития на поведение становится все более очевидным. Взаимообмены в рамках объектных отношений, по всей видимости, мобилизуют силы, вызывающие это прогрессивное развитие.

Первая стадия, которая начинается с рождения и продолжается примерно до середины третьего месяца жизни, была названа Анной Фрейд (1936), а также Гартманном, Крисом и Лёвенштейном (1946) «недифференцированной стадией». Они указывали, что Эго и Ид дифференцируются из недифференцированной матрицы.

Я предпочитаю говорить о стадии недифференцированности. Здесь

115

нет дифференциации внутри психики и сомы, ее нет также между Эго и Ид. Кроме того, здесь нет дифференциации между поступающими стимулами, а поведение, которое внешне возникает в ответ на эти стимулы, по-видимому, является неспецифическим. Более того, без слишком большого преувеличения можно сказать, что в ответ на поступающий стимул поведение может оказаться случайным. Под этим мы имеем в виду, с одной стороны, что оно может возникнуть, а может и не возникнуть; с другой стороны, если оно и возникает, то может происходить в любом из секторов тела младенца, способных функционировать в этом возрасте. Они включают в себя скелетную мускулатуру, сфинктеры, гладкую мускулатуру, а также сосудистые и вегетативные реакции1.

В начале этой стадии организм функционирует в соответствии с принципом нирваны; он стремится к редукции напряжения. В последующие недели развиваются реакции в аспекте принципа удовольствия-неудовольствия. Но пока здесь нет дифференциации, ни в восприятии, ни в памяти, помимо рудиментов, необходимых для закрепления элементарных условных рефлексов.

Изменение в этой картине происходит на третьем месяце жизни. Этот возрастной уровень, как и все остальные возрастные уровни, о которых будет говориться, является усредненным. По своему оснащению и в своем созревании индивиды существенно различаются, варьируют. Еще более широкие вариации существуют среди факторов, влияющих на психологическое развитие. Индивидуальные отклонения от средних значений, о которых пойдет речь, имеют порядок плюс-минус два или более месяцев.

Индикатором изменения, которое происходит на третьем месяце жизни, является реакция улыбки младенца. Если в этом возрасте тем или иным движением приблизить к младенцу свое лицо, то он ответит на него улыбкой. Это является ответом не на конкретного индивида, а на перцепт, имеющий свойства гештальта. Эта специфическая конфигурация состоит из двух глаз, носа, лба и должна находиться в движении (Spitz & Wolf, 1946).

1 В недавно опубликованной статье доктор Джон Бенджамин (1958) постулирует наличие стадии даже еще более ранней, чем та, которую мы сейчас описываем. Он считает, что к концу первых четырех недель достигается некоторая степень организации и интеграции мышечного поведения, которая позволяет дифференцировать этот период от п оследующих двух месяцев жизни, в котор ые становится все более заметным психологическое развитие. Безусловно, это наблюдение является верным. Однако один из важных критериев, которые, по моему мнению, определяют наступление новой стадии, при переходе от первых четырех недель жизни к последующим двум месяцам отсутствует. Этим критерием является специфическое аффективное поведение, которое я считаю индикатором наступления каждой последующей стадии. До тех пор пока такой индикатор перехода от стадии, описанной доктором Бенджамином, не удастся выделить, я буду считать ее подразделением описанной мною первой стадии. Таким образом, возрастающая степень организации нервно-мышечной координации, пожалуй, представляет собой некоторые относящиеся к созреванию предварительные условия для окончательного появления психических функций.

116

Этот гештальт является первым зрительным перцептом, который ребенок уверенно распознает и на который он реагирует специфическим эмоциональным поведением. Эта реакция является индикатором того, что у младенца произошел поворот от исключительного восприятия стимулов, возникающих внутри него, к внешнему миру, к восприятию стимулов окружающей среды. Он прогрессировал от первичной нарцисси-ческой стадии, стадии недифференцированности, к следующей стадии, на которой'он устанавливает свои отношения с окружением.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 181.