Исторические типы филосовского мировоззрения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.

 

 

Философия Древнего Востока.

Восточная философия создает непосредственное восприятие мира, не вводя мысль в жесткие логические формы, в которые вводит философская мысль Запада. Восточные мыслители рассматривают цель жизни и жизнь, не отрывая друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней.

Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона: 

Ближний Восток; Индия; Китай.

Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий д.н.э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах (образная картина мира, сочетающая в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции). В них он пытался дать ответ на вопросы о предназначении индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни.

Однако в Месопотамии и других областях Ближнего Востока не произошло отделения науки и философии от мифологического понимания мира.

Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды.

 

 

Философские традиции Индии.

Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника:

1) Ригведы    2) Брахманы      3) Араньяки    4) Упанишады

Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки –

нравственный кодекс для отшельников, Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как представитель высшего сословия.

Различают три основных варны (касты, сословия): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:

1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, санхья, вайшешика;

2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.

Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель–Патанджами, являющийся автором Трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют 3 составляющие:

• физическое тело; • тонкое тело (чувство, разум, самосознание); • чистое сознание (душа).

Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений,

 

 

отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают:

1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела;

2) овладение дыханием при определенных положениях тела, т.е. дисциплина дыхания;

3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;

4) концентрация мысли;

5) медитация;

Буддизм возник в 6 в. д.н.э. в Северной Индии. Основатель – Гаутама, которого впоследствии прозвали Буддой. Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины:

1) существование человека неразрывно связано со страданием;

2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти;

3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;

4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь,

заключающийся в следующем: • правильное суждение; • правильное решение; • правильная речь; • правильная жизнь; • правильное стремление; •  правильное внимание; • правильное сосредоточение; • избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.

Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира (буквально – угасание).

 

Философские традиции Китая.

Источниками древнекитайской философии являются 5 книг: 1) книга песен 2) книга истории Шудзын 3) книга порядка Лишу 4) книга весны и осени 5) книга перемен.

Согласно китайской философии человек возникает тогда, когда изначальный Ци делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей. Человек призван преодолеть эту «расколотость» мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, покой и движение. Вместе с небом и землей человечество составляет великую триаду, каждый член которой порождает свой особый мир. Меж небом и землей человек драгоценнее всего, но мир создан не ради человека. Человек лишь предпоследнее звено развития мира. Человек– это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем космическом уровне.

В философии Древнего Китая выделяют 3 фундаментальных числа:

2 – Инь и Ян, 3 – небо, человек, земля, 5 – огонь, земля, вода, дерево, металл.

В пространстве времени человек обращен к прошлому, а к будущему повернут спиной. Будущее не привлекает особого внимания, ведь время движется по кругу, и все возвращается к своему первоистоку. Возвращается к своим истокам и каждый отдельно взятый человек. Отсюда смерть – это лишь возвращение и одновременное превращение. Жизнь – это лишь сон и не нужно бояться великого «пробуждения».

Конфуций (551 - 479 гг. д.н.э.) В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Его занимала проблема умственного и нравственного облика человека. Он первым разработал концепцию идеального человека – Цзюнь-цзы – «благородного мужа» не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств. Он должен обладать человечностью (любовью к людям). «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно».

 

 

Античная философия

Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца 7 в. д.н.э. по 5 в. н.э.

В развитии античной философии выделяют 4 этапа:

1) Досократическая философия.

2) Классический этап (Сократ, Платон, Аристотель).

3) Эллинистический этап, связанный с упадком греческих городов и установлением господства Македонии.    

4) Римская философия.

Фалес впервые в философии выдвинул проблему первоначала в качестве основной проблемы философии. Первоначалом всего он считал воду: из воды все возникает и в воду все возвращается.

Основная проблема философии Сократа – проблема субъекта (человека). Сократ выдвинул лозунг: «Познай самого себя», то есть познай, кто ты есть и будь им.

Учеником Сократа был Платон. Платон (427-347 гг. д.н.э.), являлся основателем первой Академии, т.е. философской школы. В этой школе изучали 4 основные дисциплины:

1) диалектику; 2) математику; 3) астрономию; 4) музыку.

Всю действительность Платон разделил на два мира: • мир идей; • материальный мир.

Платон выделял 3 части души: 1) разум; 2) воля и благородные желания; 3) чувственность.

Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. д.н.э.). По Аристотелю: философия – это учение о всеобщем, знание общего; мудрость – это знание причин всех явлений. Философия делится на 3 части: 1) теоретическая: метафизика, физика, математика. 2) практическая: политика, этика, риторика. 3) изобразительная: поэтика, риторика.

Аристотель заявил: «Платон мне друг, но истина дороже» и подверг критике платоновскую теорию идей. Во-первых, он утверждал, что идеи не находятся в каком-либо потустороннем мире, и во-вторых, что они находятся в самих вещах.

 

 

Философия Средневековья.

Средневековая философия охватывает период с 5 по 15 века. Главное отличие средневекового мышления в том, что оно пронизано проблемами религии. Выделяют два основных этапа средневековой философии:

1) Патристика (1-6 вв.) – учение отцов церкви. Вершина патристики – Августин Блаженный.

 2) Схоластика (расцвет 11-15 вв.). Вершина схоластики – Фома Аквинский.

Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.). Августин был убежден, что многие люди живут, не понимая себя. Каждый человек представляет для себя вопрос, который необходимо решить. Бог сотворил время, находясь вне времени. Человек же неразрывно связан со временем, для него настоящее распадается на 3 составляющие: 1) настоящее прошлого, 2) настоящее настоящего, 3) настоящее будущего. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь», – девиз философии Августина.

Фома Аквинский (1225-1274) является основателем томизма – учения, использующего рациональные аргументы для обоснования бытия бога. Аквинский утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело – это не человек, также дух – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом.

Основные идеи средневековой философии:

 • Принцип абсолютной личности, то есть Бога.

• Теоцентризм – принцип, согласно которому, источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

• Монотеизм – Бог един и уникален.

• Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего.

• Провиденциализм – понимание истории как осуществления плана спасения человечества, заранее предусмотренного Богом.

• Средневековый антропоцентризм – человек не просто микрокосм, а повелитель всего, созданного для него. Человек обладает не двумя, а тремя измерениями: тело, душа, духовность.

 

 

Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания». Основные идеи философии данной эпохи:

• Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.

• Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.

• Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен.

• Личностно-материальное понимание мира, то есть все существующее понимается в отношении человека, с акцентом на его телесной сущности.

• Идея превосходства эстетического понимания мира над моральным и научным.

• Натурфилософское понимание мира. Это означало естественный подход к познанию законов мироустройства (Николай Кузанский).

• Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость (Д. Бруно).

Яркими представителями эпохи Возрождения являются М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Петрарка, Р. Бэкон.

Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ и ученый. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел». Бог есть «все во всем». Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 169.