Философия как мировозрение и методология.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предмет философия.

«Философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага. Пифагор первым ввел понятие философии в науку. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук, а философов с древности называют аристократами духа. Развитие философии шло от мифа к логосу, от чувственного видения мира к знанию на уровне законов. Философия возникла с перенесением основного внимания от Бога на человека. Философское знание имеет диалогический характер:

1) Я и мир,              2) Учитель и ученик,       3) Я и другие реальности.

Декарт говорил, что «вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, главные из которых: медицина, механика и этика». И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение:

1) что я могу знать; 2) что я должен делать; 3) на что я могу надеяться?

Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру:

• познавательное • практическое    • ценностное.

Структура философии:

1. Онтология – учение о бытии.                      2. Гносеология – теория познания.

3. Праксиология – учение о деятельности.    4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Антропология – учение о человеке.                 6. Методология – учение о методе.

7. Социальная философия – учение о специфических особенностях общества.

Функции философии:

1. Мировоззренческая   6. Методологическая        

2. Онтологическая         7. Ментальная          

3. Познавательная         8. Экзистенциальная                     

4. Праксиологическая    9. Воспитательная           

5. Аксиологическая       10. Терапевтическая   

Философия как мировозрение и методология.

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. В самом широком смысле мировоззрение – совокупность взглядов на мир.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

• мироощущение - чувственное знание мира;

• мировосприятие – образное знание мира;

• миропонимание – теоретическое знание мира;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мировоззрение имеет передающуюся из поколения в поколение духовную составляющую, представленную ценностями, традициями, идеалами, нормами, идеями, потребностями.

 

Исторические типы филосовского мировоззрения.

Различают 4 исторических типа мировоззрения:

1) Мифология – исторически первая нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественного сознания. Мифологическое мировоззрение дает образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

2) Религиозное мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественных сил и их определяющей роли в мироздании и деятельности человека.

3) Житейско-обыденное – существует в форме здравого смысла, рассудка и ориентировано на практические вопросы.

4) Философское мировоззрение – это исторически первая форма теоретического мировоззрения. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение, совокупность самых общих теоретических взглядов на мир, место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.

 

 

Философия Древнего Востока.

Восточная философия создает непосредственное восприятие мира, не вводя мысль в жесткие логические формы, в которые вводит философская мысль Запада. Восточные мыслители рассматривают цель жизни и жизнь, не отрывая друг от друга. Они не просто провозглашают истину, но одновременно стремятся указать путь к ней.

Колыбелью цивилизации был Древний Восток, и прежде всего три региона: 

Ближний Восток; Индия; Китай.

Первые доказательства существования письменности на рубеже 4 – 3 тысячелетий д.н.э. были получены на территории Месопотамии и Египта. Первоначально человек выражал свое отношение к миру в мифах (образная картина мира, сочетающая в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции). В них он пытался дать ответ на вопросы о предназначении индивидуального человеческого существования. Так в «Эпосе о Гильгамеше» рассматриваются проблемы бессмертия, жизни и смерти, смысла жизни.

Однако в Месопотамии и других областях Ближнего Востока не произошло отделения науки и философии от мифологического понимания мира.

Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды.

 

 

Философские традиции Индии.

Философия Древней Индии возникла в середине 1 тысячелетия д.н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Древнейший памятник индийской философии – это Веды, включавшие в себя 4 сборника:

1) Ригведы    2) Брахманы      3) Араньяки    4) Упанишады

Ригведы – это знание гимнов, Брахманы – религиозные тексты, Араньяки –

нравственный кодекс для отшельников, Упанишады развивали идеи брахмана как высшей духовной субстанции мира. Согласно концепции круговорота жизни, человеческая жизнь рассматривается как определенная форма бесконечной цепи перерождений. Закон кармы диктует постоянные включение в круговорот перерождений и детерминирует будущее рождение, которое является результатом всех деяний, предшествующих жизни. Только тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как представитель высшего сословия.

Различают три основных варны (касты, сословия): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшья. Те люди, чьи действия не были правильными, могут в будущей жизни родиться как члены низшей варны.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, делящихся на две большие группы:

1) ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед: веданта, йога, санхья, вайшешика;

2) неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед: джайнизм, буддизм.

Философская школа «йога» возникла во 2 в. н.э. Основатель–Патанджами, являющийся автором Трактата «Йога-сутра». В йоге рассматриваются необходимые этапы для совершенствования души человека и перехода его к брахме. В человеке выделяют 3 составляющие:

• физическое тело; • тонкое тело (чувство, разум, самосознание); • чистое сознание (душа).

Философия йоги исходит из признания необходимости медитаций, то есть размышлений, цель которых приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточения, что сопровождается телесной расслабленностью и отсутствием эмоциональных проявлений,

 

 

отрешенностью. Правила психологически ориентированной тренировки включают:

1) самообладание (яма), т.е. дисциплина тела;

2) овладение дыханием при определенных положениях тела, т.е. дисциплина дыхания;

3) изоляция чувств от внешних влияний, т.е. дисциплина чувств;

4) концентрация мысли;

5) медитация;

Буддизм возник в 6 в. д.н.э. в Северной Индии. Основатель – Гаутама, которого впоследствии прозвали Буддой. Правильный жизненный путь, согласно Гаутаме, отвергает крайности. Центром его учения являются 4 благородные истины:

1) существование человека неразрывно связано со страданием;

2) причиной страдания является «жажда», т.е. сильные желания и страсти;

3) устранение причин страдания связано с устранением этой «жажды»;

4) путь, ведущий к устранению этой «жажды» – это благой восьмеричный путь,

заключающийся в следующем: • правильное суждение; • правильное решение; • правильная речь; • правильная жизнь; • правильное стремление; •  правильное внимание; • правильное сосредоточение; • избавление от страданий через правильное познание и достижение нирваны.

Нирвана – это состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира (буквально – угасание).

 

Философские традиции Китая.

Источниками древнекитайской философии являются 5 книг: 1) книга песен 2) книга истории Шудзын 3) книга порядка Лишу 4) книга весны и осени 5) книга перемен.

Согласно китайской философии человек возникает тогда, когда изначальный Ци делится на два противоположных начала Инь и Ян (свет и тьму). Мужской дух Ян стал управлять небом, а женский Инь – землей. Человек призван преодолеть эту «расколотость» мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, покой и движение. Вместе с небом и землей человечество составляет великую триаду, каждый член которой порождает свой особый мир. Меж небом и землей человек драгоценнее всего, но мир создан не ради человека. Человек лишь предпоследнее звено развития мира. Человек– это микрокосм, который связан с космосом тысячей незримых связей, и они постоянно влияют друг на друга. Отсюда неизменное чувство ответственности за свои действия на высшем космическом уровне.

В философии Древнего Китая выделяют 3 фундаментальных числа:

2 – Инь и Ян, 3 – небо, человек, земля, 5 – огонь, земля, вода, дерево, металл.

В пространстве времени человек обращен к прошлому, а к будущему повернут спиной. Будущее не привлекает особого внимания, ведь время движется по кругу, и все возвращается к своему первоистоку. Возвращается к своим истокам и каждый отдельно взятый человек. Отсюда смерть – это лишь возвращение и одновременное превращение. Жизнь – это лишь сон и не нужно бояться великого «пробуждения».

Конфуций (551 - 479 гг. д.н.э.) В центре его философии находятся проблемы человека и воспитания. Его занимала проблема умственного и нравственного облика человека. Он первым разработал концепцию идеального человека – Цзюнь-цзы – «благородного мужа» не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств. Он должен обладать человечностью (любовью к людям). «Для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое. Учение без размышления бесполезно, размышление без учения опасно».

 

 

Античная философия

Античная философия – это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском обществе с конца 7 в. д.н.э. по 5 в. н.э.

В развитии античной философии выделяют 4 этапа:

1) Досократическая философия.

2) Классический этап (Сократ, Платон, Аристотель).

3) Эллинистический этап, связанный с упадком греческих городов и установлением господства Македонии.    

4) Римская философия.

Фалес впервые в философии выдвинул проблему первоначала в качестве основной проблемы философии. Первоначалом всего он считал воду: из воды все возникает и в воду все возвращается.

Основная проблема философии Сократа – проблема субъекта (человека). Сократ выдвинул лозунг: «Познай самого себя», то есть познай, кто ты есть и будь им.

Учеником Сократа был Платон. Платон (427-347 гг. д.н.э.), являлся основателем первой Академии, т.е. философской школы. В этой школе изучали 4 основные дисциплины:

1) диалектику; 2) математику; 3) астрономию; 4) музыку.

Всю действительность Платон разделил на два мира: • мир идей; • материальный мир.

Платон выделял 3 части души: 1) разум; 2) воля и благородные желания; 3) чувственность.

Учеником Платона был Аристотель (384-322 гг. д.н.э.). По Аристотелю: философия – это учение о всеобщем, знание общего; мудрость – это знание причин всех явлений. Философия делится на 3 части: 1) теоретическая: метафизика, физика, математика. 2) практическая: политика, этика, риторика. 3) изобразительная: поэтика, риторика.

Аристотель заявил: «Платон мне друг, но истина дороже» и подверг критике платоновскую теорию идей. Во-первых, он утверждал, что идеи не находятся в каком-либо потустороннем мире, и во-вторых, что они находятся в самих вещах.

 

 

Философия Средневековья.

Средневековая философия охватывает период с 5 по 15 века. Главное отличие средневекового мышления в том, что оно пронизано проблемами религии. Выделяют два основных этапа средневековой философии:

1) Патристика (1-6 вв.) – учение отцов церкви. Вершина патристики – Августин Блаженный.

 2) Схоластика (расцвет 11-15 вв.). Вершина схоластики – Фома Аквинский.

Августин Блаженный (354-430 гг. н.э.). Августин был убежден, что многие люди живут, не понимая себя. Каждый человек представляет для себя вопрос, который необходимо решить. Бог сотворил время, находясь вне времени. Человек же неразрывно связан со временем, для него настоящее распадается на 3 составляющие: 1) настоящее прошлого, 2) настоящее настоящего, 3) настоящее будущего. «Разумей, чтобы верить, верь, чтобы разуметь», – девиз философии Августина.

Фома Аквинский (1225-1274) является основателем томизма – учения, использующего рациональные аргументы для обоснования бытия бога. Аквинский утверждал, что человека нужно изучать целиком, то есть в единстве души и тела. Тело – это не человек, также дух – не человек. Человек – это существо промежуточное между животным и ангелом.

Основные идеи средневековой философии:

 • Принцип абсолютной личности, то есть Бога.

• Теоцентризм – принцип, согласно которому, источником всякого бытия, блага и красоты является Бог.

• Монотеизм – Бог един и уникален.

• Креационизм – это учение о сотворении мира Богом из ничего.

• Провиденциализм – понимание истории как осуществления плана спасения человечества, заранее предусмотренного Богом.

• Средневековый антропоцентризм – человек не просто микрокосм, а повелитель всего, созданного для него. Человек обладает не двумя, а тремя измерениями: тело, душа, духовность.

 

 

Философия Возрождения.

Эпоха Возрождения – это период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает период с 14 по 16 века. Возрождение связано с новым расцветом античной культуры, науки и философии. Философское творчество разворачивается в форме «осовременивающего воспоминания». Основные идеи философии данной эпохи:

• Антропоцентризм: основное внимание направлено не на Бога, а на человека.

• Гуманизм: стремление к человечности, к созданию условий для достойной человека жизни, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о смысле и цели своего бытия.

• Человек никому не подражает: ни Богу, ни природе. Он сам по себе деятелен.

• Личностно-материальное понимание мира, то есть все существующее понимается в отношении человека, с акцентом на его телесной сущности.

• Идея превосходства эстетического понимания мира над моральным и научным.

• Натурфилософское понимание мира. Это означало естественный подход к познанию законов мироустройства (Николай Кузанский).

• Пантеизм – учение, согласно которому Бог растворен в природе и присутствует в ней, как необходимость (Д. Бруно).

Яркими представителями эпохи Возрождения являются М. Монтень, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Петрарка, Р. Бэкон.

Николай Кузанский (1401-1464) – немецкий философ и ученый. Бог – абсолютный максимум (абсолют): он – все, в нем – все, потому что он – «высший предел». Бог есть «все во всем». Он есть причина и сущность всего сущего, содержит мир в себе. Земля не есть центр мира, ибо Бог – центр всего в мире.

 

Философия Марксизма

К середине 19 века буржуазные революции уже были позади. Капитализм интенсивно развивался на собственной основе. Возникли крупные промышленные предприятия, формировался пролетариат, который начал вести борьбу за свои права. На основании классовой борьбы пролетариата К.Маркс и Ф.Энгельс пришли к выводу о неизбежности перехода от капитализма к социализму.

Естественнонаучные предпосылки философии марксизма:

1. Закон сохранения и превращения энергии (М. Ломоносов и Ю. Майер).

2. Клеточная теория строения живых организмов (М. Шлейден, Т. Шван).

3. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Марксизм – это система научных взглядов на объективные законы развития природы и общества, на революционное преобразование социальной действительности. Основные идеи марксизма:

1. Связь теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его» (К. Маркс).

2. Создание исторического материализма, согласно которому общественное бытие определяет общественное сознание. Труд – «обмен веществ с природой», основа развития человека и его сознания.

3. Изменение способа производства ведет к изменению общественно-экономической формации.

4. Проблема отчуждения человека в процессе капиталистического производства.

5. Человек есть совокупность всех общественных отношений.

6. Техника – это «неорганическое тело человека».

7. «Марксизм – не догма, а руководство к действию».

 

13. Неклассическая философия конца XIX столетия

 Постнеклассическая философия.

Серен Кьеркегор (1813-1855) – датский философ и писатель. Кьеркегор говорил, что недостатком классической философии является то, что её интересует не конкретный живой человек с его проблемами, переживаниями, страданиями, а «человек вообще». Философия должна повернуться к человеку и помочь ему существовать в этом сложном и абсурдном мире.

Фридрих Ницше – немецкий философ, один из основателей философии жизни, исходящей из той мысли, что один лишь разум, прежде считавшийся универсальным органом философии, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Его место должно занять философствование, вытекающее из полноты жизни, полноты переживания жизни. Учение Ницше делится на две части: 1) позитивную (идея «сверхчеловека», «любви к дальнему» и др.);

2) негативную (идея «воли к власти», «вечного возвращения» и др.).

Постклассическая философия отражает мировоззренческие процессы, произошедшие в последние десятилетия ХХ века. Одна из самых актуальных проблем – проблема языка и переосмысление философией своих оснований. Проблема языка – это поиск новых средств и способов выражения философской рефлексии. Философия пытается прорваться к той сфере опыта, которая невыразима с помощью обычных языковых средств.

Позитивизм – философское направление, основанное на принципе, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных наук и их синтетического объединения, что философия как самостоятельная наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. С точки зрения позитивизма наука не объясняет, а лишь описывает события и отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?».

Экзистенциализм – это философия существования, выдвинувшая на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия.

Герменевтика – способ философствования, основой которого является истолкование, понимание текстов.

 

Философия постмодернизма.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.

 

Постмодернистская философия противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку западного рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т.д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма.

Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результате «лингвистического поворота» (Дж. Р. Сёрль), осуществленного западной философией в первой половине XX столетия. Этот поворот с наибольшей силой проявился сначала в неопозитивизме, а затем в герменевтике и структурализме. Поэтому постмодернистская философия существует в двух основных своих вариантах - постструктуралистском и герменевтическом. Наибольшее влияние она испытывает со стороны Ф. Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.

 

В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. Данный подход распространяется на теории, парадигмы, концепции или интерпретации того или иного «порядка». Каждая из них является одной из возможных и допустимых, их познавательные достоинства в равной мере являются относительными.

 

В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.

 

Аналитическая философия.

Одна из отличительных черт интеллектуальной культуры XX столетия - развитие и нарастающее влияние аналитической философии. У ее истоков стояли английские философы Джордж Эдвард Мур и Бертран Рассел, а также немецкий логик и математик Готлоб Фреге. Общая характерная черта аналитической философии - детальное исследование языка с целью решения философских проблем. Внутри аналитической философии выделяют два направления: философию логического анализа (интересуются философией и логикой науки) и философию лингвистического анализа (считают такую ориентацию искусственной и слишком узкой).

Развивать аналитическую философию начали Мур и Рассел. Внимание Рассела сосредоточилось на аналитических возможностях символической логики и исследовании основ математики. Мура же занимал анализ философских понятий и проблем средствами обычного языка и здравого смысла. Мур - английский философ. В решении проблем теории познания он выступил как убежденный реалист, а по методам исследования - как аналитик. Мур дал талчок аналитическому движению в философии. Вслед за ним пришел Б.Рассел. Его интересы были связаны с математикой и логикой. Важнейшие открытия Рассела - теория описаний и теория логических типов. Главный предмет теории описаний - выражения, обеспечивающие связь языка с реальностью. В теории типов Рассел предложил четко разграничить классы понятий по степени их общности.

В аналитической философии XX века есть важные философские достижения: осмысление тесной связи человеческого опыта с речевой коммуникацией, схемами языка, новое понимание философской мысли, философских проблем.

 

Философия коммуникаций

Коммуникативная философия связана с проблемой понимания.     

Коммуникативное действие-передача, потребление информации, энергии.

Философия неомарксизма (коммуникативного действия) Хабермас.

Фундаментальный труд Ю. Хабермаса: в нем объединены разработанные им способы развития социальной теории и обоснован коммуникационный подход к социальной реальности.

В ее основе лежит исследование дифференциации между жизненным миром и отчуждающей его социальной системой, выяснение соотношения социального действия и существующих социальных структур с целью преодоления кризисных явлений современной общественной жизни и ее гуманизации. В теории выявлены компоненты, определяющие социальное развитие, и на основе их анализа построена новый социальный тип. Это - коммуникативные отношения, в которых их участники согласуют и координируют планы своих действий; при этом достигнутое согласие измеряется интерсубъективным признанием притязаний на значимость. В условиях господства формальной рациональности и технократического сознания они утратили свое значение, поэтому задача теории состоит в том, чтобы обосновать их продуктивную инновационную роль.

 

Синергетика.

Синергетика — наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации (процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов) и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. Синергетика - универсальная теория эволюции, дающая единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций.

Область исследования синергетики распространяется на все отрасли естествознания. Общим признаком является рассмотрение динамики любых необратимых процессов.

В рамках синергетического подхода исследуются сложные системы в неравновесном состоянии. Самоорганизация в таких системах выступает как процесс, приводящий к образованию новых структур, свойств и качеств. В стабильном состоянии система действует на основе принципа детерминизма, ее элементы подчиняются факторам порядка. Постепенно возрастают отклонения величин в функционировании системы. Усиление их ведет к нарушению равновесия, разрушению системы. Система оказывается в переломной ситуации, требующей от нее выбора. В процессе выбора система приобретает новые свойства.

 

Философские традиции России

Самобытная философия в России начинается только во второй половине 19 века и связана с именами Толстого, Достоевского, Соловьёва. Русская философская классика 19 века утверждала, что нет и не может быть такой цели, ради которой была бы допустима жертва, хотя бы в одну человеческую жизнь, в одну каплю крови, в одну слезинку.

Ф. М. Достоевский (1821-1881) – мыслитель экзистенциального склада, пытавшийся через призму индивидуальной человеческой жизни решить последние вопросы бытия, – это проблемы смысла жизни и истории, тайна человека и загадка красоты. Он оспаривает ценности разума, не связанного с верой и совестью, т.к. в этом случае он может привести человека к нравственному падению и преступлению. Достоевский обращается к идеалу «положительно прекрасного человека», пытающегося личным примером перестроить отношения между людьми по принципу самоотдачи и спасения.

Л. Толстой (1828-1910) идею исторического прогресса связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни. Ответ на это вопрос должна была дать созданная им «истинная религия». Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к идее отрицания государства. Его «рациональная религия» включала всё ценное для него из христианства и восточных религий и представляла собой новое жизнепонимание, основанное на принципах любви.

Один из основоположников русского космизма – Н. Фёдоров (1828-1903). Основное сочинение – «Философия общего дела». Исходя из того, что основное зло для человека – смерть, Н. Федоров выдвинул идею регуляции природы средствами науки и техники. Высшая цель регуляции – воскрешение предков. Воскрешение, достижение бессмертия

 

– это «общее дело человечества», ведущее к всеобщему братству и родству, к преодолению всякой вражды. Высшая ценность – это братство, достигаемое на пути «всеобщего синтеза», объединяющего теоретический и практический разум, Бога, природу и человека, науку и искусство в религию.

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) создал философию «положительного всеединства». Общественно-историческая задача философии – отыскание путей спасения человека и человечества. Основные работы Соловьёва «Кризис западной философии», «Оправдание добра», «Чтение о Богочеловеке».

Всеединство сущего представляет собой совершенный синтез истины, добра и красоты:

1. благо (добро) – это реализующаяся воля;

2. истина – реализующееся размышление;

3. красота – реализующееся чувство.

 

Эти три ценности образуют единство, смыслом которого является любовь. Именно любовь является гарантом спасения человечества. Формула Соловьёва: «Абсолютное, т.е. Бог, осуществляет благо через истину в красоте».

Соловьев выделяет пять царств:

1. минеральное царство;

2. растительное царство;

3. животное царство;

4. природно-человеческое царство;

5. царство духовно-человеческое, царство божье.

Сущность человека заключена в трёх качествах:

1. Стыд – это отношение к тому, что ниже его, т.е. к физической природе человека.

2. Жалость – это отношение к тому, что равно ему.

3. Благоговение (преклонение) – это отношение к тому, что выше его.

 

Философия природы

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества. 

Природа разделяется на живую и неживую. Значение природы в жизни общества:

1. Природа – необходимая предпосылка функционирования и развития общества.

2. Природа оказывает влияние на формирование и развитие общественного сознания. Она представляет собой неиссякаемый источник знаний.

3. Природные условия воздействуют на формы и темпы исторического процесса. Засухи, наводнения, землетрясения способны затормозить развитие общества. От природных условий зависит и производительность труда.

Характерные черты воздействия общества на природу:

1) расширение пространственных границ освоения человеком природы;

2) дальнейшее освоение природы вглубь (открытие и промышленное использование новых элементов, свойств и процессов);

3) усиливается интенсивность использования природных ресурсов (ежегодно добывают примерно 100 млрд. тонн руды);

4) возрастает загрязнение природной среды (ежегодно в атмосферу выбрасывается более 200 млн. тон окиси углерода и других вредных веществ, что приводит к парниковому эффекту).

Загрязнение – это поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ и видов энергии в таких количествах, которые оказывают вредное влияние на человека, животных и растений.

Человек изменяет природу и символизирует себя в ней. Для философии Древней Индии характерен интерес, как к человеку, так и к целостности мира. То и другое выливается в единство, которое лучше всего выражается формулой «Атман есть Брахман». Основная мысль заключается в том, что Атман и Брахман совпадают – «Все есть Атман, все есть Брахман».

В XVIII веке в естествознании и философии складываются предпосылки диалектического понимания природы.

Особая, диалектическая, трактовка жизни предлагается И. Кантом. Он придает особое значение активности живых организмов, а также трансформации внешних факторов под воздействием внутренних особенностей органических тел.

В 19 веке особое значение приобретает клеточная тория (Шван) и теория эволюции (Дарвин). Устанавливаются законы развития живой природы.

 

 

Биосфера и ноосфера

Термин «ноосфера» был введен в начале 20-х годов прошлого столетия Леруа и Шарденом. Под ноосферой они понимают новую оболочку планеты, которая возникает после биосферы и над ней. Биосферу рассматривают как необходимый этап в развитии планеты для возникновения ноосферы. Так, Леруа сравнивает ноосферу с белой скатертью, которой прикрыта биосфера. Из биосферы бьют фонтанчики, питающие ноосферу необходимыми веществами.

Вернадский начинает рассматривать ноосферу как качественно новый этап эволюции биосферы, обусловленный историческим развитием человечества, его трудом и разумом.

Биосфера, как и любая целостная система равновесна не только с окружающей средой, но и во взаимодействии частей. Именно это обеспечивает ее существование. Однако это равновесие динамическое. Оно развивается в борьбе противоречивых процессов, от менее к более активному полюсу. Вернадский считал, что с возникновением человечества и развитием его производственной деятельности, оно постепенно становится основным геологическим фактором преобразования верхней оболочки земли. Он приходит к выводу, что человечество сможет обеспечить свое будущее только в том случае, если возьмет на себя ответственность за развитие биосферы в целом. Вернадский предложил понятие «ноосфера» – сфера разума. Ноосфера – это целостная оболочка Земли, населенная людьми и рационально преобразованная ими в соответствии с законами сохранения и поддержания жизни для гармоничного существования общества и природы. «Ноосфера» становится центральным междисциплинарным понятием, так как играет важную роль в построении целостной системы знаний об окружающей общество природе во взаимосвязанности всех ее частей.

С обостренным характером противоречий между человеком и биосферой столкнулось современное поколение людей. Человечеству угрожают экологические катастрофы, связанные с загрязнением среды, дефицитом ресурсов, перенаселением. Становится все более очевидным, что главная экологическая проблема заключена не в природе, а в ценностно-этических представлениях человека современной техногенной цивилизации.

Техногенная цивилизация начинает свое развитие в XVII веке. Идея преобразования мира и подчинение человеком природы становится доминантой в культуре техногенной цивилизации на всех этапах ее истории.

Экологический императив выступает как основной принцип деятельности. Это совокупность условий таких нарушений равновесий природы, которые могут сделать невозможным существование человека на земле.

 

Философия человека

Современная философская антропология наиболее активно задействована в практику через социал-дарвинистскую, марксистскую, психоаналитическую, экзистенциональную концепции.

Социал-дарвинистская концепция сформировалась на основе эволюционного учения Дарвина о наследственности, борьбе за существование. В работах Шпенглера и Ницше человек трактуется как биосоциальное существо, характеризующееся или стремлением к воле, или довольствующимся аморфными качествами.

Марксистская концепция (Маркс, Энгельс, Ленин) фиксирует в человеке активно-деятельностную сущность преобразующего мир существа.

Психоаналитическая концепция (Фрейд, Юнг, Адлер, Хорни, Лакан) сфокусирована на психике человека, его сознании и утверждает тезис о том, что психоэмоциональная сфера человечества имеет определенную структуру, связанную с наличием инстинктов, архетипов, комплексов, сновидений) и контролируемой в виде Я (индивидуального сознания) и Сверх-Я (норм общественного сознания).

Экзистенциальная концепция (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю) акцентирована на изучении человека в обычных и экстремальных условиях техногенной действительности. Речь идет о существовании индивида с точки зрения таких категорий как «забота», «страх», «ничто», «пограничная ситуация», «ответственность», «свобода», «гуманизм».

 

 

Личность и общество.

В философии человека как личности выделяют два вида знаний: личностное возникшее в недрах мифологического творчества, и надличностное.

Миф личностен в отличие от теоретического знания как надличностного. Миф насыщен эмоциональностью, картинностью, живописностью. В мифах представлен огромный спектр чувствований, переживаний, потребностей. Миф намного сильнее разума в понимании «Я», взятого не как непостижимая абстракция – точка, а в непрерывном обрамлении бездонной толщи бессознательного, скрытого под покровом сознания. Разум же имеет преимущество в понимании «Ты», то есть в строгой логике изучения объективного мира.

Данное сопоставление мифа и разума заставляет признать их взаимную дополнительность и необходимость перехода от Мифа к духовному смыслу и обратно как в индивидуальном, так в историческом плане.

Если философия – это любовь к мудрости, а любовь понимается как страстное, эмоциональное состояние погруженности во внутренний мир другой личности, то такая философия есть интуитивное, синтетичное знание этой личности, афористичное или метафоричное постижение ее душевно-духовной глубины (Бердяев).

Для того чтобы потенциал личности раскрылся в полную силу необходима социальная работа, связанная с эффективным воспитанием, патриотическим воспитанием, образованием. Соответственно выделенным аспектам можем выделить философию воспитания, философию образования, методологию идеологической работы.

Философия воспитания базируется на достижениях физиологии высшей нервной деятельности, психологии, педагогики, этики, эстетики, риторики.

 

Философия сознания.

Сознание – высшая форма отражения действительности:

-субъективный образ объективного мира;

-субъективная реальность;

-продукт общественного развития;

-функция высокоорганизованной материи мозга.

Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному миру. Сознание – чрезвычайно сложный и таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии и др. В философии сложилось несколько традиций, анализирующих проблему сознания. В классической философии основными стратегиями исследования являются субстанциональная и функциональная; в постклассической – экзистенциально-феноменологическая и психоаналитическая.

Субстанциональная концепция (Платон, Аристотель, Августин, Гегель и другие) рассматривает разум как объективное и универсальное свойство сознания. Индивидуальное сознание человека рассматривается как проявление Мирового Разума.

Функциональная концепция анализа сознания (Дидро,Гельвеция) рассматривала сознание как функцию мозга и отражение действительности и обращала внимание на активную роль сознания в жизнедеятельности человека.

Экзистенциально – феноменологическая концепция сознания возникла в ХХ веке. Ее представители Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и другие рассматривали сознание как специфический вид бытия, возникающий в результате интериоризации – внешних воздействий во внешнее (мозг), которое трансформирует, преобразует внешнее во внутреннее – в сознание, выходящее за пределы внешнего и развивающегося по собственным законам. 

 

 

Теория познания.

Любая чувственная форма окрашена рациональным моментом, и наоборот, всякое абстрактное теоретическое понятие в конечном итоге имеет основание в практической деятельности человека и основано на данных органов чувств.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.

2. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.

3. Представление – высшая форма, которая характеризуется возможностью воспроизведения ранее воспринимавшихся объектов. Особенность его состоит в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой познания. Рациональное познание называется абстрактным мышлением. Рациональное познание характеризуется двумя основными свойствами: основывается на абстрактных понятиях и отражает сущность.

Формы рационального познания:

1. Понятие – есть определённая мысль, в которой зафиксированы общие свойства объекта. Например: дерево, дом.

2. Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается.

3. Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция. Индукция – умозаключение, направленное от частных высказываний к общим. Дедукция – умозаключение, направленное от общего к частному. В истории философии сформировался сенсуализм – философское направление, основным методом познания является чувственное познание. С ним связано такое направление как эмпиризм (Ф. Бэкон, Дж. Локк) – философское течение, которое абсолютизирует роль опытного, экспериментального исследования мира. Рационализм (Декарт, Лейбниц) абсолютизирует роль логического, абстрактного мышления и является противоположностью сенсуализму и эмпиризму.

 

 

Концепция истины.

Истина – это знание соответствующее действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина обладает двумя характеристиками: объективность и конкретность. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины проявляется в том, что она содержит конкретный объект. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию. Противоположностью истине является заблуждение. Заблуждение – знание не соответствующее реальности, но принимаемое за действительность.

Для объяснения «движения» истины используют понятие абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку абсолютной истины.

Во взглядах на истину существует 2 крайности:

Догматизм – философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Несостоятельность его в том, что он рассматривает истину вне ее развития. Релятивизм – напротив, считает всякую истину относительной и не учитывает в ней элементов абсолютного. Релятивисты сводят процесс познания к смене одного заблуждения другим.

 

 

Философия науки.

Как своеобразная форма познания и специфический тип духовного производства наука возникла в Новое время (17 век). Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании. По предмету и методу познания можно выделить:

1. науки о природе,  2. науки об обществе, 3. науки о познании и мышлении.

Отдельную группу составляют технические науки.

По удалённости от практики различают: фундаментальные и прикладные науки. Фундаментальные науки не имеют непосредственной ориентации на практику. Прикладные науки связаны с непосредственным применением результатов научного познания для решения производственных проблем.

Наука возникает в Новое время, вследствие отпочкования от философии и проходит в своем развитии3 основных этапа:

1) классический (17 – 19вв.),

2) неклассический (первая половина 20 века),

3) постклассический (вторая половина 20 века).

Структура научного познания:

1) факты, 2) результаты их теоретического обобщения, 3) проблемы и гипотезы, 4) законы, проблемы и теории, 5) философские установки, 6) социокультурные основания, 7) методы, идеалы и нормы научного знания, 8) стиль мышления.

Структура научной теории:

1) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы,

2) идеализированный объект, т.е. абстрактная модель изучаемого явления (идеальный газ),

3) логика теории, нацеленная на прояснение структуры и изменение знания.

4) совокупность законов и универсалий, выведенных из основоположений теории.

Функции научной теории:

1) Синтетическая функция – объединение отдельных достоверных знаний в

единую, целостную систему.

2) Объяснительная функция, выявляющая причинные связи явления.

3) Методологическая функция (на базе теории формируются многообразные

методы, способы и приемы исследовательской деятельности).

4) Предсказательная функция – предвидение будущего состояния явления.

5) Практическая функция. Конечное предназначение теории – быть воплощенной в практику.

 

Структура науки.

Научное познание – это особая форма познавательной деятельности, целью которой является достижение объективного и системно-организованного знания. Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и др. представляет собой особую деятельность по получению нового знания.

Всякая деятельность включает в себя следующие компоненты – субъект, объект, цель, средства, результат деятельности.

Субъект научного познания – профессионально подготовленный человек, обладающий специальными научными знаниями. Объект научного познания – это исследование реальности, знание которое находит применение в будущем. Средства научного познания – материальные объекты, включенные в научное познание (специальные инструменты, измерительные приборы и т.д.). Результат научного познания – истинные знания, отражающие свойства изучаемых объектов.

Формами научного познания являются гипотеза, факт, закон, теория. Гипотеза – это предположение, которое либо подтверждается, либо опровергается. Факт – это достоверная, объективная информация. Закон – это существенное положение теории. Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности. Теория не должна выходить за рамки фактов, иначе она будет иметь фантастический характер. Функции теории – синтетическая, объяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

Нормы научной этики редко формулируются в явной форме. Американский социолог Р.К. Мертон предложил нормы науки формулировать, опираясь на принципы 1) универсализма, 2) общности , 3) бескорыстности, 4)организованного скептицизма.

Научная общественность озабочена возможностью поспешных инноваций, не продуманных в достаточной степени с точки зрения их социальных последствий. В настоящее время ни одна биомедицинская программа, связанная с человеком, не может начать реализацию, если она не прошла экспертизы.

Сегодня для всех очевидно, что наука как социальный институт нуждается в постоянном квалифицированном контроле со стороны всего общества в целом. Цели, средства и методы любого исследования должны соответствовать нравственным критериям, иметь в виду не только стремление учёного к успеху, повышению своего научного престижа, но также интересы человечества в глобальном измерении. 

 

Философия общества.

Общество – это системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX – начале XX века (Шеффле, Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т. п.

Согласно теории социального действия (Вебер, Знанецкий и др.) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Задача, стоящая пред общественностью, состоит в том, чтобы создавать постоянно устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно.

Таким образом, важнейшая проблема социальной философии заключается в том, чтобы выяснить условия единства, целостности общества, его смысла. Социальная философия призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества.

Очень важной является проблема закономерностей функционирования и развития общества. Значимый вклад в этот процесс внесли идеи Маркса, согласно которым в обществе имеют место законы-тенденции, формирующиеся на основе материальной стороны жизни общества. Не менее важной является проблема движущих сил исторического развития, соотношение эволюции и революции.

Социальная философия не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания.

 

 

Структкра общества.  

На ранних ступенях развития человеческого общества имело место синкретичное, не расчленённое на отдельные формы общественное сознание. Общественное сознание – это предмет работы сознания многих поколений людей, который сохранился благодаря общественному признанию и приобрёл статус общезначимой ценности. Затем начинают формироваться такие формы, как мораль, искусство, религия. С разделением труда и возникновением классов и государства появляются условия для возникновения политического и правового сознания, науки и философии.

Поначалу каждая из идей, входящих в содержание той или иной формы, имеет чёткую печать индивидуального творчества, но затем, включаясь в межличностные отношения, она приобретает самостоятельную жизнь и может далеко уходить от своего автора.

Во всяком обществе на определенном этапе его развития неизбежно возникают политические отношения, функционируют политические организации, формируются политические идеи и теории.

Осуществление политической деятельности немыслимо без наличия определенной системы политической власти. Политическая власть существует в каждой организованной общности людей, возникает вместе с образованием самого человеческого общества, существует на протяжении всей его истории. Каждое общество – это управляющаяся и воспроизводящаяся система, требующая координации его частей и элементов. Власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп и классов, посредством экономических, идеологических, правовых механизмов, также с помощью авторитета, традиции, насилия. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения. Таким образом, власть как социальное явление свойственна всякому организованному обществу. Без власти в различных формах ее проявления не могла бы существовать ни одна из общностей.

 

 

Экономическая философия.

Экономические отношения исторически сформировались в рамках общественного производства, международного разделения труда. Их наличие свидетельствует о том, что производительные силы общества не только преобразуют природу, используют ее в технологических целях, но и активно обсуждают вопросы оптимальной организации труда, собственности, социальной справедливости. Экономическую теорию начали разрабатывать философы начиная с Аристотеля. Затем эту работу продолжили А. Смит, К. Маркс, А. Маршалл, Ф. Хайек. Производительные силы общества – это человеческий капитал, техника и технологии, природные ресурсы. В человеческом капитале отражаются факторы инновационности, предприимчивости, дисциплины, квалификации, компетентности. В промышленности и сельском хозяйстве важную роль играют производственные отношения, поскольку они связаны с организацией, технологиями, юридическими вопросами форм собственности. Значительное место в структуре экономической философии занимает этика деловых отношений, конфликтология, философия безопасности, философия управления, философия рисков, методология управления знаниями.

Экономическая философия изучает выработанные человечеством исторические модели хозяйствования, связанные с либерализмом, либерал-реформизмом, этатизмом.

Этатистская экономическая философия отводит ключевую роль в экономике государству развития. В Республике Беларусь с момента создания государства за основу экономических отношений была принята этатистская методология. Она позволила сохранить при поддержке и контроле государства собственность, созданную белорусским народом, модернизировать крупные предприятия и отрасли, агропромышленный комплекс.

Философия изучает не только проблемы реальной экономики, но и специфику экономических исследований и экономической теории.

 

Философия техники.

Техника, наряду с искусством, наукой, является одной из форм задействования человеком внешней природы в процессы деятельности. Техника отражает творческий и научный потенциал человечества, его технологическую и инженерную культуру. Она же является модификацией природных процессов в артефактной форме, форме коммуникаций и инфраструктуры.

Двойственная сущность техники определяет опору философии техники на:

1. естествознание – как основной источник знаний о внешней природе;

2. техникознание – как обобщенную картину, созданную человечеством технизированной реальности в аспекте присущих ей закономерностей;

3. логику и математику – как рациональную основу инженерной деятельности;

4. гуманитарные науки – как основной источник знаний о человеке, его сознании (мышлении, психике);

5. социально-экономические науки – как важнейшие детерминанты оптимизации технизированной реальности;

6. кибернетику – как науку об управлении;

7. экологию – как нормативную основу коэволюционной стратегии НТП.

Таким образом, философия техники имеет предметами:

- технику, технизированную деятельность и технические знания;

- инженерно-техническое сознание.

Соответственно выделяются сферы:

- культуры и техники;

- методологии технических наук и проектирования;- инженерной этики.

Главная задача философии техники заключена в исследовании отношения человека к миру через посредство техники. В центре внимания философии техники находятся проблемы сущности и смысла техники.

Философия техники рассматривает технику как реальность в виде формируемой человечеством совокупности артефактов инструментального назначения с операциональными и управленческо-контрольными функциями.

Философия техники описывает механизмы технического творчества (эвристики), а также их внедрение в практическую деятельность.

 

 

Культура и цивилизация.

Ж. П. Сартр: «Культура – это зеркало, в которое смотрится человек».

Культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях.

Т. е в узком смысле слова, культура – это сфера духовной жизни людей.

Структура культуры включает в себя: 1) деятельность по созданию ценностей; 2) материальные и духовные ценности; 3) саморазвитие человека, которое происходит как в процессе создания ценностей, так и в процессе их освоения.

Особенности культуры:

1) Культура – это небиологическая деятельность человека, выражающая его

сущностные силы. Не может быть прогресс построен «на хотя бы одной слезинке ребенка» (Достоевский, Соловьев). 2) Культура – мера развития человечности. 3) Культура выполняет важнейшую адаптационную функцию. Эта функция возникла с первыми наскальными рисунками, с первыми религиозными обрядами. 4) Культура выполняет образовательную, воспитательную, познавательную и регулирующие функции.

Можно выделить три этапа развития общества: 1) дикость, 2) варварство,3) цивилизация.

Определения цивилизации:

1. Синоним культуры. 2. Общество на определённой стадии развития. 3. Уровень развития общества в целом. 4. Совокупность технологических достижений человечества.

Этап цивилизации включает в себя:

а) рабовладельческое общество, б) аграрно-феодальная цивилизация, в) цивилизация буржуазного типа.

Шпенглер говорил, что бессмысленно говорить о человечестве в целом, надо изучать отдельные культуры. Шпенглер выделял восемь культур:

1. Египетская. 2. Индийская. 3. Вавилонская. 4. Китайская. 5. Греко-римская. 

6. Византийско-арабская. 7. Майя. 8. Русско-сибирская.

Этапы развития цивилизации связаны с социотехническими революциями:

1) Этап перехода от общества собирательного типа, ведущего полудикий

образ жизни, к аграрной цивилизации. Этот этап связывают с неолитической революцией, т.е. переходом к «производящему» обществу. Он включает в себя первобытное, рабовладельческое, феодальное общество.

2) Промышленная революция 18 века и становление буржуазного общества привели к индустриальной цивилизации.

 

Философия идентичности.

Глобализация, связанная с массовым доступом к информации, возможностью миграции резко обострила ситуацию в области сохранения идентичности - тождественности социальных и этнических, национальных групп историческим корням, проявляющимся в архетипах, менталитете, образе жизни, религии. Прибывающие на территории коренных наций мигранты создают критическую протестную массу, провоцирующую национализм, расизм, шовинизм, радикальные политические движения, столкновение цивилизаций. Причины массовой миграции людей связаны с бедностью, отсутствием занятости, демографическим взрывом. Менталитет символизирует национальный склад мышления, то, как нация видит мировую политику, экономику.

 

Философия истории.

Философия истории – философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

История – это человеческая общественная память, самопознание и самосознание людей: исчезнувшее в действительности живет в сознании.

Важнейшие системы философии истории:

– теологическая философия истории (движущая сила истории – Бог);

– метафизическая философия истории (движущая сила – трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);

– идеалистическая философия истории (движущая сила – духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);

– натуралистическая философия истории (движущая сила – природа человека, обладающего страстями, побуждениями);

– материалистически-экономическая философия истории (движущая сила – экономические отношения). Как наука философия истории возникла в Новое время, этот термин ввел великий мыслитель Вольтер. Предпосылкой появления философии истории стала база христианства с его новаторской общечеловеческой устремленностью.

Принципы понимания истории с точки зрения философии:

– принцип различения прошлого, настоящего, будущего времени жизни;

– принцип устремленности к определенному желаемому состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);

– принцип накопительного характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.

Основные вопросы, которые рассматриваются в философии истории:

– что заставляет развиваться человеческое общество?

– есть ли направление у истории, если есть, то какое?

– насколько наша история определяет настоящее и будущее?

– чего ждать людям в будущем?

– имеются ли в истории какие-либо законы, которые можно узнать и управлять историей, или в истории господствует непостижимая судьба?

В истории философии существует множество концепций, которые можно разделить на три группы:

– концепции однолинейного прогрессивного развития;

– концепции многолинейного развития;

– концепции циклического развития.

 

Глобализация.

Глобализация – это усвоение экономических, политических, демографических, энергетических, продовольственных, информационных проблем, вызванная активными процессами международного разделения труда, миграцией.

Глобализация – это не абсолютно новое явление: в античной форме глобализации Римская империя объединила достаточно обширную территорию Евразии и Африки, позже колониальная цивилизация охватила уже все континенты. Открывая новые земли и воспринимая Землю уже как шар, европейцы открыли процессы межнациональной и межрасовой миграции.

Глобализация отражает усиливающуюся взаимосвязь человечества в финансово-экономической, общественно-политической, культурной, информационной областях.

На уровне экономических представлений речь идет о формировании системы транснационального производства и торговли. На уровне развития информационно-компьютерных технологий - о возникновении на планете единого коммуникативного пространства. На уровне развития науки - о формировании практики функционирования международных исследовательских центров инновационной деятельности.

На уровне образования - о создании образовательных услуг, соответствующих единым международным стандартам.

Феномен глобализации требует осмысления в свете тенденции к экономическому и научно-техническому единству мира, которое угрожает цивилизационному многообразию. Это означает ослабление значимости ценностей национально-государственного уровня. Два наиболее общих сценария развития мирового культурного пространства предполагают либо уменьшение социальной дифференциации и разделение всеми индивидами единых универсальных ценностей, либо рост внутреннего неравенства в развитых странах и подъем этнической идентичности.

 

Философия безопасности.

Философия безопасности – это комплексное направление, связанное с разработкой: 1) определений рисков, угроз современного мира, 2) методологии мониторинга, 3) комплексных мероприятий имеющих целью минимизацию последствий природных и техногенных катастроф, 4) моделей и практик выживания человека в экстремальных условиях, агрессивной среде, 5) моделей и практик мобилизации внутренних ресурсов организма, 6) психологии стресса, 7) методологии управления специальными структурами в нештатных ситуациях, 8) концепций устойчивого развития, 9) методологии автоматизированных систем безопасности.

Безопасность ассоциируется с национальными интересами, конфиденциальностью информации, гарантиями личной защищенности, охранными функциями и системами, методиками жизнедеятельности в экстремальных условиях, санэпидемиологическими гарантиями качества окружающей среды, воды, продуктов питания, изделий. Существует ряд инженерных специальностей связанных с разработкой систем безопасности. Речь идет о системах, которые используются в транспортных средствах, на энергетических объектах, в промышленности, строительстве, горнодобывающей отрасли, в офисах, в местах, где осуществляется пропускной режим, в информационных структурах, научных лабораториях, в спортивной инженерии, шоу-индустрии, культовых сооружениях для охраны духовных реликвий и прихожан, культурных ценностей. В связи с этим говорят о биологической, химической, геофизической, сейсмической, военной, техногенной, ядерной безопасности.

Государственная значимость философии безопасности проявляется в формировании мировоззрения национальной безопасности.

 

 

Футурологя и философия.

Человеческая жизнь невозможна без предвидения. Люди всегда стремились заглянуть вперед, в завтрашний день, в будущее. Эти попытки выливались в различные формы мифических пророчеств и всевозможных гаданий, пока, наконец, не привели к разработке отдельных приемов объективного предсказания и методов научного прогнозирования – футурологии.

Научные основы футурологии были сформулированы в конце ХІХ века исходя из теории вероятности и статистических методов обработки информации. Позже внимание переместилось на экологические проблемы.

Что ожидает человечество в будущем, каковы перспективы развития общества и государства – на эти вопросы пытается дать ответы футурология. Сам термин (будущее + наука) это общая концепция будущего Земли и человечества, а в узком – отрасль научных знаний, которая изучает тенденции социальных процессов, синоним слов «прогнозирование».

Среди известных футурологов можно назвать имена Т. Парсонса, Д. Белла, Г. Кана и др.

Исторически в западной футурологии существуют два основных направления исследования будущего:

1) пессимистическое - увязывает развитие общества с чередой кризисов и катастроф, которые неизбежно отразятся на человеческом социуме и приведут его к гибели.

2) оптимистическое - придерживается оптимистической интерпретации будущего при условии проведения государствами всевозможных реформ.

За основу в футурологических исследованиях берется экономика: она есть центральный пункт и главное направление прогнозирующей деятельности.

Смысл футурологии в том, чтобы избежать серьезных просчетов, чтобы прогнозы были в научном отношении достаточно продуманны и обоснованны. Это и определяет необходимость и значимость футурологии как науки.

 

Философия прогнозирования.

В период с конца ХІХ века оказались несбыточными прогнозы конца истории, гибели цивилизации. Поэтому философия сосредоточивает свои усилия на анализе научных методов прогнозирования.

Прогноз – это вероятностное, основанное на научных данных предположение.

Нормативное прогнозирование – это достижение желаемых состояний на основе заранее заданных норм, идеалов, стимулов, целей.

При прогнозировании используются методы:

– анкетирования – опрос населения, экспертов с целью упорядочить оценки прогнозного характера. Большое значение имеют экспертные оценки;

– экстраполирования и интерполирования (выявление промежуточного значения между двумя известными моментами процесса) – построение рядов развития показателей прогнозируемого явления на протяжении периодов основания прогноза в прошлом и прогноза в будущем;

– моделирования – построение моделей на период прогнозирования о масштабах и направлении изменений. Наиболее эффективная прогнозная модель – система уравнений.

 

Оглавление

1. Предмет философия. 1

2.Философия как мировозрение и методология. 2

3. Исторические типы филосовского мировоззрения. 3

4. Философия Древнего Востока. 4

5. Философские традиции Индии. 5

6. Философские традиции Китая. 7

7. Античная философия. 8

8. Философия Средневековья. 9

9. Философия Возрождения. 10

10. Философия XVII-XVIII столетий. 11

11. Немецкая классическая философия. 12

12. Философия Марксизма. 13

13. Неклассическая философия конца XIX столетия. 14

14. Философия постмодернизма. 15

15. Аналитическая философия. 16

16. Философия коммуникаций. 17

17. Синергетика. 18

18. Философские традиции Беларуси. 19

19. Философские традиции России. 20

20. Онтология: материя и движение. 22

21.Философия пространства и времени. 24

22. Философская теория диалектики. 25

23. Принципы и законы диалектики. 26

24. Философия природы.. 27

25. Философские концепции естествознания. 28

26. Биосфера и ноосфера. 29

27. Философия человека. 30

28. Природа и сущность человека. 31

29. Личность и общество. 32

30. Философия сознания. 33

31. Сознание и искусственный интеллект. 34

32. Виртуальная реальность и искусственный интеллект. 35

33. Общественное и индивидуальное сознание. 36

34. Эпистемология и гносеология. 37

35. Теория познания. 38

36. Когнетивная психология и логика. 39

37. Концепция истины. 39

 

 

38. Философия науки. 40

39. Структура науки. 41

40. Прикладные научные исследования. 42

41. Фундаментальные научные исследования. 43

42. Методология научных исследований. 44

43. Наука и инновационная деятельность. 45

44. Философия общества. 46

45.Структкра общества. 47

46. Экономическая философия. 48

47. Философия техники. 49

48. Философия инженерной деятельности. 50

49. Конвергенция естественных и технических наук. 51

50. Культура и цивилизация. 52

51. Философское учение о ценностях. 53

52. Этика, эстетика, философия права. 54

53. Философия идентичности. 55

54. Философия истории. 56

55. Восток и Запад: диалог культур. 57

56. Глобализация. 58

57. Философия безопасности. 59

58. Философия устойчивого развития. 60

59. Футурологя и философия. 61

60. Философия прогнозирования. 62

 

 

Предмет философия.

«Философия» в переводе с греческого означает любовь к мудрости. Разные философы по-разному давали определение этому понятию «мудрость». Аристотель считал, что мудрость – это знание причин всех явлений. И. Дамаскин утверждал, что мудрость – это истинное знание блага. Пифагор первым ввел понятие философии в науку. Философия возникла как наука наук, так как первоначально она объединяла в себе все знания о мире. Ее также считают матерью наук, а философов с древности называют аристократами духа. Развитие философии шло от мифа к логосу, от чувственного видения мира к знанию на уровне законов. Философия возникла с перенесением основного внимания от Бога на человека. Философское знание имеет диалогический характер:

1) Я и мир,              2) Учитель и ученик,       3) Я и другие реальности.

Декарт говорил, что «вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все прочие науки, главные из которых: медицина, механика и этика». И. Кант утверждал, что три вопроса имеют всемирно-гражданское значение:

1) что я могу знать; 2) что я должен делать; 3) на что я могу надеяться?

Соответственно философия изучает три типа отношения человека к миру:

• познавательное • практическое    • ценностное.

Структура философии:

1. Онтология – учение о бытии.                      2. Гносеология – теория познания.

3. Праксиология – учение о деятельности.    4. Аксиология – учение о ценностях.

5. Антропология – учение о человеке.                 6. Методология – учение о методе.

7. Социальная философия – учение о специфических особенностях общества.

Функции философии:

1. Мировоззренческая   6. Методологическая        

2. Онтологическая         7. Ментальная          

3. Познавательная         8. Экзистенциальная                     

4. Праксиологическая    9. Воспитательная           

5. Аксиологическая       10. Терапевтическая   

Философия как мировозрение и методология.

Философия возникла в ответ на мировоззренческие вопросы человека. В самом широком смысле мировоззрение – совокупность взглядов на мир.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимания мира, места человека в нем и, вместе с тем, жизненные позиции, программы поведения и действия людей.

Структура мировоззрения:

• мироощущение - чувственное знание мира;

• мировосприятие – образное знание мира;

• миропонимание – теоретическое знание мира;

Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения на уровне настроений и чувств. Мировосприятие представляет собой опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений. Миропонимание – это познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.

Мировоззрение имеет передающуюся из поколения в поколение духовную составляющую, представленную ценностями, традициями, идеалами, нормами, идеями, потребностями.

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 210.