Тема 7. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

7.1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы эмпирического уровня. Наблюдение и эксперимент - методы эмпирического уровня познания. Специфика научного наблюдения. Активность наблюдателя, создание приборной ситуации, обусловленность наблюдения системой наличного знания. Проблема наблюдаемости. Эксперимент как основной метод научного исследования. Сходство и различие эксперимента и наблюдения. Роль и функции теоретического знания в проведении и интерпретации эксперимента. Понятие эмпирического объекта и эмпирической схемы. Единичные эмпирические высказывания, данные, понятие «протокольные предложения». Факт - основная форма эмпирического уровня научного знания. Факты действительности и факты науки. Формирование научного факта, концепция уровневости фактуального знания. Теоретическая нагруженность факта. Понятие эмпирического закона.

7.2. Методы и формы теоретического уровня научного познания. Методы построения идеализированного объекта: аксиоматизация, идеализация, моделирование, абстрагирование, формализация. Понятия, идеи, аксиомы как формы идеализированного знания. Гипотетико-дедуктивный характер построения теоретических знаний. Математизация теоретического знания. Проблема, гипотеза, теория, закон – основные формы теоретического уровня познания. Гипотезы «ad hoc». Структура научной теории: система теоретических объектов, математический аппарат, связи между теоретическими объектами. Система правил интерпретации. Теоретические схемы. Процедура эмпирической проверки теории. Проблема объективации теоретических схем. Ограничительные тезисы: тезис Дюгема-Куайна, тезис неопределенности перевода. Понятие научного закона: законы природы и законы науки. Принцип инвариантности (принцип симметрии). Симметрии как методологический принцип, «закон законов».

7.3. Структура оснований науки. Предпосылочное знание и основания науки. Идеалы и нормы научного исследования как схема метода деятельности в объяснении, доказательности, организации научного исследования. Научная картина мира (НКМ) – связующее звено между научной и философской рефлексией. Соотношение НКМ и частнонаучных картин реальности. Онтологизация теоретических схем – основная функция картины мира. НКМ и научное мировоззрение. Стиль научного мышления. Философские основания науки.

7.4. Основные познавательные функции науки. Научное описание. Требования к языку описания. Понятие смысла и значения языковых выражений. Семантическая структура языка и ее отношение к действительности. Проблема интерпретации результатов описания. Научное объяснение как основная познавательная функция науки. Типы научного объяснения: каузальное, функциональное (телеономическое), структурное. Понимание как интерпретация и как метод постижения смысла. Принципы интерпретации в науке. Предсказание, предвидение и прогноз в науке.

Литература к теме 7.

Обязательная литература:

1. Из лекций по философии науки. С.В. Илларионов // Эпистемология и философия науки. 2006. №3. С.189-221.

2. Микешина Л.А. Философия науки. М. 2005. Прогресс-Традиция. С. 225-363.

3. Степин В.С. Философия науки. М. Гардарики. 2006. С.156-209.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. М. Прогресс-Традиция. 2000. С.99-387.

5. Философия для аспирантов. Ростов н\ Д. Феникс. 2002. С.243-376.

6. Черникова И.В. Структура научного знания. Учебное пособие. Томск. ТГУ. 2013. 36 с.

Дополнительная литература:

1. Гудмен Н. Способы создания миров / Пер. с англ. А.Л. Никифорова, Е.Е. Ледникова, М.В. Лебедева, Т.А. Дмитриева. М.: Идея‑Пресс, 2001. 507 с.

2. Ивин А.А. Современная философия науки. М. Высшая школа. 2005. 592 с.

3. Илларионов С.В. Теория познания и философия науки. М. РОСПЭН. 2007.535 с.

4. Ильин В.В. Философия и история науки. М. Изд. МГУ. 2005. 432 с.

5. Куайн В. Онтологическая относительность // Современная философия науки: хрестоматия / Сост., перевод, вступ. статья и комментарии А.А. Печенкина. М.: Наука, 1994. С. 23‑36.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 206.