Историческая динамика науки как смена типов научной рациональности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука как специфическая форма рефлексивного отношения к миру. Классификация наук. Проблема единства науки в истории и современности. Дилемма «двух культур» и ее воздействие на современное научное познание.

Эволюция науки как смена типов научной рациональности и их общая характеристика: классическая, неклассическая, новейшая (постнеклассическая) наука. Классическая наука, ее предпосылки, содержание, основные этапы. Неклассическая наука, ее происхождение, содержание, пути развития.

Основные философские версии динамики науки.

Позитивистская версия развития науки, общая характеристика ее модификаций в философии постпозитивизма: критический рационализм (К. Поппер) и концепция исследовательских программ (И. Лакатос); концепции микрореволюций (С. Тулмин) и методологического анархизма (П. Фейерабенд). 

Континентальная философия науки: неокантианский (Риккерт-Виндельбандт, Коген, Кассирер) и феноменологический (Гуссерль) варианты.

Отечественная философия науки: марксистская версия, наука в ноосферной концепции Вернадского.

Научные традиции и научные революции.

Динамика науки в парадигмальной концепции структуры научных революций Т. Куна: понятия парадигмы, нормальной науки, научной революции. Проблема прогресса в науке и перспектив научного познания.

Динамика науки в трансляционной концепции тезаурусной динамики М.К. Петрова: античные истоки европейской культуры и современной науки, противоречия современного этапа, проблема социального статуса науки в текущем общекультурном контексте.

Особенности современного этапа развития науки.

Наука в современной культуре, ее основные проблемы и перспективы: социокультурная специфика современности; наука в современной культуре, основные тенденции ее новейшей трансформации; проблема антропологического кризиса и его воздействия на науку во внешнем и внутреннем аспектах.

Формирование нового типа научной рациональности: значение философии в осмыслении и преодолении кризисных тенденций современности; необходимость формирования нового типа научной рациональности в качестве условия дальнейшего продуктивного развития общечеловеческой цивилизации.

Знание как идеализированная форма (отношение).

Форма и ее метаморфоз: форма в вещи, форма в действии, форма в мысли. Абстрактное и конкретное содержание отношения. Отношение как элементарная форма внешних и внутренних чувств, мышления. 

Знание в составе целеполагания. Цель и продукт деятельности.

Знание: объектность содержания и субъектность формы. Ценность: объектность формы и субъектность содержания. Ценность и знание в структуре целеполагания. Средство, предмет и продукт как этапы объективации цели. Цель как идеализированный продукт, замысел продукта.

Продукт и результат. Объективность дельта-результата.

Опредмечивание и распредмечивание в процессе деятельности и познание. Идеализация и материализация отношения как знания. Живая и овеществленная деятельность. Продукт как реализованная цель.

Дельта-результат как незнание. Незнание как побуждение к познанию.

Результат и продукт. Объективное (не предполагаемое в цели) содержание результата. Субъективное (предполагаемое в цели) содержание результата. Разница между результатом и продуктом (дельта-результат) как констатация, обнаружение незнания и побуждение к познанию. Дельта-результат как основа научного познания.

Предмет и предметность знания. Предметные слои бытия.

Предмет – размеченный средством объект. Структура средства как основание структурирования мира (предмета познания). Предметные слои бытия и предметность познания. Орудийная, символическая, знаковая и предельно знаковая предметности знания.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 371.