Основные познавательные стратегии современного социально-гуманитарного познания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Натурализм и антинатурализм как базисные познавательные установки в научном познании общества. Проблема взаимосвязанного рассмотрения общества и человека в истории и современности. Культура как синтезирующая социально-антропологическая реальность, её теоретическое истолкование в философии, основные версии теории культуры.

Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарном познании, их историческая трансформация. Важнейшие познавательные модели в сфере социально-гуманитарной проблематики, их эвристический потенциал.

3. Жизнь как категория социально-гуманитарного познания

Сущность жизни как общенаучная проблема, её актуальность в условиях современности. Естественнонаучная методология в познании жизни и её пределы. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни в классической и неклассической философии. Жизнь как социокультурная реальность, философские и общетеоретические.

Философские проблемы частных наук:

4. Философские проблемы педагогики и философия образования как способ их разрешения.

Специфика философского осмысления образования и философские проблемы педагогики. Педагогика как прикладная философия. Становление философии образования как способ решения философских проблем педагогики. Предмет, основные разделы, функции и проблемы философии образования.

5. Философская проблема сущности образования, его идеалов и целей.

Проблема сущности образования: образование как воспитание, как воспитание и обучение, как просвещение; образование и воспитание, образование и просвещение; образование как формирование, становление, развитие человека.

Основные модели образования как выражение идеала образованного человека (религиозное образования, универсальное образование, специализированное образование, образование как синтез естественных и гуманитарных наук, прагматическое образование и т.п.) 

6. Философская проблема социо-культурной природы образования.

Социальная форма бытия и образование как его неотъемлемый компонент. Образовательная функция социальных отношений: превращение человека природного в человека культурного. Социокультурные функции, обеспечивающие реализацию образовательной функции: передача одними людьми и усвоение другими общественного опыта; развитие человека. Ведущая роль одной их названных функций как основание определения типа образования.

7. Место и роль образования в системе общественных отношений.

Общество как социальный организм. Образование как составная часть социального механизма воспроизводства человечества.

Производство как субстанция социального и образование как его неотъемлемый элемент. Основные сферы общественного производства и место образования в системе общественного воспроизводства. Образование в медленно и в быстро развивающемся обществе: формирующий и развивающий типы образования.

8. Философские проблемы организации развивающего образования.

Категория «развитие» как основание построения модели образования, ориентированного на развитие человека. Положения теории развития как основания определения педагогических условий развития человека. Закономерности развития человека как целостности как основания определения педагогических условий развития человека. проблема определения предмета развития в развивающем образовании.

9. Философские проблемы культуросообразности образования

Основные подходы к пониманию культуры и культурообразность образования (применение культурологического подхода в педагогике). Особенности образования, определяемые закономерностями существования и развития культуры. Образование индивидов как развитие их личностного опыта, как становление их личностной культуры.

10. Деятельностная природа образования.

Педагогическое взаимодействие как ядро педагогического процесса. Деятельность педагога в педагогическом взаимодействии. Деятельность обучающегося в педагогическом взаимодействии. Субъект-объектные и субъект – субъектные типы педагогического взаимодействия.

Деятельность обучающегося как основной фактор его развития.

Становление субъекта творческой деятельности как цель образования.

11. Проблема гносеологических оснований образования.

Знание  как продукт образования: философский анализ проблемы школьного образования «применения знаний в жизни, в практике» Э.В. Ильенковым (статья «Деятельность и знание»). Научное знание как основа содержания образования.

Обучающийся как субъект познания: Проблема обучения методам познания. Творчество в познавательной деятельности школьников. 

Понимания индивидуального Я как укорененного во всеобщем и подъем индивида ко всеобщему опыту и знанию в гегелевской трактовке природы образования.

Проблема понимания, осмысления, переживания, происходящие на индивидуальном уровне процессе образования, как философско-герменевтическая проблема, как интерпретация, представляющая собой индивидуальное смыслополагание и смыслопорождение, т.е. определенного рода субъективизацию, придание единичного характера всеобщему знанию и опыту, к которому «восходят» в образовании. Роль различных неявных форм пред-знания, пред-понимания, пред-рассудков ( обыденного - донаучного и вненаучного знания), которые, как это показано в герменевтике, обеспечивают понимание всего того, что содержится и осуществляется в образовании.

Дата: 2019-07-24, просмотров: 289.