ТЕМА 13. СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В. 1946-1985
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПЛАН СЕМИНАРА

 

1. Послевоенное развитие СССР. Восстановление экономики.

2. Реформы Н.С. Хрущева. «Оттепель в СССР».

3. Внешняя политика Н.С. Хрущева

4. СССР в «эпоху застоя».

Заполнение таблиц

Холодная война”: противостояние двух систем»

Область конфронтации СССР и его союзники НАТО
Военно-политическая    
Социально-экономическая    
Идеологическая    

«Реформы Н.С. Хрущева»

Направления реформирования Основные изменения Последствия
Десталинизация и демократизация: - критика культа личности - ликвидация органов внесудебной репрессии - реабилитация и освобождение заключенных - расширение прав республик - реформирование партийно-государственного аппарата    
Реформы в социально-экономической сфере: - управление экономикой - промышленность - сельское хозяйство - социальная политика    
Реформирование армии    
Реформы в области образования, науки и культуры    

 

Проблемно-логические задания

 

1. Американский историк, профессор университета Темпл (США) В.М. Зубок отмечает, что война против Фашистской Германии, несмотря на ее ужасы, раскрепостила советский народ. «Повсюду царило неведомое раньше ощущение того, что народ заслужил лучшую жизнь, и власть должна это учитывать… Война перекроила национальное самосознание советских людей так, как ни одно другое событие со времен революции 1917 г.»

Похожие тенденции выделяет английский историк, профессор Оксфордского университета Д. Пристланд. Он так оценивает внутреннюю политику СССР в послевоенный период: «Бедность и неравенство в СССР были не так важны, как международный престиж, и после Второй мировой войны Сталин пожертвовал уровнем жизни советских граждан для нужд гонки вооружений во время холодной войны… Советский Союз был, конечно же, победоносной силой, но это оказалась пиррова победа. В результате конфликта он оказался в невыгодном положении в соревновании со значительно более богатыми Соединенными Штатами…

СССР столкнулся со всеми этими задачами в период, когда “идеологическая готовность” населения… была в плачевном состоянии. Наибольшую опасность для ценностей режима представлял военный опыт советских солдат. Некоторые из них воевали в партизанских отрядах, где привыкли к определенной степени равенства и самостоятельности. Но важнее было то, что миллионы солдат побывали на Западе и подвергли сомнению официальную пропаганду. Замполит, который имел дело с репатриацией советских граждан, искавших убежище в нейтральной Швеции, рассказывал, что “после того, как они увидели безмятежную жизнь, некоторые наши возвращенные на родину делали неправильный вывод о том, что Швеция – богатая страна и люди там живут хорошо…”

В условиях ухудшающихся отношений с Западом и напряженности в СССР сталинисты ввели режим, который усиливал неприкрытое насилие довоенного порядка и основывался на патриотической, а не классовой мобилизации».

Согласны ли Вы с тем, как оценивают послевоенную ситуацию в СССР и политику сталинского правительства иностранные авторы? Обоснуйте свою позицию, опираясь на фактический материал.

 

2. Профессор Р.Г. Пихоя особо выделяет период с осени 1964 г. по осень 1968 г. как время выбора альтернатив развития. С одной стороны, в партийно-государственном руководстве СССР провозглашался «принцип стабильности», была предпринята попытка решить экономические проблемы за счет повышения заинтересованности работников и расширения материальных стимулов труда и т.д. С другой – в Польше, Чехословакии стали активно высказываться идеи кардинального реформирования социализма. Коммунистические элиты социалистического лагеря восприняли такие реформы как угрозу утраты власти. «Вторжение войск Варшавского Договора во главе с Советской Армией в Чехословакию, – по мнению Р.Г. Пихоя, – стало рубежом политической истории не только для народов Центральной Европы, но и для СССР. Экономическая реформа в самом СССР была свернута. Отныне и до конца 80-х гг. утверждается убеждение в практической нереформируемости советского социализма. Последующие события лишь подтвердили справедливость этого вывода».

Согласны ли Вы с тем, что социалистическую систему в СССР нельзя было реформировать, не утратив монополии КПСС на власть? Какие шаги были предприняты в ходе хозяйственной реформы 1965 г.? Каковы результаты реформы? Почему она была свернута? Какие черты в общественно-политической жизни СССР конца 60-х – начала 80-х гг. характеризуются как «неосталинизм».

 

Анализ документа

Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны 16июля 1956 г. (выдержки):

1. «Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа.

2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискованного при выселении, и что они не имеют прав возвращаться в места, откуда были выселены».

Примечания: в 1957 г. указом Президиума Верховного Совета СССР последовал акт восстановления Чечено-Ингушской АССР в рамках РСФСР. Для осуществления контроля над организацией поэтапного возвращения чеченцев на родину был создан Организационный комитет.

 

Вопросы к документу:

1. Какие народы были реабилитированы?

2. Почему, на Ваш взгляд, изначально Указ запрещал возвращение реабилитированных народов на территории исконного проживания?

3. Какие депортированные народы не были реабилитированы при Н.С. Хрущеве?

 

Дата: 2019-07-24, просмотров: 590.