Концептуализация современного капитализма между эконометрическими данными и идеологическими тенденциями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Если посмотреть на то, каким образом в рамках новой политэкономии выстраиваются модели современного капитализма, то обнаруживается довольно любопытное обстоятельство. Распространенной является точка зрения, что Соединенные Штаты представляют собой наиболее чистый тип «рыночного» государства благоденствия. При этом признается, что 80 % расходов на социальные нужды в США осуществляется по корпоративным схемам социального страхования, которые имеют мало общего с рыночной моделью [Goodin, 1999]. Однако на основании того, что в других развитых западных странах влияние корпоративных схем еще больше, делается утверждение о том, что вполне оправданно и допустимо рассматривать США как парадигму «чистой» рыночной модели. Хотя совершенно логично было бы предположить, что столь широкое влияние корпоративных схем социального страхования создает такую модель государства благоденствия, которая качественно отличается от реально рыночной, если бы таковая существовала в действительности.

Рассматривая различные варианты построения моделей современного капитализма, мы сталкиваемся с двумя классическими способами систематизации и концептуализации информации и научного знания: индуктивным и дедуктивным.

При дедуктивном подходе вначале выстраивается теоретическая конструкция той или иной модели капитализма, через призму которой потом анализируется эмпирический материал. Все, что не укладывается в данную конструкцию, зачастую объявляется «эмпирическим шумом», который можно игнорировать, если обозначается господствующая тенденция [Contemporary Capitalism, 1997, p. 268]. Однако такой подход, по сути дела, превращает теоретическую гипотезу в априорное методологическое идеологически окрашенное утверждение, поэтому нахождение доминирующей тенденции провозглашается в качестве обнаружения той или иной модели капитализма. И в данном случае игнорируется то обстоятельство, что институциональные формы, оставшиеся в «меньшинстве», могут оказывать качественное влияние на «большинство» институциональных правил игры.

Индуктивный подход, на первый взгляд, выглядит более корректным, так как требует первичного анализа эмпирического материала, который потом складывается (или не складывается) в определенную целостную модель капитализма. Однако здесь мы сталкиваемся с ограниченностью самого аналитического инструментария. Мы не можем сказать, что политико‑экономическая модель США на X процентов является рыночной, на Y процентов поддерживается государством и на Z процентов зависит от динамических эффектов иммиграционных процессов. Мы можем только констатировать, что иммиграционные процессы оказывают «существенное влияние» на американскую инновационную экономику. Но последнее утверждение является скорее публицистическим, нежели научным.

Дедуктивный способ обобщения наиболее адекватен при рассмотрении ограниченного числа случаев (в идеале: одна страна – одна модель). Но в этой ситуации данные модели не могут претендовать на универсальность, что обесценивает само построение моделей. Индуктивный способ позволяет охватить большее число случаев, но его способности к обобщению эмпирического материала и построению цельных моделей капитализма крайне ограниченны. По большому счету, индуктивный анализ констатирует многообразие форм современного капитализма, но не способствует выделению моделей последнего. С точки зрения «чистой» научности последний подход представляется более корректным, так как фиксирует реальные взаимодействия экзогенных экономических и политических институтов. Однако дедуктивный метод моделирования точнее улавливает «пульс» политических институтов как таковых, которые зачастую пытаются выдать идеологически желаемое состояние экономических правил игры за реальное положение дел, что, безусловно, оказывает влияние на реальность.

 

 

Заключение

 

Последовательное углубление теоретической рефлексии идеологий привело к тому что в начале XXI века идеологии стали мыслиться едва ли не как полноправные элементы политической теории как таковой.

Признание неизбежности идеологии сопровождается отказом от автоматических обвинений в «ложности» идеологий. Более того, во всех сколько‑нибудь влиятельных направлениях современной политической теории обнаруживается тот или иной идеологический след. Последний не является результатом некоторой сознательной запрограммированной тенденциозности, а скорее отражает очень широкий контекст теоретической политической рефлексии: философский, методологический, культурный, политический, социальный, экономический и т. д.

Более того, понимание идеологического воздействия на политическую теорию позволило последней овладеть более изощренными способами рефлексии, которые по‑новому способны проблематизировать политическую реальность.

В свою очередь, развитие теоретической мысли способствовало возникновению теории идеологии как таковой. Кластерный и морфологический анализ последней позволил лучше понять логику развития идеологического знания, выявил определенные механизмы в «нормативной комбинаторике», поддерживающей идеологическую сферу политики, несмотря на неоднократные попытки объявить идеологию «умершей». Изучение идеологии становится отправной точкой анализа природы политического мышления, состоящего из идеологических «кластеров смысла», которые формируют политическую реальность.

Эволюция и распад «кластеров смысла» в рамках изучения идеологий привели к тесному взаимодействию с новейшими достижениями в рамках исторической науки. Поэтому внимание политипической теории к концептуальной истории стало закономерным этапом развития теоретического знания об обществе. Возникший из этого синтеза морфологический анализ структуры идеологий позволил по‑новому взглянуть на причины «живучести» одних идейных концептов и неустойчивости других. Удалось также обнаружить возможности и ограничения, которые действуют в условиях «идеологической архитектуры», а также политические причины подобных сочетаний. Появилась возможность использования пространственно‑временной комбинаторики в исследовании идеологий. Это открывает новые возможности для исследований массовой культуры с постструктуралистских позиций, что позволяет ярче высветить комбинации сознательного и непреднамеренного воздействия идеологий.

Таким образом, теоретический анализ идеологий позволяет не только глубже понять особенности политической жизни, но и то, что политическая мысль – это действительно общественный продукт со всеми соответствующими атрибутами и проявлениями. Поэтому то, что для одного ученого будет является «социализмом», для других может оказаться «социал‑демократией», «государством всеобщего благоденствия» и даже «коммунизмом». И дело не только в разном «исследовательском инструментарии», но и в различном взаимодействии инструментария с тканью качественно многообразного общества.

Изучение идеологий предполагает переосмысление взаимоотношений политической мысли с политической наукой. Конфронтация политической теории и анализа политических сил и процессов с точки зрения значимости идеологий может трактоваться как ложная альтернатива. Очевидно, что в современном гипертехнологизированном мире контроль над политической мыслью предполагает очевидное влияние на политическое действие. Тем самым идеологии становятся своеобразным видом «социального факта», а не просто мыслительной конструкцией, подлежащей той или иной этической интерпретации.

В связи с этим необходимо пересмотреть стереотип политической науки о политических партиях как основных носителях (и даже создателях) идеологий. Безусловно, политические партии опираются в своей деятельности на идеологию, но последняя в партийных программах имеет зачатую выхолощенный и упрощенный характер, что продиктовано логикой актуальной политической ситуации. Поэтому политическая теория может помочь исследователям политики бороться с искушением отождествления современных идеологий с партийными программами и практиками. Идеологии в современном мире являются сложными образованиями, носители и творцы которых могут находиться далеко за рамками политических партий.

Можно утверждать, что идеологии в современной политике имеют неизбежный характер. Современная политика, как никогда ранее, основана на ситуации выбора (необязательно формально демократического). Любая борьба альтернатив (или договоренности по поводу альтернатив) предполагает опору на концептуальное «переоспаривание» существующего политического вокабуляра. Естественно, какие‑то политические смыслы и значения являются более устойчивыми, чем другие, но это не значит, что в ходе принятия политических решений устойчивость политических смыслов не будет поколеблена. В данном контексте именно идеологии являются основными средствами переосмысления иерархии политических значений. И доступ к этим средствам чрезвычайно широк: ими могут пользоваться как политики, так и рядовые граждане, как политтехнологи, так и ученые‑теоретики. Идеологические конструкты не являются продуктом одностороннего технологического воздействия. Устойчивость и влиятельность идеологий определяются их комплексным характером.

Современные идеологии могут иметь разнообразные форму и размер: они могут быть пафосными и сдержанными, тотализирующими и фрагментарными, доктринальными и нечеткими. Они могут родиться (быть переформулированными) в центральных политических и государственных институтах или в недрах университетских кафедр, выкристаллизоваться в ходе рафинированной политико‑теоретической дискуссии или возникнуть из устойчивой комбинации массовых стереотипов. Они могут быть этически доброкачественными или вредоносными. Иными словами, идеологии являются творческим соединением факторов, каждый из которых сам по себе может быть оспорен. Они коллективно производятся и коллективно потребляются, но и то и другое может иметь непреднамеренный характер. Очевидно, что понимаемые таким образом идеологии сложно фиксировать и изучать, однако сложность не есть синоним невозможности.

 

Библиография

 

Белл Д. Возобновление истории в новом столетии // Вопросы философии. 2002. № 5.

Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

Берк Э. Письма, адресованные членам парламента // Человек. 2003. № 1.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.

Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.

Витгенштейн Л. Логико‑философский трактат. М.: Наука, 2009.

Гайдар ЕЛ. Власть и собственность: Смуты и институты. Государство и эволюция. СПб.: Норма, 2009.

Грамши А. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3. Тюремные тетради. М.: Изд‑во иностр. лит., 1959.

Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995.

Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT Москва, 2009.

Лампрехт К. История германского народа: в 3 т. Изд‑во К. Солдатенкова, 1894.

Лиотар Ж.‑Ф. Состояние постмодерна. СПб.: АЛЕ‑ТЕЙЯ, 1998.

Луман Н. Власть. М.: Праксис, 2001.

Манхейм К. Консервативная мысль // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994а.

Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994b.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3. М.: Гос. изд‑во полит, лит., 1960.

Мейнеке Ф. Возникновение историзма. М.: РОССПЭН, 2004.

Моска Г. Правящий класс // Социологические исследования. 1994. 12.

Мусихин Г.И. Авторитет власти и авторитет разума // Полития. 2006. 3.

Мусихин Г.И. Красота спасет мир? Идеология как эстетика // Политические исследования. 2008а. № 4.

Мусихин Г.И. Концептуальные изъяны демократии как проблема глобализации // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз. 2008b. № 2.

Мусихин Г.И. Плюрализм политических ценностей или всеобщий императив свободы личности: выбор не предопределен? // Полития. 2007. Т. 46. № 3.

Мусихин Г.И. Популизм: структурная характеристика политики или «ущербная идеология»? // Полития. 2009. № 4.

Мусихин Г.И. Соотношение авторитета и традиции: философское осмысление и властная реальность Германии и России конца XVI – начала XX века // Вопросы философии. 2002. 10.

Мусихин Г.И. Суверенитет, монархия и революция: история становления и взаимоотношения понятий // Суверенитет. Трансформация понятий и практик: монография / под ред. М.В. Ильина, И.И. Кудряшовой. М.: МГИМО‑Университет, 2008с.

Ницше Ф. Веселая наука. М.: Азбука‑классика, 2010.

Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М.: Молодая гвардия, 1984.

Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.

Филиппов А.Ф. Социология пространства. СПб.: Владимир Даль, 2008.

Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.: ACT, 1997.

Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. СПб.: Владимир Даль, 2006.

Шмитт К. Номос земли. СПб.: Владимир Даль, 2008.

Шмитт К. Политическая теология. М.: КАНОН‑Пресс‑Ц, 2000.

Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. 1.

Шмитт К. Разговор о власти и о доступе к властителю // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 2.

Adamson W. Hegemony and Revolution: A Study of Antonio Gramsci's Political and Cultural Theory. Berkeley, CA: University of California Press, 1980.

Albert M. Capitalisme contre capitalism. Paris: Seuil, 1991.

Althusser L. Essays on Ideology. L.; N.Y.: Verso, 1971.

Althusser L. Ideology and Ideological State Apparatuses: Notes towards an Investigation // Lenin and Philosophy and Other Essays. N.Y.: Monthly Review Press, 2001.

Amable B. Institutional Complementarity and Diversity of Social Systems of Innovation and Production // Review of International Political Economy. 2000. No. 4.

Amable B. The Diversity of Modern Capitalism. Oxford: Oxford University Press, 2003.

Appiah K.A. The Ethics of Identity. Princeton: Princeton University Press, 1998.

Arditi B. Populism as a Spectre of Democracy: A Response to Canovan // Political Studies. 2004. No. 52.

Austin J.L. How to Do Things with Words. Oxford: Clarendon Press, 1975.

Barker C. Cultural Studies: Theory and Practice. L.: Sage, 2000.

Barry B. Culture and Equality. Cambridge: Polity Press, 2001.

Baum M.A., Groeling T. New Media and the Polarization of American Political Discourse // Political Communication. 2008. No. 25.

Begriffsgeschichte, Diskursgeschichte, Metaphergschich‑te / Hrsg. H.E. Bödecker. Göttingen: Wallstein Verlag, 2002.

Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y.: Basic Books, 1976.

Bell D. The Revolt against Modernity // Public Interest. 1985. No. 81.

Berlin I. Pursuit of the Ideal // The Crooked Timber of Humanity / ed. by H. Hardy. L.: Princeton University Press, 1990.

Berlin I. Introduction // Liberty / ed. by H. Hardy. Oxford: Oxford University Press, 2002.

Berlin I. Two Essays on Liberty // Liberty / ed. by H. Hardy. Oxford: Oxford University Press, 2002.

Berlin I., Williams B. Pluralism and Liberalism: A Reply // Political Studies. 1994. No. 42.

Bhaskar R. Dialectic: The Pulse of Freedom. L.; N.Y.: Verso, 1994.

Bhaskar R. From Science to Emancipation: Alienation and the Actuality of Enlightenment. New Delhi, Thousand Oaks, L.: Sage Publications, 2002.

Billig M. Ideology and Social Psychology: Extremism, Moderation, and Contradiction. N.Y.: St. Martins Press, 1982.

Blackmore S. The Même Machine. Oxford: Oxford University Press, 1999.

Bloch E. Das Prinzip Hoffnung. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1985.

Bloom A. The Closing of the American Mind. N.Y.: Simon and Schuster, 1987.

Boyer R. New Growth Regimes, But Still Institutional Diversity// Socio‑Economic Review. 2004a. No. 1.

Boyer R. The Future of Economic Growth: As New Becomes Old. Cheltenham: Edward Elgar, 2004b.

Brand M. Intending and Acting. Toward a Naturalized Action Theory. Cambridge, MA: MIT Press, 1984.

Brantlinger R A Response to Beyond the Cultural Turn // American Historical Review. 2002. No. 107 (5).

Bringing the State Back in / ed. by P.B. Evans, D. Rue‑schemeyer, T Skocpol. Cambridge: Cambridge University Press, 1985.

Brown С Postmodernism for Historians. Harlow, England; N.Y.: Pearson Education / Longman, 2005.

Brunner O. Neue Wege der Sozialgeschichte. Vorträge und Aufsätze. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1956.

Calmfors L., Driffill J. Bargaining Structure, Corporatism and Macroeconomic Performance // Economic Policy. 1988. No. 1.

Campbell J.L., Pedersen O.K. The Second Movement in Institutional Analysis // The Rise of Neoliberalism and Institutional Analysis / ed. by J.L. Campbell, O.K. Pedersen. Princeton: Princeton University Press, 2001.

Canovan M. «People», Politicians and Populism // Government and Opposition. 1984. No. 19.

Canovan M. The People. Cambridge: Polity Press, 2005. P. 128.

Canovan M. Trust the People! Populism and the Two Faces of Democracy // Political Studies. 1999. No. 47.

Carpentier ER. Effects of Priming Social Goals on Personal Interest in Television News // Journal of Broadcasting and Electronic Media. 2009. No. 53 (2).

Castles E G., Mitchell D. Three Worlds of Welfare Capitalism or Four? Working Paper No. 63. Luxembourg Income Study, 1991.

Cheney L. Telling the Truth. N.Y.: Simon and Schuster, 1995.

Clemens C. Christian Democracy: The Different Dimension of a Modern Movement. Brussels, 1989.

Coates D. Models of Capitalism: Growth and Stagnation in the Modern Era. L.: Polity, 2000.

Collini S., Winch D., Burrow J.W. That Noble Science of Politics. Cambridge: CUP, 1983.

Contemporary Capitalism: The Embeddedness of Institutions / ed. by R. Hollingsworth, R. Boyer. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

Converse P.E. The Nature of Belief Systems in Mass Publics // Ideology and Discontent / ed. by D.E. Apter. N.Y.: Free Press, 1964.

Crouch C. Breaking Open Black Boxes: the Implications for Sociological Theory of European Integration // From the Nation State to Europe? Essays in Honour of Jack Hayward / ed. by A. Menon, V. Wright. Oxford: Oxford University Press, 2001.

Crowder G. Liberalism and Value Pluralism. L.; N.Y.: Continuum, 2002.

Crowder G. Gray and the Politics of Pluralism // Critical Review of International Social and Political Philosophy. 2006. No. 9.

Daly M. A Fine Balance: Women's Labour Market Participation in International Comparison // Welfare and Work in the Open Economy. Vol. 11: Diverse Responses to Common Challenges / ed. by E Scharpf, V. Schmidt. Oxford: Oxford University Press, 2002.

Derrida J. Of Grammatology Baltimore, MD: John Hopkins University, 1998.

Derrida J. Spectres of Marx. L.: Routledge, 1994.

Devigne R. Recasting Conservatism: Oakeshott, Strauss, and the Response to Postmodernism. New Haven: Yale University Press, 1994.

Dijk T. van. Communicating Racism: Ethnic Prejudice in Thought and Talk. Newbury Park, CA: Sage Publications, Inc., 1987.

Dijk T. van. Context Models in Discourse Processing // The Construction of Mental Representations During Reading / ed. by H. van Oostendorp, S.R. Goldman. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1999.

Dijk T. van. Discourse, Ideology and Context // Folia Linguistica. 2001. No. 1–2.

Dijk T. van. Discourse, Knowledge and Ideology // Communicating Ideologies. Multidisciplinary Perspectives on Language, Discourse and Social Practice / ed. by M. Puetz, J. Neff, T van Dijk. Frankfurt a.M.: Peter Lang, 2004.

Dijk T. van.  Discourse Semantics and Ideology// Discourse & Society. 1995. No. 6.

Dijk T. van. Elite Discourse and Racism. Newbury Park, CA: Sage Publications, 1993.

Dijk T. van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. L.: Sage, 1998a.

Dijk T. van. Opinions and Ideologies in the Press // Approaches to Media Discourse / ed. by A. Bell, P. Garrett. Oxford: Blackwell, 1998b.

Dijk T. van. Prejudice in Discourse: An Analysis of Ethnic Prejudice in Cognition and Conversation. Amsterdam; Philadelphia: J. Benjamins Co., 1984.

Dijk T. van, Kintsch W. Strategies of Discourse Comprehension. N.Y.: Academic Press, 1983.

D'SouzaD. Illiberal Education. N.Y.: Free Press, 1991.

Dworkin G. The Theory and Practice of Autonomy. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Eagleton T. Ideology. An Introduction. L.: Verso, 1991.

Eagleton T. Marxism and Literary Criticism. L.: Methuen&CoLTD, 1976.

Eagleton T. The Ideology of the Aesthetic. L.: Blackwell, 2001.

Ebbinghaus B. When Labour and Capital Collude: The Political Economy of Early Retirement in Europe, Japan and the USA // Comparing Welfare Capitalism: Social Policy and Political Economy in Europe, Japan and the USA / ed. by B. Ebbinghaus, P. Manow. L.: Routledge, 2001.

Edwards D., Potter J. Discursive Psychology. L.: Sage Publications, 1992.

Erikson R.S., Tedin K.L. American Public Opinion. 6th ed. N.Y.: Longman, 2003.

Esping‑Andersen G. The Three Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Polity, 1990.

Europa 1500: Integrationsprozesse in Widerstreit: Staaten, Regionen, Personenverbande, Christenheit / Hrsg. F. von Seibt, W. Eberhard. Stuttgart: Klett‑Gotta, 1987.

Fairdough N.L. Critical Discourse Analysis: The Critical Study of Language. Harlow: Longman, 1995.

Faking It / ed. by D. Anderson, P. Mullen. L.: Social Affairs Unit, 1998.

Feldman S. Structure and Consistency in Public Opinion: The Role of Core Beliefs and Values // American Journal of Political Science. 1988. No. 32.

Ferrera M., Hemerijck A., Rhodes M. The Future of Social Europe: Recasting Work and Welfare in the New Economy. Lisbon: Celta Editora, 2000.

Fiske T.S., Kinder D.R. Involvement, Expertise, and Schema Use: Evidence from Political Cognition // Personality, Cognition and Social Interaction / ed. by N. Cantor, J. E Kihlstrom. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1981.

Fowler R. Language in the News: Discourse and Ideology in the British Press. L.; N.Y.: Routledge, 1991.

Freeden M. The New Liberalism: An Ideology of Social Reform. Oxford: Clarendon Press, 1978.

Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. Oxford: Clarendon Press, 1996.

Freeden M. Ideology and Political Theory// Journal of Political Ideologies. 2006. No. 1.

Freeden M. Ideology: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2003.

Freeden M. Is Nationalism a Distinct Ideology? // Political Studies. 1998. No. 46.

Freeden M. Liberalism Divided: A Study in British Political Thought 1914–1939. Oxford: Clarendon Press, 1986.

Fuchs D., Klingemann H.D. The Left‑right Schema // Continuities in Political Action: A Longitudinal Study of Political Orientations in Three Western Democracies / ed. by M.K. Jennings, JW. van Deth. Berlin: Walter de Gruyter, 1990.

Furedi F Mythical Past, Elusive Future. L.: Pluto Press, 1992.

Galston W. Two Concepts of Liberalism // Ethics. 1995. No. 105.

Galston W. Liberal Pluralism: The Implications of Value Pluralism for Political Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 2002.

Galston W. The Practice of Liberal Pluralism. Cambridge: Cambridge University Press, 2005.

Geertz C. The Interpretation of Culture: Selected Essays. N.Y.: Basic Books, 1973.

Gentile E. Fascism, Totalitarianism and Political Religion: Definitions and Critical Reflections on the Critiques of a Theory // Totalitarian Movements and Political Religions. 2004. No. 5 (3).

GerringJ. Ideology: A Definitional Analysis // Political Research Quarterly. 1997. No. 4.

Geschichte der christlich‑demokratischen und christlichsozialen Bewegungen in Deutschland. Koeln. 1986. Bd. 1. S. 199–218.

Geschichtliche Gruendbegriffe. Historisches Lexikon zur Politisch‑sozialen Sprache in Deutschland / Hrsg. O. Brunner, W. Conze, R. Koselleck. 7 Bd. Stuttgart: Klett‑Cotta, 1972–1993.

Gesellschaft. Staat. Nation. Gesammelte Aufsätze. Stuttgart: Klett‑Cotta, 1998.

Geuss R. The Idea of a Critical Theory: Habermas and the Frankfurt School. Cambridge: Cambridge University Press, 1982.

Goodin R., Headey В., Muffels R., Dirven H.‑J. The Real Worlds of Welfare Capitalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

Goodwyn L. The Populist Moment. N.Y.: Oxford University Press, 1973.

Gray J. Enlightenments Wake. L.: Routledge, 1995.

Gray J. Post‑Liberalism. L.: Routledge, 1993.

Gray J. Two Faces of Liberalism. Cambridge: Cambridge University Press, 2000.

Green L. Internal Minorities and Their Rights // The Rights of Minority Cultures / ed. by W. Kymlicka. Oxford: Oxford University Press, 1995.

Griffin R. The Primacy of Culture. The Current Growth (or Manufacture) of Consensus within Fascist Studies // Journal of Contemporary History. 2002. No. 37 (1).

Groh D. Negative Integration und revolutionaerer Atten‑tismus. Die Deutsche Sozialdemokratie am Vorabend der 1.Weltkrieges. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1973.

Gumbrecht H. U. Modern, modernität, modern // Geschichtliche Grundbegriffe. Historisches Lexikon zur politisch‑sozialen Sprache in Deutschland / Hrsg. O. Brunner, W. Conze, R Koselleck. Bd. 4. Stuttgart: Klett‑Cotta, 1978.

Gutmann A. Democratic Education. Princeton: Princeton University Press, 1999.

Habermas J. Legitimation Crisis. Boston: Beacon, 1975.

Habermas J. Modernity – an Incomplete Project // Postmodern Culture / ed. by H. Foster. L.: Pluto Press, 1985.

Habermas J. The Theory of Communicative Action. Vol. 2. Boston, MA: Beacon, 1989.

Hamilton M. The Elements of the Concept of Ideology // Political Studies. 1987. No. 35 (1).

Hart M., Negri A. Empire. Cambridge, MA; L.: Harvard University Press, 2000.

Hartweg F. 1789: Sprachkampf im Elsas: Das revolution‑are Denken und die unteilbare Nation // Dokumente. 1989. Jg. 45. H. 6.

Hay С. Political Analysis. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2002.

Hemerijck A., Schludi M. Sequences of Policy Failures and Effective Policy Responses // Welfare and Work in the Open Economy. Vol. I: From Vulnerability to Competitiveness / ed. by E Scharpf, V Schmid. Oxford: Oxford University Press, 2001.

Hildebrand K. Von Erhard zur Grossen Koalition, 1963–1969. Stuttgart: Klett‑Cotta, 1984.

Himmelfarb G. Marriage and Morals Amongst the Victorians and Other Essays. L.: LB. Tauris, 1989.

Himmelfarb G. The De‑Moralization of Society. N.Y.: Vintage Books, 1996.

Hippler T. Spinosa on Historical Myths // Myth and Memory in the Construction of Community. Historical Patterns in Europe and Beyond. Multiple Europes / ed. by B. Sträth. No. 9. Brussels: PIE‑Peter Lang, 2000.

Hirschman O. Exit, Voice, and Loyalty: Responses to Decline in Firms, Organizations, and States. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1970.

Holbrook D. The Virus of Evil in Culture // The Salisbury Review. 1994. No. 13(1).

Holub R. Antonio Gramsci, Beyond Marxism and Postmodernism. L.: Routledge, 1992.

Hunt L. The Rhetoric of Revolution in France // History Workshop Journal. 1983. No. 15. Spring.

Incommensurability, Incomparability, and Practical Reason / ed. by R. Chang. Harvard: Harvard University Press, 1997.

Jameson F Archaeologies of the Future: The Desire Called Utopia and Other Science Fiction. L.; NY.: Verso, 2005.

Jameson F Culture and Finance Capital // Critical Inquiry. 1997. No. 24(1).

Jameson F Lacan and the Dialectic: A Fragment // Lacan: The Silent Partners / ed. by S. Žižek. L.; N.Y.: Verso, 2006.

Jameson F Late Marxism: Adorno or the Persistence of the Dialectic. L.; N.Y: Verso, 1990.

Jameson F. Postmodernism and Consumer Society // The Anti‑Aesthetic: Essays on Postmodern Culture / ed. by H. Foster. Seattle, WA: Bay Press, 1983.

Jameson F  Postmodernism, or The Cultural Logic of Late Capitalism // New Left Review. 1984. No. 1 (46).

Jameson F The Politics of Utopia // New Left Review. 2004. No. 25.

Jameson F The Singular Modernity: Essay on the Ontology of the Present. L.; N.Y.: Verso, 2002.

Jones S. Languages of Class. Studies in English Working Class History, 1832–1982. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

Johnston D. The Idea of a Liberal Theory. Princeton: Princeton University Press, 1994.

Johnson‑Laird P.N. Mental Models. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.

Kekes J. The Morality of Pluralism. Princeton: Princeton University Press, 1993.

Kekes J. A Case for Conservatism. Ithaca: Cornell University Press, 1998.

Kimball R. Whose Enlightenment Is It? A Review of Todd Gitlins 'The Twilight of Common Dreams' // New Criterion. 1996. No. 14 (8).

King D., Wood S. The Political Economy of Neoliberalism: Britain and the United States in the 1980s // Continuity and Change in Contemporary Capitalism / ed. by H. Kitschelt, P. Lange, G. Marks, J. Stephens. Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

Kjxr P., Pedersen O. Translating Liberalization: Neoliberalism in the Danish Negotiated Economy // The Rise of Neoliberalism and Institutional Analysis / ed. by J.L. Campbell, O.K. Pedersen. Princeton: Princeton University Press, 2001.

Koselleck R. Kritik und Krise: Eine Studie zur Pathogenesis der bürgerlichen Welt. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1954.

Koselleck R. The Practice of Conceptual History: Timing History, Spacing Concepts (Cultural Memory in the Present). Stanford: Stanford University Press, 2002.

Koselleck R. Vergangene Zukunft: zur Semantik geschichtlicher Zeiten. 3. Aufl. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1979.

Kramer R. Sozialer Konflikt und christliche Ethik. Berlin, 1988.

Kress G., Hodge В. Language and Ideology. L.: Routledge & Kegan Paul, 1979.

Kristol I. Americas «Exceptional Conservatism» // Conservative Realism / ed. by K. Minogue. L.: Harper Collins, 1995.

Kristol I. Reflections of a Neoconservative. N.Y.: Basic Books, 1983.

Kroeber A., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y.: Randon House, 1952.

Kukathas С The Liberal Archipelago: A Theory of Diversity and Freedom. Oxford: Oxford University Press, 2003.

Lacan J. Response to Jean Hyppolite's Commentary on Freuds «Verneinung» // Lacan J. Écrits: The First Complete Edition in English. N.Y.; L.: W.W. Norton & Company, 2006.

Lacan J. The Seminar. Book II. The Ego in Freud's Theory and in the Technique of Psychoanalysis, 1954–1955. N.Y.: W.W. Norton & Company, 1988.

Lacan J. The Seminar. Book VII. The Ethics of Psychoanalysis, 1959–1960. L.: Routledge, 1992.

Laclau E. Constructing Universality // Contingency, Hegemony, Universality: Contemporary Dialogues on the Left / ed. by J. Butler, E. Laclau, S. Žižek L.; N.Y.: Verso, 2000a.

Laclau E. Identity and Hegemony: The Role of Universality in the Constitution of Political Logics // Contingency, Hegemony, Universality: Contemporary Dialogues on the Left / ed. by J. Butler, E. Laclau, S. Žižek. L.; N.Y.: Verso, 2000b.

Laclau E., Mouffe C. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. L.: Verso, 1985.

Laclau E. New Reflections on the Revolution of Our Time. L.;N.Y.: Verso, 1990.

Laclau E. On Populist Reason. L.: Verso Books, 2005a.

Laclau E. Populism: What's In a Name // Populism and the Mirror of Democracy / ed. by F. Panizza. L.; N.Y.: Verso Books, 2005b.

Laitin D.D., Sole C, Kalyvas S.N. Language and the Construction of States: The Case of Catalonia in Spain // Politics and Society. 1994. Vol. 22. No. 1.

Lane R. Political Ideology. Oxford: Free Press, 1962.

Larmore C. The Morals of Modernity. Cambridge: Cambridge University Press, 1996.

LarrainJ. The Concept of Ideology. Athens, GA: University of Georgia Press, 1979.

Lenk К. Geist und Geschichte. Ein Beitrag zum Geschichtsdenken Max Schelers // Kölner Zeitschrift für Soziologie & Sozialpsychologie. 1956. Bd. 8.

Lingis A. Some Questions about Lyotards Postmodern Legitimation Narrative // Philosophy and Social Criticism. 1994. No. 20(1–2).

Lukacs G. The Theory of the Novel. L.: M.I.T Press, 1971.

Lyotard J. The Postmodern Condition. Manchester: Manchester University Press, 1984.

Macedo S. Diversity and Distrust: Civic Education in a Multicultural Society. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2000.

Mansfield H. Democracy and the Great Books // New Republic. 1988. No. 4.

Marsh P.T. Joseph Chamberlain. Enterpreneur in Politics. New Haven: Yale University Press, 1994.

Mayer N. French Populism: The Aftermath of 21st April 2002 // Populism and Media Democracy / ed. by B. Ociepka. Wroclaw: Wydawnictwo Uniwersytetu Wroclawskiego, 2005.

McLellanD. Ideology. Minneapolis: University Minneapolis Press, 1986.

Meinecke F. Erlebtes: 1862–1919. Stuttgart: Köhler, 1964.

Mêszâros I. Power and Ideology. L.: Harvester Wheatsheaf, 1989.

Methods of Critical Discourse Analysis / ed. by R. Wodak, M. Meyer. L.: Sage, 2001.

Meerbote R. Reflection on Beauty // Essays in Kant's Aesthetics. Chicago: University of Chicago Press, 1982.

Morgan K.O. The Wilson Years: 1964–1970 // Blitz to Blair. A New History of Britain since 1939 / ed. by N. Tiratsoo. L.: Phoenix, 1998.

Mudde С The Populist Zeitgeist // Government and Opposition. 2004. No. 39.

Mumford L. The Transformation of Man. N.Y: Harper and Brothers, 1956.

Munro R. Disorganisation // Debating Organization: Point‑Counterpoint in Organizational Studies / ed. by R. Westwood, S. Clegg. Maiden; Oxford; Melbourne; Berlin: Blackwell, 2003.

Murray C, Herrnstein RJ. The Bell Curve: Intelligence and Class Structure in American Life. N.Y: Free Press, 1994.

Nelson E. W. Defining the Fundamental Laws of France: the Proposed First Article of the Third Estate at the French Estates General of 1614 // English Historical Review. 2000. Vol. 115. No. 464.

Nicholls A.J. The Bonn Republic. West German Democracy 1945–1990. L.: Longman, 1997.

Nordström К., Ridderstrâle J. Funky Business: Talent Makes Capital Dance. L.: BookHouse Publishing AB, 2002.

Oakeshott M. On Human Conduct. Oxford: Oxford University Press, 1975.

Oakeshott, M. Rationalism in Politics. L.: Methuen, 1962.

Organisation for Economic Cooperation and Development. The Jobs Study. OECD, 1994.

O'Sullivan J. Conservatism. L.: J. M. Dent, 1976.

O'Sullivan J. Conservatism and Cultural Identity Conservative Realism / ed. by K. Minogue. L.: HarperCollins, 1996.

O'Sullivan J. Political Integration, the Limited State and the Philosophy of Postmodernism // Political Studies. 1993. No. 41.

O'Sullivan J. The New Right: The Quest for a Civil Philosophy in Europe and America The Nature of the Right / ed. by R Eatwell, N. O'Sullivan. L.: Pinter Publishers, 1989.

Palonen K. Die Entzauberung der Begriffe. Das Umschreiben der politischen Begriffe bei Quentin Skinner und Reinhart Koselleck. Muenster: LIT Verlag, 2004.

Panizza F. Introduction: Populism and the Mirror of Democracy // Populism and the Mirror of Democracy / ed. by E Panizza. L.; N.Y.: Verso Books, 2005.

PimlottB. Harold Wilson. L.: Harper Collins, 1992.

Pocock J.G.A. The Ancient Constitution and the Feudal Law: a Study of English Historical Thought in the Seventeenth Century: a Reissue with a Retrospect. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.

Pocock J.G.A. The Machiavellian Moment: Florentine Political Thought and the Atlantic Republican Tradition. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2003.

Political Cognition / ed. by R.R. Lau, D.O. Sears. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1986.

Pugh M. The Making of Modern British Politics 1867–1939. Oxford: Blackwell, 1982.

Radice H. Globalization and National Capitalisms: Theorizing Convergence and Differentiation // Review of International Political Economy. 2000. No. 4.

Radice H. «Globalization» and National Differences // Competition and Change. 1998. No. 3.

Ragin C. Fuzzy‑set Social Science. Chicago, IL: University of Chicago Press, 2000.

Rawls J. Political Liberalism. N.Y.: Columbia University Press, 1993.

Raz J. The Morality of Freedom. Oxford: Oxford University Press, 1986.

Richardson H.S. Practical Reasoning about Final Ends. Cambridge: Cambridge University Press, 1994.

Ridley M. Nature via Nurture. Genes, Experience, and What Makes Us Human. L.: Fourth Estate, 2003.

Riker W. Liberalism against Populism: A Confrontation Between the Theory of Democracy and the Theory of Social Choice. San Francisco, CA: Freeman, 1982.

Rodriguez‑Pose A. Dynamics of Regional Growth in Europe: Social and Political Factors. Oxford: Oxford University Press, 1998.

Rorty R. Philosophy and the Mirror of Nature. Oxford: Basil Blackwell, 1980.

RortyR. That Old‑time Philosophy// New Republic. 1988. No. 4.

Rorty R. Thugs and Theorists // Political Theory. 1987. No. 15 (4).

Saito S. Television and Political Alienation: Does Television News Induce Political Cynicism and Inefficacy in Japan? // International Journal of Japanese Sociology. 2008. No. 17.

Schmidt V. The Futures of European Capitalism. Oxford: Oxford University Press, 2002.

Schmoeckl R., Kaiser B. Die vergessene Regierung. Bonn: Bouvier, 1991.

Schuttler CR Historians and Discourse Analysis // History Workshop Journal. 1989. Spring. No. 27.

Schwartz J. Anti– Humanism in the Humanities // Public Interest. 1990. No. 99.

Scruton R. In Inverted Commas // Times Literary Supplement. 1992. 18 December.

Scruton R. Modern Philosophy. L.: Sinclair‑Stevenson, 1994.

Scruton R. The Meaning of Conservatism. 2nd ed. Basingstoke: Macmillan, 1984.

Shonfield A. Modern Capitalism. Oxford: Oxford University Press, 1964.

Skinner Q. Liberty before Liberalism. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

Skinner Q. The Foundations of Modern Political Thought. Cambridge: Cambridge University Press, 1978.

Skinner Q. Visions of Politics. Vol. I: Regarding Method. Cambridge: CUP, 2002.

Soskice D. Wage Determination: The Changing Role of Institutions in Advanced Industrialized Countries // Oxford Review of Economic Policy. 1990. No. 4.

Stande und Gesellschaft im Alten Reich / Hrsg. G. von Schmidt. Stuttgart; Wiesbaden: Steiner‑Verlage, 1989.

Stanlis P. Edmund Burke and the Natural Law. Ann Arbour: University of Michigan Press, 1958.

Stavrakakis Y. Antinomies of Formalism: Laclaus Theory of Populism and the Lessons from Religious Populism in Greece // Journal of Political Ideologies. 2004. No. 9.

Stone L. The Past and the Present Revisited. L.: Routledge and Kegan Paul, 1981.

Sträth B. The Concept of Work in the Construction of Community // After Full Employment. European Discourses on Work and Flexibility / ed. by B. Sträth. Brussels: PIE‑Peter Lang, 2000.

Strauss L. Natural Right and History. Chicago: University of Chicago Press, 1953.

Suny R. G. Back and Beyond: Reversing the Cultural Turn? // American Historical Reviewro. 2002. No. 107 (5).

Szakolszai A. Max Weber and Michel Foucault: Parallel Life‑Works. L.: Routledge, 1998.

Taylor C. The Politics of Recognition // Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition / ed. by A. Gutmann. Princeton: Princeton University Press, 1999.

Texts and Practices: Readings in Critical Discourse Analysis / ed. by CR. Caldas‑Coulthard, M. Coulthard. L.: Routledge, 1996.

The Construction of Mental Representations During Reading / ed. by H. van Oostendorp, S.R. Goldman. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 1999.

The Enlightenment and Modernity / ed. by H. Geras, R. Wokler. Basingstoke; N.Y.: Palgrave MacMillan, 2000.

The Rise of the Social Sciences and the Formation of Modernity. Conceptual Change in Context, 1750–1850 / ed. by J. Heilbron, L. Magnusson, B. Wittrock. Dordrecht; L.: Klu‑wer Academic, 1998.

Thelen K. Varieties of Labor Politics in the Developed Democracies // Varieties of Capitalism: The Institutional Foundations of Comparative Advantage / ed. by P.A. Hall, D. Soskice. Oxford: Oxford University Press, 2001.

Thompson J.B. Studies in the Theory of Ideology. Berkeley, CA: University of California Press, 1984.

Toulmin CS. Cosmopolis. The Hidden Agenda of Modernity. N.Y.: The Free Press, 1990.

Turner J. The Messenger Overwhelming the Message: Ideological Cues and Perceptions of Bias in Television News // Political Behavior. 2007. No. 29.

Vallacher R.R., Wegner D.M. Levels of Personal Agency: Individual Variation in Action Identification // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. No. 57.

Varieties of Capitalism: The Institutional Foundations of Comparative Advantage / ed. by P.A. Hall, D Soskice. Oxford: Oxford University Press, 2001.

Vercellone C. From Formal Subsumption to General Intellect: Elements for a Marxist Reading of the Thesis of Cognitive Capitalism // Historical Materialism. 2007. No. 15.

Virno P. General Intellect // Historical Materialism. 2007. No. 15.

Virno P. Multitude: Between Innovation and Negation. Los Angeles, CA Semiotext(e), 2008.

Watkins S.C. From Provinces into Nations. Demographic Integration in Western Europe 1870–1960. Princeton: Princeton University Press, 1991.

Weaver R. Ideas Have Consequences. Chicago: University of Chicago Press, 1948.

Weber M. The Meaning of «Ethical Neutrality» // Max Weber on the Methodology of the Social Sciences / ed. by E. Shils, H. Finch. Glecoe, IL: Free Press, 1949.

Westlind D. The Politics of Popular Identity: Understanding Recent Populist Movements in Sweden and the United States. Lund: Lund University Press, 1996.

White H. Metahistory The Historical Imagination in the Nineteenth Century. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1973.

Whitley R. Divergent Capitalisms. Oxford: Oxford University Press, 1999.

Will G. The Leveling Wind. N.Y.: Viking, 1994.

William H., Sewell J. The Concept(s) of Culture // Beyond the Cultural Turn. New Directions in the Study of Society and Culture / ed. by E. Bonnell, L. Hunt. Berkeley, CA: University of California Press, 1999.

Wilson J.Q. The Moral Sense. N.Y.: Free Press, 1993.

Wittrock В. The Meaning of the Axial Age // Axial Civilizations and World History / ed. by J. Arnason, S.N. Eisenstadt, В. Wittrock. Leiden: Brill, 2004.

Wodak R. Language, Power and Ideology: Studies in Political Discourse. Amsterdam: Walter Benjamins, 1989.

Zeitlin J. Introduction // Governing Work and Welfare in a New Economy – European and American Experiments / ed. by J. Zeitlin, D. Trubek. Oxford: Oxford University Press, 2003.

Žižek S. The Sublime Object of Ideology. L.: Verso, 1989.

Žižek S. Tarrying with the Negative. Durham: Duke University Press, 1993.

Žižek S. Introduction: The Spectre of Ideology// Mapping Ideology. L.: Verso, 1994.

Žižek S. The Indivisible Remainder. L.: Verso, 1996.

Žižek S. Plague of Fantasies. L.: Verso, 1997.

Žižek S. Da Capo Senza Fine // Contingency, Hegemony, Universality: Contemporary Dialogues on the Left / ed. by J. Butler, E. Laclau, S. Žižek. L.; N.Y.: Verso, 2000.

Žižek S. In Defence of Lost Causes. L.; N.Y.: Verso, 2008.

Žižek S. On Belief. L.; N.Y.: Verso, 2001.

Žižek S. Why Does Law Need an Obscene Supplement? // Law and the Postmodern Mind: Essays on Psychoanalysis and Jurisprudence / ed. by P. Goodrich, DC. Carlson. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1990.

Zuckert С. Postmodern Platos. Chicago: University of Chicago Press, 1996.

 


[1] См., например: [Lane, 1962].

 

[2] «Немецкая идеология» содержит как минимум два разных понимания идеологии: одно – эпистемологически‑философское (идеология как «ложное сознание», своеобразная camera obscura, «преломляющая» реальный мир под определенным ценностным углом зрения), и другое – непосредственно политическое (идеология как комплекс идей и мировоззренческих принципов правящего класса).

 

[3] Достаточно вспомнить, например, Берлинский кинофестиваль, организаторы которого никогда не скрывали политической подоплеки формирования конкурсной программы.

 

[4] В реальности или только в собственном воображении – в данном случае не принципиально.

 

[5] Вспомним критику Просвещения Э. Берком, который говорил, что «ясная идея, чаще всего, является бедной идеей» [Берк, 1979, с. 63].

 

[6] О междисциплинарном исследовании идеологий см.: [Dijk, 1998].

 

[7] См. об этом: [Converse, 1964].

 

[8] См., например: [Billig, 1982; Eagleton, 1991; Larrain, 1979; Thompson, 1984; Freeden, 1996].

 

[9] См., например: [Political Cognition, 1986; Feldman, 1988, p. 416–440].

 

[10] См. об этом: [Vallacher, Wegner, 1989, p. 660–671].

 

[11] Об «экспертах» и «дилетантах» в сфере политических убеждений см., например: [Fiske, Kinder, 1981].

 

[12] См. об этом: [Dijk, Kintsch, 1983; The Construction of Mental Representations During Reading, 1999].

 

[13] О контекстуальных моделях дискурса см.: [Dijk, 1999, p. 123–148].

 

[14] Подробнее о ментальных моделях см.: [Johnson‑Laird, 1983].

 

[15] О коллективных верованиях и предубеждениях см.: [Dijk, 1984; 1987; 1993].

 

[16] О критическом дискурсивном анализе см., например: [Texts and Practices, 1996; Fairclough, 1995; Fowler, 1991; Kress, Hodge, 1979; Dijk, 1995, p. 243–289; 1998a; 1998b; 2001, p. 1–40; 2004, p. 5–38; Wodak, 1989; Methods of Critical Discourse Analysis, 2001].

 

[17] О разделении идеологий и утопий см.: [Манхейм, 1994b, с. 7–260].

 

[18] См. об этом: [Луман, 2001].

 

[19] Подробнее об этом см.: [Edwards, Potter, 1992].

 

[20] О свободе «голоса» см.: [Hirschman, 1970].

 

[21] О связи рациональности и ценностного выбора см.: [Raz, 1986, р. 398].

 

[22] Подробнее см.: [Larmore, 1996].

 

[23] См. об этом: [Strauss, 1953].

 

[24] См., например: [Weaver, 1948].

 

[25] См., например: [Kristol, 1983].

 

[26] Знаковым событием стало обращение к творчеству Лео Штрауса идеологически неангажированного Ричарда Рорти. См. об этом: [Mansfield, 1988, р. 34].

 

[27] Для американских охранителей подобная идея преемственности была крайне «некомфортна», так как Соединенные Штаты Америки были самым концентрированным воплощением Модерна.

 

[28] См., например: [Murray, Herrnstein, 1994].

 

[29] См. об этом: [Devigne, 1994, р. 190–193].

 

[30] См. об этом: [Mêszàros, 1989, р. 42–43].

 

[31] См., например: [Kristol, 1995, p. 9–22].

 

[32] См. об этом: [Мусихин, 2002; 2006].

 

[33] См., например: [Stanlis, 1958].

 

[34] См. об этом: [Himmelfarb, 1996].

 

[35] Принцип катехона состоит в том, что библейская эсхатология не стремится ни к совершенствованию церкви, ни к искоренению зла, чтобы не воспрепятствовать пришествию Христа.

 

[36] См.: [Шмитт, 2008, с. 581].

 

[37] См. об этом: [Jameson, 2002].

 

[38] Подробнее о популизме как фрагментарной идеологии см.: [Mudde, 2004, р. 542–563].

 

[39] См. об этом: [Laclau, 2005а, р. 117].

 

[40] Подробнее об этом см.: [Goodwyn, 1973, p. xvi; Panizza, 2005, p. 16].

 

[41] См. об этом: [Westlind, 1996, р. 31–32].

 

[42] См., например: [Arditi, 2004, р. 139–40; Stavrakakis, 2004, р. 263].

 

[43] См. об этом: [Canovan, 2005, р. 128].

 

[44] Как утверждает Райкер, «то, что хочет народ, не может быть социальной политикой просто потому, что мы не знаем и не сможем узнать, чего народ хочет» [Riker, 1982, р. 238].

 

[45] О понимании политического К. Шмиттом см.: [Шмитт, 1992, с. 35–67].

 

[46] См. об этом: [Шмитт, 2006, с. 171–172].

 

[47] О популизме см. подробнее: [Мусихин, 2009, с. 40–53].

 

[48] Тема мультикультурализма не может быть подробно рассмотрена в формате данного раздела, о мультикультурализ‑ме см. подробнее: [Мусихин, 2007, с. 42–60].

 

[49] См. об этом: [Nelson, 2000, р. 1216–1228; Europa 1500, 1987; Stande und Gesellschaft, 1989].

 

[50] О становлении понятия государства см.: [Gesellschaft. Staat. Nation, 1998].

 

[51] Самой яркой рефлексией такого механизма стала классическая работа К. Шмитта «Римский католицизм и политическая форма» (см.: [Шмитт, 2000]).

 

[52] См. об этом: [Brunner, 1956].

 

[53] См., например: [Laitin, Sole, Kalyvas, 1994, p. 5–29].

 

[54] Шмитт К. Духовно‑историческое состояние современного парламентаризма; см.: [Шмитт, 2000].

 

[55] См. об этом подробнее: [Dijk, 1984].

 

[56] См. об этом: [Мусихин, 2007, с. 42–60].

 

[57] Можно предположить, что нечто подобное произошло с российскими коммунистами, которые из носителей социализма как универсальной идеологии превратились в приверженцев популизма как идеологии фрагментарной. О популизме как идеологии см.: [Мусихин, 2009, с. 40–53].

 

[58] О бессмысленности либеральной демократии см.: [Habermas, 1975].

 

[59] Справедливости ради следует отметить, что на сегодняшний день система образования теряет свое значение, поскольку вследствие обязательности и общедоступности образование как таковое потеряло привлекательность как показатель социального успеха (обучение в школе уже не является показателем более высокого общественного положения).

 

[60] Об особенностях телевизионного восприятия политики см.: [Turner, 2007, р. 441–464; Baum, Groeling, 2008, p. 345–365; Saito, 2008, p. 101–113; Carpentier, 2009, p. 300–316].

 

[61] См. об этом подробнее: [Clemens, 1989; Geschichte der christlich‑demokratischen, 1986, S. 199–218; Kramer, 1988].

 

[62] См. об этом: [Nicholls, 1997, р. 186–220; Hildebrand, 1984; Schmoeckl, Kaiser, 1991].

 

[63] См. об этом: [Pimlott, 1992; Morgan, 1998, p. 132–162].

 

[64] О текучести смыслов «вечных идей» см. подробнее: [Skinner, 2002; Koselleck, 1979].

 

[65] См. об этом: [Мейнеке, 2004; Lenk, 1956, S. 143–150].

 

[66] См. об этом: [Stone, 1981, р. 86–87].

 

[67] См. об этом: [Мусихин, 2008b].

 

[68] Об этом см. подробнее: [Wittrock, 2004; The Rise of the Social Sciences, 1998; The Enlightenment and Modernity, 2000].

 

[69] См., например: [Февр, 1991].

 

[70] См. об этом: [Jones, 1983; Schuttler, 1989].

 

[71] См. об этом: [Hippler, 2000].

 

[72] См. подробнее: [Вико, 2007; Ницше, 2010; Szakolszai, 1998].

 

[73] См. об этом: [Koselleck, 1979].

 

[74] Формат данной книги не позволяет углубляться в проблематику социологии пространства, см. об этом: [Филиппов, 2008].

 

[75] См. об этом: [Toulmin, 1990].

 

[76] О трансформации смысла понятия «революция» см.: [Gumbrecht, 1978; Мусихин, 2008с].

 

[77] Наиболее полно об этом см.: [Geschichtliche Gruend‑begriffe, 1972–1993].

 

[78] См.: [Skinner, 1978; 1998; Pocock, 2003; 1987].

 

[79] См. подробнее: [Skinner, 1998].

 

[80] Подробнее об этом см.: [Freeden, 1978; 1986; 1996].

 

[81] См. об этом: [Koselleck, 1954; 2002].

 

[82] См. подробнее: [Barker, 2000, р. 5; Hamilton, 1987, р. 38].

 

[83] См. об этом применительно к идеологиям: [Мусихин, 2008а].

 

[84] О морфологическом анализе идеологий см.: [Freeden, 1998].

 

[85] О различии современных и досовременных культур см.: [Brantlinger, 2002, р. 1509].

 

[86] См. об этом: [Mumford, 1956].

 

[87] См. об этом: [Derrida, 1998].

 

[88] См.: [Campbell, 2001, р. 249–282; Coates, 2000].

 

[89] Подробнее об этом см.: [Boyer, 2004а, р. 1–32; 2004b].

 

[90] См. об этом: [Soskice, 1990, р. 36–61; Calmfors, 1988, р. 13–61].

 

[91] Одна из лучших подобных работ: [Schmidt, 2002].

 

[92] См.: [Castles, 1991; Daly, 2002, p. 467–510; Ebbinghaus, 2001, p. 76–101].

 

[93] См., например: [Watkins, 1991; Rodriguez‑Pose, 1998].

 


Дата: 2019-07-24, просмотров: 173.