Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе. Как соотносятся понятия «свобода», «выбор», «ответственность»?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Билет № 16

Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе. Как соотносятся понятия «свобода», «выбор», «ответственность»?

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Социальные условия реализации свободы:

1) социальные нормы (правовые, моральные и др.);

2) место человека в обществе;

3) формы общественной деятельности;

4) уровень развития общества;

5) освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Если свобода, как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость, как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком. Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы, это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. 'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

В широком смысле слова, ответственность – умение трезво оценивать свои действия и их последствия, при необходимости способность отвечать за свои слова или поступки. Ответственность можно характеризовать как средство самоконтроля.

Билет № 17

Выделите критерии развития информационного общества.

Информационное (постиндустриальное) общество – это этап развития современного общества, который следует после индустриального этапа, в первую очередь с самых развитых экономически, социально, политически и духовно странах.

Данное общество стало формироваться в последние десятилетия 20 века в странах Западной Европы, Северной Америки, в Японии. Каковы же его основные признаки?

Первый признак: Преобладание сферы услуг над сферой производства, вследствие модернизации (автоматизации, роботизации и компьютеризации) всех производственных процессов. Пример: если раньше на производства товара нужен был завод с десятью цехами, тысячью рабочими, то теперь для этого вполне достаточно трех цехов и пятидесяти-ста рабочих.

Второй признак: Переход рабочей силы из промышленности в сферу услуг. Пример: опять же уволенные рабочие вынуждены идти работать таксистами, охранниками, продавцами, и т.д.

Третий признак: Компьютеризация и информатизация всех жизненно-важных процессов. Пример: Компьютеры вошли во все сферы жизнидеятельности человека. Без них уже не обходятся нигде, от сложных производств, до управления дорогами, транспортом, медициной, искусство, и т.д.

Четвертый признак: Высшее образование (и даже не одно, а два-три) становится необходимым условием для реализации личностью всех своих способностей и для достижения успеха и высокого социального статуса в обществе. Пример: Раньше после окончания средней школы девушка могла пойти устроиться секретаршей и получать среднюю зарплату. Надо было всего лишь научиться печатать на машинке. Сейчас для этой должности нужно знание нескольких иностранных языков, владеть компьютером, иметь юридическое и экономическое образование.

Пятый признак: Информация становится главной ценностью общества, каковой в аграрном обществе была земля, в индустриальном капитал и средства производства. Пример: самые богатые люди планеты сейчас – это владельцы информационных ресурсов: телесетей и телеканалов, газет, журналов, Интернет порталов и т.д.

Критерии определения и параметры описания информационного общества

1. Технологический критерий. Ведущий футуролог Э. Тоффлер, особенно настойчиво и последовательно опиравшийся именно на технологический критерий, представлял мир как постепенно формирующийся в результате трех воли технологических инноваций. В связи с этим Джон Нэсбит писал: "Компьютерные технологии стали для информационного века тем же, чем была механизация для промышленной революции".

Технологии неотделимы от области социального - они отражают ценности социума. Таким образом, мы можем существенно уточнить суть технологического критерия: до тех пор, пока новые технологии нацелены на удовлетворение "старых" потребностей и реализацию "старых" ценностей, ни о каком "новом обществе" речь идти не может.

2. Экономический критерий. Он предполагает учет роста экономической ценности информационной деятельности: если в экономической деятельности информационная активность превалирует над деятельностью в области сельского хозяйства и промышленности, то можно говорить об информационном обществе.

3. Структура занятости населения: о наступлении информационного общества в соответствии с этим критерием говорит снижение занятости в сфере производства и увеличение в сфере услуг и информации (поскольку "сырьем" для нефизического труда является именно информация).

Так, в Западной Европе, Японии и Северной Америке более 70% населения заняты в "беловоротничковой" сфере. И здесь встает необходимость введения не только количественных, но и качественных показателей.

4. Пространственный критерий. Главный акцент в соответствии с этим критерием делается на информационные сети, которые, связывая различные места, изменяют представления о пространстве и времени. Однако само по себе наличие сетей (среди средств организации которых, кстати, давно существующие телефон и телеграф) вряд ли может считаться достаточным основанием для того, чтобы общество могло считаться информационным.

5. Критерий информационной насыщенности культурной среды. Данный критерий предполагает возрастание роли символических объектов по сравнению с объектами материальными. Этот критерий кажется наиболее оправданным по своей сути, но наименее поддающимся измерению.

Билет № 18

1. Объясните содержание духовной культуры общества. Какие культурные ценности и нормы включает духовная культура современного общества?

Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей, из таких форм их деятельности, как познание (наука), художественное творчество (искусство), отправление религиозных культов и богообщение (религия), из проявлений морали.

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Иными словами, духовная сфера – это целенаправленно организуемая духовная жизнь людей. С развитием цивилизации, с переходом к «информационному обществу» значение духовной сферы резко возрастает, что проявляется, в частности, в многократном увеличении информационных потоков, росте числа занятых в духовном производстве (например, за последние сто лет численность ученых в мире возросла со 100 тысяч до 5 миллионов), повышении престижа интеллектуального труда.

Основными элементами духовной сферы выступают наука, образование, мораль, религия, искусство, идеология, средства массовой информации (СМИ), поскольку именно в них задействовано подавляющее большинство работников умственного труда.

Ценности относятся к одним из основных элементов культуры. Система ценностей придает обществу упорядоченность и предсказуемость. Культурная жизнь вне ценностей невозможна, именно через систему ценностей, накопившихся в культуре, осуществляется регуляция человеческой деятельности. Предметы культуры, лишенные ценностной компоненты, превращаются просто в физические объекты. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит фундаментом всякой культуры.

Духовные ценности человека свидетельствуют о его высшем уровне развития, о личностной зрелости. По своей природе сама духовность является не сколько структурой, а способом человеческого существования, включающего в себя ответственность и свободу.

Виды духовных ценностей:

1. Смысложизненные ценности являются идеалами, основным жизненным ориентиром, связывающим мироздание личности с обесчеловечим бытием. Они несут сугубо индивидуальный характер, как для самого человека, так и для истории каждой культуры. Главными понятиями, присущих этому виду, есть жизнь и смерть, противостояние добра и зла, мира и войны. Прошлое, память, будущее, время, настоящее, вечность — именно такие мировоззренческие ценности подвергаются осмыслению личностью. Они формируют представление о мире в целом, что, несомненно, свойственно каждой культуре. Кроме того, такие мировозренческо-философские ценности помогают определить отношение каждого из нас к окружающим, о месте в этом мире. Представления об индивидуальности, свободе, гуманизме и творчестве помогают нам в этом. Стоит отметить, что именно они граничат с ценностями, относящимися ко второму виду.

2. Нравственные относятся к тем духовным ценностям, что помогают личности регулировать ее отношения с людьми с точки зрения вечной борьбы между сущих и должных поступков, понятий. Данная категория ценностей связана с такими неписаными законами как: запреты, принципы, нормы, предписания. Основными здесь являются добро и зло. Представление человека о них определяет, в первую очередь, трактовку им следующих ценностей: достоинства, человечности, справедливости и милосердия. Именно с их помощью человек способен видеть себя частью всего человечества. Благодаря этим понятиям формулируется главное, «золотое», правило нравственности: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтоб поступали по отношению к тебе».

Нравственные ценности регулируют отношения между сообществами, группами людей и также включает в себя следующие понятия: •  добросовестность; • верность; • патриотизм; • долг; • честь;

• коллективизм; •    трудолюбие; •       вежливость; • такт.

3. Эстетические ценности, связанные с созданием гармонии, ее выявлением. Ощущение психологического комфорта наступает именно тогда, когда индивиду удается наладить отношения с миром, с окружающими и с самим собой. Эта категория духовных ценностей играет немаловажную роль в жизни человека, потому как они тесно связаны с его эмоциональной культурой, способностью к переживаниям сильного характера, умением ощущать различные оттенки чувств и настроения. Эстетические ценности составляют представления о целостности, совершенстве и включают в себя: комическое, прекрасное, трагическое и возвышенное.

Моральные ценности — это совокупность норм, образующих нравственный кодекс каждого человека. Они наряду с духовными образуют основу общества. Так, ценности духовного характера являют собой измерение жизни не количеством новых материальных приобретений и денежной суммы в кошельке, а моральные — принципы, являющиеся для личности основополагающими в любой ситуации. Их она не нарушит ни при каких обстоятельствах.

 

 

Виды СМИ.

- пресса (газеты, журналы);                - книжные издательства;

- агентства печати;                               - радиовещание;

- телевидение;                                       кино-, видео-, звукозапись;     -интернет.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

Функции СМИ.

 Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).

Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).

Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).

«Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.

Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.

Функция политического маркетинга - представляет из себя «продажу» политического товара (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т.д.).

Политика и СМИ.

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Билет № 19

Культуру принято делить на:

Материальную – связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира (всё природное, что человек преобразил своим трудом – дерево в стол, камень – в украшение и т.д.) Духовную – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности (всё, что не несёт практической цели: литература, музыка, кино, картины и т.д. )

К сфере духовной сферы общества относят: образование, науку, религию, искусство.

Искусство – форма духовно-практической деятельности и эстетического освоения действительности.

Искусство не ставит целью фотографически и достоверно представить объект или явление, а лишь акцентирует на определённых его качествах. Творец отражает своё видение объекта и позицию с помощью художественного образа.

Формы культуры и искусства

Элитарная Народная Массовая
Создаётся привилегированной частью общества либо по её заказу, включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни. Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Виды искусства

Пространственные (пластические) Временные (динамичные) Пространственно-временные (зрелищные)
- пространственное построение образов (живопись, графика, скульптура, фотография) - действие разворачивается во времени (литература, музыка) - сочетают средства выражения художественного образа, а действие разворачивается во времени. (хореография, театр, кино, цирк, эстрада)

Элитарная культура (от франц. elite — отборное, лучшее) может быть определена как субкультура привилегированных групп общества. Элитарная культура утверждает себя как творчество узкого круга «высочайших профессионалов», понимание которого доступно столь же узкому кругу высокообразованных ценителей. Высокое (элитарное) искусство отличается высокой сложностью выразительных форм и содержания, что делало всегда их практически недоступными для иных групп общества.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита.

 Элита — это не «аристократия» в узком её понимании, а часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравственными и эстетическими задатками.

К современной элитарной культуре относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, Сальвадора Дали, оперу, музыку Дюваля, Шнитке.

Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя.

Термин «массовая культура» был впервые введен немецким профессором М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д. Мак Дональдом в 1944 году. В определении массовой культуры подчеркивается распространенность и общедоступность духовных ценностей, а также легкость их усвоения, не требующая особого развитого вкуса и восприятия.

Массовое искусство отражает эмоциональное состояние современного человека, и на первый план выходит его компенсаторная функция: помогать преодолевать стрессы и психологические проблемы. В качестве творцов выступают профессионалы, которые нередко действуют как предприниматели.века.

Современная массовая культура зародилась в начале XX века. Огромное влияние на формирование современного искусства оказало развитие техники и технологий: аудио, видео, а затем и Интернета. К массовой культуре относятся произведения литературы (беллетристика), музыки (поп-музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии).

К характерным чертам массовой культуры относятся:

- Общедоступность (облегченность произведений, развлекательный характер);

- Занимательность (обращение к понятным большинству сторонам общества);

- Тиражируемость (расчитано на большое количество людей, повторяемость сюжетных ходов);

- Пассивность восприятия (не требует интеллектуальных и эмоциональных усилий для восприятия);

- Коммерческий характер (культурный продукт предназначен для массовых продаж).

К негативным последствиям современной массовой культуры относится ее свойство мифологизировать человеческое сознание, мистифицировать реальные процессы, происходящие в природе и обществе.

Билет № 20

Виды партий

1. По идеологической принадлежности: либеральные, консервативные, коммунистические, националистические и т.д.

2. По участию в осуществлении власти: Правящие (находятся у власти)

 и Оппозиционные (не у власти, но имеют главную задачу эту власть завоевать)

3. По политическому спектру: Левые (-за реформы, - за увеличение государственной собственности, - за социальную защиту трудящихся, - за радикальные методы действий)

Центристские (за компромисс и сотрудничество)

Правые (за сильное государство, за частную собственность, за стабильность, негативное отношение к революции).

Билет № 16

Приведите аргументы, подтверждающие вывод о невозможности абсолютной, ничем не ограниченной свободы человека в обществе. Как соотносятся понятия «свобода», «выбор», «ответственность»?

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места человека в общественной системе.

Социальные условия реализации свободы:

1) социальные нормы (правовые, моральные и др.);

2) место человека в обществе;

3) формы общественной деятельности;

4) уровень развития общества;

5) освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества.

Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Если свобода, как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость, как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком. Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы, это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор. 'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

В широком смысле слова, ответственность – умение трезво оценивать свои действия и их последствия, при необходимости способность отвечать за свои слова или поступки. Ответственность можно характеризовать как средство самоконтроля.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 814.