Лекция 3. Основные формы мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лекция 3. Основные формы мышления.

Понятие как форма мышления.

 

Понятие. Двойственная природа понятия. Формальные и содержательные аспекты понятия. Выражение понятий в языке. Понятие признака. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Логические приемы формирования понятий. Генезис изменения содержания понятия.

Содержание и объем понятий. Виды понятий:

по содержанию - конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные,

по объему - общие, единичные универсальные, пустые, собирательные и разделительные, регистрирующие и нерегистрирующие.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение, координация. Виды отношений между несовместимыми понятиями: противоречие, противоположность.

Деление понятий по объему. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и ошибки в делении понятий. Пределы обобщения и ограничения понятий. Классификация.

Определение понятий: реальные и номинальные, явные и неявные, определение через ближайший род и видовое отличие, генетическое определение. Структурное и функциональное определение. Правила в определении понятий, ошибки в определении. Приемы, сходные с определением: описание, сравнение, характеристика, остенсивное определение.

Логическая характеристика юридических понятий. Юридическая и административная лексика. Особенности определения юридических понятий.

_____________________________

 

Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению можно охарактеризовать как переход отражения мира в формах ощущений, восприятий, представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и теориях. Таким образом, мышление может рассматриваться как процесс оперирования понятиями. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

 

ПОНЯТИЕ

Понятие – форма абстрактного мышления (наряду с суждением и умозаключением), которая является результатом обобщения предметов одного вида на основе отличительных для них признаков.

Понятие, как логическая форма, характеризуется двумя важнейшими параметрами:

─ содержание;

─ объем.

Содержанием понятия называется совокупность признаков, по которым предметы в понятии обобщаются.

Объемом называется совокупность предметов, мыслимых в понятии.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Согласно этому закону, увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема.

Закон обратного отношения

Виды понятий.

Отношения между понятиями по содержанию и объему

Предметы мира находятся друг с другом во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому и понятия, отражающие эти предметы, также находятся в определенных условиях.

Отношения между понятиями устанавливается по содержанию и объему.

По содержанию.

Для выяснения логических отношений между понятиями различают отношения сравнимости и несравнимости, которые устанавливаются по общности признаков, т. е. по содержанию. Сравнимыми называют понятия, предметы которых имеют какие-либо общие признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом, если же у предметов, мыслимых в понятии, нет никаких общих признаков, то они несравнимы (например, «поэма» и «колодец»; «невоспитанность» и «радуга»).

В логических отношениях могут состоять только сравнимые понятия.

По объему.

Во множестве сравнимых понятий принято выделять совместимые и несовместимые.

Понятия совместимы, если признаки, составляющие содержание этих понятий, могут принадлежать одним и тем же предметам, т. е. их объемы имеют какие-то общие элементы (например, «спортсмен» и «студент»), т. е. условием совместимости двух понятий xA(x) и xB(x) является непустота пересечения их объемов:

WxA(x)∩WxB(x)≠0.

Для совместимых понятий является истинным высказывание ∃x(A(x)∧B(x)). В противном случае понятия несовместимы (например, «белый» и «красный»). Следует отметить, что необходимым и достаточным условием логической несовместимости понятий xA(x) и xB(x) является пустота пересечения их объемов: WxA(x)∩WxB(x)0. Логическая несовместимость указанных понятий означает истинность выражений ∀x(A(x)⊃B(x)) и ∀x(A(x)∨B(x)).

Отношение совместимости представлено следующими видами:

1. Равнозначность (равнообъемность), или тождество. Данное отношение имеет место между понятиями, имеющими один и тот же объем, но различное содержание. Например, равнозначными являются понятия «Лев Николаевич Толстой» и «автор романа “Война и мир”»; «Река Нил» и «самая длинная река в мире».

 

Объем понятий в логике принято изображать кругами Эйлера; плоскость круга соответствует логическому классу, а каждая точка – элементу этого класса.

Отношение равнозначности, или тождества, графически изображается:

где А, В – символическое обозначение объемов понятий.

 

2. Пересечение или частичное совпадение имеет место между понятиями, объемы которых содержат общие элементы.

 

Например, пересекающимися являются понятия «спортсмен» и «иркутянин».

 

3. Подчинение, или субординация, имеет место между такими понятиями, объем одного из которых полностью входит в объем другого, но его не исчерпывает.

 

Например, в отношении подчинения находятся понятия «высшее учебное заведение» (А) и «университет» (В); «врач» (А) и «врач-терапевт» (В).

Понятие, объем которого включает объем другого понятия как часть своего объема, называется подчиняющим (А), а понятие, объем которого входит в объем другого понятия, называется подчиненным (В).

Это были совместимые понятия.

 

 

Виды несовместимости:

 

Несовместимыми являются понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Это происходит в результате того, что в содержании данных понятий присутствуют признаки, которые полностью исключают совпадение их объемов.

Отношения несовместимости принято делить на три вида, среди которых различают соподчинение, противоположность и противоречие.

 

1. Соподчинение или координация имеет место как минимум между тремя понятиями, одно из которых является родовым, а остальные – видами данного рода, не находящимися в отношении пересечения.

Отношение соподчинения возникает в случае, когда рассматриваются несколько понятий, исключающих друг друга, но при этом имеющих подчинение другому, общему для них, более широкому (родовому) понятию.

Так как подобные понятия исключают друг друга, совершенно естественно, что они не перекрещиваются. Например, понятие «огнестрельное оружие» в своем объеме содержит «револьвер», «автомат», «винтовка» и др. Рассматривая данные понятия, можно отметить, что ни один револьвер не может быть автоматом, как ни одна винтовка не является револьвером. Несмотря на взаимное исключение, данные понятия подчинены общему. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к более общему для них понятию, но не пересекающиеся, носят название соподчиненных. Соподчиненные понятия — это виды родового понятия.

При определении понятий, входящих в отношение соподчинения, иногда возможна ошибка. Она заключается в том, что вместо взаимоисключающих понятий в качестве примера приводятся понятия, подчиненные одно другому (например, «писатель» — «русский писатель» — «Н. В. Гоголь»). В результате отношение соподчинения подменяется отношением подчинения, что недопустимо.

 

 

Например: «высшее учебное заведение» (А), «институт» (В), «академия» (С).

 

2. Противоположность, или контрастность, имеет место между такими понятиями, одно из которых содержит определенные признаки, а другое эти признаки отрицает, замещая при этом на противоположные. Важно помнить, что объемы противоположных понятий не исчерпывают объем родового понятия, между ними существуют промежуточные виды.

Понятиями, находящимися в отношении противоположности, можно назвать такие виды одного рода, содержания каждого из которых отражают определенные признаки, не только взаимоисключающие, но и заменяющие друг друга.

Словами-антонимами, выражающими противоположные понятия, являются: «верх» — «низ», «черное» — «белое», «тяжелый снаряд» — «легкий снаряд» и т. д.

 

 

Например, «черный» (В) и «белый» (С).

 

3. Противоречие или контрадикторность имеет место между понятиями, одно из которых содержит некоторые признаки, а у другого эти признаки отсутствуют, не замещаясь при этом никакими другими. Объемы противоречащих понятий полностью исчерпывают объем родового понятия.

Отношение противоречия возникает между двумя понятиями, одно из которых содержит определенные признаки, а другое отрицает (исключает) эти признаки, не заменяя их другими.

В связи с этим два видовых понятия, находящихся в отношении противоречия, занимают весь объем понятия, являющегося для них родовым. Следует особо отметить, что между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого иного понятия.

В отношение противоречия вступают положительные и отрицательные понятия. Слова, составляющие противоречивые понятия, также являются антонимами.

 

 

Например, «мужчина» (В) и «не-мужчина» (С). Символически противоречащие понятия могут быть записаны посредством знака отрицания над буквой («мужчина» (В) и «не-мужчина» ( В )).

Классификация

 

Классификация (от лат. classis — разряд, классификация), в логике — система соподчиненных понятий (классов объектов) какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связей между этими понятиями или классами объектов. Научная классификация выражает систему законов, присущих отображенной в ней области действительности.

Различают естественные классификации, основания которых — существенные признаки объектов (напр., периодическая система химических элементов), и искусственные классификации, в которых используются несущественные признаки; к искусственным классификациям относятся т. н. вспомогательные классификации (алфавитно-предметные указатели, именные каталоги в библиотеках).

Было время, когда естественная классификация объявлялась высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания. В XX в. пред­ставление о роли классификации в процессе познания заметно изменилось. Про­тивопоставление естественной и искусственной классификации во многом утра­тило свою остроту. Далеко не всегда удается существенное четко отделить от несущественного, особенно в обществе и живой приро­де; кроме того, существенное в одном отношении может оказаться гораздо менее важным в другом отношении. Поэтому роль классификации, в том числе естественной, не должна переоцениваться, тем более не должно преувеличиваться ее значение в области сложных и динамичных социальных объектов и явлений. Как стало очевид­ным еще в прошлом веке, абсолютно резкие разграничительные линии несовместимы с теорией развития.

 

Классификация — многоступенчатое, разветвленное деле­ние логического объема понятия. Результатом классификации является система соподчиненных понятий: делимое понятие является родом, но­вые понятия — видами, видами видов (подвидами) и т. д. Наибо­лее сложные и совершенные классификации дает наука, систематизирующая в них результаты предшествующего развития к.-л. отраслей знания и намечающая одновременно перспективу дальнейших исследо­ваний.

Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И. Менделеева, фиксирующая закономер­ные связи между химическими элементами и определяющая мес­то каждого из них в единой таблице. Эта система позволила сде­лать подтвердившиеся вскоре прогнозы относительно неизвестных еще элементов. Большую роль в развитии биологии сыграла классификации жи­вотных и растений К. Линнея. Хорошо известна классификации элементарных частиц, даваемая современной физикой.

 

Определение понятий

Слово «определение» произошло от латинского слова definition. В процессе общения, работы, просто повседневной жизни у человека нередко возникают проблемы с уяснением информации и передачей этой информации другим людям. Это связано с отсутствием или незнанием определения предмета, который упоминается в передаваемой информации. Проще говоря, человек зачастую не понимает значения того или иного понятия. Разъяснить сложное понятие, выявить его суть не обязательно должен сам человек, который столкнулся с проблемой, но это может сделать человек, к профессии которого относится рассматриваемая проблема. Для осуществления толкования понятия как раз и существует логическая операция определения понятия.

Определение понятия — это логическая операция, направленная на выявление правильного значения термина или содержания понятия.

Определить понятие — значит полно раскрыть его содержание и отличить объем данного понятия от объемов иных понятий (т. е. определить предметы, входящие в понятие, и отделить их от других предметов).

Понятие, содержание которого раскрывается, называется определяемым (definiendum), или сокращенно Dfd.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия, называется определяющим (definience), или Dfn.

Виды определения

1. Реальные и номинальные. Деление определений на реальные и номинальные зависит от того, что определяется – содержание понятия или значение термина.

Реальное определение (экспликация) – это определение, посредством которого раскрывается содержание понятия, т. е. определяемый предмет выделяется из класса сходных предметов по его отличительным признакам. Результат определения такого типа представляет собой суждение – характеристику обозначаемых данным термином предметов.

Номинальное определение – это определение, посредством которого раскрывается значение вводимого термина или выражения.

Номинальное определение есть условие или соглашение относительно употребления данной знаковой формы. Определение в этом случае представляет собой ответ на вопрос, что называют или будут называть данным термином, что имеют в виду или будут иметь в виду под данным выражением.

2. По структуре выделяют определения явные и неявные, в зависимости от того, выделяются ли в качестве самостоятельных (непересекающихся) частей определяемое выражение (Dfd) и определяющее (Dfn).

Явное определение – это определение, в котором выражаются существенные признаки определяемого предмета и которое имеет вид равенства или эквивалентности – Dfd = Dfn. Данный вид определения является наиболее простой и употребительной формой определений.

Явные определения содержат определяемое и определяющее понятие, при их равных объемах. В этом виде для определения используется ближайший род и вид (видовое отличие), содержащие характерные признаки определяемого понятия.

К виду явных определений относятся определение через род и видовое отличие и его разновидность – генетическое определение. В генетическом определении раскрываются не признаки или свойства предметов, а указывается способ возникновения или использования данного предмета.

Неявное определение – определение через род и видовое отличие — это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий.

Неявные определения отличаются от явных тем, что в них нельзя выделить в качестве самостоятельных частей определяемое (Dfd) и определяющее выражения (Dfn) и, следовательно, нельзя представить их в виде равенства или эквивалентности.

Можно выделить несколько видов неявных определений: контекстуальное, индуктивное, остенсивное, через аксиомы.

Контекстуальное (от лат. contextus — «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст, т. е. через относительно законченный отрывок информации, которая сопровождает данное слово, относится к нему и содержит его признаки.

Контекстуальное определение позволяет выяснить содержа­ние незнакомого слова, выражающего понятие, через контекст, не прибегая к словарю для перевода (если текст на иностранном язы­ке) или к толковому словарю (если текст дан на родном языке). Так, контекст помогает выяснить, что «заткнуть за пояс» означает «превзойти кого-либо»: «Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку: скоро они научились грамоте и боярских и купечес­ких детей за пояс заткнули —  никто лучше их не сумеет ни про­честь, ни написать, ни ответу дать» (А. Афанасьев); «Стареешь ты, Фишка. — Старею? — удивился тот и хвастливо сказал: — Я еще молодого за пояс заткну!» (Г. Марков).

Понятие «золотая середина» — образ поведения, при котором избегают крайностей, рискованных решений, — отражено в следу­ющих контекстах: «Все б — в крайностях бродить уму, а середи­ на золотая все не давалася ему!» (А. Блок); «Кареты разъеха­лись. Мать даже всплакнула: — Всегда вы умудряетесь дово­дить страсти до критических крайностей. Ах, Фике, как хорошо знать золотую середину...» (В. Пикуль).

 

Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 — натуральное число и n — натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.

Индуктивные определения — такие, в которых определяе­мый термин используется в выражении понятия, которое ему приписывается в качестве его смысла. Примером индуктивно­го определения является определение понятия «натуральное число» с использованием самого термина «натуральное число»:

1. 1— натуральное число.

2. Если п — натуральное число, то п + 1 — натуральное число.

3. Никаких натуральных чисел, кроме указанных в пунктах 1 и 2, нет.

С помощью этого индуктивного определения получается нату­ральный ряд чисел: 1, 2, 3, 4... Таков алгоритм построения ряда натуральных чисел.

 

Остенсивное определение - определение предмета путём указания на него, или демонстрации самого предмета. Такие определения применяются при раскрытии сущности предметов чувственного мира, другими словами, предметов, которые доступны для непосредственного восприятия.

Аксиоматическое определение — является фундаментальным, строится из суждений (логических выражений) как (конъюнктивная) совокупность утверждений, содержащих определяемое и определяющие понятия в этих утверждениях. Аксиома – это положение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности. Определение через аксиомы основано на этом их качестве. Характеристика через аксиомы широко применяется в математике.

В современной математике и в математической логике ши­роко применяется так называемый аксиоматический метод. При­ведем пример. Пусть дана система каких-то элементов (обоз­начаемых х, у, z...), и между ними установлено отношение, вы­ражаемое термином «предшествует». Не определяя ни самих объектов, ни отношения «предшествует», мы высказываем для них следующие утверждения (аксиомы):

1. Никакой объект не предшествует сам себе.

2. Если х предшествует у, ay предшествует z , то х предшествует z .

Так с помощью двух аксиом определены системы объектов вида «х предшествует у». Например, пусть объектами c, у, z являются люди, а отношение между х и у представляет собой «х старше у». Тогда выполняются утверждения 1 и 2. Если объ­екты х, у, z — действительные числа, а отношение «х предшест­вует у» представляет собой «х меньше у», то утверждения 1 и 2 также выполняются. Утверждения (т. е. аксиомы) 1 и 2 опреде­ляют системы объектов с одним отношением.

 

Истинность определения зависит не только от правильности подачи его содержания, но и от того, насколько стройно и последовательно будет выстроена его форма. Если истинность определения зависит от того, точно ли отражает его содержание все необходимые признаки определяемого понятия, есть лишь один рациональный способ получить такое определение — при формулировке строго следовать требованиям логических правил образования определений.

 

Правила определения

1. Соразмерность. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что определенное понятие должно быть равно определяемому, т. е. определяемое и определяющее понятия должны иметь равные объемы. Т. е. должно соблюдаться равенство Dfd = Dfn.

Нарушение этого правила ведет к ошибкам определения.

Во-первых, – к ошибке слишком широкого определения, т.е. когда объем определяющего понятия шире объема определяемого понятия.

В виде формулы это можно отразить следующим образом: Dfd < Dfn. Примером слишком широкого определения могут быть следующие: «телевизор — средство утоления информационного голода» и «люстра — источник света», а также «колесо — резиновый круг».

Еще пример: «логика – это наука о мышлении», ошибка заключается в том, что в данном определении не указан специфический признак логики как науки о мышлении, отличающей ее от других наук, изучающих мышление.

Еще пример широкого определения: «Лошадь — млекопитающее и позвоночное животное».

Во-вторых, – к ошибке слишком узкого определения, когда в качестве видового отличия берется отличительный признак не вида, а подвида. Слишком узкое определение – это определение, в котором объем определяемого понятия шире, чем объем определяющего (Dfd > Dfn). Такая ошибка содержится в следующем определении: «недвижимая вещь — это дом или другое строение». Ошибка тут заключается в том, что строение (в том числе дом) не исчерпывает объема понятия «недвижимая вещь», так как к последней относятся также земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и т. д. Также слишком узким является определение «неделимая вещь — вещь, раздел которой в натуре невозможен».

Или, например, «остров – часть суши, ограниченная со всех сторон морем».

В-третьих, к ошибке определения, чересчур широкого и вместе с тем узкого. Такие определения характеризуются известной неоднозначностью. Одно и то же определение, в зависимости от того, в какую сторону направлено его исследование, становится либо слишком узким, либо более широким. Например, понятие «автомобиль — устройство для перевозки людей» является широким, ведь автомобиль далеко не единственное устройство для перевозки людей.

И широкое и узкое одновременно «Бочка — это сосуд для хранения жидкостей».

2. В определении не должно быть круга. Понятие не должно определяться через самого себя. Ошибка, которая получается вследствие нарушения этого правила, называется порочным кругом.

Круг в определении возникает в двух случаях. Первый называется тавтологией и характерен определением понятия через само же это понятие. Во втором случае круг образуется, если содержание определяемого понятия раскрывается через понятие, которое до этого (в предшествующем определении) было определено посредством понятия, определяемого в данный момент.

Напр., в определении «Вра­щение есть движение вокруг своей оси» будет допущена ошибка круга, если понятие «ось» само определяется через понятие «вра­щение»: ось есть прямая, вокруг которой происходит вращение. Частным случаем этой ошибки является тавтология — повторе­ние в определяющей части самого определяемого понятия, хотя, быть может, в несколько ином словесном выражении, напр.: «Фильтрование — процесс разделения с помощью фильтра».

Тавтология — это более простое, с точки зрения структуры и построения, ошибочное определение. Оно характеризуется абсолютной бесполезностью, так как не выполняет главной функции определения — раскрытия содержания понятия.

Круг в определении означает, что при определении понятия прибегают к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого. Например, «логика – это наука о правильном мышлении, а правильное мышление – это мышление в соответствии с правилами логики». Понятие «логика» определяется через понятие «правильное мышление», а последнее определяется через понятие «логика». Тавтология – это ошибочное определение, в котором определяемое и определяющее понятия выражены одинаковыми терминами. Например, «агитатор – человек занимающийся агитацией».

Определение не должно содержать круга — когда дефиниция определяется через дефидент, а дефидент был определён через дефиницию. Пример ошибки:

«Халатность заключается в том, что человек халатно относится к своим обязанностям».

3. Определение должно быть ясным, не допускающим двусмысленности, т. е. должно быть сформулировано в однозначно определенных терминах, предметные значения которых должны быть известны. Нельзя определять понятия через такие термины, которые сами нуждаются в определениях. Ошибка подобного рода называется определением неизвестного через неизвестное. Например, «агностицизм – это разновидность скептицизма».

Чёткость и ясность означает то, что определения не должны быть двусмысленными, не допускаются метафоры и сравнения.

Пример ошибки: «Лев — царь зверей».

4. Определение по возможности не должно быть отрицательным, поскольку такого рода определение не указывает на существенный признак, характеризующий предмет и отличающий его от других предметов. Например, «роза – не верблюд».

 

Следует отличать определение от других действий, не раскрывающих полностью суть понятия:

· описание — перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных

· характеристика — перечисление самых важных признаков

· сравнение — фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков между объектами

· демонстрация — ознакомление с понятием выяснением его рода или класса.

Лекция 3. Основные формы мышления.

Понятие как форма мышления.

 

Понятие. Двойственная природа понятия. Формальные и содержательные аспекты понятия. Выражение понятий в языке. Понятие признака. Виды признаков: существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Логические приемы формирования понятий. Генезис изменения содержания понятия.

Содержание и объем понятий. Виды понятий:

по содержанию - конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, положительные и отрицательные,

по объему - общие, единичные универсальные, пустые, собирательные и разделительные, регистрирующие и нерегистрирующие.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Отношения между понятиями. Виды отношений между совместимыми понятиями: тождество, пересечение, подчинение, координация. Виды отношений между несовместимыми понятиями: противоречие, противоположность.

Деление понятий по объему. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и ошибки в делении понятий. Пределы обобщения и ограничения понятий. Классификация.

Определение понятий: реальные и номинальные, явные и неявные, определение через ближайший род и видовое отличие, генетическое определение. Структурное и функциональное определение. Правила в определении понятий, ошибки в определении. Приемы, сходные с определением: описание, сравнение, характеристика, остенсивное определение.

Логическая характеристика юридических понятий. Юридическая и административная лексика. Особенности определения юридических понятий.

_____________________________

 

Переход от чувственной ступени познания к абстрактному мышлению можно охарактеризовать как переход отражения мира в формах ощущений, восприятий, представлений к отражению его в понятиях и на их основе в суждениях и теориях. Таким образом, мышление может рассматриваться как процесс оперирования понятиями. Благодаря понятиям мышление приобретает характер обобщенного отражения действительности.

 

ПОНЯТИЕ

Понятие – форма абстрактного мышления (наряду с суждением и умозаключением), которая является результатом обобщения предметов одного вида на основе отличительных для них признаков.

Понятие, как логическая форма, характеризуется двумя важнейшими параметрами:

─ содержание;

─ объем.

Содержанием понятия называется совокупность признаков, по которым предметы в понятии обобщаются.

Объемом называется совокупность предметов, мыслимых в понятии.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий. Согласно этому закону, увеличение содержания понятия ведет к уменьшению его объема.

Закон обратного отношения

Дата: 2019-05-29, просмотров: 158.