Самоопределение при формировании идентичности в подростковом возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям, помимо уже рассмотренных понятий «Образ-Я» и «социальная идентичность», следует отнести понятие «самоопределение личности» или «личностное самоопределение», распространенное сегодня в психологической литературе.

« » употребляется в в значениях. Так, о личности, , , профессиональном, , , религиозном. При «самоопределение» два : социологический и .

С зрения понятие «» к поколению в ; его вхождение в и сферы . В самоопределение как вхождения в социальную и этого . С точки в первую , т.е. психологические , обуславливают бы то ни было инд в социальные .

основы к проблеме заложены С.Л. [12]. самоопределения им в проблемы , в выдвинутого им - причины , через : «Тезис, внешние через так, что эффект от внутренних , означает, по , что детерминация как другим, , и как (определение объекта)». В самоопределение как , в отличие от ; в понятии , образом, природа « ». По отношению к в понятии для С.Л. выражается , смысл : «смысл его в роли самоопределения, , не одностороннего ». Более , «специфика заключается в самоопределения и (условиями, ), в самоопределения в с у человека и ».

Таким , для «внешние »,« детерминация» - это и социальная . , понимаемое как , собой, , механизм , которая не иначе, как преломленной . Проблема узловая индивида и , в как в фокусе моменты : социальная сознания и активности в детерминации. На это взаимодействие специфическими , нашли в различных по проблеме . [13]

Так, на взаимодействия и проблема детально в А.В. Петровоского по личности( ). В работах как феномен . КСО проявляется в , конструируемых давления - «проверки на », - в это давление с принятыми группой . Оно «способом на групповое да»; индивида акт КСО его способность в со своими , которые и ценностями .

, намеченный С.Л. , в своих К.А. , для которой самоопределения самодетерминация, , осознанное определенную . По К.А. , самоопределение - это своей , формируется системы . При она подчеркивает, что от , как система (к субъекту, к в коллективе и его ), зависит и активность .

построения к самоопределению в была В.Ф. и Г.П. Никовым. В раскрытие личности, как , не может не на сторону - своего «я», как внутренняя созревания. Они из «самоопределившейся », для авторов «социально » [14]. В психологическом личность - это «, , что он хочет ( планы, ), что он (свои , , дарования), что он ( личностные и ), что от него или коллектив, ; , готовый в общественных . , таким , это « самостоятельный , сущность в формировании у цели и , готовности к на основе желаний, , возможностей и , к нему со с и общества».

границ и «следует понимания жизни, вида и уровня « »- «могу»- «»-« » у конкретной »[15].

авторами фактически общепринятые в в отечественной возрастной , на основе деятельности. Что же « и условий» и его форм, то подмена и психологических . Так, «факторы и аналогичны », это те социально , которые в качестве в исследованиях: в , окончание , получение , зрелости, , возможность в . Частные же напрямую из работ: это , самоопределение и в сфере, , авторы к личности социологический, подход.

взгляды на психологические .

Представляет у А.В. Мудрика (идентификация - ). говорит о том, что предполагает как человечеством , в психологическом «Я» как подражание и ( ), так и формирование у , только ему , которое как (обособление). за подражанием и ведущим , персонификацию . Вот идентификация и двуединым и самоопределения.

В.Ф. и Г.П. считают самоопределения между «»-« »- «есть»- «ты », трансформируются в «я , не могу», из авторы , что данных , т.е. , рядом с вторым для личности, без персонификация. При их механизм по поведенческий , второй - . словами, проявления - - по отношению к как оценочный , как по отношению к в выступает как его , один из , и она является у саморегуляции [16].

В аспекте наиболее и была Л.И. . Характеризуя развития , она , что выбор пути, собой их жизненной . важность , Л.И. не дает его ; это «выбор , потребность места в , в , в жизни», « и смысла », «потребность место в жизни». , емким потребности в как слить в систему о мире и о самом и тем определить собственного . В более Л.И. Божович как личностное школьного , с формирование взрослого , с себя как , с необходимостью своего буд.

Л.И. Божович для понимания самоопределения. , она , что потребность в на определенном - на рубеже и раннего , и обосновывает этой личностного и подростка. , в самоопределении как в формировании системы, в представления о и о самом, смысловой нахождение на о смысле существования; , неразрывно с существенной подросткового и возрастов, как в ; и, наконец, , подразумевает , но не сводится к (« » с выбором )[17].

И.В. вносит в самоопределения как в раннем . Результаты . позволяют , что психологическим юношеского считать не как (личностное, , - жизненное), а к самоопределению, : а) сформированность на психологических , всего, ; б) потребностей, наполненность , которых занимают , ценностные и перспективы; в) индивидуальности как и осознания и интересов . Вместе с тем войти во и занять в ней место не в своем структуры и , а зрелость , в том, что у школьника образования и , ему возможность ( ) непрерывного его сейчас и в .

образом, в возникает на онтогенеза - на подросткового и возрастов, и возникновения логикой и развития .

личности как накопленного , который в «Я» протекает как и (уподобление), так и у неповторимых, ему свойств, как персонификация (). и персонификация процессом и .

 

В этой главе мы рассмотрели роль физических изменений в самосознании младшего подростка, когда у него появляется образ его физического «Я» - представления о своем телесном облике, о том, что благодаря бурному росту и перестройке организма резко повышается интерес к своей внешности; выяснили какую же все-таки играет роль мышление в становлении самосознания, которое существенно изменяется с возрастом ребенка; роль социальных факторов в развитии самосознания младшего подростка: семья – в ней начинаются складываться взаимоотношения с родителями, это первая социальная среда, в которой берет начало самосознание ребенка; как влияет на школьника новый состав учителей при переходе в пятый класс, ведь все учителя по требованию и по стилю преподавания разные, а подростку трудно адаптироваться к новой обстановке, появляется чувство взрослости, потребность в общении с ровесниками, которых не могут заменить родители; роль идеала в развитии самосознания, к чему стремятся и на кого хотят быть похожими.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретический анализ литературы показал, что в философском и общепсихологическом плане проблема Я-образа изучалась достаточно глубоко как зарубежными, так и отечественными учеными. Вместе с тем до сих пор нет общепринятого определения этого понятия. Очень часто оно отождествляется с понятиями «Я-концепция», «самость»,»самосознание» и т.д.

С учетом существующих подходов к изучению Я-образа и имеющихся в литературе дефиниций можно дать следующее его определение: Я-образ -это организованная система взглядов, установок, мотивов и представлений о своей личности, составляющих ее основу и обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность. Единство «Я» означает не только согласованность отдельных элементов внутри Я-образа, но и согласованность и Я-образа и поведения личности в целом. Позитивный Я-образ -целостная, относительно динамичная система положительных когнитивных, эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения.

Качества и свойства личности, представленные в Я-образе, приобретают определенную направленность и характер в зависимости от того, в системе каких нравственных отношений и условий семейного воспитания они формируются. Однако исследований, непосредственно ориентированных на изучение особенностей формирования Я-образа в различных условиях семейного воспитания еще очень мало. Поэтому данный аспект проблемы, как и некоторые другие, нуждается в дальнейшем изучении

При изучении теоретических аспектов, связанных с проблемой формирования «образа Я» подростков, нами были выделены факторы, влияющие на её развитие.

 



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Андреева, Ю.В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Ю.В. Андреева. Екатеринбург, 2014. - 174 с.

2.Бубнова И.С. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции [Текст] / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – №1 (72). – С. 211–214.

3. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников [Текст] / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. СПб. : Питер 1-е издание, 2017. - 192 с.

4. Выготский, Л.С. Проблема возраста [Текст]/ Л.С. Выготский // Психология развития и возрастная психология : хрестоматия / ред,-сост. Е.В. Гурова. М. : Изд-во МНЭГ1У, 2014. - 4.1. Проблемы развития психики. - 316 с.

5. Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков [Текст] / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.

6. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.

7. Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29

8. Краковский А. П. О подростках. [Текст] / А. П. Краковский. М., 2015, с. 11—18

9. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. М. : Академия, 2003. - 336 с.

10. Куповых, Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. - Т. 66. - № 11. - С. 233-237.

11. Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] Л.:Медицина,2017

12. Махнёва, Ж.Г. «Я реальное» и «я идеальное» в «образе я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Махнёва // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. - № 2. -С. 123-126.

13. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития [Текст] / B.C. Мухина. 14-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 656 с.

14. Наумова, Т.А. Образ «Я» Интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / Т.А. Наумова. Ижевск, 2016. - 18 с.

15. Печерский, В.Г. Психолого-педагогическая поддержка процессов саморазвития личности подростков и юношей в образовательной среде [Текст] / В.Г. Печерский // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. - № 14. - С. 213-220.

16. Рягузова, Е.В. Полисемичность образа героя у современных подростков [Текст] / Е.В. Рягузова // Психология обучения. -2013. № 12. - С. 37-47.

17. Соколова, В.Н. Отцы и дети в меняющемся мире : кн. для учителей и родителей [Текст]/ В.Н. Соколова, Г.Я. Юзефович. М. : Просвещение, 2016. - 223 с.

18. Столиц, В.В. Самосознание личности [Текст]/ В.В. Столин. М. : Изд-во Московского ун-та, 1999. - 284 с

19. Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст]/ С.Н. Сухова. Кострома, 2017. - 292 с.

20. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста [Текст]/В.А. Сухомлинский. -М.: Учпедгиз, 2011. -223 с.

21. Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94

22. Фельдштейн, Д.И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новойшколы / Д.И. Фельдштейн // Национальный психологический журнал. 2015. - № 2. - С. 6-11.

23. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 2002. 293 с.

24. Юнг К. Конфликты детской души. [Текст]/К. Юнг. М.: Канон, 2016. 384 с.

25. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Д.Б.Эльконин.М., 2015.

26. Эриксон Э. Детство и обществоТекст Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.

 


[1] Сухова, С.Н. Создание ситуаций успеха как средство социальной адаптации младших школьников : дис. . канд. пед. наук : 13.00.02 [Текст]/ С.Н. Сухова. Кострома, 2017. - 292 с.

[2] Тищенко, Ю.В. Факторы влияния семьи на формирование самосознания ребёнка / Ю.В. Тищенко // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2014. - № 1. - С. 89-94

 

[4] Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков [Текст] / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.

[5] Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 2002. 293 с.

[6] Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2016. 384 с.

[7] Каминская, Т.Ю. Роль мотивационного компонента «образа Я» в развитии самосознания школьников : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.07 [Текст] / Т.Ю. Каминская. М., 2015. - 29

[8] Юнг К. Конфликты детской души. [Текст]/К. Юнг. М.: Канон, 2016. 384 с.

[9] Гайнанова, А.Р. Особенности становления я-концепции младших подростков [Текст] / А.Р. Гайнанова // Психология обучения. -2017. № 8. - С. 54-67.

[10] Краковский А. П. О подростках. [Текст] / А. П. Краковский. М., 2015, с. 11—18

[11] Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. М. : Академия, 2003. - 336 с.

[12] Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. [Текст] / Д.Б.Эльконин.М., 2015.

[13] Личко А.Е.Психопатии и акцентуации характера у подростков. [Текст] Л.:Медицина,2017

[14] Куповых, Ж.Г. «Образ я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Куповых, О.Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. - Т. 66. - № 11. - С. 233-237.

[15]Эриксон Э. Детство и обществоТекст Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.

[16] Эриксон Э. Детство и обществоТекст Э. Эриксон. Обнинск, 2003. 145 с.

[17] Махнёва, Ж.Г. «Я реальное» и «я идеальное» в «образе я» подростков, психологически зависимых от родителей [Текст] / Ж.Г. Махнёва // Известия высших учебных заведений. СевероКавказский регион. Серия: Общественные науки. 2012. - № 2. -С. 123-126.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 184.