Психологические характеристики подросткового возраста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Границы подросткового периода охватывают возраст от 11 до 14—15 лет. Несмотря на это фактическое вступление в подростковый возраст в зависимости от темпа развития конкретного ребёнка может варьироваться. У мальчиков и у девочек границы могут не совпадать. Например, начало и окончание переходного периода у девочек наступают в среднем на один-два года раньше, чем у мальчиков.

Подростковый период занимает особое место в цикле детского развития, что характеризует его как трудный и критический. Переход от детства к взрослости находит отражение в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на этот  возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования  отношений со взрослыми и сверстниками, отличающихся от предыдущего периода, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических ступеней, предопределяющих поведение, деятельность и взаимоотношения.

Этот период считается бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной активности ребенка. Для него характерны начинающаяся активная работа над собой, формирование нравственного сознания, идеалов. Тут складываются и оформляются устойчивые формы поведения, черты характера. Его можно характеризовать как стремление индивида умножать свои знания, умения , процесс становления «Я», обретение новой социальной позиции.

В данный период увеличивается внимание к самому себе, к физическим особенностям, усиливается реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства.

Часто причиной трудностей в обучении, таких как неуспеваемость и неадекватное поведение, являются особенности развития познавательных способностей подростка. Успешность же в обучении зависит от мотивированности обучаемого, от смысла, который подросток вложил в этот процесс.

Внимание в подростковом возрасте произвольное и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания  внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями, а так же снижением интереса к учебной деятельности.

Так же в число индивидуальных особенностей относятся различия в функционировании памяти. Контакт памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в этот период носит самостоятельное значение. В процессе развития подростка содержание его  мыслительной деятельности изменяется в сторону мышления в понятиях.

Содержанием психического развития становится развитие самосознания подростка. Л.С.Выготский считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного возраста.

 Одна из главных черт, которая характеризует личность, является возникновение устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка становится образ его физического «Я», представление своего тела, оыценка себя с точки зрения эталонов мужественности и женственности.

Наиболее характерными чертами подросткового поведения и психологические состояния являются:

Первое и самое яркое -  резкое ухудшение поведения. Это проявляется в желании поступать вопреки чужой воле, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым. Можно увидеть сходство в поведении подростка и трехлетнего малыша. В 3 года он не хотел ходить за руку с взрослым, желая утвердить свое «Я», а в 11 лет для него важно признание своего достойного положения в социуме, признание своего «Я»[1].

Второй чертой  является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт-тревога, страхи, ощущение одиночества.

Несмотря на то, что данный период развития характеризуется как кризисный, сам кризис может протекать по-разному, поэтому эти две черты не являются обязательными атрибутами, сопровождающими подростка[2].

Роберт Хэвингерст в своей книге «Задачи развития и образования» выделил задачи развития в подростковом возрасте, которые, по его мнению, являются главными. «Задачи развития» - это умения, знания, функции, установки, которые индивид должен приобрести к определенному моменту своей жизни, чтобы эффективно функционировать в роли зрелой личности. Он выделил восемь главных задач развития, которые должны быть решены в этом возрасте:

1) принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом;

2) принятие мужской или женской социально-сексуальной роли;

3) достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола;

4) достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых;

5) подготовка к трудовой деятельности, которая привела бы к экономической независимости;

6) формирование собственной идеологии;

7) появление желания нести социальную ответственность и развитие соответсвующего поведения;

8) подготовка к браку и семейной жизни.

Хотя этот перечень, по мнению Д. И. Фельдштейна носит эклектический характер, тем не менее, он позволяет выделить основные сферы в подростковом возрасте. Это - половое, познавательное и социальное развитие подростка[3].

 

Таким образом, образ «Я» понимается в психологии как устойчивая система обобщенного представления индивида о себе, как образ собственного «Я» (образ «Я»), который определяет отношение индивида к самому себе и другим людям. Рассмотрены подходы разных авторов к трактовке «образа Я» и его составляющих. Источник внутренних конфликтов и девиантного поведения заключается в различии между реальной и идеальной самооценкой, проявляющейся особенно ярко в старшем подростковом возрасте. Отмечается , что вышеперечисленные теории имеют важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.

А подростковый возраст, несмотря на свою сложность и противоречивость, отличается множеством положительных факторов. У подростков возрастает самостоятельность, более разнообразными и содержательными становятся отношения со сверстниками и взрослыми, значительно расширяется сфера деятельности. Главное, данный период отличается выходом молодых людей на качественно новую социальную позицию, в которой формируется сознательное отношение к себе как члену общества.


Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ФакторОВ, влияющиХ на формирование образа "Я" в подростковом возрасте.


Дата: 2019-05-29, просмотров: 172.