Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципального образования. В поселениях, находящихся на стадии стагнации и упадка, безработица – главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочего места, у нее есть еще два аспекта. Это, во-первых, уровень и регулярность выдачи заработной платы, определяющие уровень материального благосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, и, во-вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни человека.

Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального и регионального законодательства и реализуется через территориальные; структуры Федеральной службы по труду и занятости. Большая часть трудоспособного населения, проживающего на территории муниципального образования, работает на предприятиях и организациях немуниципальных форм собственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рынок труда, отношения между работниками и работодателями весьма ограничены. Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданин постоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платит налоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения и выплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менее, органы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влияния на процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основе может быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.

Государственная политика и разграничение полномочий в сфере занятости

 

Таблица 3 – Функции федеральных и региональных органов государственной власти в сфере занятости

Федеральный уровень Уровень субъектов РФ
Разработка и реализация государственной политики в сфере занятости, ее нормативно-правовое обеспечение Разработка региональной политики занятости на основе государственной политики и с учетом местных условий, ее нормативно-правовое обеспечение
Разработка и финансирование федеральных программ содействия занятости. Разработка и обеспечение действия экономических механизмов регулирования рынка труда Разработка и финансирование региональных целевых программ занятости населения, в том числе программ поддержки малого бизнеса
Формирование и обеспечение функционирования Федеральной службы по труду и занятости с региональными и местными органами Организация взаимодействия с территориальными и местными органами Федеральной службы по труду и занятости
Координация и контроль деятельности федеральных министерств и ведомств и органов государственной власти субъектов РФ в сфере занятости Координация и контроль деятельности управляющих структур региона, муниципальных образований, общественных и других организаций в сфере занятости
Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости Организация подготовки и переподготовки кадров для органов занятости региона
Научно-информационное и методическое обеспечение деятельности органов занятости Информационное обеспечение деятельности органов занятости региона
Организация обмена опытом работы в сфере занятости, в том числе с зарубежными странами Обмен опытом работы в сфере занятости между муниципальными образованиями региона, с другими регионами и зарубежными странами

 

Проблема занятости в условиях рыночной экономики решается на рынках труда регионального и местного уровня, предполагающих определенные отношения между нанимателями (работодателями) и наемными работниками по поводу купли – продажи рабочей силы, а также отношения работодателей друг с другом и работников между собой. Рынок труда обеспечивает под влиянием спроса и предложения отток рабочей силы из одних секторов экономики в другие, сокращение издержек производства и обращения и в конечном счете – повышение эффективности экономики и уровня жизни населения.

Основы государственной и муниципальной политики в сфере занятости формируются на федеральном уровне. Приняты Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой кодекс РФ, другие законодательные акты.

К ведению федеральных органов относятся выработка и реализация основных направлений государственной политики в области занятости населения на территории страны, координация деятельности органов власти и управления всех уровней по вопросам занятости населения, определение минимальных и обязательных для всех нормативов социальной защиты граждан от безработицы. Субъекты РФ на основе государственной политики разрабатывают и реализую, региональную политику в сфере занятости, учитывающую местную специфику и местные условия. Основные функции федеральных и региональных органов, государственной власти в сфере занятости представлены в табл. 3.

Федеральный закон 2003 года не возлагает на органы местного самоуправления каких-либо функций и полномочий в сфере занятости. Однако муниципальные органы не могут оставаться безразличными к этим вопросам. Многие из них разрабатывают и реализуют совместно с государственными органами муниципальные программы занятости, населения, поддержки малого бизнеса, индивидуального предпринимательства и т.п., взаимодействуют с биржами труда и частными посредническими фирмами.



Дата: 2019-05-29, просмотров: 166.