Методические подходы к регулированию рынка труда на муниципальном уровне
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Меры социально-экономического регулирования рынка труда и занятости населения в муниципальных образованиях, которые, имеют первостепенное значение, содержат два блока: активные направления (содействие в трудоустройстве, обучение, поддержку рабочих мест, организацию рабочих мест, регулирование миграционных процессов) и пассивные направления (выплату пособий, социальную поддержку социально-уязвимых категорий граждан, обеспечение досрочного выхода на пенсию) [13, c. 76].

Предложенные меры позволяют наиболее полно охватить рынок труда муниципального образования, разработать дифференцированный подход ко всем категориям слабо защищенных граждан и определить дальнейшую работу службы занятости населения. Они базируются на уже существующих мероприятиях, проводимых службой занятости, и предполагают их расширение в соответствии с потребностями основных субъектов рынка труда, наемных работников и работодателей.

При этом проведенный анализ деятельности службы занятости в муниципальных образованиях России в разрезе предложенных направлений показал, что:

1. Мероприятия активной политики занятости сокращаются, а те, что проводятся, малоэффективны, поскольку они разрабатываются на основании происходящих событий, т.е. «постфактум», когда проблема уже возникла, и не учитывают тенденции развития города в долгосрочной перспективе.

2. Используемые методы и технологии регулирования рынка труда не решают накопившихся проблем в сфере занятости, что требует их пересмотра и переоценки, методического обоснования и совершенствования.

Для реализации основных направлений региональной политики занятости необходим организационный механизм регулирования рынка труда, который представляет собой совокупность органов (субъектов) управления, средств и методов, с помощью которых они воздействуют на объекты управления для наиболее эффективного достижения целей, стоящих перед конкретной социально-экономической системой. Таким образом, сам механизм регулирования рынка труда муниципального образования правомерно рассматривать как весьма сложную социально-экономическую систему, включающую в себя ряд подсистем (объект управления, субъект управления и др.), которые в процессе функционирования непрерывно взаимодействуют как между собой, так и с окружающей средой с целью обеспечения позитивного развития системы в целом (рис. 1).

Предлагаемый организационный механизм регулирования рынка труда муниципального образования включает три уровня субъектов, отвечающих за разработку направлений регулирования рынка труда муниципального образования.

Независимо от размера и уровня развития муниципального образования, применительно к которому осуществляется разработка организационного механизма регулирования рынка труда, главная цель его функционирования формулируется одинаково, а именно: обеспечение эффективной занятости трудоспособного населения, находящегося на рынке труда муниципального образования.

В предлагаемом механизме воздействие субъекта управления на объект управления предполагает формирование определенного комплекса мотивов поведения управляемого объекта в соответствии с целями, стоящими перед управляющей подсистемой. Поэтому для эффективного функционирования такого механизма необходимо соблюдение ряда требований [12, c. 77].

Необходимо, чтобы цели и задачи, стоящие перед социально-экономической системой в целом (то есть рынком труда), формировались с предельной точностью и детализацией и доводились до каждого ее составного элемента (подсистемы). С этой целью необходимо создание информационной системы регулирования рынка труда. Важное значение имеет постоянное взаимодействие субъектов управления (местных органов власти и самоуправления, подразделений федеральных органов власти на территории, региональных и местных органов федеральной службы занятости и т.д.) между собой с целью выработки единых подходов к регулированию процессов занятости населения конкретного города.

Весьма актуален непрерывный мониторинг за изменением ситуации на рынке труда в разрезе различных категорий населения, отраслей и т.д. с целью концентрации имеющихся финансовых и материальных ресурсов на наиболее напряженных, с точки зрения занятости, группах населения, подсистемах общей системы регулирования рынка труда города. Предлагаемый организационный механизм регулирования рынка труда позволяет комплексно и эффективно контролировать и обеспечивать реализацию все процессов, связанных с формированием и использованием трудового потенциала муниципального образования и повышением уровня занятости населения. Безусловно, что специфика социально-экономического развития того или иного муниципального образования требует своеобразия в содержании, структуре и функционировании этого механизма. Однако в любом случае его эффективное функционирование предполагает тесную взаимосвязь работы органов федеральной службы занятости населения с предприятиями

В настоящее время регулирование рынка труда должно происходить путем разработки и реализации программ занятости населения ориентированных на цели развития рынка труда муниципального образования, т.е. на основе применения программно-целевого метода регулирования рынка труда конкретного муниципального образования. Данный метод позволяет на основе скоординированных действий всех субъектов рынка труда разработать в едином документе – целевой комплексной программе – комплекс мер, способствующих улучшению ситуации на местном рынке труда.

 

Таблица 1 – Декомпозиция главной цели регулирования рынка труда (I–III уровни)

Уровень цели и подцелей Шифр подцелей Наименование цели и подцелей
Главная цель 0 Обеспечение эффективной занятости населения, находящегося на рынке труда города
Подцели первого уровня 1.1. Содействие занятости лиц, находящихся на городском рынке труда
  1.2. Осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождения работников с предприятий
Подцели второго уровня 2.1.1.1. Повышение эффективности использования наличного трудового потенциала предприятий Организация работы по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест
  2.1.1.2.  
  2.1.1.3. Организация опережающего переобучения и переподготовки персонала, находящегося под риском увольнения
  2.1.1.4. Содействие развитию предпринимательства, малого бизнеса и самозанятости
    2.1.1.5. Создание автоматизированных банков вакансий
  2.1.1.6. Усиление взаимодействия субъектов управления рынком труда по вопросам финансирования мероприятий превентивного характера
Подцели третьего уровня 3.1.2.1. Прогнозирование структуры и масштабов рынка труда города
    3.1.2.2. Выявление категорий граждан с критической ситуацией на рынке труда
    3.1.2.3. Разработка и реализация комплекса мер селективного характера
    3.1.2.4. Организация подготовки и переподготовки безработных
    3.1.2.5. Обеспечение социальных гарантий и защиты для безработных и временно не занятых в хозяйственном комплексе города

 


Таблица 2 – Основные блоки программы содействия занятости населения муниципального образования

Блоки программы Содержание блоков
Цель программы Обеспечение эффективной занятости населения муниципального образования
Основные направления регулирования рынка труда муниципального образования (достижение эффективной занятости населения) 1. Создание новых рабочих мест 2. Поддержка развития предпринимательства и самозанятости 3. Опережающая подготовка и переподготовка граждан 4. Использование маятниковой миграции 5. Организация общественных работ 6. Обеспечение рабочими местами социально уязвимых категорий граждан 7. Информационное обеспечение содействия занятости населения
Участники программы 1. Органы местного самоуправления 2. Служба занятости города 3. Общественные организации 4. Органы управления предприятий и организаций 5. Законодательные и административные органы региона 6. Ассоциации и союзы работодателей 7. Образовательные учреждения
Средства финансирования 1. Государственные средства 2. Финансовые институты 3. Средства фондов поддержки малого бизнеса 4. Средства спонсоров, благотворительных организаций 5. Средства города 6. Средства субъектов хозяйствующей деятельности
Основные механизмы 1. Правовое обеспечение 2. Налогово-бюджетная политика 3. Финансово-кредитное стимулирование 4. Земельные и рентные отношения 5. Общественная поддержка

 

Важнейшим элементом предлагаемого алгоритма является оценка программ – периодический, независимый и объективный мониторинг программ с целью определения с учетом текущих условий их соответствие поставленным целям, результатам. Оценка программ призвана выявить их рациональность, влияние на целевые группы, финансовую эффективность в сравнении с альтернативными возможностями. Она позволяет систематически анализировать как результаты программ в контексте внешней среды и обстоятельств, так и саму обоснованность, целесообразность программ.

 




Дата: 2019-05-29, просмотров: 150.