Философия как социокультурный феномен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Философия как социокультурный феномен.

План.

1. Мировоззрение: сущность, структура, функции.

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

3. Философия. Специфика предмета и роль в обществе. Философия и наука.

Мировоззрение: сущность, структура, функции.

Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир.

Мировоззрение – это не совокупность всех взглядов и представлений о мире, а лишь предельно обобщенные основополагающие взгляды на мир и место человека в этом мире.

Задача мировоззрения – дать человеку целостную картину мира, принципов его устройства и эволюции как основы самоопределения индивида. В мировоззрении выражается особенности культуры конкретной эпохи и того или иного народа. Мировоззрение представляет собой поиск ответа на вопросы: «что такое человек?», «что такое мир?», «в чем смысл бытия человека и мира?»

Мировоззрение есть сплав эмоционального, психологического и интеллектуального отношения человека к миру, его чувства и разум, сомнения и убеждения, знания и оценки, вера и более или менее целостное понимание мира и самого себя.

В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.

Знания задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и интерпретации связей и отношений реальности.

Ценности выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие ориентации его поведения и деятельности.

Эмоционально-чувственные компоненты дают личностно-субъективное восприятие человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что мировоззрение всегда скоррелировано с конкретно- историческим типом культуры и в своих содержательно-нормативных структурах воспроизводит целостный образ социокультурного пространства эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики.

Исторические типы классической философии (1)

 

План.

1. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

2. Философия Древнего Востока: социокультурные предпосылки, особенности, основные школы.

3. Космоцентрический характер античной философии.

4. Своеобразие средневековой философии.

5. Гуманизация философской мысли в эпоху Возрождения

Конфуцианство.

Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н.э.) – создатель одной из первых зрелых философских концепций и родоначальник конфуцианства. Учение Конфуция было ответом на кризис традиционной идеологии.

Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.

Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления.

Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях).

Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится». Уже при империи Хань (2 в. до н.э. – 3 в. н.э.) конфуцианство превратилось в государственную идеологию и впоследствии фактически стало основой специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик китайской цивилизации.

3. Космоцентрический характер античной философии (6 в. до н.э. – 5 в. н. э.)

Возникновение философии в древней Греции относится к VI в. до н. э., когда сформировались достаточно развитые в экономическом и политическом отношении рабовладельческие государства. Поскольку древняя Греция являлась островной цивилизацией, то основой производственно-хозяйственной жизни греков, в отличие от древневосточных народов, были не только земледелие и ремесло, но и морская торговля. Это способствовало расширению торговых и культурных связей с народами Ближнего Востока. Рабовладение в Греции имело классический характер, рабы были основной производительной силой и являлись непосредственной собственностью крупных землевладельцев. Значительную роль в социально-классовой структуре, наряду с рабовладельческой аристократией, играли богатые промышленники и купцы. Но особое значение для развития философии имел демократический характер Афин, в которых народное собрание являлось высшим органом власти. Это предполагало участие всех свободных граждан в делах государства, а, следовательно, их способность к формулированию собственной независимой позиции, открытость для дискуссии.

Древнегреческой философии были присущи гражданственность и стремление утвердить высокие моральные ценности. На первое место ставился объективно существующий, материально-чувственный космос, который мыслился как одушевленный, разумный организм. Безусловный примат объективного над субъективным в системе античного мышления проявился в космологизме философских учений.

Развитие Античной философии протекало через ряд этапов.

Первый период – это зарождение философии из мифологического мировоззрения. Его называют доклассическим или натурфилософским. На этом этапе философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности.

В Ионии сложилась первая философская школа (Милетская школа), известная такими представителями, как Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Среди ранних ионийских философов выделялся также Ксенофан из Колофона, а творчество знаменитого Пифагора с острова Самос и Гераклита из Эфеса можно рассматривать как кульминацию в становлении раннеклассической философской мысли в Элладе.

Милетская школа. Основной вопрос – вопрос о происхождении мира. Эта первосубстанция чаще всего отождествлялась с природной стихией. Субстанцию (первовещество) они понимали не как мертвую и косную материю, а как вещество живое, наделенное душой и движением.

Родоначальник греческой философии Фалес (625 – 547 гг. до н. э.) полагал, что все существующее возникло из единого, вечного начала – воды, которое он наделял одушевленностью. У Анаксимена (588 – 525 гг. до н.э.) таким первоначалом является воздух. Последователь и ученик Фалеса Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) высказывал блестящую идею об «апейроне» как начале мироздания. Апейрон – это нечто неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движении, первовещество.

Гераклит Эфесский (род. ок. 544 г. до н. э.). Главный его философский труд – «О природе». В качестве первосубстанции всего сущего у Гераклита выступает огонь – подвижная, динамическая стихия. Гераклит исходит из идеи абсолютной изменчивости миропорядка, подвижной природы бытия. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного», «на входящего в реку текут все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Понимание динамичности мира вытекает из идеи о противоречивой природе вещей. Гераклит говорит о том, что «борьба – отец всего и царь над всем», и именно благодаря борьбе противоположностей все рождается по необходимости. На основе борьбы устанавливается гармония мира.

Несмотря на определенную ограниченность, наивность, стихийный характер высказанных идей, философское учение Гераклита является одним из лучших достижений древнегреческой культуры.

Ярким примером эзотерического знания и мистического стиля философствования является философия Пифагора (2 пол. 6 – нач. 5 вв. до н.э.). Он основал свою школу – Пифагорейский союз.

Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Важнейшую роль в рационализации знания сыграла Элейская школа Парменида, Зенона, Ксенофана (нач. VI в. до н. э.). Элеаты впервые в истолковании субстанции перешли от конкретных природных стихий – воды, воздуха, земли, огня – к бытию как таковому. Их заслуга – постановка проблемы бытия. Позиция Парменида выражена в его известном афоризме: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать». Бытие вечно и неизменно, едино и подлинно, бытие познать можно только разумом, чувствами его познать нельзя.

Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты и «апории» Зенона. Наибольшую известность получили апории Зенона, направленные на доказательство того, что не только движение невозможно, но и мыслить его невозможно: «Дихотомия» (разделение надвое), «Ахилл и черепаха», «Стрела».

Важный вклад в разработку онтологического подхода к решению философских проблем внес атомизм Левкиппа и Демокрита (460 – 370 до н.э.).

«Атом» – «нерассекаемое», «неразделимое». Это наименьшая, далее не делимая частица, его нельзя увидеть, о нем можно только мыслить. Атомов бесчисленное множество, и они разделены пустотой. Пустота – это непознаваемое небытие.

Второй этап Античной философии – классический.

К середине V в. до н. э., после греко-персидских войн (500 – 449 гг. до н. э.), древняя Греция достигла значительных успехов во всех областях общественной жизни. В классический период (V – IV вв. до н. э.) главным культурным и философским центром стали демократические Афины. На этом этапе происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, в философии возникает принципиально новая тенденция – антропологическая. Родоначальниками этой тенденции являются софисты и Сократ.

Софисты (платные учителя красноречия) обучали молодежь различным знаниям, необходимым для активного участия в гражданской жизни полиса. Наиболее известны старшие софисты – Протагор и Горгий, которые учили об относительности истины и отсутствии объективных моральных ценностей. Тем самым они положили начало развитию гносеологической проблематики в философии. Общей чертой их учений был морально-гносеологический релятивизм, наиболее точно выраженный тезисом Протагора – «Человек есть мера всех вещей».

Софисты способствовали развитию логического мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить несовместимые вещи.

Кульминацией классического этапа было творчество великих философов древности – Сократа, Платона и Аристотеля.

Любимое изречение Сократа (470 – 399 гг. до н. э.): «Познай самого себя» (слова, начертанные над входом в Дельфийский оракул).

Истинное знание человек может приобрести только собственными усилиями, а не получить извне готовым. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя общепринятые мнения, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным (метод иронии).

Учение Сократа носило этический характер. Знание само по себе есть добро. Безнравственный поступок – плод незнания истины: если человек знает, что именно хорошо, то он никогда не поступит дурно.

Поскольку нравственное зло идет от незнания, значит знание – источник нравственного совершенства. Поэтому философия как путь к знанию становится у Сократа средством формирования добродетельного человека и соответственно справедливого государства.

В философии Платона (427 – 347 г. до н.э.) также отсутствует интерес к натурфилософской проблематике. Человек, его разум и познание, природа знания и морали, принципы государственной жизни – этот круг тем Платон полагал приоритетными для философского исследования. В центре философии Платона находится учение об идеях-парадигмах, которые, выражая структуру ума-демиурга, предшествуют конкретным, материально-чувственным вещам природного космоса. Они составляют вечное, умопостигаемое «царство идей», подлинное бытие, которому лишь подражает материя, воспроизводя многообразие действительности. Идеи Платон называет «сущностями».

Гносеология Платона основана на постулате о бессмертии души. Процесс познания есть процесс припоминания в памяти о некогда созерцаемых сущностных. Только разум, оперирующий общими понятиями, может достичь познания вечных сущностей.

В социологии Платон выступает против древнегреческой рабовладельческой демократии, впервые в истории человечества сформулировал теорию идеального государства, представляющую замкнутое авторитарное общество с жесткой иерархией (философы – правители, воины – стражники, земледельцы и ремесленники). Каждому сословию соответствует своя добродетель – мудрость, мужество. Воздержанность, в сочетании образующие высшую добродетель – справедливость.

Учение Платона заложило основы философского идеализма.

Античная философия была синтезирована Аристотелем (384 – 322 гг. до н.э.) – мыслителем-энциклопедистом, оставившим сочинения по всем важным областям знания.

Аристотелю принадлежит заслуга впервые осуществить классификацию наук, выделить метафизику – учение о первопричинах всех вещей, первоначале всего сущего, физику – изучающую состояние тел; математику – учение об абстрактных свойствах реальных вещей; этику – науку о норме поведения людей; экономику, политику, поэтику – теорию стихосложений; риторику – теорию ораторского искусства и искусства ремесла.

Основное содержание философского учения Аристотеля изложено им в «Метафизике». Бытие – это нечто устойчивое, неизменное, неподвижное, но не отождествляемое с идеями, как у Платона. Аристотель как раз и критикует Платона за то, что он приписал идеям самостоятельное существование, отделив их от чувственного мира («Платон мне друг, но истина дороже»).

Аристотель соединил мир идей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. Идея вещи находится внутри самой вещи. За материей Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами – активное, при этом подчеркивая их единство.

В результате Аристотель дает понятию сущности иное, что у Платона, толкование. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытия. Она отвечает на вопрос «Что есть вещь?» Сущность представляет собой то, что делает предметы именно такими, какими они есть. Сущность выражается в понятии, но не воспринимается чувствами. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую лишенную материи форму – Перводвигатель, который является источником жизни и движения Космоса.

Развивая идеи Платона и в то же время корректируя их, Аристотель человека определяет, как общественное животное, обладающее разумом. Само формирование человека может состоятся только в сосуществовании с другими, в справедливом государстве, в котором царствуют мудрость и справедливость. Говоря о государстве свободных, Аристотель считал, что от природы люди все неравны.

Аристотелем завершается классический период в развитии греческой философии.

Новый, эллинистический период (кон. 4 – 2 вв. до н.э.) в истории античного общества начался после распадения империи Александра Македонского и образования на ее основе (главным образом на Востоке) новых социально-политических объединений. В этот период Александрия стала средоточием научного, философского и религиозного развития народов Средиземноморья. Наибольшее значение имели такие философские школы, как эпикуреизм, скептицизм, кинизм и стоицизм.

Цель философии – не поиск истины, а обеспечение спокойного и безмятежного состояния духа. Так, афинянин Эпикур (341 – 270 гг. до н.э.) полагал, что человек должен стремиться к идеальному душевному состоянию – атараксии (невозмутимости). Она достигается избавлением от страха перед смертью, предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, самоустранение от общественной жизни и государственных дел.

Основатель скептицизма Пиррон (ок. 360 до н. э. – 270 до н. э.) считал, что окружающие человека вещи совершенно непознаваемы. Скептики отрицали объективное существование добра и зла, не верили в возможность рационального обоснования моральных норм.

Учение киников предлагало обратиться к духовному освобождению личности, проповедуя внутреннюю свободу индивида.Киники (лат. – cynic) полагали, что человек обязан жить в обществе не по его законам, а по своим собственным – «без общины, без дома, без отечества» (Диоген).

Стоики учили о том, что всепроникающий Логос, будучи внутренним принципом развития Вселенной, составляет сущность каждой вещи, определяет путь развития природы и судьбу человека. Человеку необходимо следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (автаркия). Стоическая философия оказала сильное влияние на христианское мировоззрение и религиозную этику.

Последний этап Античной философии – римский эллинизм.

В первые века новой эры в духовной жизни античного мира произошли существенные изменения. Рим превратился в мировую державу. Произошел грандиозный культурный синтез. Жители присоединенных стран усваивали язык римлян, а те, в свою очередь, испытывали влияние их культуры.

Важнейшим фактором духовной жизни в Римской империи становилось христианство. Римская империя нуждалась в такой абсолютной религии, поскольку проповедовало идею равенства всех перед Богом, идею смирения, любви и всепрощения. Христианство дало новую систему ценностей Римской империи. И даже гибель западноевропейской империи не стала гибелью христианской церкви, которая смогла победить варварство.

В противоборстве с новой религией родилось последнее значительное течение античной философии – неоплатонизм. Основатель неоплатонизма – Платон (родился в 204 г. н.э. в Египте). В центре учения неоплатоников находится представление о Едином. Ппервоначало мира непознаваемо средствами разума, а только мистически. Все телесное мешает соединению с божественным разумом, ведет ко злу. Поэтому надо подавлять телесное, быть аскетом и стремиться к достижению душевного экстаза.

Таким образом, в период формирования, развития античной философии сложилась основная проблематика философии, обозначились ее основные линии развития, произошло становление категориального аппарата философии. В рамках античной философии были конституированы онтология, гносеология, логика, психология, этика, эстетика. Античная философия заложила основу рационалистического характера европейской философской мысли вплоть до начала ХХ века.

Позитивистская философия.

Проблематика позитивизма концентрируется вокруг философского анализа научного знания, и поэтому позитивизм приобрел влияние главным образом среди представителей естественных наук.

Позитивизм прошел длительную эволюцию. Он означает философскую доктрину положительного знания, которая пытается выделить подлинное знание из псевдознания. Для позитивизма характерно резко отрицательное отношение к традиционной философии

4 исторические формы позитивизма:


1. Позитивизм.

2. Эмпириокритицизм.

3. Неопозитивизм.

4. Постпозитивизм.


Первая форма позитивизма сложилась в 30 – 40 годы 19 века. Основатель – О. Конт (1798 – 1857).

Удел науки не объяснение, а описание вещей. Наука не способна ответить на вопрос «Почему?», она должна ограничиваться констатацией фактов и отвечать на вопрос «Как?». Это должно касаться не только частных наук, но и философии. Философия не может быть наукой о самом бытии. Задача положительной философии – систематизация конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.

Эмпириокритицизм (19 – 20 вв.). Э. Мах (1838 – 1916), Р. Авенариус (1843 -1896). Философия сводится к теории познания. Эмпириокритицизм – «критика опыта», предполагает «очищение» опыта от всех положений, имеющих метафизическую природу.

Если создатели «второго позитивизма» стремились построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм попытался обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследования. Неопозитивизм практически одновременно зарождается в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы 20 в. (М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн). Идеи этого этапа позитивизма вылились в философское учение, получившее название аналитическая философия.

Философия не есть наука о какой-то реальности. Она не изучает мир (этим занимаются частные науки). Философия не есть и теория познания. Она особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.

Обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем. Из них и состоит большей частью традиционная философия. Чтобы этого избежать, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей. Таким языком является язык математической логики.

 Неопозитивизм не смог решить те задачи, которые перед собой поставил. Это вызвало его внутренний кризис и с конца 50 – начала 60-х теряет свое влияние как философское направление в исследовании науки. Появляется «четвертый позитивизм» - постпозитивизм, который пересматривает проблематику философии, ее роль в науке и обществе. (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, П. Фейрабенд и др.).

Главная проблема – динамика научного знания. Постпозитивизм интересуют: социокультурная детерминация научного знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых, критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т. д. Показательным для постпозитивизма является признание им идеи обусловленности науки внешними факторами (социальными, культурными).



Религиозная философия.

Антиклассические ориентации в 19 – 20 столетиях не являются единственными. Им постоянно противостояло то несколько ослабевающее, то вновь усиливающееся движение в защиту философской классики. Причина его влияния кроется, прежде всего, в самой философии, в ее органической связи с историей философской мысли. Немалую роль играет и то, что как раз в периоды, когда одни философы резко отвергают прежние ценности и традиции, другие же философы горячо берут их под защиту, ибо находят в них способ сохранения самой философии. Поэтому в конце 19 – начале 20 века, наряду с идеями о необратимом кризисе цивилизации и культуры, появились и стали развиваться философские направления, открыто объявившие своей целью сохранение классического наследия. Под лозунгами: «Назад к Канту» родилось неокантианство, «Назад к Гегелю» формируется неогегелианство.

Стремление сохранить классические корни философии провозгласило также влиятельное течение религиозной философии, возникшее в 70–х годах 19 века и получившее название неотомизма. Это направление существует и в наши дни и поддерживается католической церковью.

Неотомизм.

Наиболее известные неотомисты 20 века – Ж. Маритен (1882 – 1973), Э. Жильсон (1884 – 1978). Но еще долее влиятельными в 20 веке были авторы, которые придерживались некоторых устоев неотомистской мысли, но в философии шли своими путями (Г. Марсель, 1888 – 1979; П. Тейяр де Шарден, 1881 – 1955; и др.).

Главное назначение неотомизма – подвести философский фундамент под догматы католицизма. Неотомизм – обновленная философия средневекового схоласта Фомы Аквинского, которая возведена в ранг официальной доктрины католической церкви в последней трети 19 века.

Используя категориальный аппарат аристотелевской философии, Фома обосновал принцип гармонии веры и разума. Он также разработал «космологическое доказательство» бытия Бога.

Можно назвать основные причины обращения церкви к идеям томизма в 19 веке.

ü В это время на историческую арену выходит пролетариат с идеей преобразования общества путем революционной борьбы. Церковь же ищет способ противодействия социальным беспорядкам: «направить народ на путь веры и спасения».

ü Стремление церкви приспособиться к научно-технической революции в естествознании кона 19 века.

Стремление идти в ногу со временем вынуждает неотомистов с чувством неудовлетворенности отмечать оторванность католической церкви от развития науки в Новое и Новейшее время. Существование былых конфликтов между религией и наукой они считают досадным недоразумением. Особое внимание уделяется науке в нынешних условиях. Будущее христианской философии, считает Жильсон, зависит от того, будут ли ее представители участвовать в научных спорах по математике, физике, биологии, природознанию вообще. В соответствии с этими установками в системе теологических учреждений Ватикана созданы исследовательские центры по изучению психологии, физиологии, физики и других наук. Пользуется известностью, к примеру, психологическая лаборатория, функционирующая в Высшем томистском институте при университете в Лувене (Бельгия).

Неотомизм стремится использовать в своих интересах нерешенные проблемы, спорные вопросы, гипотезы, препарируя их в духе теологии. При этом он до известных пределов готов отмежеваться от традиционной библейской трактовки тех или иных вопросов, когда она вступает в явное противоречие с наукой.

В целом революционные изменения во всех областях жизни в 20 столетии сориентировали философию на уход от попыток систематизаций мира или научных дисциплин, от проектов преобразования социальной действительности к постижению мира повседневной жизни, ее смыслов и ценностей, к снятию напряжений между сферами культуры.

 

Русская философия.

План.

1. Особенности восточнославянской философии.

2. Становление восточнославянской мысли.

3. Философия 19 – начала 20 века.

Московский период.

Следующий этап развития восточнославянской философской мысли связан со становлением Москвы как центра формирующегося государства.

После разгрома татаро-монгольских орд возникла проблема объединения княжеств в единое могучее государство, способное противостоять многочисленным врагам как с востока, так и с запада.

В этот период значительную роль в системе управления играли дьяки. Именно в этой среде и зародились реформационно-гуманистические идеи. Дьяк Федор Курицын и люди его круга создавали и распространяли светские повести и сборники, в которых проповедовали мысли о самоценности личности человека, отвергали официальную церковь и осуждали ее земельные богатства. Так, Феодосий Косой в созданном им «Новом учении» писал: «Все люди едино суть у Бога – и татарове, и немцы, и прочие языцы («народы»). Из его учения следовало, что на земле нет места войнам, угнетению и несправедливости. Вначале эти идеи нашли поддержку у Ивана III, но, когда они проникли в широкий круг городских жителей, великий князь выступил в защиту церкви и ее воинствующих защитников – иосифлян. Смелые реформаторы были прокляты и авторы осуждены как еретики на церковном соборе в Москве (1503 г.) и сожжены в 1504 году. На том же соборе были осуждены более умеренные сторонники Нила Сорского и Феодосия Косого. Тем самым был нанесен тяжелый удар по реформационным тенденциям общественной мысли.

Тонкая, скрытная, но настойчиво проводимая Иваном III политика укрепления позиций Московской Руси нашла свое отражение в идее «богоизбранности» Руси, которая впоследствии была сформулирована псковским церковником Филофеем: «Два Рима (Рим и Царьград) пали, третий (Москва) стоит, а четвертому не быть» («Москва – третий Рим»).

Максим Грек (1470-1555) – крупнейший мыслитель русского средневековья, своим творчеством как бы завершает первый этап развития восточнославянской философии и закладывает основы для философии 17-18 веков. Обширное наследие Максима Грека включает свыше 350 оригинальных сочинений и переводов. Философское мышление направлено на разработку проблем онтологии, гносеологии, (логика, интуитивное познание), философской антропологии (три части души – разумная, волевая, чувственная; пять видов сенсуального познания), рассматривает человека как микрокосм, вопросы этики (силы добра и зла). В поле его размышлений – социальный и исторический анализ (концепция гармонии светской и духовной властей). Он дал первое в отечественной традиции определение философии, считал ее возвышенным божественным знанием, которое составляет целомудрие, мудрость. Миссия философа им ставится выше царской. Своим творчеством Максим Грек способствовал значительному поднятию уровня философского мышления на Руси.

Перспектива европеизации России, противостояние раннедворянских просветителей и ортодоксальных церковников, а также реформа церкви привели к середине 17 века к церковному расколу. Церковный раскол обнажил духовный кризис древнерусского православия и несоответствие его политическим стремлениям самодержавной власти. После присоединения Украины к России (1654 г.) выяснилось, что московское поместное вероисповедание уклонилось от византийского образца. Исправлять и перестраивать «древлеотеческое благочестие» на «греческий лад» принялся патриарх Никон (1605 – 1681). Он заменяет многогласие в проповеди единогласием, восьмиконечный крест четырехконечным, двуперстное крещение трехперстным, высказывается за признание равенства светской и церковной власти. Реформы вызвали недовольство у духовенства и народных масс, незадолго до этого попавших под крепостническое Уложение 1649 г. Крестьяне выступали за сохранение старой веры, стремясь воспрепятствовать насильственному перекрещиванию, они уходили в леса Севера и Зауралья, тысячами сжигали себя.

Русское Просвещение охватывает период с середины 17 века до первой трети 19 века, когда произошло восстание декабристов.

В этот период идет становление светской философии: зарождается секуляризм; усиливается западнорусское влияние; «петровское западничество» создает особый национально-духовный мир – «Российскую Европу», и, наконец, во время правления Екатерины II, начинаются процессы, связанные с «открытым заявлением гуманных принципов» и «научно-гуманитарного движения». В эпоху русского Просвещения была создана оригинальная философия, проникнутая наукоцентризмом, отразившая потребность общества в реформации, обновлении.

Были открыты Киево-Могилянская академия (1631), Петербургский (1724) и Московский (1756) университеты.

Деятели российского Просвещения. Стефан Яворский (1658 – 1722), Симеон Полоцкий (1629 – 1680), Юрий Крижанич (ок. 1617 – 1736), М. В. Ломоносов (1711 – 1765). «Петровское западничество» представлено такими идеологами «Ученой дружины» Петра I, как Феофан Прокопович (1681 – 1736) и В. Н. Татищев (1686 – 1750).

Говоря о 18 веке нельзя не упомянуть и величайшего русского ученого Михаила Ломоносова (1711 – 1765). Значительное влияние на развитие русской метафизики оказало масонство, которое возникло в 30 – 40-е гг. 18 века, представителями его были видные деятели того времени – И. В. Лопухин, М. М. Щербатский, Н. И. Новиков, большинство декабристов. Оно проповедало свою мораль и мудрость, а программный лозунг состоял в призыве от церковной соборности прийти к духовному индивидуализму.

Н.Ф. Федоров.

«Философия общего дела». Сыны человеческие через объединение для воскрешения отцов (патронификацию) это соборное «общее дело» реализуют посредством современной науки, которая, раскрыв связь между атомами и молекулами, укажет пути управления жизнью. Овладение космосом необходимо для размещения воскресших отцов. Астрономия – первична среди других наук.

Соловьев (идеолог русского космизма), П. Флоренский.

Таким образом, философская мысль России 19 –20 веков стояла на уровне задач своего времени, отражая основные закономерности и тенденции бытия и познания, оказывая большое влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

 

Философия бытия

1. Философский смысл проблемы бытия. Основные формы бытия.

2. Материя. Современная наука о строении материи.

3. Понятие движения. Концептуальные интерпретации движения.

4. Пространство, время.

Пространство и время.

Формами существования материи являются пространство и время. Сложилось два подхода в понимании пространства и времени – субстанциальный и реляционный. Первый – это понимание пространства и времени как самостоятельных сущностей, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Пространство – просто вместилище тел, время – это «чистая» длительность. Так утверждал еще Демокрит, но логическое завершение понимания абсолютного пространства и времени мы находим у Ньютона. Субстанциальная концепция разделяется как материалистами, так и идеалистами.

Реляционный подход наметился еще у Аристотеля, получил развитие у Декарта. Одним из наиболее ярких представителей реляционной концепции был Г. В. Лейбниц, полемизировавший с Ньютоном по вопросам о сущности пространства и времени. Лейбниц настаивал на том, что пространство и время – это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Реляционная концепция тоже может быть, как материалистической, так и идеалистической. Лейбниц эту концепцию развивал с позиции идеализма. С позиции материалистической реляционной концепции подходит к рассмотрению пространства и времени диалектический материализм.

С точки зрения диалектического материализма пространство – это форма бытия, которая характеризует порядок сосуществования и рядоположения материальных объектов, их структур, протяженность.

Время – форма бытия, характеризующая изменения, происходящие с материальными объектами. Человек познал эти природные процессы (движение Земли вокруг Солнца, смену дня и ночи и др.) и назвал это временем. Оно – атрибут не только неживой, но и живой материи (биологическое время) и социума.

Пространство и время имеют некоторые общие и некоторые отличительные черты.

Общими характеристиками для них являются: объективность, вечность, безграничность, абсолютность и относительность, прерывность и непрерывность. Для пространства характерны такие черты, как трехмерность, симметричность, изотропность. Для времени: одномерность, однонаправленность, анизотропность.

Реляционная концепция пространства и времени оформилась как учение в теории относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории, каждая материальная система сама формирует свои пространственно-временные характеристики в зависимости от скорости движения. При больших скоростях, приближающихся к скорости света, происходит как бы сокращение пространственных характеристик и замедление времени (процессов). Масса же объектов резко возрастает. Философский смысл теории относительности в том, что она подтверждает вывод, что материя, пространство и время взаимосвязаны, образуют пространственно-временной континуум (от лат. – непрерывное, сплошное).

Мир – это бесконечное множество систем различного порядка, находящихся в постоянном движении, но все эти системы находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Окружающий нас мир – един, и это единство – в его материальности.

Важное значение для понимания единства мира имеют принципы синергетики как теории самоорганизации. Синергетика показывает, что в мире идет процесс спонтанного и автономного образования различных структур в неравновесных открытых системах. Иначе говоря, самоорганизация присуща не только живой, но и неживой природе, что позволяет увидеть в физических процессах переход от «существующего к возникающему» (И. Пригожин), что создает предпосылки для описания новой целостной общенаучной картины мира.

 

Основные законы диалектики

Учение о законах занимает особое место в философии. Основной вывод естествознания и теории развития состоит в том, что в мире действуют объективные законы.

В любой науке под понятием закон понимаются такие связи и отношения предметов действительности, которые характеризуются признаками объективности, существенности, всеобщности, устойчивости и повторяемости. В отличие от правила, закон не имеет исключений и его действию подвержены все явления данной области мироздания.

Поскольку в мире существует множество законов, их принято классифицировать на всеобщие (универсальные), общие и частные.

Всеобщие – это законы, действующие во всем мире, т. е. в материальной и идеальной сферах (законы диалектики),

Общие, сфера действия которых ограничена или природой, или обществом, или мышлением – законы сохранения, всемирного тяготения и т.д.

Частные – законы, действующие в некоторой части фундаментальных областей мира (законы электричества, экономические законы, законы логики и др.).

Особенностью законов диалектики является то, что из всех известных человечеству законов по степени распространенности к первой из указанных выше групп относятся только они.

Основные законы диалектики раскрывают механизм, причину и направленность изменений, происходящих в нем. Их содержание выражается через взаимосвязь соответствующих категорий, их координацию и субординацию.

К всеобщим относятся законы взаимного перехода количественных и качественных изменений, единства и борьбы противоположностей, отрицания отрицания.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений дает ответ на вопрос: как совершается развитие, каким образом осуществляется переход от одной ступени к другой? Чтобы разобраться в сущности этого закона, надо осмыслить основные категории, с помощью которых он формируется: качество, свойство, мера, скачок.

Качество есть целостная совокупность существенных свойств, структуры, функций, делающих предмет относительно устойчивым и с изменением которых, предмет перестает быть тем, чем он есть. Например, свойство фотосинтеза у растений, структура углерода (алмаз, графит, сажа), функции мозга и т.д.

Количество – это определенность предмета со стороны его величины, объема, темпа протекания процессов, интенсивности развития, степени наличия свойств. Качество и количество – это единство противоположностей, присущее каждому объекту и процессу. Это единство выражается в мере. Мера – это границы, в которых количественные изменения не вызывают качественных и предмет остается самим собой. У каждого качества есть две границы меры – - верхняя и нижняя. Например, 0о и 1000 для воды как жидкости при нормальном атмосферном давлении. Границы меры подвижны и зависят от окружающих условий. Скажем, температура кипения воды в горах, на высоте будет менее 1000. Скачок - это переход за границы меры, к новому качеству.

Итак, сущность закона перехода количественных изменений в качественные и обратно состоит в том, что мелкие, порой незаметные вначале количественные изменения, постепенно накапливаясь, на определенном этапе – на границе меры, через скачок, приводят к качественно новому состоянию объекта и новым границам меры для своего развития.

Закон единства и борьбы противоположностей состоит в том, что он дает ответ на вопрос: почему имеет место развитие, в чем его причины. В соответствии с этим законом всякий предмет содержит в себе противоречия, т. е. противоположности, единство, борьба, взаимодействие которых заставляет предмет изменяться определенным образом. Этот закон детерминирует источник развития.

Он показывает, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого на взаимоисключающие, противоположные стороны, борьба между которыми и приводит к качественно новому состоянию. Развитие есть процесс возникновения, становления и разрешения противоречий. Противоречия же есть отношения между различными и противоположными сторонами.

Противоречия многообразны, как и сам мир. Их можно классифицировать по месту в системе на внутренние и внешние, по характеру возникновения – на необходимые и случайные, по роли в развитии – на основные и неосновные, главные и неглавные, по их типу – антагонистические и неантагонистические.

Закон отрицания отрицания определяет направленность и преемственность в процессе развития: куда, в каком направлении происходит развитие, каковы его основные фазы и их взаимосвязь. Согласно этому закону всякая последующая фаза развития предмета отрицает предыдущую таким образом, что удерживает, сохраняет все необходимые положительные моменты последней.

Категория отрицания выражает процесс превращения исходного состояния предмета (тезиса) в свою противоположность, т. е. в последующее состояние (антитезис). Отрицание отрицания, как категория диалектики, отображает процесс перехода полученной (второй) противоположности, т. е. отрицания исходной фазы предмета, теперь уже в свою противоположность. При этом происходит не полное отрицание (уничтожение) предыдущего (второго) состояния и тем самым возрождение его исходного состояния, а переход к новому циклу развития с воспроизведением в качестве его существенных моментов некоторых свойств и отношений предыдущей стадии. Эта черта закона отрицания отрицания выражается категорией снятия. Снятие есть разрешение противоречия, образуемого единством и борьбой исходного состояния (тезиса) и его отрицанием (антитезиса) путем перехода в третье состояние, синтезирующее в себе необходимые и существенные стороны первых двух, но уже с другими внутренними противоречиями и законами. Происходит повторение на высшей ступени развития известных сторон низших, своеобразный возврат к старому, но на более высоком уровне. Таким образом, порождается новое и вместе с тем реализуется преемственность, взаимосвязанность предыдущих и последующих фаз развития, а также «непрерывность в прерывном.

Повторяемость и преемственность, будучи необходимыми атрибутами процесса развития, детерминируют спиралевидную форму его реализации. Тем самым развитие осуществляется направленно, чаще всего прогрессивно. Именно эту особенность закона отрицания отрицания выражает образ спирали, причем с каждым новым витком спирали процесс развития ускоряется. Например, первая научная революция, имевшая своим результатом механическую теорию И. Ньютона, протекала в течении двух столетий. Научный поиск, завершившийся созданием теории относительности А. Эйнштейна Длился менее 50 лет. Теория Эйнштейна есть отрицание ньютоновской теории, но вместе с тем снимает ее ограниченность и воспроизводит ее в себе как условие своего существования и как свое следствие, частный случай.

Законы диалектики имеют огромное методологическое значение для теории и практики. Их знание помогает не только объяснять происходящие события, но и влиять на них, управлять ими.

Категории диалектики

Среди всех категорий философии особое место принадлежит парным категориям диалектики. Они раскрывают различные аспекты развития и являются конкретизацией действия законов диалектики. Противоположные стороны процесса развития, фиксируемые этими категориями, находятся в единстве и борьбе, эта борьба совершается посредством постепенных количественных изменений, ведущих к новому качественному их состоянию, и имеет свою определенную направленность, тенденцию.

При анализе каждой пары этих категорий, следует помнить, что каждая из них органически связана с другой и не может без нее существовать, что не следует противопоставлять и отрывать их друг от друга, как это делает метафизический стиль мышления в истории философии, да и в настоящее время. Также следует иметь ввиду, что объективный и субъективный идеализм объявляет эти категории порождениями либо «абсолютной идеи», «мирового разума», либо индивидуального человеческого сознания. Успеху анализа будет способствовать четкое определение этих категорий и сопоставление с соответствующими частно-научными понятиями.

Основные категории диалектики:


Единичное и общее;

Явление и сущность;

Часть и целое;

Система, элемент, структура;

Форма и содержание;

Причина и следствие;

Случайность и необходимость;

Возможность и действительность;


Человеческое познание начинается с единичного и через особенное идет ко всеобщему, от чувственного знания, отражающего, главным образом, единичное, к рациональному, которое отражает общее. В любом развивающемся объекте, процессе есть единичные, особенные и всеобщие признаки и отношения.

Единичное – это такой признак, который присущ только данному объекту, особенное – это признак, присущий многим объектам данного класса, но не всем, общее – признак, присущий всем объектам данного класса без исключения.

Диалектика этих категорий такова: единичное через особенное ведет к общему. Например, полезный для рода признак получает в соответствующих условиях развитие и становится видовым, скажем, – явления замены окраса шерсти у зайца-русака на зиму, мимикрии, селекции, полезных для сельского хозяйства видов флоры и фауны. Пытливый инженер всегда создает условия росткам нового, передового для их широкого распространения.

Все предметы в мире имеют внешнюю и внутреннюю стороны. Сущность есть выражение внутренних связей, она есть их основа. Под сущностью понимается глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета, явления, процесса, определяющая его природу, что то, без чего объект не может существовать. Явление – это внешние, наблюдаемые, изменчивые признаки того или иного объекта. Сущность одна, явлений ее много. Их диалектика такова: сущность является, явление существенно, т.е. отражает сущность. Между сущностью и явлением существует не только единство, но и противоречие. Они полностью не совпадают. Сущность лежит не на поверхности, до нее надо «докопаться», тем более, что часто явление искажает сущность, является видимостью, кажущимся, например, миражом. «...Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...», – писал К. Маркс (т.25, ч.II, с.384). Одной из причин агностицизма И. Канта был метафизический отрыв им сущности («вещей в себе») от их проявления. Диалектический анализ и призван за внешней стороной проникать в сущность явлений.

Понять тот или иной предмет – значит узнать, из чего он состоит. Категории часть или целое помогают осмыслить устройство бытия. Эти категории тесно связаны между собой, соотносительны и раскрываются друг через друга. Целое – это то, что состоит из частей, часть – это то, что входит в целое. В зависимости от степени сложности частей и характера связей между ними выделяются различные типы целостности. Самым простым из них является механический, при котором части, входящие в целое, являются простыми и однородными. Здесь целое сводится к сумме частей, в нем нет ничего нового по сравнению с частями.

При анализе связей между сложными частями, входящими в состав целого, следует руководствоваться принципом целостности, гласящим о несводимости целого к сумме, к набору свойств его частей ввиду их неоднородности, качественного своеобразия. Характер связи между такими частями определяется их специфическим взаимовлиянием: функциональным, структурным, генетическим, субодинационным, управленческим и т.п. Соответственно, следует выделять фукциональный, структурный и генетический типы целостности.

Понятие связи как взаимодействие, в ходе которого изменение в одном объекте ведет к изменению в другом, примененное к различным типам целостности, позволило уточнить способы упорядоченности различных объектов и сформировать новые категории: элемент, структура, система.

Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией. Элемент – неразложимый далее в рамках данной системы компонент сложных предметов, явлений, процессов. Объект является системой, если он может быть расчленен на взаимосвязанные и взаимодействующие элементы. Эти элементы или части, как правило, обладают собственной структурой и могут быть представлены как подсистемы исходной, большой системы. В свою очередь, эти подсистемы могут быть разбиты на подсистемы второго и последующих уровней. Предел членения – выход за рамки исследования данной системы.

В содержание принципа системности входят такие компоненты как целостность, многоуровневость, структурность, взаимозависимость системы и окружающей среды, иерархичность, множественность моделей описания.

Системные объекты подразделяются на следующие типы: материальные и духовные, абстрактные. Первые, в свою очередь – на неорганические (физические, геологические, химические и др.) и живые (флора, фауна, виды, экосистемы и др.) Высшим типом систем являются самоорганизующиеся системы или системы с обратной связью. Особый класс материальных живых систем образуют социальные системы. Вторые являются продуктом человеческого мышления (идеи, теории, формы общественного сознания и др.). Системы бывают также статичные и динамичные, замкнутые и незамкнутые и др.

Системные объекты и их элементы подчинены специфическим для каждого из них законам, определяющим особенности его существования и изменения. Таковым законом является структура – относительно устойчивый способ связи элементов системы, обеспечивающий ее упорядоченность, стабильность, качественную определенность, целостность, т.е. сохранение при различных внешних и внутренних изменениях. Например, структура геномов, мелодии в различных октавах, органических веществ, кристаллов, общественных отношений и др.

Определяющей стороной целого выступает содержание, которое представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Неразрывная связь формы и содержания характеризуется тем, что всякое содержание оформлено, а всякая форма содержательна. В ходе развития объекта содержание представляет его подвижную, динамическую сторону, а форма охватывает систему устойчивых консервативных его связей. На стадии выхода за границы меры противоречие между ними разъясняется «сбрасыванием» старой и возникновением новой формы, адекватной развивающемуся содержанию, а сам объект переходит в качественно новое состояние.

Своеобразное противоречие между формой и содержанием имеет место в некоторых направлениях искусства. В создаваемых его отдельными представителями творениях зачастую имеет место абстракционистский отрыв формы от содержания, или, наоборот, вульгаризованное, натуралистическое выпячивание содержания за счет или вне эстетических форм. С точки зрения же прекрасного между формой и содержанием должна быть гармония.

Источник происходящих в мире изменений в диалектике описывается с помощью категории причина, а явление, которое оно вызывает – категория следствие. В мире все опричинено. Причинно-следственная связь определяется принципом детерминизма, гласящим, что все реальные процессы возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, обусловлены действием тех или иных причин. Отказ от этого принципа, т.е. переход на позиции индетерминизма, приводит к совершенно иной картине мира, в которой становится возможным все, что угодно, вплоть до «чуда», а рациональный, научный анализ и разумная ориентация в происходящих событиях невозможны.

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов и порождаемых ими соответствующее множество причинно-следственных зависимостей. На каждом уровне организации материи причинно-следственные связи имеют свои специфические особенности. Так, в микромире эти связи определяются статистическими закономерностями, в живой природе - органической целесообразностью, в обществе поведение человека определяется нормами морали и права. В зависимости от оснований классификации причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; динамические и статистические, однофакторные и многофакторные, внешние и внутренние, главные и неглавные и др.

Явление – причина может порождать необходимое или случайное следствие. Необходимость – это философская категория, которая те процессы и явления, которые неизбежно должны произойти вследствие внутренних закономерных потребностей развития объекта. Случайность – это то, что может произойти, а может и не произойти вследствие внешних условий и обстоятельств развития. Диалектика их взаимодействия такова: необходимость случается, случайность необходима, т.е. является проявлением других необходимых процессов, которые сталкиваются с данным и выглядят для него как случайные.

Диалектика необходимости и случайности показывает несостоятельность фатализма как мировоззрения, рассматривающего каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, рока, судьбы, исключающих свободный выбор и случайность.

В ситуацию, когда явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Возможность – это предпосылка того или иного события, его потенциальное существование. Действительность же – это ставшая, реализованная возможность.

Следует различать абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Первая характеризует отсутствие принципиальных препятствий (их наличие же говорит о невозможности) для становления объекта, но для ее осуществления нет всех необходимых условий. Для реализации же второй таковые имеются.

Количественная мера возможности выражается с помощью категории вероятность и исследуется в математике в соответствующей теории.

Диалектика возможности и действительности такова: все возможное действительно (т.е. может ею стать), все действительное – возможно (т.е. на новом этапе действительность является основой развития новых возможностей). Эта диалектика раскрывает субъективизм, волюнтаризм, который игнорирует объективные закономерности, связи, действительные потребности развития и руководствуется благими пожеланиями, теми или иными произвольными интересами и т.п.

Знание механизмов развития, отражаемых с помощью категорий диалектики, должно способствовать успеху в теоретической и практической деятельности.

 



Субъект и объект познания.

Ввиду того, что познавательная деятельность – непрерывный процесс, в истории философии постоянно рассматривался вопрос о том, что же является «объектом» и «субъектом» познания.

Так, например, метафизический материализм 18-19 веков исходил из «гносеологической робинзонады», т. е. полагал, что суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком. Одинокий человек, ученый только созерцает мир, воспринимает его, но не преобразует. Под «объектом» познания понимался весь окружающий мир, все то, что находится вне сознания. Современный материализм исходит из того, что объяснить мир можно только в той мере, в какой мы его изменяем и преобразуем в практической деятельности. В широком смысле «субъектом» научного познания является общество, а «объектом» – весь окружающий мир, но только в тех границах. В которых общество, группа людей, человек с ним взаимодействует. Таким образом, процесс получения знаний является результатом взаимодействия субъекта и объекта.

Особенность взаимодействия субъекта и объекта в познавательной деятельности проявляется, прежде всего, в социальном познании, где объект и субъект познания совпадают. Общество само себя познает. Вследствие этого само социальное познание имеет характерные черты. Социальные законы носят в основном статистический, вероятностный характер. В основе социального познания лежит изучение общественных отношений. Особенность социального познания состоит также в том, что сама общественная жизнь изменяется относительно быстро, поэтому его развитие происходит на основе, главным образом, относительных истин. Это означает, что на каждом уровне развития человечества имеет место свое понимание происходящего, свой подход к ценностям, к теориям, методам, используемым в познании и т. д. наконец, социальное познание всегда связано с интересами людей.

Познание происходит в различных видах и определенных формах.

Формы познания окружающей действительности многообразны.

Для архаического периода человеческой истории характерной была мифологическая форма освоения действительности. Гегель назвал миф «педагогикой» человеческого рода, поскольку он не сводился просто к познанию мира, а представлял собой скорее чувственное переживание реальных действий. В мифе тесно переплелись элементы эстетического отношения человека к действительности, нравственные взгляды и вера в участие высших сил в творении мировой истории.

В современной методологической литературе в качестве особого вида познавательной деятельности выделяется религиозное познание, основой которого является вера в сверхъестественное, божественное начало мира.

Философское познание. Философское знание всегда является мировоззрением, стремится к рациональному осмыслению мира в его целостности и единстве, места человека в этом мире. На уровне абстрактных понятий философия дает знание о всеобщем в системе «человек – мир». Отличительной особенностью философского познания в противоположность мифологии, религии является его доказательность, логическая обоснованность и аргументированность.

Особой формой духовно-практического освоения действительности является художественное познание. Основным содержанием художественного знания является эстетическое отношение к миру. Специфическая особенность искусства состоит в том, что оно не просто познает действительность, но и воссоздает объект в форме художественных образов, характеризующихся идеальностью и конкретностью. Искусство отличается широтой и целостностью освоения действительности, глубиной проникновения в мир человеческих отношений, самостоятельным исследованием мировоззренческих проблем. Этим оно сближается с философским знанием. В рамках художественного освоения действительности субъект способен осуществлять и опережающее исследование человеческих отношений и этим искусство гносеологически сближается с научным знанием.

Обыденное, или индивидуальное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности, на основе личного опыта и общения, усвоения общественно значимого знания. По форме оно является преимущественно образным, хотя элемент логического, рационального в нем тоже присутствует. Это информационно самая емкая форма знания. Установлено, объем информации, которую накапливает человек к 20 годам своей жизни, во много раз превышает объем информации, накопленной всеми науками.

Научное познание представляет собой специфическую познавательную деятельность, направленную на получение истинного результата. Цель науки состоит в раскрытии внутренней природы, сущности предметов и явлений, законов их функционирования и развития. В отличие от художественного освоения действительности наука постигает мир в общих понятиях, средствами логического мышления. Наука занимает особое место в жизни людей. Вместе с тем она не может заменить и вытеснить обширную сферу вненаучного знания, включающая различные специализированные виды знания, качественно отличные от науки. К вненаучному относят также знание, которое не соответствует стандартным нормам научности. Это алхимия, имеющая традицию тысячелетнего существования, теология, натурфилософия, астрология, парапсихология. В этих формах вненаучного знания содержится много ценных эвристических идей, порой не укладывающихся в соответствующие каноны рациональности, но стимулирующие творческое воображение ученого. Не следует только негативно относиться к данным видам знания лишь потому, что они качественно отличаются от научного знания источником, аргументацией, способами генерации. Ученым еще предстоит разрешить эту сложную проблему определения статуса вненаучного знания.

Научное познание.

Наука – форма познавательной деятельности человека, специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности – научное знание.

Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру.

Наряду с истинностью и обоснованностью научное знание обладает другими особыми характеристиками – системностью, направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережением практики. Специфичен и язык науки.

Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки. Выражения разговорного языка, связи между ними, как правило, многозначны, аморфны, а потому не могут обеспечить строгость и надежность обоснования. К тому же отличие вновь открываемых истин от уже известных требует новых знаковых средств фиксации и сообщения таких истин.

Научный язык создается на базе разговорного. При этом посредством особого рода определений вводятся новые языковые выражения, уточняются уже существующие и, таким образом, вырабатывается научная терминология, т. е. совокупность слов со специальным значением в рамках данной научной дисциплины. За разговорным языком сохраняется роль универсального средства популяризации научных знаний.

Названные черты характерны для любого научного знания: гуманитарного, естественнонаучного, технического. Каждое из них обладает своими особенностями.

Содержание науки не исчерпывается суммой готовых, сформировавшихся к данному моменту знаний. Она имеет вторую сторону – деятельность по получению новых знаний. Отдельный акт такой деятельности, направленный на получение целостной единицы истинного обоснованного знания, называется научным исследованием.

Научное исследование есть разновидность труда. Поэтому обладает всеми характеристиками последнего.

Методы научного познания.

Методы научного познания – средство познания, способ воспроизведения действительности в нашем сознании, т. е. система принципов и правил практической и теоретической деятельности. В соответствии с масштабами применения выделяют следующие уровни методов:

1. Предельно общие методы – методы, выходящие за рамки науки: например, такие мыслительные операции, как синтез, анализ, умозаключение и т. п. К этим методам относится и диалектическая логика, применяющаяся как в научном, так и в других видах познания. Диалектическая логика – самый общий метод вообще, а, следовательно, и в науке.

2. Общенаучные методы – методы, применяющиеся только в научном познании, т. е. во всех науках. Общенаучными являются, например, наблюдение, эксперимент, моделирование и т. д.

3. Частнонаучные методы, применяющиеся в отдельных науках или группах наук. Пример: в социологии – метод опроса, метод меченых атомов – в физике и т. д.

4. Специальные методы – методы, применяющиеся для решения специфических задач в данной конкретной области определенной науки. Их применение зависит от той или иной ситуации, ее особенностей, того или иного эксперимента, теории и т. д.

По функциональному назначению и способам применения методы подразделяются на эмпирические и теоретические.

Эмпирический уровень знания – это знание, полученное непосредственно из опыта, с некоторой обработкой свойств и отношений изучаемого объекта. Он всегда представляет собой базу для теоретического уровня знания. Теоретический уровень – это знание, полученное путем абстрактного мышления.

Философская антропология.

План.

1. Проблема человека в философии и науке.

2. Происхождение человека.

3. Природа человека и его предназначение.

4. Основные подходы к проблеме сознания в философской традиции.

5. Природа сознания. Теория отражения.

6. Роль языка и социокультурных факторов в возникновении сознания и его развитии.

7. структура и функции сознания.

Функции сознания.

Сознаниеэто высшая, свойственная только человеку функция высокоорганизованной материи (мозга), заключающаяся в способности отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся целеполаганием, самосознанием и языковым мышлением.

Структура сознания

1. Мышление

2. Воля – это способность сознательно действовать для реализации поставленной цели.

3. Эмоции (самостоятельно)

4. Самосознание (это представление о собственном я, восприятие себя, во всем многообразии своих свойств, отличие себя от других)

5. Память – это способность сохранять, воспроизводить и перерабатывать некоторую информацию.

6. Воображение – это способность представлять отсутствующий предмет или реально несуществующий предмет, мысленно манипулировать с ним.

Функции сознания:

 Познавательная функция. Познание, т.е. верное, адекватное отражение действительности, является первой, важнейшей функцией сознания. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира.

 Оценивающая функция. Оценка получаемой информации, возможная благодаря единству познания, осознания и самосознания, является второй функцией сознания. Человек не только получат данные о внешнем мире, но и оценивает степень их адекватности и полноты, оценивает саму действительность с точки зрения своих потребностей и интересов.

 Аккумулятивная функция. Накопление знаний, полученных из непосредственного, личного опыта индивида, а также добытых его современниками или предшествующими поколениями людей, является следующей функцией сознания. Накопленные знания становятся основой для добывания новых знаний, для осуществления практических действий человека.

 Целеполагающая функция. Построение человеком модели желаемого будущего и определении возможных путей его достижения.

 Конструктивно-творческая функция. Высшие возможности сознания проявляются в его способности мысленного конструирования направлений и форм деятельности человека, в предвосхищении того, что произойдет в силу действия объективных законов, в создании принципиально нового.

 Регулятивно-управленческая функция. Сознание на основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями регулирует, упорядочивает действия отдельного индивида и действия человеческих коллективов.

 Коммуникативная функция. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи.

 

Политическая структура.

Любое общество, будучи системой множества элементов, нуждается в институтах, которые согласовали бы интересы отдельных субъектов в деятельности, разрешали бы конфликты между ними и направляли бы их к какой-то коллективной цели. Эту функцию выполняет политическая структура. Политика пронизывает все поры общества, доходит до каждого индивида, ибо она присутствует везде, где есть коллективное действие, которое всегда требует упорядочения на основе определенных норм. Соответственно формируется политическая система, включающая различные учреждения, прежде всего, государственные органы.

Политика есть сфера отношений между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного, в том числе, национально-государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Политическая система включает в себя политические институты (государство, партии и т.д.), политические партии (конституции, законы и подзаконные акты, уставы) и политическое сознание (обыденные политические взгляды, идеи и теории).

В центре политической жизни находится проблема власти. Власть есть способность одного человека или группы людей утверждать через соответствующие органы, даже при наличии оппозиции, собственную волю. Всякая власть сильна до тех пор, пока ее авторитетность признается большинством общества. Как только власть лишается этой своей духовной поддержки, она, сколь не был бы силен аппарат принуждения, неминуемо рушится сама собой.

Политическая структура должна действовать в пределах закона, т.е. опирается на соответствующую правовую систему. Право, как бы выводит внутренние начала общества в мир реальных многообразиях отношений между людьми. При этом исходным принципом подлинного права является признание неприкосновенности прав человека. Право есть определенная законом свобода.

Типы цивилизаций.

Цивилизация является формой существования и развития общества. Собственно, началом цивилизации является тот период истории, когда общество дикости и варварства сменяется обществом с культурой.

В зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства, свободы личности в социальной и духовной сферах, типа культуры определяются и качественно различные типы цивилизаций, через которые проходило человечество в своем развитии: космогенная (охватывающая древнее общество и эпоху средневековья); техногенная, или индустриальная (соответствующая капиталистической и социалистической общественно-экономическим формациям), и формирующаяся в настоящее время антропогенная (информационное общество).

Космогенная как исторически первый тип цивилизации основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с общественными институтами.

Основой техногенного типа цивилизации явились машинная техника, развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рост профессиональной культуры во всех ее формах. Развитие техногенной цивилизации в 20 веке как противоборство капиталистической и социалистической социально-политических систем определило необходимость ее замены более совершенным обществом.

К концу 70-х годов 20 века индустриальная технология и основанный на ней техногенный тип цивилизации исчерпывает возможности дальнейшего развития общества. Как свидетельствует практика современного цивилизационного процесса, преодоление кризисного состояния может быть обеспечено лишь на путях перехода к новому, более высокому, эффективному и менее расточительному способу воспроизводства самого общества.

Материальная основа для этого начала формироваться с середины 50-х годов 20 века в связи с развитием информационной технологии. Именно она составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа – антропогенной, именуемой в научной литературе информационно-технологическим или постиндустриальным обществом.

Формирование и развитие информационной цивилизации на сегодня превратилось в глобальный мировой процесс.

 

Философия как социокультурный феномен.

План.

1. Мировоззрение: сущность, структура, функции.

2. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

3. Философия. Специфика предмета и роль в обществе. Философия и наука.

Дата: 2019-05-29, просмотров: 186.