Русская философская мысль конца 19 – начала 20 века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период рубежа веков занимает особое место в истории русской философии, существенно возрастает ее роль и место в духовной культуре России. Философия, как и вся отечественная мысль, освобождается от исключительной ориентации на политику, от подавленности социальными проблемами, от узкого понимания «общественной пользы» и «служения народу». Возрастает ощущение ценности и неповторимости человеческой личности. В поисках опоры и философия, и искусство начинают все активнее обращаться к религиозной вере, свободной от церковной традиции. Этот период по праву называют «серебряным веком».

На рубеже XIX-XX веков возникли новые глубинные явления в русской культуре – стремление по-новому осмыслить и роль религии, и роль искусства в духовной жизни.

Переплетение философии с другими формами духовной жизни главным образом с искусством, в особенности с литературой, находило свое выражение не только в теории, но и в житейской практике. Таковы характерные для «серебряного века» философско-художественные салоны в Петербурге. Это – религиозно-философские собрания на квартире у Д. Мережковского и З. Гиппиус. Здесь группировались философы и литераторы, увлекавшиеся «новым религиозным сознанием». Среди них – Н. Бердяев, В. Розанов, А. Блок, А. Белый, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и др..

Немалую роль в консолидации и самопознании философов русского Ренессанса сыграли журналы «Новый путь», выходивший с 1903 г., и «Вопросы жизни» - с 1905 г. На их страницах выступали участники петербургских религиозно-философских собраний, группировавшихся сначала вокруг В. Розанова, а затем и Д. Мережковского.

Поднимаются проблемы индивидуальности, свободы, творчества, религии.

Под влиянием нового естествознания на рубеже веков возникает течение, получившее название «Русский космизм». Представители космизма – Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский.

Основные проблемы – проблема всеединства человека с космосом, проблема космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.

Две тенденции русского космизма:

1. Естественнонаучная. (Е. М. Вернадский, Н. Г. Холодный, А. Л. Чижевский, Н. А. Умов, К. Э. Циолковский)

К.Э. Циолковский.

Отстаивал естественнонаучное объяснение загадок природы. Материя действует по законам физического и психического мира, так что чувствительность Вселенной имеет количественные и качественные определения. Совершенный разум человеческих существ приобретает универсальное значение во Вселенной – пресечения зла в космосе. Как только человек овладеет Вселенной, разум возвысится и зло исчезнет. Этому процессу поможет новая этика и миропонимание: 1) «исправление» человеческой природы посредством воспроизводства наиболее «сознательных существ»; 2) познание того, «что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и блаженное существование» и 3) усвоение социалистических идеалов.

В.И. Вернадский. Стремится определить место человека в космосе. Современная эпоха – переход от биосферы (совокупности живых организмов) к ноосфере (сфере разума). Появление человека символизирует возникновение новой «геологической силы». Деятельность людей и благоприятные условия для размножения человечества меняют биосферу, создают основания для заселения космоса. Успехи техники передвижения и коммуникации способствуют все большему планетарному единению человечества и переходу его в новое состояние – ноосферу.

2. Религиозно-мистическая. (Н. Ф. Федоров, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский)

Н.Ф. Федоров.

«Философия общего дела». Сыны человеческие через объединение для воскрешения отцов (патронификацию) это соборное «общее дело» реализуют посредством современной науки, которая, раскрыв связь между атомами и молекулами, укажет пути управления жизнью. Овладение космосом необходимо для размещения воскресших отцов. Астрономия – первична среди других наук.

Соловьев (идеолог русского космизма), П. Флоренский.

Таким образом, философская мысль России 19 –20 веков стояла на уровне задач своего времени, отражая основные закономерности и тенденции бытия и познания, оказывая большое влияние не только на отечественную, но и на мировую культуру.

 

Дата: 2019-05-29, просмотров: 196.