Понятие муниципального права как отрасли Российского права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Муниципальное право



Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I Муниципальное право: сущность и содержание понятий

Тема 1 Муниципальное право как отрасль Российского права и научная дисциплина

Тема 2 Муниципальное образование: содержание понятия, организация деятельности

Тема 3 Местное самоуправление

Тема 4 История местного самоуправления в России

Раздел II Человек, социальные общности как первооснова местного самоуправления

Тема 5 Человек и гражданин. Местное сообщество. Члены местного сообщества

Тема 6 Депутаты. Должностные лица местного самоуправления

Тема 7 Органы местного самоуправления

Тема 8 Органы территориального общественного самоуправления

Тема 9 Формы непосредственной демократии

Раздел III Вещная основа местного самоуправления

Тема 10 Территориальная основа местного самоуправления

Тема 11 Экономическая основа местного самоуправления

Тема 12 Финансовая основа местного самоуправления

Раздел IV Отношения муниципальных образований с населением, государством, физическими и юридическими лицами

Тема 13 Отношения муниципальных образований с населением

Тема 14 Отношения муниципальных образований с государством

Тема 15 Отношения муниципальных образований с физическими и юридическими лицами

Тема 16 Ответственность муниципальных образований

Тема 17 Гарантии местного самоуправления

ГЛОССАРИЙ

 


РАЗДЕЛ I Муниципальное право: сущность и содержание понятий

Тема 1 Муниципальное право как отрасль Российского права и научная дисциплина


Понятие муниципального права как отрасли Российского права

 

Основные понятия муниципального права приведены в словаре юридических терминов, использованных в пособии и приведенных в разделе 4 настоящего пособия. Муниципальное право имеет свой специфические объект и предмет. Под объектом муниципального права понимается то, на что направлено действие его норм. Общим объектом муниципального права являются специфические общественные отношения, возникающие в процессе создания и непосредственной деятельности муниципальных образований.

Предметом муниципального права является законы, закономерности, свойства и особенности, характеризующие общественные отношения в муниципальных образованиях.

Понятие муниципального права пришло на смену понятию советского строительства, характеризовавшего общественные отношения, связанные с деятельностью Советов народных депутатов (1917 – 1993 г.г.). Принципиальное различие советского строительства и муниципального права заключается в характеристике самой местной власти. Советское строительство представляла органы местной власти в качестве органов государства. Муниципальное право устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления власти.

 



Методы муниципального права

 

Методами муниципального права служат способы, приемы или средства, с помощью которых достигаются цели деятельности муниципальных образований.

Методы муниципального права делятся на общенаучные и частнонаучные .

Общенаучные методы познания – это общие, используемые в различных отраслях научного знания способы, средства и пути исследования свойств предметов и явлений, а также тенденций их изменения. К ним относятся: анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия, обобщение абстрагирование, формализация, эксперимент, системный подход, системный анализ, математические методы моделирования, диалектический, исторический и другие методы исследования.

К частнонаучным методам относятся аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический методы, функциональный анализ и др.

Для правового регулирования муниципальное право использует два метода – императивный (властный) и диспозитивный.

Суть императивного метода состоит в том, что принимаемые решения носят обязательный характер для всех субъектов правоотношений. В случае их невыполнения наступает ответственность.

Диспозитивный метод определяет характер взаимоотношений органов местного самоуправления с объектами не находящимися в муниципальной собственности, с юридическими лицами и государственными органами. Эти отношения строятся на договорной основе.

 

5 Муниципальное право как научная дисциплина

 

Задачей муниципального права как отрасли права является регулирование общественных отношений в процессе создания и функционирования муниципальных образований, то задачей научной дисциплины является раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации власти народа. Муниципальное право как научная дисциплина рассматривает отношения местного самоуправления с государственной властью, принципы и основы деятельности муниципальных образований, их функции и предметы ведения. Эта наука анализирует полномочия органов местного самоуправления, выявляет и изучает общие закономерности муниципальных отношений, обобщает практику норм муниципального права и на этой основе разрабатывает научно обоснованные рекомендации, направленные на повышение эффективности деятельности муниципальных образований.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права – это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

 


Тема 2 Муниципальное образование: содержание понятия, организация деятельности

 

1 Муниципальное образование

 

Муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Установление и изменение порядка образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований относится к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации.

Решение об образовании муниципального образования должно быть принято на референдуме, который проводится в поселении, на территории которого предполагается создание муниципального образования. Референдум назначается органами государственной власти субъекта Федерации. С целью обеспечения гарантий местного самоуправления и контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления – органы государственной власти субъектов Федерации ведут реестр муниципальных образований. Каждое муниципальное образование имеет свой устав, в котором указываются его границы, вопросы местного значения, структура органов местного самоуправления, организационные, территориальные, экономические и финансовые основы деятельности муниципальных образований.

Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

 

2 Направления деятельности муниципальных образований

 

С учетом специфики деятельности муниципальных образований можно выделить следующие направления их деятельности:

а) Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. С этой целью создаются выборные органы местного самоуправления, используются институты прямой демократии, обеспечивается материально-финансовая база для решения вопросов местного значения. Гражданам обеспечиваются равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей. Им предоставляется право быть избранными в органы местного самоуправления и равный доступ к муниципальной службе.

б) Управление муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности. Особая роль при этом отводится представительным органам, которые устанавливают порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, порядок и условия ее приватизации, утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении, устанавливают местные налоги и сборы, устанавливают общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования и т.д.

в) Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан. Это направление деятельности муниципального образования осуществляется, прежде всего, посредством планирования, разработкой соответствующих программ и контролем их исполнения. С этой же целью муниципальным образованиям предоставлено право координировать деятельность предприятий и организаций, не находящихся в муниципальной собственности.

г) Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований. Органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством обязаны обеспечивать удовлетворение потребностей граждан на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов. С этой целью муниципальные образования обязаны содержать и развивать муниципальные учреждения дошкольного, основного общего и профессионального образования; муниципальное энерго-, газо-, тепло- и водоснабжение и канализацию; организовывать снабжение населения топливом, обеспечивать утилизацию и переработку бытовых отходов, а также транспортное обслуживание населения и т.д. Муниципальные образования обязаны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства, для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и др. Кроме того, муниципальные образования обеспечивают санитарное благополучие населения, противопожарную безопасность, социальную поддержку и содействие занятости населения.

д) Охрана общественного порядка. Общественный порядок – основа нормальной жизни населения муниципального образования, функционирования местной демократии, необходимое условие реализации прав и свобод граждан. Охрану общественного порядка в муниципальном образовании должны обеспечивать муниципальные органы охраны общественного порядка. С этой целью органы местного самоуправления организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью. В обеспечении охраны общественного порядка принимают участие такие комиссии как административные, по делам несовершеннолетних и защите их прав, наблюдательные и др.

е) Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления. Это направление деятельности муниципального образования преследует цель обеспечения учета мнения населения, интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая судебную защиту. Однако, как показывает практика, нередко права и законные интересы местного самоуправления нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Вот почему органы местного самоуправления должны отстаивать и защищать интересы населения, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случаях их игнорирования и нарушения. Представительство и защиту интересов и прав местного самоуправления осуществляют прежде всего органы и должностные лица местного самоуправления при взаимодействии с органами государственной власти.

 

3 Принципы деятельности муниципальных образований

 

Под принципами деятельности понимаются основополагающие идеи, положения и подходы, опирающиеся на объективные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе. Принципы деятельности муниципальных образований можно условно разделить на правовые и организационные.

К правовым принципам относятся:

1. самостоятельность – население муниципального образования самостоятельно определяет структуры органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и самостоятельно решают вопросы местного значения;

2. законность – нормативные правовые акты должны приниматься органами местного самоуправления на основании и во исполнение законов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, должностные лица и граждане равны перед законом и обязаны его соблюдать;

3. гласность – этот принцип предполагает не только открытость информации, но и доступность к ней членов местного сообщества. Принцип гласности реализуется через свободу печати и слова, собраний, доступа к материалам и документа, отсутствия цензуры в деятельности средств массовой информации, путем отчетов должностных лиц перед населением и др.;

4. демократизм – этот принцип реализуется в двух формах: непосредственной (референдумы, выборы, собрания, сходы граждан и др.) и представительной, т.е. через выборные органы местного самоуправления.

Приведенный перечень правовых принципов далеко не исчерпывающий. Обоснование этих принципов продолжается.

К организационным принципам относятся:

1. плановость – разработка программ развития местного хозяйства, определение приоритетных целей и задач на каждом этапе развития муниципального образования:

2. научность - применение научных методов и форм деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

3. сочетание единоначалия с коллегиальностью – основные вопросы в муниципальных образованиях решаются коллегиально представительными органами в форме принятия решений, а вопросы текущего оперативного управления – путем единоначалия (например, принятие постановлений главой администрации).

Перечень организационных принципов в настоящее время уточняется.

 

4 Устав муниципального образования

 

Устав муниципального образования – это основной нормативно- учредительный документ, определяющий статус муниципального образования. Примерное содержание устава определяется федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и содержит такие направления как граница и состав территории муниципального образования, вопросы местного значения, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, наименования и полномочия должностных лиц, срок полномочий депутатов, виды и порядок принятия нормативных актов, основания и виды ответственности органов и должностных лиц, порядок отзыва и досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц, статус и социальные гарантии депутатов и должностных лиц, условия и порядок организации муниципальной службы, экономическая и финансовая основы местного самоуправления, другие положения об организации местного самоуправления.

Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом или населением непосредственно. Устав подлежит государственной регистрации. Отказ в регистрации возможен лишь в случае наличия в уставе нарушений действующего законодательства. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

 


5 Ассоциации и союзы муниципальных образований

 

Муниципальные образования в целях координации свой деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, подлежащие регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. При этом им не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления.

Объединения муниципальных образований принимаю участие в разработке и обсуждении проектов законов, затрагивающих интересы муниципальных образований, участвуют в парламентских слушаниях, обобщают и пропагандируют лучший опыт организации местного самоуправления, оказывают методическую, организационно-техническую помощь муниципальным образованиям при решении вопросов местного значения, осуществления внешнеэкономической деятельности. Ассоциации и союзы осуществляют международное сотрудничество в сфере местного самоуправления (участие в международных форумах, взаимодействие с зарубежными ассоциациям и союзами местных властей). В России действуют различные ассоциации и союзы муниципальных образований:

· общероссийские (Союз малых городов России, Союз российских городов, Российский союз местных властей);

· межрегиональные (ассоциация городов Крайнего Севера и Заполярья, ассоциация городов Юга России и др.);

· региональные, объединяющие муниципальные образования в границах субъектов РФ.

В 1998 году создан Конгресс муниципальных образований России в качестве общероссийской организации, призванной способствовать реализации прав граждан на местное самоуправление, координации деятельности муниципальных образований России и обеспечений их взаимодействий с федеральными органами государственной власти и международными организациями органов местного самоуправления.



Содержание понятия

 

В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание понятия «местное самоуправление» определяется как признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление осуществляется гражданами как путем прямого волеизъявления (референдумы, выборы и т.д.), так и через выборные органы.

Местное самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом, одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление предполагает:

· самостоятельное решение населением вопросов местного значения;

· организационное обособление в системе управления обществом и государством;

· многообразие форм осуществления местного самоуправления;

· соразмерность полномочий материально-финансовым ресурсам.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня власти. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, утверждают и исполняют местный бюджет, самостоятельно решают иные вопросы местного значения. Решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке.

 



Местное сообщество

 

Местное сообщество – это население муниципального образования, объединенное общей территорией, общими условиями жизни, общими интересами и целями. Местное сообщество является единственным источником власти в муниципальных образованиях. Местное сообщество имеет право на создание муниципального образования, установление порядка приватизации муниципальной собственности, утверждение Устава, отзыва депутатов, установление разовых сборов, право обращения в суд и др. Местное сообщество осуществляет свою власть в двух основных формах: непосредственной и представительной. Непосредственная демократия проявляется в выражении воли людей на референдумах, выборах, при обсуждении проектов законов, в обращениях к органам власти и др. Представительная форма осуществления власти народа предусматривает избрание депутатов, как представителей народа, основной задачей которых является выражение и защита воли избирателей, отстаивание их прав и свобод.

 

Члены местного сообщества

 

Член местного сообщества – это человек, который пользуется правами и свободами человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права, в соответствии с Конституцией РФ и уставом муниципального образования, постоянно или преимущественно проживает на территории муниципального образования, признает и выполняет требования нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме общепризнанных прав и свобод, члену местного сообщества уставом муниципального образования могут быть предоставлены и другие права и свободы, учитывающие специфику условий проживания на конкретной территории и не противоречащие закону. Права и свободы членов местных сообществ должны быть тесно увязаны с их обязанностями, выполнение которых способствует гармонии отношений в сообществе. Члены местного сообщества имеют право создавать добровольные объединения (общественные, партийные, по интересам, по месту проживания и т.д.), способствующие их общественной и политической активности.

 

Депутаты

 

Депутат – это член представительного органа местного самоуправления, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, уполномоченный представлять интересы местного сообщества. При избрании за депутатом может быть закреплен императивный или свободный мандат. При императивном мандате депутат связан наказами избирателей и ответственен перед ними вплоть до досрочного отзыва депутата. При свободном мандате депутат не связан наказами избирателей и не ответственен перед ними (применяется во всех демократических государствах). Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются с момента начала работы нового выборного органа. Депутат может осуществлять свои полномочия на постоянной или на непостоянной основе. Основными формами деятельности депутата являются: участие в заседаниях представительного органа, работа в комитетах и комиссиях, Выполнение поручений представительного органа, обращения с депутатским запросом, работа с избирателями. Депутат имеет право участвовать в рассмотрении любых вопросов, контролировать исполнение решений, проводить собрания избирателей и т.д. Депутату гарантируется: неприкосновенность, предоставление прежней должности после окончания депутатских полномочий, возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью, социальные гарантии (оплачиваемый отпуск, отсрочка от призыва на военную службу, сохранение стажа работы и др.).

 

2 Глава муниципального образования

 

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления, подотчетное населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления. Глава муниципального образования может избираться либо местным сообществом, либо представительным органом из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией, может входить в состав представительного органа и председательствовать на его заседаниях. Наименование главы муниципального образования и сроки его полномочий определяются уставом муниципального образования. Законы субъектов РФ могут определять минимальный возраст кандидата на должность главы муниципального образования, но с 21 года. Установление максимального возраста не допускается. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Полномочия главы муниципального образования закрепляются в уставах муниципальных образований.

 

Муниципальные служащие

 

Муниципальный служащий – это гражданин РФ, исполняющий обязанности по должности муниципальной службы на штатной оплачиваемой основе за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет местного бюджета. Муниципальная служба – это профессиональная деятельность на постоянной основе на муниципальной должности с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий. Муниципальные должности устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей, утверждаемым законом субъекта РФ и предусматривающим следующие группы должностей: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Муниципальному служащему гарантируется условия работы, денежное содержание, ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание его и членов его семьи, пенсионное обеспечение, обязательное государственное страхование на случай вреда здоровью и имуществу, заболевания или потери трудоспособности, защита его и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий. Замещение муниципальной должности производится путем назначения (осуществляется вышестоящим должностным лицом и оформляется приказом), по итогам конкурса (в результате состязания специалистов), зачислением (путем заключения контракта). Увольнение муниципального служащего регулируется нормами муниципального и трудового права. Муниципальному служащему запрещается занимать другую оплачиваемую работу, быть депутатом представительных органов, заниматься предпринимательской деятельностью, быть представителем по делам третьих лиц и т.д. Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия муниципального служащего занимаемой должности периодически проводится аттестация.

 



Содержание понятия

 

Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Создание органов местного самоуправления – это способ децентрализации управления для осуществления власти на местах. Их деятельность носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа, поэтому принимаемые ими решения обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, должностными лицами, гражданами и общественными объединениями. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Наименования органов определяется уставами муниципальных образований с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставом собственной компетенцией. Они издают правовые акты, названия и виды которых определяются уставами. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.

 

Содержание понятий

 

Под непосредственной демократией понимается механизм осуществления власти непосредственно населением, когда воля граждан не опосредуется какими-либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия обязательных для исполнения решений. К основным формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести: местный референдум, выборы, собрания (сходы) жителей, народную правотворческую инициативу, отзыв депутатов и должностных лиц, обращение в органы местного самоуправления, консультативный опрос и др. Некоторые авторы к формам непосредственной демократии относят также территориальное общественное самоуправление, что является дискуссионным.

 

Содержание понятий

 

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения. В состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения.

Законодатель различает территории с низкой и высокой плотностью населения. К территориям с низкой плотностью населения относятся территории, плотность населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений РФ. К территориям с высокой плотностью населения относятся территории, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в РФ. Перечень тех и других поселений утверждается Правительством Российской Федерации и может изменяться не чаще одного раза в пять лет. Статусом сельского поселения с учетом плотности населения и доступности территории может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.

 



Границы поселений

 

Границы территорий поселений устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации с учетом следующих требований:

· размеры территории поселения устанавливаются с учетом численности его населения;

· в границах городского поселения могут находиться один город или один поселок с прилегающей территорией, а также сельские населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями;

· в границах сельского поселения могут находиться один сельский населенный пункт с численностью населения, как правило, более 1000 человек и (или) объединенные общей территорией несколько населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек;

· границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня, а границы муниципального района – с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

· границы поселения не могут пересекаться границами населенного пункта;

· территория поселения не может находиться внутри территории другого поселения;

· территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;

· границы муниципального района не могут пересекаться границами поселения.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации.

Преобразованием муниципальных образований является их объединение разделение, изменение статуса и осуществляется законами субъектов Федерации.

 



Содержание понятий

 

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Муниципальная собственность – это имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Местные финансы – это совокупность денежных средств, мобилизуемых и используемых для осуществления функций органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Основным элементом эффективного использования экономических ресурсов местного самоуправления является правильно организованный процесс планирования. Это могут быть планы социально-экономического развития, более детальные планы муниципальных работ или оказания определенного рода услуг населению (медицинское обслуживание, образование, транспортное обслуживание и др.). Как показывает практика, оптимальным методом планирования является составление бизнес-плана.

 



Муниципальная собственность

 

В состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления или население непосредственно. Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или предаваемых в пользование объектов. Органы местного самоуправления могут устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации поступают в полном объеме в местный бюджет.

 



Содержание понятий

 

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные бюджеты (местные налоги и сборы, внебюджетные фонды, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от участия в кредитно-финансовых отношениях, доходы от муниципальных банков и др.) Европейская Хартия местного самоуправления содержит следующие основные положения, касающиеся финансов местного самоуправления:

· местные сообщества имею право на собственные достаточные ресурсы, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

· финансовые ресурсы местных сообществ должны быть соразмерны предусмотренным для них полномочиям;

· по крайней мере, часть финансовых ресурсов местных сообществ должна поступать за счет местных сборов и налогов, уровень которых они имеют право устанавливать в рамках закона;

· финансовые системы, на которых основываются ресурсы местных сообществ, должны иметь достаточно разнообразный и предполагающий развитие характер, с тем, чтобы они могли, насколько это практически возможно, компенсировать реальный рост расходов на осуществление ими своих полномочий;

· защита более слабых в финансовом отношении местных сообществ, предполагает разработку процедур равномерного распределения финансовых ресурсов или эквивалентных мер, призванных смягчить воздействие неравномерного распределения потенциальных источников финансирования, а также расходов, которые эти сообщества вынуждены нести. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора действий местных сообществ в сфере их собственной компетенции.

Содержание понятий

 

Физическое лицо – это отдельный человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъект гражданского права. Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми физическими лицами. Физические лица могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов и иные имущественные и личные неимущественные права. Практически каждый член местного сообщества, достигший восемнадцатилетнего возраста (наступление гражданской дееспособности) является физическим лицом, права, и обязанности которого обязаны учитывать в своей деятельности органы местного самоуправления.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическими лицами могут быть коммерческие (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие ( потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды и другие организации, предусмотренные законом.

Физические и юридические лица, находящиеся на территории муниципального образования, являются объектами, непосредственно влияющими на финансово-экономическое состояние муниципального образования.

 

Содержание понятия

 

Гарантии местного самоуправления – это система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление, включающие следующие направления:

· обеспечение минимальных бюджетов;

· обеспечение самостоятельной деятельности в пределах своих полномочий;

· обеспечение права на компенсацию дополнительных расходов в результате решений, принятых органами государственной власти;

· законодательное установление порядка передачи органам местного самоуправления средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

· создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

Особенности гарантий местного самоуправления состоят в том, что они носят государственный характер, в то время как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Гарантии местного самоуправления принято подразделять на общие и специальные.

 

Общие гарантии

 

Общие гарантии делятся на финансово-экономические, политические, социальные и организационные.

Финансово-экономические гарантии предусматривают наличие муниципальной собственности и финансовых ресурсов, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов.

Политические гарантии основываются на демократическом характере политического режима в нашей стране и предусматривают предоставление права населению на местное самоуправление, на всемерную поддержку и защиту местного самоуправления государством.

Социальные гарантии предусматривают развитие социальной структуры местного сообщества, формирование социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями (комитеты, комиссии, союзы, ассоциации и др.), способные участвовать и влиять на общественную жизнь.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц, на отзыв депутата и выборного должностного лица.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Ассоциации, союзы муниципальных образований – объединения муниципальных образований, создаваемые в целях координации их деятельности, более эффективного представления своих интересов.

Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное, согласно уставу муниципального образования, полномочиями на решение вопросов местного значения.

Гарантии местного самоуправления — совокупность приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление, его защиту.

Глава муниципального образования — выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.

Городское поселение - город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления — выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.

Европейская хартия местного самоуправления — международный документ, принятый Советом Европы в Страсбурге (5 октября 1985 г. и ратифицированный в России Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.

Компетенция органа или должностного лица — содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе.

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Местное самоуправление - деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.

 

Муниципальная власть — это система отношений по поводу власти, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения.

Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.

Муниципальная служба - профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальная собственность— собственность муниципального образования.

Муниципальное образование— городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальный заказ - форма хозяйственно-договорных отношений между местной администрацией и предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности.

Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Референдум местный (местный референдум) — голосование граждан по вопросам местного значения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан — форма реализации прямого волеизъявления граждан, посредством которой жители городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями участвуют в решении вопросов местного значения.

Устав муниципального образования — основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.

Муниципальное право



Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I Муниципальное право: сущность и содержание понятий

Тема 1 Муниципальное право как отрасль Российского права и научная дисциплина

Тема 2 Муниципальное образование: содержание понятия, организация деятельности

Тема 3 Местное самоуправление

Тема 4 История местного самоуправления в России

Раздел II Человек, социальные общности как первооснова местного самоуправления

Тема 5 Человек и гражданин. Местное сообщество. Члены местного сообщества

Тема 6 Депутаты. Должностные лица местного самоуправления

Тема 7 Органы местного самоуправления

Тема 8 Органы территориального общественного самоуправления

Тема 9 Формы непосредственной демократии

Раздел III Вещная основа местного самоуправления

Тема 10 Территориальная основа местного самоуправления

Тема 11 Экономическая основа местного самоуправления

Тема 12 Финансовая основа местного самоуправления

Раздел IV Отношения муниципальных образований с населением, государством, физическими и юридическими лицами

Тема 13 Отношения муниципальных образований с населением

Тема 14 Отношения муниципальных образований с государством

Тема 15 Отношения муниципальных образований с физическими и юридическими лицами

Тема 16 Ответственность муниципальных образований

Тема 17 Гарантии местного самоуправления

ГЛОССАРИЙ

 


РАЗДЕЛ I Муниципальное право: сущность и содержание понятий

Тема 1 Муниципальное право как отрасль Российского права и научная дисциплина


Понятие муниципального права как отрасли Российского права

 

Основные понятия муниципального права приведены в словаре юридических терминов, использованных в пособии и приведенных в разделе 4 настоящего пособия. Муниципальное право имеет свой специфические объект и предмет. Под объектом муниципального права понимается то, на что направлено действие его норм. Общим объектом муниципального права являются специфические общественные отношения, возникающие в процессе создания и непосредственной деятельности муниципальных образований.

Предметом муниципального права является законы, закономерности, свойства и особенности, характеризующие общественные отношения в муниципальных образованиях.

Понятие муниципального права пришло на смену понятию советского строительства, характеризовавшего общественные отношения, связанные с деятельностью Советов народных депутатов (1917 – 1993 г.г.). Принципиальное различие советского строительства и муниципального права заключается в характеристике самой местной власти. Советское строительство представляла органы местной власти в качестве органов государства. Муниципальное право устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это означает, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления власти.

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 201.