Предмет и метод экономической теории. Основные школы экономической теории и их эволюция
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Классификация форм организации бизнеса

 

Основные организационно-правовые формы собственности в России Предприятие (П) - учреждение в форме фабрики, завода, фермы, шахты, небольшого или крупноо магазина, которое выполняет одну или несколько функций по пр-ву товаров или услуг П. - самостоятельно хозяйствующий субъект, правами юр. лица, кот. на основе исп. имущества - осн. и обор. фондов прои-т и реал-т продукцию, выполняет работы, оказ. услуги. В составе П. м. б. разл. структурные подразделения, но не м. б. юр. лица. Любое П. не зависимо от формы собст-ти действует на принципах хоз. (ком) расчета. Гл. задачи: удовлет-е общ. потребности в его продукции, работах услугах; удовлет-е соц. и эк. интересов членов коллектива (на основе получения и исполь-е прибыли).

Фирма - организация которая владеет и ведет хоз. деятельность на предприятии.

Большинство фирм владет одним предприятием, но многие владеют и управляют несколькими предприятиями. Они могут быть объединениями горизонтального, вертикального типа, или конгломератами.

Вертикальное - каждая компания владеет пр-ми на различных стадиях произ-го процесса. Например, каждый производитель стали владеет рудниками, шахтами, печами, домнами, литейными цехами.

Горизонтальное - все пред-я находятся на одной стадии произ-ва (сеть магазинов в сфере розничной торговли)

Конгломераты - охватывают пред-яя, которые оперируют во многих различных отраслях и рынках

Формы:

1 Единоличное (частное владение) - самостоятельное ведение дел в своих собственных интересах Владелец имеет материальные ресурсы и кап. Оборудование или приобретает их, лично контролирует деят-ть пред-я.

2. Партнерство яв-ся естественным развитием единоличного владения. Это форма организации бизнеса, пари которой два или лиц договариваются о владении пред-ем и его управлением. Обычно они объдиняют свои фин-е ресурсы и умение вести дела. также они распределяют риски, прибыли и убытки.

3. Корпорация - это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отдаленная от конкретных лиц, ими владеющих. Это признанные правительством юр лица могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты и т.д. Это наиболее эффект форма привлечения денежного капитала.

 

Принципы и функции рынка

 

Механизм функционирования рыночной экономики Рынок - это механизм формирования и движения воспроизводственных связей, базирующийся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования.

Рынок - это совокупность актов купли-продажи, место, где совершаются сделки между продавцом и покупателем.

Функции рынка:

является связующим звеном между производством и потребителем и наоборот.

Инструменты рынка цена спрос предложение валютный курс курс ценных бумаг и т.д.

выявляет общественную полезность тех или иных видов товаров или услуг, позволяет реально оценить их стоимость, выявляет в какой степени соответствуют издержки производства отдельных товаропроизводителей с общественными издержками.

эффективны инструмент регулирования объема производства Рынок - взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из них самостоятелен в своей действиях.

Роль:

через механизм конкуренции способствует рационал распространению ресурсов влияет на структуру и объем прои-ва, приспосабливая ее к платежеспособному спросу заставляет потребителя выбирать рационал структуру потребления, соответс его доходам и ценам.

Издержки произ-ва - затраты предприятия, на произ-во товара (сырье, амортизация, тепло, электроэнерг и т.д.)

Преимущества Р:

Эффек распределение ресурсов Гибкость Оптимальное испол-ние НТР

Недостатки:

Неспособность сохранять невоспроизводимые ресурсы Не имеет эк мех-ма защиты окр среды.

Виды рынков:

1) товаров

2) услуг

3) финансовый

 

Содержание основных концепций лидерства. Стили лидерства. Ситуативное лидерство и эффективность лидерства

 

Лидерство - это ср-во с пом-ю кот. рук-ль влияет на поведение людей, заставляя их вести себя опред. образом, направляя их усилия на достижение целей орг-ции. Стиль "рук-ль менеджер" отражает ценности и вгляды мен-ра, его отн-я к подчиненным, его самооценку и личность. Насколько хор. сможет мен-р направить работ-ков на достижениет целей, реш-ть конфликт, создать коллектив для работы и упр-ть стрессовыми ситуациями. Стили лидерства: автократический - облад. достаточной властью, чтобы навязывать св. волю исп-лям, ведет к увелич. жесткому планиров., к более жесткому контролю (большинство Вост. Компаний держится на автокр. стиле, счит-ся единст.д.ля силов. структур); демократический - взаимопонимание, взаимоподдержка, обмен инф. для творчества, инициативы; либеральный - сущ. мнение, что этот слить пустой и ненужный. Он позволяет повысить маск. творчетсво и самоотв-ть, самоорг-цию, разгружает рук-во от текучки и помогает решать стратегич. задачи, возникает где группа превращается в коллектив, где рук-во м. на них положиться, ослабевает контроль и дисциплина, больш. часть реш-й принимает мен-р низш. звена и испол-ль. Классификация со стороны теории лидерства:

1) один из нас или свой - наиб. выраж ее нормы, поодержан. общ. нормы. 2) лучщий из нас - что-то делает лучше других. 3) предсказуемый - от него не приходится ждать подвоха. 4) идеал. - умеющ. продемонстрировать свое лидерство, все св. кач-ва.

В упр-и перс-лом и мен-те чел. рес-сов все больше внимания уделятеся необх. накопления качеств лидерства у мен-ров всех ур-ней и направ-й:

1) умение предложить обоснов. желательный "образ" фирмы или проблемы со сложивш. сит-цией, 2) вера в людей, 3) преданность фирме, 4)"целостность" хар-ра (верность слову), 5) бескорыстие, 6) творч. способности, 7) умение общаться, 8) твердость духа (высок. треб-ть к себе и к людям), 9) умение рисковать, 10) умение "оказаться в нужном месте в треб. время" и способ-ть "быть на виду". Анализ перечисл. треб-й показ., что они кас.3 факторов: взаимоотношений "лидер-фирма", отн-й лидера к перс-у, треб-й к личности лидера. Лидерству же можно и необх. систематически обучаться. Оно связ. с соц. - псих. составляющими и профессионализмом во взаимоотнош-х с людьми. Лидерство опирается на эталонность (образцовость личн. поведения) и экспертность (высок. ур. квалификации). Лидерство напр. на индивид. совершенствование кажд. сотр-ка и создание общ. "климата" в группах, фирмах. .

Когда оцениваемся управление или любой другой вид деятельности, то оценивается результативность гот выбора, который no in делают из доступных им вариантов альтернативных действий Задача заключается в том, чтобы найти способ количественной оценки и результативности.

В управлении "эффективность" одно из наиболее часто употребляемых слов. Но слово, которое служит синонимом "рациональности", "оптимальности", "результативности". При оценке эффективности обычно стараются руководствоваться теми или иными критериями (не всегда количественными).

Соотношение результата и затрат - наиболее распространенный способ оценки эффективности. Решение может быть признано эффективным, если наилучший результат достигнут при заданных (запланированных) затратах или, если заданный результат получен с наименьшими затратами.

Что касается оценки эффективности управления и целом на сегодняшний день основными критериями являются экономические показатели результативности деятельности организации.

Групповая динамика. Управление группой.

Группы в организации. Виды групп:

1) микрогруппа - объединение людей по взаимным симпатиям (основное ядро, которое связывает микрогруппу).

Во многом помогает организации, во многом вредит.

2) группа.

Наличие общей цели - самое главное организующее начало любой группы. В любой группе есть микрогруппы, но общая цель всегда остается.

3) макрогруппа - объединение людей на основе общих ценностей.

Часть образуется в профессиональной среде (объединение врачей, юристов).

Наличие ярко харизматического лидера: воплощает в себе ценности, объединяющие людей в макрогруппы.

Группы реагируют иначе, чем ее отдельные члены. Групповой дух, который подчиняет преобладающим групповым интересам. Групповые нормы поведения, которые человек нарушить не решается. В зависимости от удовлетворения группового сознания в коллективе преобладают групповые или индивидуальные мотивы поведения, что соответствует сплоченности или не сплоченности группы. Коллектив, в котором наблюдается гармония общих и индивидуальных мотивов, когда групповые мотивы преобладают не в связи с подавлением индивидуальных, а на основе их ассимиляции - мы называем командой. Команда - коллектив, где проблемы коллектива принимаются и понимаются работниками как личные. Должны стремиться к созданию команды.

Способы формирования группового сознания:

1. Вера в цель.

2. Доверие членов друг к другу.

3. Оптимальный стиль руководства.

4. Участие в управлении.

Предмет и метод экономической теории. Основные школы экономической теории и их эволюция

 

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Поскольку исторически экономика начинается с торговли, первым направлением в истории экономической науки стал меркантилизм. Представители меркантилизма были теоретиками сферы обращения. Они усматривали главный источник богатства нации в удачной торговле, которую сводили к принципу - "много продавать, мало покупать".

"Классическая школа". Ее родоначальники - физиократы - истинным источником богатства считали сельское хозяйство, работу на земле. Они сформулировали фундаментальную идею о естественном характере экономических процессов, провозгласив приоритет принципа "дайте людям делать то, что они хотят"). Эта идея наложила существенный отпечаток на все дальнейшее развитие экономической теории и практики.

Более поздние представители классической школы, среди которых особое место принадлежит А. Смиту, "отцу экономики", связывали данный источник не только с сельскохозяйственным производством, но и промышленным.

Многие традиции классической школы были восприняты и продолжены марксистской экономической теорией Ее главная особенность - последовательно классовая трактовка содержания экономических процессов, выражение позиции рабочего класса.

Многие направления экономической теории XIX в развивались вне рамок классической школы и марксизма Такие из них, как "теория предельной полезности" и "теория факторов производства", составили источник современных наиболее авторитетных экономических концепций Метод-совокупность приемов, способов, принципов с помощью кот опр-ся правильные пути достижения поставленных людьми целей. Если предмет науки хар-т что исследовать, то метод - что и как исследовать. Исп-ся разные методы для исследования эк явлений и процессов. Эк явление - хоз деятельность. Процесс - процесс хоз деятельности в динамике. Осн методы: научная абстракция - человек отвлекается от второстепенных явлений, путем мышления выявляет закономерности явлений и процессов анализ (исследование эк явления путем расчленения на составные части) и синтез (соединение родственных частей между собой) индукция (движение мысли от частного к общему умозаключению, т.е. из фактов строят гипотезу) и дедукция (обратный процесс из общего к частному) количественный и качественный анализ (каждое явление имеет кол и кач стороны), историческое логическое единство (любое эк явление изуч-ся в развитии и последовательности), экономико-мат моделирование. (исследование эк явлений с испол-ем математики и компьютеров), эк эксперимент - искусственное воспроизведение эк явлений в благоприятных условиях с целью дальнейшего практического исполь-ния.

Завершающий элемент исследования эк явлений - общественная практика - выступает критерием истины, на практике подтверждается истинность и ложность эксперимента. Функции: познавательная - раскрытие эк законов в челов. обществе критическая - выяснение достижение, преимущества и недостатки эк системы и эк процессов и явлений в частности.

Прагматическая - практическая - обеспечивает науч. характер эк политики гос-ва и явля-ся ее науч. фундаментом прогностическая (прогнозы) - помогает в разработке науч. прогнозов и выявление перспектив развития эк жизни общества методологическая - выступает в качестве теор фундамента комплекса эк дисциплин:

отраслевых (эк промышленности, с/х и т.д.)

функциональных (эк руда, маркетинг и т.д.)

2. Общие условия развития и функционирования экономических систем. Типология экономических систем Экономическая система - это совокупность всех эк. явлений и процессов в обществе, совершающихся на основе различных форм собственности и организационных форм хоз. - я.

Сущность: Является связующим звеном между природой и обществом. Обычно ее называют экономикой. Любая эк. система призвана решать задачи: что производить, для кого производить.

4 вида экономических систем:

свободная рыночная эк. система (чистый капитализм)

командная (социализм)

традиционная современная (смешанная) рыночная экономика.

4 типа:

1. свободная

2. командная

3. традиционная

4. современная

I. Сложилась в 18 веке. Прекратила существование в конце 19 в. Но многие ее элементы существуют в современной экономике. Ей свойственны: свободная рыночная экономика; свободная конкуренция между производителями, продавцами и покупателями; св. продажа рабочей силы, ср-в произ-ва, ценных бумаг; св. цен; св предпринимательства; св внешнеэкон. деят-ти и т.д.

Движущая сила - личная выгода. Полностью отсутствует гос. регулирование. В основе лежит частная собственность.

Недостатки: не обеспечивается развитие науки, культуры, образования, защита окр. среды.

II - господствовала в СССР и в бывших соц. странах. В ее основе - общественная (государственная) собственность на все.

Характерно: плановое централизованное планирование и распределение тесные взаимосвязи вертикальные и гориз-е между субъектами монополия гос-ва на внешнеэк. деят-ть Недостатки: нет свободы предпринимательства и рынка, отсутствие конкуренции III - Она присуща экономически слабо развитым странам. Любая деятельность определяется традициями, обычаями, религ. обрядами. (страны Азии, Африки): отсталая техника и технология, превалирует ручной труд, технический прогресс запрещен, население в осн занято в с/ хоз-ве, отсутствие свободы выбора профессии - дети должны наследовать занятия отца. Недостатки: слабо развито нац. предприн-во, засилие иностр. капитала IV - современный капитализм (США, Япония, Швеция) В основе ее гос. собственность сочетается с частной собственностью. Является гибкой системой. Начало со 2 половины 20 в., когда широко развернулась НТР.

Госуд-во вмешивается в экономику через гос. регулирование. Позволяет эф-но использовать ресурсы и расширять экономич. свободу товаропроизводителей. Наиболее эффективный тип эк. системы.

Модели Э.С. Каждый тип может иметь свои модели 1. Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской деятельности и обогащения наиболее активной части населения, а малообеспеченным создается приемлемый образ жизни со стороны гос-ва 2. Японская - высокая степень го. регулирования экономики, активное развитие частного сектора, им-ся среднесрочные и долгосрочные планы развития страны, но они не носят директивного характера, а рекомендательный. Высококонкурентные товары на мировом рынке.

Шведская модель - сильная соц. политика, активное участие гос-ва в экономической стабильности в обществе. До 90% пр-ва функц-ет в частных фирмах, но гос-во вмешивается в экономику через налоговую, бюджетную систем

 



Дата: 2019-05-29, просмотров: 170.