III. Изучение нового материала
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– Какие хвойные деревья растут в наших лесах?

Рассказ «Сосна обыкновенная».

Одна из самых светолюбивых пород средней полосы – сосна обыкновенная. Залитый солнцем бор-беломошник невольно создает у людей праздничное настроение. Беломошником его зовут за седой ковер лишайников под деревьями. Воздух в сосновом лесу почти стерилен: летучие выделения сосен – фитонциды – убивают микробов. Именно поэтому санатории для легочных больных строят в сосновых лесах. Высота сосны достигает 50–75 м, живет она 150–500 лет. Сосна – источник строевой древесины и многих химических продуктов: скипидара, канифоли, дегтя, витамина С. В народе сосну называют звонкой, а сосновый лес – корабельной рощей, мачтовым лесом.

Рассказ «Сибирская кедровая сосна».

Назвали её кедром за красоту, долголетие и большие размеры кроны (до 45 м в диаметре). Первопроходцы, увидев в Сибири хвойное дерево с ароматной древесиной, назвали его кедром по аналогии с кедром ливанским. Её семена – всем известные коричневые «кедровые орешки». Они очень вкусные и питательные, их масло не уступает лучшим сортам прованского. В орешках содержатся белки и витамины, из жмыха делают халву. Животные прекрасно знают о пользе кедровых орешков. Белки, бурундуки, медведи и 200 видов птиц лакомятся ими. Особенно старательно это делает птица-кедровка. Запасая орехи на зиму, она часто о них забывает, и семена дают всходы. Кстати, кедровая сосна даёт не только семена: из её древесины делают музыкальные инструменты. Народная мудрость гласит: «В ельнике – трудиться, в березняке – веселиться, а в кедровнике – Богу молиться».

Рассказ «Ель».

Бумага, на которой мы пишем, скорее всего получена из еловой древесины – главного сырья для бумажного производства. Изготавливают из ели также доски и мебель. Но мало кто знает, что ели мы обязаны скрипичной музыкой.

Звучит фрагмент скрипичного концерта.

Ни одно дерево не даёт такой певучей и звонкой древесины. Из ели делали свои замечательные скрипки самые знаменитые скрипичные мастера – Страдивари и Амати.

А многим ли известно, что еловая хвоя в 6 раз богаче витамином С, чем апельсин или лимон? Есть её просто так не стоит, но настой из неё очень полезен. Хвойные ванны улучшают самочувствие. А как красива ель в Новый год и Рождество! Но лучше не срезать её, а украсить прямо в лесу или на дачном участке. В народе еловый лес называют ельником, дремучником, дремучим лесом.

Рассказ «Пихта».

Пихту вы всегда отличите от ели и сосны. Её хвоя мягкая. В народе пихтовые ветки называют лапками. Высота пихты достигает 30–60 м, живет она 500–700 лет. Пихта очень чувствительна к загрязнению воздуха. Из её древесины делают бумагу, музыкальные инструменты – контрабасы; из живицы – смолы, которая вытекает из ранок на стволе пихты, – получают лечебный пихтовый бальзам. Из хвои и веток пихты получают камфору – лекарство от болезней сердца.

Рассказ «Можжевельник».

Это небольшие вечнозелёные деревья или кустарники. Растут крайне медленно. Живут от 500 до 1000 лет. Светолюбивые, страдают от дыма и копоти. Древесина можжевельника очень прочная, устойчива к насекомым и гниению. Сладковато-пряные шишки (можжевеловые ягоды) употребляют в пищу, а также используют в парфюмерной промышленности. Листья и молодые побеги богаты эфирными маслами, которые очищают воздух от микробов. Давайте же будем беречь столь важное растение – можжевельник!

– Отгадайте загадку:

Есть у родственницы ёлки

Неколючие иголки.

Но, в отличие от ёлки,

Опадают те иголки.

           (Лиственница.)

Учитель демонстрирует веточку лиственницы.

– Можно ли это дерево отнести к хвойным? (Да, потому что у него есть хвоинки.) Как они расположены? (Пучками.) Чем это дерево отличается от других хвойных деревьев? (Осенью хвоя желтеет и опадает.)

Рассказ «Лиственница».

Как вы думаете, какое самое распространенное дерево в российских лесах? Берёза? Нет! Она занимает лишь 13 % площади всех лесов. Ель и того меньше – всего лишь 10 %. Лиственница всех опередила – целых 38 %. Хвоинки у неё мягкие, опадают каждую осень, как листва. Отсюда её название. Зато древесина у неё тяжёлая, твёрдая (свежесрубленное дерево тонет в воде). Древесина очень долговечная, долго не гниёт. Северяне издавна делали из неё различные постройки, сваи для мостов. До нашего времени сохранилась башня якутского острога, сделанная из лиственницы ещё в XVIII веке.

IV. Итог урока.

Игра «Пословица-головоломка».

– По ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое число слогов, прочтите пословицу и объясните её смысл.

Ответ: Леса береги, нет леса – беги.

– Что такое хвоинки? С какими хвойными деревьями мы познакомились?

 

 

Урок 39
ЖИЗНЬ ПТИЦ

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся называть птиц, обитающих в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зиму-ющих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению.

Оборудование: фотографии и загадки про птиц; схема «Виды птиц»; кроссворд «Зимующие птицы»; таблица «Что умеет делать клюв»; ребусы про птиц.


Ход урока

Дата: 2019-05-28, просмотров: 216.