Тубан был Полярной звездой около 5000 лет назад, когда египтяне строили пирамиды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тубан не особенно яркая звезда, но он занимает особое место в списках звезд. Это потому, что Тубан был Полярной звездой около 5000 лет назад, когда египтяне строили пирамиды. Теперь относительно незаметная звезда в созвездии Дракона.

Какова связь Тубана с пирамидами Египта? Среди многих тайн, окружающих египетские пирамиды, есть так называемые «вентиляционные шахты» в Великой пирамиде Гизы. Эти узкие проходы когда-то считались предназначенными для вентиляции, когда строились пирамиды. В 1960-е годы, однако, вентиляционные шахты были признаны совпадающими со звездами или областями неба, поскольку небо появилось для строителей пирамид 5000 лет назад.

Одна из «воздушных шахт» следует по кривой через Великую пирамиду, так что вы не увидите звёзды сквозь нее. До сих пор цель этих проходов внутри Великой Пирамиды не ясна, хотя они, возможно, были связаны с ритуалами, связанными с вознесением короля на небеса. Какова бы ни была их цель, Великая Пирамида в Гизе показывает, что ее строители прекрасно знали звездное небо. Они определенно знали, что Тубан — их Полярная звезда, точка, вокруг которой, казалось, вращаются небеса.

Прошлые и будущие полярные звезды. Действительно, Тубан порой становился лучшей полярной звездой, чем наш современный Поларис. Различные источники утверждают, что Тубан почти точно определил положение северного небесного полюса в 2787 г. до н.э.

Между тем современный Поларис, который много веков назад был обычной звездой, известной под именем Фениче, не соответствует точности Тубана, когда он ближе всего совпадает с северным небесным полюсом 24 марта 2100 года. Полярис будет в 27’09» от северного полюса в это время (немного меньше, чем угловой диаметр Луны, когда она находится в самой отдаленной от Земли точке).

После царствования Тубана, звезда Кохаб в Малой Медведице служила полюсом в 1100 году до нашей эры.

Заглядывая в будущее, Альраи станет полярной звездой к 4000 году.

Почему идентичность полюсной звезды постоянно меняется? Ось Земли поддерживает наклон, который колеблется от 22 до 24 градусов от перпендикуляра каждые 41 000 лет, относительно плоскости нашей орбиты вокруг Солнца. Но в течение 26 000 лет ось Земли указывает на разные звезды полюса, делая медленный круг в небесах. Какая бы звезда ни лежала на этом круге или рядом с ним, в конечном итоге будет полюсной звездой.

Как увидеть Тубан. Тубан является частью созвездия Дракона. Хотя это и не супер яркая звезда, но достаточно яркая, чтобы с относительной легкостью видеть ее в темную ночь. Нарисуйте воображаемую линию от Большой до Малой Медведицы, соединяющую звезды Пекард и Мизар. Примерно на полпути вы увидите Тубан, бывшую Полярную Звезду, между этими двумя звездами-поводырями.

 

                                         Звезда Тубан находится на полпути между Мицаром, звездой на изломе ручки ковша Большой Медведицы, и Кохабом, крайней звездой в Малом ковше.

                                                 Круг прецессии. Земная ось совершает один оборот за 26 тысяч лет. 2000 лет назад ближе всего к северному полюсу мира была звезда Кохаб (или бета Малой Медведицы), еще через 2000 лет полюс мира подойдет к звезде Эрраи (гамма Цефея). А еще через 12000 лет — к яркой звезде Вега.

Этамин — самая яркая звезда Дракона. Однако, вопреки правилу, ее буквенное обозначение не альфа, а гамма Дракона. (Таких исключений на небе довольно много.) А что же альфа Дракона? В созвездии она только восьмая звезда по блеску! Несмотря на свой совершенно заурядный блеск (в период светлых июньских ночей ее найдет на небе далеко не каждый!), альфа Дракона имеет собственное имя, Тубан.

Столь большой чести звездочка удостоена, вероятно, потому, что около 5000 лет назад была полярной звездой! Как это может быть? Вспомним, что Полярная звезда называется так потому, что находится ближе других звезд к небесному северному полюсу, точке на небе, на которую проецируется ось вращения Земли. Поэтому Полярная звезда не восходит и не заходит; она всегда — в любое время суток и даже в любое время года! — находится в одном и том же месте на небе, очень точно указывая направление на север.

Но так было не всегда. Дело в том, что полюса на небе медленно смещаются на фоне далеких звезд. Земля вращается вокруг своей оси подобно волчку, медленно описывая осью конус в небе. Это явление, называемое прецессией, открыл еще античный астроном Гиппарх. Объясняется прецессия влиянием Луны, Солнца и планет на Землю, которая не является идеальным шаром, а потому испытывает небольшие колебания под действием их силы притяжения. Полный круг прецессии длится примерно 26 тысяч лет.

И 5 тысяч лет назад неподвижной на небе была звезда Тубан, и именно она указывала направление на север для моряков и скотоводов. Интересно, что примерно в это время началось строительство Великих пирамид в Египте. Эти пирамиды, как известно, ориентированы строго по сторонам света; существует мнение, что один из нисходящих каналов Великой пирамиды Хеопса был ориентирован точно на звезду Тубан, которая в ту пору была, как мы уже сказали, неподвижна. Похоже, что наши далекие предки отлично ориентировались в звездном небе — уж во всяком случае не хуже сегодняшнего городского жителя!]

Ам (калм.- едок) Ам (др.егип.- съесть; пожиратель)                                                     

Ханх (калм.- пускать кровь, делать кровопускание животным)                                                                                                                                                                                                               

Snf (др.егип.– кровь)                                                                            

Ам-Сенеф - Кровопийца.     

Против кого же конкретно ведет борьбу бог Ра, кто его враги? Это гигантский крокодил Мага; это змей Ими-Ухенеф, которого бог Ра убил в Гелиополе под сикоморой, приняв облик огненно-рыжего огромного кота («Книга мертвых», гл. XVII). «На стенах гробницы царей 19-й и 20-й династий мы вновь встречаем Ра в образе кота»; это гигантский змей Апопи, низвержению которого посвящен уже упомянутый папирус Бремнер-Ринд, змей Ник и др.

Хан (калм.- царь, монарх)

Итак, в 1246 году от Рождества Христова Куйук, который именуется Гог хаам, то есть император или царь, был вознесен на царствование татарское.                                                                                  

Hm - Хам (др.егип.- царь; величие, персона)                                                                     

уэр-хепре-хам («царь великий возникший»)  

Хатн (калм.- ханша (царица); госпожа) ≈ Атне//Та//Т (др.егип.- госпожа)                                   

 Бата (женская душа) Ба-т – душа женского рода.     

Главный герой сказки Бата, его имя значит Душа Хлеба («Ба» по-египетски душа, «Та» - хлеб), и это указывает на то, что он связан с растительностью, с земледелием, как Осирис.                                                                                                            

Да будет милостив ко мне царь Египта, да буду я жив милостью его! Приветствую Госпожу Страны , которая во дворце его!                  Госпожа Страны - здесь: царица.

ХАТН МИС (КАЛМ.- ГОСПОЖА КОШКА)                                                                ХАТН МИСТ (КАЛМ.- КОШАЧЬЯ ГОСПОЖА)                             ТА МИИТ (ДР.ЕГИП.- ГОСПОЖА КОШКА)                                                                                                                                        

Ханьские транскрипции: среднеиранские (ранне-сакские) слова; термины и титулы.                                                                                                            *уat-tәj – 'жена шаньюя (титул)' : ср. согд. xuten < *xwatayn, < *hvatayyaini (ж. р. oт *hva-tavya-) – 'госпожа' ; > раннесакское - *hvatun > сюнну - *yattәj > согд. –xatun [x' twn]- 'госпожа, знатная дама'> др. тюрк. – qatun.

Некоторые коротенькие словечки египтяне писали одними буквами: ( П + Н) - пен "этот"

pt. k tn (др.егип.- ваша королева)                                  эн хатн тана (калм.- это ваша царица)                      

Сог­ласно дру­гой сце­не и соп­ро­вож­да­ющим ее над­пи­сям, 172 че­лове­ка та­щили але­бас­тро­вый ко­лосс но­мар­ха Две­над­ца­той ди­нас­тии Джху­тихо­тепа из ка­мено­ломен Хат­ну-ба в близ­ле­жащий Эль-Бер­ше в Сред­нем Егип­те.                                                                                                                                

Катун (тюрк.- ханша, госпожа)                                           Катуна (ст.рус.- жена князя)                                                Ханум (тюрк.- госпожа)                                                         Сирабит эль Хадум – храм бирюзовой госпожи на синайском полуострове.                                                                             г.- Катна на территории древней Сирии.       

[Стела Откровения

Первая сторона.

Фивы, XXVI династия, оштукатуренное дерево, 31 x 51,5 см., N666 в каталоге музея Булака, Каир (теперь в Египетском музее N9422, Каир).                                       

                                                                                                                                       

Верхняя часть лицевой стороны в увеличенном разрешении.

Сверху изображена богиня неба, Нут (Нуит), согнувшаяся подобно своду, руками и ногами она касается земли. Непосредственно под ней - крылатый солнечный диск (Гор Бехдетский, Хадит). Подпись: "Великий Бог Бехдета (теперь город Эдфу). Госпожа Неба."

Справа жрец, одетый в шкуру леопарда, он стоит перед ипостасью бога Гора, Ра-Горахти (Гор обоих горизонтов, Ра-Гор-Хуит) слева, сидящем на своём троне, сзади которого эмблема Запада (Аменти), Царства Мёртвых. Надпись гласит: "Ра-Горахти, Господин Богов." Над жрецом написано: "Осирис (в знач. покойный), жрец Менту, Господин Фив, открывший двери Нут (Небес) в Карнаке, Анх-ф-н-Хонсу (жизнь его для Хонсу), правогласный".

Перед жрецом столик с приношениями, подпись: "быки, гуси, вино, хлеб".

Текст на передней стороне гласит:

 "Сказано Осирисом, жрецом Менту, Господином Фив, открывшем двери Нут в Карнаке, Анх-ф-н-Хонсу, правогласным:

Приветствую Тебя, достойного величайшей хвалы, великого в силе, чья Душа (Ба) внушает ужас Богам, воссиявшего в славе на троне Своём великом. Устрой пути (моей) Души (Ба), (моего) Духа (Ах, Ху) и (моей) Тени (Шуит, Хабс). Я снаряжён, и cмогу воссиять как снаряжённый. Я проделал путь к месту, где Ра, Тум, Хепра и Хатхор.

Осирис, жрец Менту, Господин Фив, Анх-ф-н-Хонсу, правогласный, сын Менбес-н-Мут (иностранное имя, Бес-на-Мот), порождённый играющей на систруме для Амона, Госпожой Дома, Атне-шер (Та-Неш)."              

Хатн (калм.- ханша, госпожа) ≈ Атне                                             Гер (калм.- дом; здание, изба, юрта) ≈ Шер        

Вторая сторона.

Фивы, XXVI династия, оштукатуренное дерево, 31 x 51,5 см., N666 в каталоге музея Булака, Каир (теперь в Египетском музее N9422, Каир).

Текст на обратной стороне гласит:

"Сказано Осирисом, жрецом Менту, Господином Фив, Анх-ф-н-Хонсу, правогласным:

Cердце (Иб) моё, что от матери моей, сердце (Иб) моё, что от матери моей, сердце (Хати) моё, что от пребывания на земле, не восставай против меня как свидетель, не обличай меня перед Строгими Судьями, не будь враждебным ко мне в присутствии Великого Бога, Господина Запада. Теперь я соединился с Землёй на Великом Западе, и больше не продолжу существовать на Земле.

Сказано Осирисом, из Фив, Анх-ф-н-Хонсу, правогласным:

О Ты, Единственный, кто сияет как Луна; Осирис Анх-ф-н-Хонсу выступит вперёд из числа народа Твоего. Собирающий вместе (тех, кто) в сиянии Света, открой для него Царство Мёртвых (Дуат). Да будет так, Осирис Анх-ф-н-Хонсу выступит вперёд днём, чтобы совершать всё то, что желал на земле, среди живых".]

Күрә (калм.- круг)                                                                       Дуат делился на 12 частей под названием пилоны: Сехет - поле, Нут - город, Арит - зал, Герерт - круг и т.д.                                                                            

Четвертые врата. При приближении ворота открываются, и его встречают боги. Они приветствуют его и помогают благополучно миновать реку огня, охраняющую ворота. Здесь находятся гробницы богов Осириса, и здесь на разделенном кургане стоят богини двенадцати часов. В пространстве между двумя группами богинь свернулся гигантский змей по имени Херрет. Он породил двенадцать змей, которые пожирают двенадцать часов. 

                                                                   qrHt - змей - дух как опекун места принцессы древнего рода.         

 

Сүл (калм.-1) 1- хвост; курдюк. 2- конец. 2) последний; крайний)                                                                                              

  

 

?              

Сүлд (калм.- герб, символ, эмблема)                                              

СУЛЬДЕ («дух», «жизненная сила»), в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом - хранителем народа; его материальное воплощение - знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде - знамёнам приносились кровавые, иногда человеческие жертвы. Особо почитались Сульде - знамёна Чингисхана (Хара Сульде и Цаган Сульде - чёрное и белое знамена) и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.                  

Нер//Нерн (калм.-1- имя, название, наименование. 2- имя, честь, репутация; авторитет, престиж; известность, популярность)                                       

Рен (др.егип.- душа- имени)   

Рин (др.егип.- rn [rin], сред.егип.- рин, позд.егип., демот., копт.- рэн) - одна из душ-сущностей божества, человека, животного или любой вещи. Считалось, что между Рин и его носителем существует неразрывная сакральная связь. Воздействуя магическими способами на имя, можно воздействовать и на его носителя.

Сүүлтә (калм.- с хвостом, хвостатый) +               

Нер//Нерн (калм.-1- имя, название, наименование. 2- имя, честь, репутация; авторитет, престиж; известность, популярность) =                                                                                          

Сүүлтәнр (калм.- хвостатые о животных, птицах)                                                                                  

                

Султан (украшение на шлемах из конских волос или перьев)                                               Султан (тюрк.- власть, тюркский титул военного правителя) Султан (араб.- власть)                                                                   Сутана – одежда кардиналов.                                         

Несут - царь Верхнего Египта. Знаки читаются именно в такой последовательности, несмотря на то, что реальное их расположение sw-t-n.        

Когда на земле рождается новый фараон и когда он восходит на престол, Сешет записывает на листьях Дерева имя нового владыки и тем самым дарует фараону бессмертие.                                                                                                                                       

                        

[В надписях Древнего царства этот титул упоминается большей частью в своей более полной (с выписанным знаком n) и общепринятой со времени III династии форме написания  (более редкий вариант ), которая идентична двум древним сокращенным формам написания, о чем свидетельствует клинописная передача поздней вокализированной формы написания царского титула в письме Рамсеса II: in-si-ib-ja (Е. Еdе1. Grainmatik, I, § 105). Но в наименованиях членов царской семьи и некоторых титулах Древнего царства встречаются еще архаические написания титула:  «дети царя»,  «жена царя»,  «мать царя»,  «приставник царской вещи».]

аль-Малик аль-Адиль Зайн ад-Дин Китбуга аль-Мансури (? - 702 г. х./1302-1303 гг. н. э.) - мамлюкский султан Египта (1294-1296) монгольского происхождения, возможно, ойрат.     

                                                  «Слово сед означает «хвост». Намек ли это на набедренную повязку царя или, может быть, пояс с хвостом животного? Но у «мантии», в которую облачался царь, не было никакого «хвоста». Можем ли мы согласиться с Петри, который понимает слово «хвост» в переносном смысле – как «конец», то есть конец определенного периода в жизни царя? На этот вопрос опять-таки нет определенного ответа.»  

Хова (уст.калм.- кожаный мешок для черпания воды)                                                                             Бадья (транслит. с тод бичг – хобо, совр. калм.- хова)                        

                                                                                  по-аккадски- habû - сосуд, сосуд для хранения (продуктов); кувшин.                                                                                                                        

Хеб (др.егип.- праздник, пиршество, фестиваль )                               Xbj (др.егип.- развлекаться, праздновать)

У-СЕГ-Т ≈ УСХТ

Сооружая для него помещение для праздества (wsht hbjt), где должны совершать празднества обе земли в красоте (своей).

Во время праздника хаб-сад совершался обряд установки Джеда в вертикальное положение («поднятие Джеда»).

Древнеегипетский религиозный праздник - Хеб-Седа                      Хаб (Хеб) - Сад (Седа)                                                                       

[Что же означали эти коронационные обряды? Главным образом, они напоминали о двойном царствовании Гора и Сета, но в них присутствовала и память об Осирисе. «Восходя», царь держал в руках крюк и хлыст, которыми владел Анцти, человеческий пастырь, до того как передал их своему преемнику Осирису. Во время другого царского празднества, Сед, в ходе которого повторялись описанные выше ритуалы, Осирис выступал как прототип, которому следовали цари, его преемники.

Празднество Сед играло важную роль в жизни египетских царей. Оно повторялось несколько раз в период правления царя. Мы знаем, что подобные празднества проходили в эпоху I династии и сохранялись вплоть до правления римлян. К сожалению, хотя благодаря памятникам различных периодов нам и известны некоторые эпизоды Сед, полную картину этого празднества восстановить пока не удалось. Более того, Сед относился к той категории «мистерий», которые проводились в стенах храмов, изображения эпизодов которых встречаются на рельефах, но не сопровождаются пояснительным текстом. Геродот также хранит «религиозное молчание» о такого рода праздниках. Таким образом, толкование Сед – вопрос спорный и гипотетический. Далее я хотел бы рассказать об основных характерных чертах празднества и познакомить читателей со своим толкованием этих черт.          Рис. 35. Эпизоды коронации или празднество Сед. Царь (Тутмос III), облаченный в осирисовские одежды, перед ним – символы Упуата и Хонсу. Сет-Нубти и Гор, цари-предки, направляют его лук.

Несколько церемоний, на первый взгляд отличных друг от друга и имеющих разное происхождение, по-видимому, были объединены в один ритуал. Он включал в себя по меньшей мере три характерных эпизода: повторение коронационных обрядов; церемония, в которой принимали участие супруга и дети царя; праздник в честь Осириса, представленного его символом, стволом без ветвей или колонной джед.

1. В день празднества Сед царь повторяет свое вступление на престол. Он выполняет свои «восходы» в двух зданиях, в каждом из которых стоит трон – трон Юга и трон Севера. Словесный знак Сед имеет в качестве детерминатива эту двойную постройку с двумя тронами (рис. 36). Здесь царь принимает Две Короны, крюк и хлыст. После двух восшествий на престол наступает черед «Объединения Двух Земель», а затем «Процессии вокруг [Белых] Стен». Но есть в царском одеянии одна деталь, характерная именно для празднества Сед, – царь облачается в мантию, спадающую с плеч до колен, в мантии имеются два разреза для рук, в которых царь держит крюк и хлыст. Когда он восседает на троне, мантия покрывает его словно пелена или саван. Подобное облачение носится лишь царем во время Сед и во время коронации, а также Осирисом – значение этого факта мы вскоре поймем.

С какой целью повторялись коронационные обряды? Первые обряды посвящения со временем утрачивали свою сакральную силу, поэтому желательно было повторять их через определенные периоды времени. Длительность этих периодов могла определяться в зависимости от возраста царя, поскольку с царским титулом обновлялась сама жизнь царя – он получал от Сед новую молодость. Эта молодость, физическое и царское «обновление», является одним из бесспорных результатов празднества Сед, о которых говорят древние памятники.

Рис. 36. Восхождение царей Верхнего и Нижнего Египта в Двойной зал празднества Сед. Символ Сокола с двумя руками вручает царю хлыст Осириса и эмблемы празднества Сед и долгой жизни. Аменофис III, Лувр

Празднество Сед даровало царю «миллионы лет» (рис. 36). Бог вечности, держащий в руках молодые побеги, символ лет, тесно ассоциируется с «празднеством Сед». Храмы, построенные для празднования Сед царя, назывались «зданиями миллионов лет». Затем боги говорят царю: «С этим празднеством Сед я дарую тебе годы». Они обращаются к Сети I со следующими лестными словами: «Для тебя мы объединили Две Земли, которые ты попираешь своими сандалиями. Для тебя мы соединили лотос и папирус. Восходя как царь Юга и царь Севера… ты восседаешь на своем троне, когда ты появляешься на твоем возвышении во время празднества Сед… Ты обновлен и начинаешь все сызнова, ты становишься молодым, подобно юному Богу Луны. Подобно ему, ты взрослеешь от срока к сроку, как Нун в начале творения мира. Ты возрождаешься с каждым празднеством Сед. Вся жизнь в твоих ноздрях, ибо ты – царь всей земли на вечные времена». Этот фрагмент объясняет эпитет, которым часто награждали царя, – «Тот, кто повторяет свое рождение», uhem mesut. Однако «возрождение» было непродолжительным. Начиная с I династии царь, проведя первое празднество Сед, повторял его два, три или четыре раза. Частота зависела от продолжительности жизни царя, словно он, по мере взросления, все чаще нуждался в погружении в купель юности.

2. Эпизод с царицей и детьми царя являлся неотъемлемой частью празднества Сед, однако из-за отсутствия пояснений его трудно истолковать. Г-н Ньюберри считает его свадебным эпизодом. Как правило, восшествие на престол зависело от брака претендента с принцессой крови, которая передавала ему свои права наследницы. Есть предположение, что именно этот факт нашел свое отражение в празднестве Сед. Более того, в Солебе (XVIII династия) и Бубастисе (XXIII династия) есть тексты, в которых царь объявляет, что, проводя Сед, он, помимо защиты Египта, дарует особое покровительство жрицам храма Амона. Царица была верховной жрицей Амона и одновременно супругой и жрицей бога. В ходе празднества, на котором царь обретал молодость и долголетие, царица и дети царя, по всей видимости, олицетворяли прежнее и будущее права наследования короны соответственно. Впрочем, свидетельства столь противоречивы, что трудно сказать по этому поводу что-то определенное.

3. Ученые решительно отвергают предположение о том, что празднество Сед имело какое-либо отношение к Осирису, то есть что оно призвано было продемонстрировать тождество царя с Осирисом. Однако «осиризация» царя при помощи ритуалов празднества, как мне представляется, четко проявляется в третьем эпизоде, который я кратко опишу. Эпизод этот заключался в установлении колонны джед.

После «Восходов царя» и «Процессии вокруг Белых Стен» наступала очередь «Возведения Почтенного джед» Осириса (sehв zed shepes). В классический период праздник Джед был связан с празднеством Сокара-Осириса, которое проводилось в первый день первого месяца всхода растений. На этот же день, 1-й Тиби, по календарю выпадало ежегодное празднество в честь царской коронации, независимо от вступления на престол очередного царя. Установление осирисовского фетиша, следовательно, было неотъемлемой частью царской коронации, а также и празднества Сед, в ходе которого коронация повторялась.

Если осирисовский миф был одним из характерных эпизодов Сед, разве не призван он был продемонстрировать уподобление царя Осирису? Подобно тому как в Текстах пирамид тело Осириса подняли, чтобы тот вновь мог обрести власть, джед поднят, чтобы свидетельствовать о том, что правление фараона будет «непоколебимым и долгим» (таково значение слова zed в языке, помимо обозначения фетиша Осириса).

В празднестве Сед есть много других осирисовских черт. От Осириса царь принимает не только крюк и хлыст, но и особое одеяние, похожее на саван, в которое по обряду облачен бог. Как мог царь заимствовать внешний аспект Осириса, внутренне не отождествляясь с ним? Вот почему царь в течение празднества Сед принимает участие в обрядах, которые Исида, Анубис, Тот и Гор совершали над телом Осириса, когда тот был убит Сетом, чтобы оживить бога. К счастью, в нашем распоряжении есть текст, начертанный под рисунком, на котором изображен Пепи II (VI династия), восседающий на троне в двойной постройке. Текст этот совершенно определенно говорит, что «уста [его изваяния] открылись в Золотом Доме в первый раз, когда он праздновал Сед». Анубис и Гор открыли уста Осириса, чтобы тот мог дышать, говорить, принимать пищу, вернуться к жизни. Таким образом, по моему мнению, во время праздника Сед царь должен был «имитировать» смерть и воскрешение Осириса. Несомненно, если при помощи этих обрядов Осириса удалось вернуть к жизни, они могли поддержать жизнь в стареющем царе. Поскольку, в отличие от Осириса, царь в действительности не умирал, празднество Сед с его осирисовскими обрядами являлось для царя некой гарантией от преждевременной смерти. Обещание долгой жизни, «миллионов лет» – вот в чем состояло значение возведения джеда и обелисков в ходе празднества.

Более того, нам известно о празднестве Сед, которое проводилось не для царя, а для самого Осириса. Действо это изображено на саркофаге конца Второй Фиванской империи. «Царский восход» на два трона в двойном доме, торжественная процессия бога, особое праздничное облачение, возведение обелисков, присутствие царицы и царских детей, процессия Быка Аписа – все напоминает обряды царского празднества Сед в том виде, как они изображены в Абусире (V династия), Солебе и Бубастисе. Нельзя также утверждать, что приписывание Сед Осирису относится к поздним периодам. Мы видели, что во время коронационных обрядов, повторяемых в процессе Сед, царю вручают скипетр АнцтиОсириса. Легендарное царствование Осириса послужило стимулом для коронационных обрядов тинитских царей.

Таким образом, Сед являет достаточно осирисовских элементов для толкования, предложенного Петри и мной. Смысл этого толкования в том, что празднество Сед представляло собой «осиризацию» царя. Думается, в этой гипотезе есть ощутимая доля правды.

Тем не менее не будем забывать, что имеющиеся в нашем распоряжении свидетельства не позволяют нам дать всеобъемлющее толкование. Неясно даже значение самого названия празднества. Слово сед означает «хвост». Намек ли это на набедренную повязку царя или, может быть, пояс с хвостом животного? Но у «мантии», в которую облачался царь, не было никакого «хвоста». Можем ли мы согласиться с Петри, который понимает слово «хвост» в переносном смысле – как «конец», то есть конец определенного периода в жизни царя? На этот вопрос опять-таки нет определенного ответа.

Впрочем, возможно, что церемония коронации и празднество Сед были ритуалом, который постоянно напоминал о мифическом правлении Гора-Сета, Осириса и Гора, сына Исиды. Механическое повторение обязательных ритуалов, которыми во все времена были перегружены все царские празднества в Древнем Египте, представляется нам обременительным и монотонным. Для египтян же это было живое и яркое воскрешение прошлого, которое царский двор и народ приветствовали с радостью, обычно сопровождающей любые воспоминания о «старых добрых временах». Коронация и Сед стали праздниками, на которых появлялись первые лица государства, жрецы богов – покровителей городов и номов, несущие статуи божеств и царей-предшественников. Люди принимали участие в празднествах с небывалым энтузиазмом, который поразил Геродота в V веке до н. э.

Сценарий празднества требовал, чтобы в определенных эпизодах, а именно в пантомимах, была задействована толпа.

Это напоминает нам о средневековых мистериях. По счастливой случайности на гробнице XVIII династии сохранилось живое и образное изображение установления джеда царем Аменхотепом III во время празднества Сед (рис. 37).

Рис. 37. Царь устанавливает колонну джед в утро празднества Сед

«Сам царь» при помощи нескольких придворных тянет за канаты, чтобы «поставить колонну джед», которая первоначально лежала на боку, подобно мертвому Осирису. За этой сценой наблюдает царица, дети царя и женщины из гарема Амона. Ниже, под этими царственными особами, изображены жестикулирующие фигуры, названные «обитателями Пе» и «обитателями Деп» – то есть жителями Буто, древней столицы Гора. Все эти люди бьют друг друга кулаками и палками, некоторые спасаются бегством, другие сошлись вплотную и кричат: «Я схватил Гора [Аменхотепа III]», прочие отвечают: «Держите его крепче!» или «Не сопротивляйся!».

Какое значение кроется в этой маленькой войне, сыгранной актерами «царской мистерии» и связанной с установкой джеда? Судя по всему, она призвана изобразить покорение Буто Слугами Гора (Shemsu-Hor) из Верхнего Египта. Люди разделились на две группы, одна из которых «поймала» Гора, пришедшего из Верхнего Египта, чтобы посвятить его в цари, в то время как другие противятся этому. Таким образом, Аменхотеп III в годовщину своей коронации, в тот момент, когда он воздвигал джед, фетиш Осириса, повелел исполнить «мистерию». Здесь была представлена не только легенда о Горе, сыне Осириса, из Буто. Появляется сам царь, Kha-m-maat. Аменхотеп III, как и любой другой царь во время своей коронации, считал себя Менесом или Гором, царем Верхнего Египта, сражающимся с врагами за объединение Двух Земель, которое было необходимым условием социального прогресса и цивилизации.

В завершение я хотел бы отметить одну существенную особенность. Царская власть Менеса и его преемников была основана не только на божественном наследовании, завоеваниях и политической традиции, но также и на принципах, которые имели столь же много общего с магией, сколько и с династическим правом. Менес, и каждый следующий за ним фараон, определенно следовал примеру его предков – Гора и Осириса. Однако он также имитировал важные факты «божественной истории» при помощи магии. Он целиком и полностью отождествлял себя с Гором и Осирисом, повторяя их легендарные деяния – восход, объединение Двух Земель, установление джеда. Подобно тому как чародей, заклиная змею, подчиняет ее себе, говоря: «Пади! Погибни! Я – Ра!» (Тексты Пирамид, § 442), так и царь с той же уверенностью заявлял, что он был Гором, Осирисом, заставляя легковерных людей уверовать в свою абсолютную тождественность с богами. Обряды коронации и Сед обязаны повелительным, ритуальным характером своей глубокой древности. Они сочетали в себе подражание магии с религиозной и политической церемонией.]                                                     

Карта неба Сенмута                                 

Чөдр (калм.- путы; тренога)                                                                                                                                                                                                                                                                                           иероглиф путы для скота, огласовка - Ч.                                                                 Автопортрет архитектора Сенмута.    

                                                                            Tms - красный, румяный, лиловый.

Чисм (калм.- частица усиления, чисм улан - ярко-красный, огненно-красный)                                        Эн (калм.- это, этот; сей, данный)    

Хетет (др.егип.- нос корабля)                                                             Ḫnt-ḥn-nfr - "находящаяся впереди (страны) прекрасная защита".                                                                                                                         

                                                                                                                                 

Чесемэнхентет (др.егип.- красный носом или красный на носу коробля) – звезда Антарес.                                                                            

Дата: 2019-05-28, просмотров: 876.