Это напоминает монгольские геры и алтайские юрты с унинами-флагштоками у входа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

  

Древнее изображение святилища Нейт. Слева 2 древка флагов, в середине символ культа, справа наос.

ХРАМ

Задаваемые жрецами предписания о строительстве храма приходили к богу Тоту. Прообразом храма служит шалаш из тростника с закругленной крышей и размещенным перед ним двором, у входа в который стоят два шеста с треугольным платком на каждом (позднее со знаком-картинкой для обозначения бога). Дополненные в дальнейшем до четырех (на пилонах государственного храма в Карнаке их было даже восемь) столбов (мачт) с флагами, они имели значение отвращающих беду. Уже в ранние времена "дом бога" (хат нутер) характеризуется тремя элементами: капелла, переднее помещение и двор. Квадратная или прямоугольная капелла содержит алтарь с изображением бога; здесь же хранятся культовые символы (как жезл бога и булава) и часто переносная ладья. Вокруг этого главного святилища группируются соседние капеллы для примыкающих богов. Чем более удалены от главного святилища помещения храма, тем шире и выше они становятся, тем более они открыты свету. Пилоны назывались Изида и Нефтида, они "возносят бога Солнца, который сияет у горизонта". Весь храм – это каменный символ мира. Нижняя часть символизирует землю, из которой поднимаются растения (папирус, лотос и пальма в виде колонн); потолок – это небосвод, и поэтому украшен звездами.                                                                                                         

Рис. 27. Пер-ур, дворец царей Верхнего Египта

Рис. 27а. Пер-несер, дворец царей Нижнего Египта

                                                                      iwnn - святилище, храм, алтарь, убежище.                                              

Уйн (калм.-1- гибкий, эластичный. 2- юный о возрасте)                                                            һәрәддг уйн шуург – гибкий шест для прыжка.                                                              

Уйнт (калм.- имеющий гибкость, изгибающийся)                                                                                                      iwnt - арка, лук (оружие), поклон.                                                                                                                                                                       

                                                            Уньн (калм.- унина, жердь которой поддерживается верхний круг юрты)                                                                                  Уни, Унины – потолочные жерди юрты. 

 Египетское название города - Иуну                                                ("Город Столбов") связано с культом обелисков.

                                                                           

Важную роль в Древнем Египте играл религиозный центр - священный город Иуну - Город Столбов (в этом городе в честь богов и фараонов египтяне воздвигли множество высоких четырехгранных столбов-обелисков). Греки дали этому городу свое название - Город Солнца - Гелиополь.                               

Иуну (обитель Ра) Иуну//Инну (Гелиополь) Инну ("столп")                                                                                              

 Ора из Уньн                                    

                                              папирус                                                                  

папирус в форме колонны

 wAD Вадж амулет

сех - навес                                                                                             

На глубокую древность обрядов хеб-седа указывают многие данные: таков сам факт деления обрядов на северные и южные, таковы архаические формы наосов богов, сохранивших вид тростниковых хижин, равно как и форма двойного наоса на платформе, воспроизводившая облик примитивного навеса на подпорках; таковы древнейшие фетиши, своеобразная форма носилок sp’ некогда представлявших собою просто плетеную корзину, поставленную на носилки (отсюда и название sp’ - от spi - «связывать, сплетать».

Одной из главных особенностей египетского храма является колоннада, используемая в основном для украшения интерьера. Основные типы колонн представляют собой развитие в камне их древних прототипов из тростника и глины, древнейших строительных материалов Нильской долины. Даже в наши дни в Египте еще строят тростниковые хижины, которыми пользуются в летнюю жару, когда человеку необходимо убежище от обжигающего солнца. Примитивная колонна изготавливалась из пучка папируса, плотно связанного у основания и у самого верха, непосредственно у соцветия. Чтобы перевязь оставалась тугой, между пучками просовывали короткий стебель папируса. Соцветия папируса представляют собой большой «зонтик», груда цветущих стеблей свисает со всех сторон, словно лохматая нитяная швабра; цветущие стебли связывали наверху, после чего на них клали легкую перекладину; под тяжестью перекладины соцветия прогибались наружу, скрывая место перевязи. Тростниковую колонну устанавливали на круглое глиняное основание и густо обмазывали глиной. Ряд таких колонн был достаточно крепок, чтобы выдержать легкую перекладину, представляющую собой архитрав, на который, в свою очередь, опиралась плетеная крыша. Когда колонны подобного типа стали воспроизводить в камне, оказалось, что невозможно передать все мельчайшие детали цветущих головок папируса, составлявших капитель каменной колонны. Но так как изогнутая форма напоминала набухший бутон лотоса, капитель вырезали в виде бутона лотоса с едва раскрытой чашечкой и появившимися внутри лепестками (илл. II, 1, III, 1). Это самый распространенный тип египетской колонны, и он встречается во все эпохи, начиная с Древнего царства до XXII династии, хотя постепенно вырождается. В период существования XVIII династии стержень и капитель пока еще имеют дольчатую форму, стержень сужается у цоколя, иногда воспроизводится веревочная перевязь, а короткие стебли, натягивавшие веревку, лишь намечены вертикальными линиями (см. илл. XXV, 2). Позднее стержень и капитель приобретают гладкую поверхность (см. илл. XX, 1) или покрыты скульптурным орнаментом, но даже в предельно абстрагированном варианте папирусовидную форму можно узнать по сужению стержня у цоколя и легкому свесу капители. Данная форма встречается в капителях периода Птолемеев.                                                     


Джед - колонна, изображающая пучок стеблей, связанных вместе.

 

 

Ствол колонны был круглым в сечении или состоял из "пучка стеблей", т. е. имел выпуклости в виде полукружий (соответственно круглому стеблю камыша или лотоса), а иногда в виде заостренных ребер (следуя угловатому сечению - стебля папируса). По горизонталям ствол пересекался орнаментальными полосами или объемными "жгутами", как бы стягивающими "связки стеблей". Капитель воспроизводила форму закрытого бутона или раскрывшейся чашечки цветка.  

                                                                                 

          

Четверо детей бога Гора. Их скипетры образовывали четыре столба , которые поддерживали небо.                                                                                         

иероглиф -  опора неба.                                               

                                      

                                                                   bxn - загородный особняк                                                                                                                                                                                                                                                                                bxnt - опора                                                                                                                                                 bxnt - опора                                                                                                                                                     bxnt - опора                                                                                                                                                          

                                                  bxnty – опоры                                                                дублируется детерминативом бык!   

Бахн (калм.- столб, колонна; опорная балка) Бухин (калм.- бычий)

                                        

                                            Опоры моста: устои жёлтые, быки – красные.

Бык - опора моста или гидротехнического сооружения (плотины, водосброса и т. п.), воспринимающая нагрузку от двух пролётных строений и имеющая обтекаемую в плане форму, водорез или ледорез со стороны верховой части водотока. Пролётные строения поддерживаются опорами, каждая из которых состоит из фундамента и опорной части. Формы опор могут быть весьма разнообразными. Промежуточные опоры называются быками, береговые - устоями. Устои служат для соединения моста с подходными насыпями.                                                                                                                 

В конце аллеи возвышались пилоны (др.егип.- Бехен) - плоские башни с наклонными стенами. 

Пилон (от греч. πυλών - ворота, вход) - архитектурное сооружение, башни либо колонны, обрамляющие вход куда-либо; также столбы, служащие опорой перекрытий, поддерживающие несущие тросы висячих мостов.                                                                                                          

Пилон – 1) архит. массивные, обычно прямоугольные башни в виде усечённых пирамид, воздвигавшиеся по обеим сторонам входа в древнеегипетский храм. 2) архит. опорный столб, несущий на себе свод, купол, арку или другое перекрытие.                                               

ПЛАНИРОВКА                                                                                   В воздвигаемых для богов и мертвых архитектурных сооружениях можно различить два типа планировки.                                                1. Осевой тип, особенно часто используется при сооружении храмов. Дорога ведет мимо входных башен (пилонов) в освещенный передний дворик, откуда в еще более светлый зал, затем в затемненный зал с колоннами, где верующий, наконец, останавливается у ворот окутанного темнотой святилища. Там внутри возвышается доступное только высшим жрецам изображение бога из черного гранита. Подобно крещендо усиливается ощущение темноты, точно так же постепенно мрачнеют щедро наделенные светом люди, чтобы в уходе от мира открыть себя божественной бездне.                                                 2. Лабиринтный тип, или планировка в виде раковины улитки. Храм и гробницы являются отображением мифических мест и отражают непрямые пути к ним. Так следует понимать извилистые ходы к высеченным в скалах гробницам в Долине царей, а также обход вокруг внутренней камеры храма.                     

                            Древнеегипетский храм осевого типа                                                          1 – аллея сфинксов;
2 – пилоны;
3 – колонный двор;
4 – гипостильный зал;
5 – зал священной ладьи бога;
6 – "святая святых";
7 – осветительные окна.               

                      Баг (калм.-1)1- группа; отряд. 2- команда. 3- шайка. 4- связка, пучок; прядь. 5- стая. 6- куча. 7- клуб, клубы. 2)1- групповой. 2- густой)                                                                                                                             

Баган (калм.- связочный, пучковый)                                        

Бахн (калм.- столб, колонна; опорная балка)                                                 

Бахнта (калм.- с колоннами, колонный)  

Багла (калм.-1- связка, узел; пучок. 2- пачка, кипа. 3- букет)

                                                                                                 

                                                              Багала-Найман (Столбовой Найман)                                                                         

 Багана (столб, опора) - тамга найманского рода у казахов и ногайцев.

                             

сиб.татар.- Баган                                                                               

казах.- Бакан                                                                            

тув.- Багана 1) столб; 2) подпорка, багана (в юрте); 3) колонна (здания); 4) свая (моста); 5) перен. опора.                                  Баганалыг 1) с подпоркой, с баганой (о юрте); баганалыг өг юрта, имеющая подпорку; 2) с колоннами; баганалыг бажың здание с колоннами.                                                                                                  

Например, В.М. Викторин зафиксировал среди астраханских калмыков уникаль­ный обряд "жертвоприношения на кургане ова", во время которого совершалось по­клонение хозяину земли и воды с установкой специального столбика с имитированной "головой" вверху. Как отмечает исследователь, среди калмыков Республики Калмыкия данный обряд почитания ова не сохранился в полном объеме (Викторин 2003). Этот вывод вполне логичен, исходя из точки зрения, что культура калмыков едина, как и этнос. Однако астраханские калмыки, относящиеся к этнической группе керядов (ке- 56 Этнографическое обозрение № 3, 2010 рейтов) и цаатанов (участвовавшие в ритуале, описанном впервые В.М. Викториным), в отличие от других калмыков, сохранили данный обряд как субэтнически-специфический. Специфика данного варианта сакрального ритуала связана с этническими маркерами керядов и цаатанов - знаками собственности "тамга" - столб ("бахн"). Его происхождение связано с особенностями этногенетических процессов у разных групп ойратов, составивших основу калмыцкого этноса.

Так, цаатаны имели много тамг — маля тамг (‘тамга кнут’), альхта маля (‘маля с ладонью’), бахн тамга (‘тамга столб’), алх тамг (‘тамга молот’) и т.д.






Дата: 2019-05-28, просмотров: 683.