Тренинг актерского мастерства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(по Г. В. Кристи)

Все упражнения проводятся в комплексе.

1. Выход. Занятие начинается с организованного выхода в заданном ритме, по заранее установленной мизансцене. Каждый участник берет стул, ставит его на точно обусловленное место и садится одновременно с другими.

2. Освобождение от мышечных зажимов и напряжений. Участни­кам предлагается медленно и плавно встать со стула и подниматься на

117


носки, как бы выжимая груз, опирающийся на плечи; вытянуться до пре­дела всем телом, после чего переносить центр тяжести то на правую, то на левую ногу, покачивая другой ногой взад и вперед, но сохраняя при этом равновесие и неподвижность фигуры. Затем опуститься и вернуться в исходное положение. После этого ослабить мышцы, что легче всего до­стигается по контрасту с напряжением. Последовательно напрягаются и затем освобождаются лоб, брови, глаза, нос, губы, шея, локти, кисти рук, позвоночник сверху донизу, бедра, колени, ступни. Ослабление мышц не должно, однако, приводить к расхлябанности. Нужно сохранить минималь­но необходимое напряжение в спинном хребте и в шее, чтобы обеспечить нормальное положение сидящей фигуры, подобрать отвисшие руки, со­единив их на коленях, лицо сделать совершенно спокойным, нейтраль­ным.

3. Развитие кистей рук и ступней ног. Сожмите пальцы в кулак, затем разгибайте по очереди. Далее постепенно сгибайте каждый сустав кис­тей рук. Кисти опустите резко вниз. Почти те же движения и для ступней ног, для чего следует положить ногу на ногу, упражнения для каждой ступ­ни проделывать поочередно.

4. Точность и быстрота реакции. Преподаватель дает поочередно три различных звуковых сигнала: хлопок в ладоши означает, что нужно приготовиться, для чего надо пересесть на край стула и подобрать ноги. Второй сигнал — удар ногой в пол — встать и вытянуться во весь рост, третий — удар по столу — развалиться на стуле в позе отдыхающего че­ловека. Однако порядок команд то и дело нарушается, и после «пригото­виться» может последовать «развалиться», а после этого — «встать» и т. п. Чтобы участники не видели заранее, какой готовится сигнал, упражнение делается с закрытыми глазами. Совершивший ошибку «штрафуется» и вместе со своим стулом отодвигается в сторону.

5. Тренировка пальцев и кистей рук с воображаемым предметом. Предлагается размять воображаемый кусок пластилина и вылепить из него фигуру или какой-либо предмет. После этого очистить горячую варе­ную картошку, облупить горячее яйцо, продеть нитку в бусину или про­волоку в хрупкий елочный шар и т.п. Потом каждый начинает рисовать воображаемым карандашом, углем или красками портрет одного из при­сутствующих, используя плоскость стула или реального блокнота, папки, книги. (Писать на воображаемой плоскости мольберта — слишком труд­ная задача, взгляд должен во что-то упереться, чтобы поверить в правду такого действия.)

6. Развитие и настройка органов восприятия, наблюдательности, зрительной и иной памяти. Дается 10—15 с на то, чтобы рассмотреть своих товарищей, после чего нужно повернуться к ним спиной и точно от­ветить на вопросы: кто как одет, причесан, какого цвета глаза, волосы, кто в какой позе сидел, что держал в руках и т. п.

7. Развитие «чувства локтя», восприятие партнера, внимательность. Упражнение на передачу хлопка. Сидя на стульях полукругом, слушатели ритмично и с одинаковой громкостью хлопают в ладоши, как бы переда­вая свой хлопок соседу слева или справа, а тот в свою очередь передает его дальше или по особому сигналу возвращает обратно. Упражнение на­чинается медленно и доводится до предельно быстрого темпа, когда от-

118


дельные хлопки сливаются в один равномерный треск, перекатывающийся по шеренге взад и вперед.

8. Синхронность движений всей группы (синхронность, много­плоскостное внимание). Преподаватель задает определенный рисунок движения. Например, каждый берет свой стул и переходит с ним в центр зала, поворачиваясь спиной к партнерам. Образуется круг, который рас­тягивается затем в эллипс, разрывается на две параллельные шеренги. Потом шеренги меняются местами и т.п. Все эти перестройки происходят по команде преподавателя, но так, чтобы не терять точного рисунка дви­жения и делать его одновременно с другими, желательно под музыку. Если в момент перестроения участники оказываются спиной друг к другу и не видят партнера, то они должны «услышать» его движение, уловить его ритм. Когда движение усвоено и совершается синхронно немузыкально, задание усложняется, вводится дополнительное условие, требующее многоплоскостного внимания. Например, преподаватель время от време­ни дает звонок, или стучит, или попеременно делает и то и другое. Выпол­няя предложенный рисунок движения, участники должны подсчитать, сколько было звонков и стуков. Можно также дать задание по ходу упраж­нения спеть хором песню, причем по сигналу преподавателя поют то вслух, то про себя, затем снова вслух и т. д.

9. Внимательность, слаженность движений. Все, кроме одного — водящего, садятся друг против друга в две шеренги на расстоянии не­скольких шагов и, договорившись глазами с кем-нибудь из сидящих на­против, меняются с ним местами, но так, чтобы водящий этого не заме­тил и не успел занять одно из двух освободившихся мест. Все передвиже­ния делаются бесшумно. Осложняющее обстоятельство: при перемене местами партнеры должны успеть обменяться на ходу вопросом и отве­том, например: на какой улице ты живешь, как зовут маму и т. п.

10. Находчивость, ловкость приучают точно адресовать произно­симое слово партнеру. Преподаватель дает определенную схему пред­ложения, например: прилагательное, существительное, глагол. Бросая кому-либо мячик, участник говорит: «Черный»; второй, перебрасывая мячик третьему: «Ворон», а третий, не затягивая паузы, находит глагол, напри­мер: «каркает». Нужно добиться того, чтобы предложение произносилось тремя участниками как одним человеком, т.е. слитно, а не раздельно. Можно продолжить переброску мяча, создавая таким путем целый рас­сказ, перенимая от партнера не только последнее слово, но и интонацию.

11. Находчивость, ловкость, внимательность. Каждый участник произносит какую-либо букву алфавита, одновременно бросает мяч то­варищу, который называет вторую букву задуманного им слова, и т. п.

12. Находчивость, внимательность. Все буквы алфавита закрепля­ются за участниками. Под диктовку преподавателя каждый отмечает свою букву хлопком, и все одновременно отстукивают концы слов. Распределив группу на две части, можно «печатать» заданный текст синхронно двумя группами, строго соблюдая заданный темп; или же каждая группа «печа­тает» свой текст независимо, соревнуясь в скорости и четкости выполне­ния задания.

13. Находчивость, ловкость, внимательность. Взяв свой стул, каждый бежит с ним по кругу. По сигналу направление бега меняется. При этом

119


важно не сталкиваться и не шуметь: нужно стараться избегать препят­ствия. По другому сигналу все стулья бесшумно складываются в пирами­ду в центре зала, причем бегло кругу продолжается. По третьему сигналу каждый должен на ходу извлечь свой стул из пирамиды (если он завален другими, то пропустить круг) и наконец поставить стулья на свои места, всем сесть одновременно и замереть в полной неподвижности.

14. Внимательность. Воспроизведение заданных движений и дейст­вий. Все, кроме двух человек, удаляются из зала. Оставшиеся (парень и девушка) создают «скульптурную группу». Входящие по двое должны за 5 с рассмотреть, запомнить и воспроизвести позу товарищей. Новая пара повторяет то же самое и т. д. Когда все сменили друг друга, возвращается первая пара и вновь занимает то положение, с которого началось упраж­нение. Сравнивая позы первой и последней пар, можно увидеть отклоне­ния копии от оригинала.

15. Конец занятия и уход. Каждый берет свой стул и уходит в общем строю по команде преподавателя. Все занятие должно быть проведено в хорошем темпе и занимать не более одного часа.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 212.