Рабочая карта-схема диагностики артистизма педагога Ж. В. Вагановой
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(программа наблюдений с целью определения общей оценки основных проявлений педагогического артистизма)

1. Творческое самочувствие, саморегуляция психической дея­тельности, эмоциональных состояний:

— увлеченность, воодушевление, вдохновенная отдача на уроке;

— самоорганизация, стабильность творческой формы;

— самоконтроль, самообладание, управление настроением;

— умение снимать излишнее напряжение, волнение;

— умение спокойно относиться к неожиданностям, оперативность в управлении своими психическими состояниями.

2. Обаяние, личностное самовыражение, индивидуальный стиль:

— заразительность, умение очаровать, внушить симпатию, заинтере­совать, увлечь, способность овладевать вниманием учеников;

— раскованность, непосредственность и простота поведения;

— яркость, непохожесть на других учителей, нестандартность;

— художественный вкус, чувство прекрасного, стремление к красоте и гармонии, чувство меры;

— искренность, личностная открытость по отношению к детям.

3. Эмоциональность, образность поведения и речи:

— экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных реакций;

— выражение сопереживания, сочувствия учащимся;

— эмоциональная атмосфера на уроке, чувство юмора;

— необычность в раскрытии содержания урока, способность сделать образным излагаемый материал;

— эмоциональное интонирование речи, неожиданные ритмические ри­сунки, метафоричность речи, использование «своих» терминов.

4. Внешний облик, пластичность, внешняя выразительность, уме­ния в области вербального общения:

— экспрессивные способности, пластическая изобразительность;

— раскрепощенность, отсутствие телесной скованности, умение дер­жаться уверенно, свободно и естественно;

— мимические и пантомимические навыки, наличие экспрессивных, эмоционально-эстетических движений;

— жестикуляция, движения — органичность, естественность, темп, уместность/адекватность, степень вариантности, богатство, полнота форм, двигательная активность — достаточная/недостаточная; скорость

115


двигательных реакций; свойства мимических реакций (доброжелатель­ность и т.д.).

5. Интуиция, воображение, творческая фантазия:

— продуктивность ассоциаций;

— быстрый анализ и точная оценка педагогической ситуации;

— способность «угадать» ребенка, «прочитать» все на его лице;

— умение увлечь, придумать что-то интересное, сделать любой объект привлекательным для себя и детей.

6. Импровизация, педагогический экспромт:

— быстрота реакций, находчивость, изобретательность;

— оперативность памяти, сообразительность;

— умение ориентироваться в неожиданных обстоятельствах, оцени­вать ситуацию и принимать решение в незапрограммированных условиях;

— поддержание постоянной, гибкой обратной связи с классом;

— оперативность ответа на изменение условий деятельности, умение на ходу скорректировать план урока.

7. Коммуникативные способности, формы отношений, тон обще­ния с учениками:

— коммуникабельность, легкость в общении, способность быстро на­ходить контакт, умение организовать первичный контакт с классом;

— организация общения «от ученика», сотрудничество;

— доброжелательный тон, дружелюбие, мягкость, чувство такта;

— откровенность, искренность;

— уровень развития эмпатии, сопереживание ученикам;

— взаимопонимание, эмоциональная идентификация;

— рефлексия, способность увидеть себя со стороны.

8. Речевые способности:

— выразительность, эмоциональность, динамичность речи;

— мелодичность, широкий диапазон интонаций, эстетическая привле­кательность голоса;

— ясность, чистота, благозвучие речи, дикция;

— богатство словаря, разнообразие лексики;

— убедительность, доходчивость, сила воздействия речи.

9. Наблюдательность, управление вниманием:

— умение уловить изменения в состоянии детей по незначительным признакам, способность проникать во внутренний мир ребенка;

— устойчивость внимания, длительное сосредоточение;

— правильное распределение внимания, его многообъектность;

— переключаемость, динамичность внимания;

— степень концентрированности внимания;

— умение видеть все детали, обостренное восприятие.

10. Суггестивная способность:

—умение привлечь и удерживать детское внимание;

— внушение, эмоционально-волевое воздействие на учеников;"'

— умение «заражать» своими мыслями, чувствами.

11. Режиссерские способности:                 '

— интрига в построении урока, наличие эмоциональной завязки в на­чале урока, захватывающего введения;

— поддержание целесообразного темпоритма работы на уроке;

— энергичность, активность;                             '"

— творческая организация взаимодействия с учениками — наличие стратегической сверхзадачи, «сквозного действия», тактических, ситуа­тивных задач, непрерывности действия.


Дата: 2019-05-28, просмотров: 287.