Почему возможна современность?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

- реформация (больше нет посредника в виде церкви; человек может общаться с богом без её посредничества)

- просвещение (избавляет человека от власти окружающей среды посредством разума)

- революция (избавляет от политического авторитета)

 

- благодаря современности появились феномены: публичной сферы, общественного мнения, СМИ

Хабермас:

- Вебер не был прав - мир не расколдован; произошло новое заколдовывание мира - мы стали рабами техники, разума (виной всему Кант)

- разум стал господствовать, отсоединившись от человека

Маркс:

- в эпоху капитализма происходит кража человека у него самого (то есть человек отчуждается сам от себя)

- всё поглощено рынком; сам человек - товар

________________________________________________________________________________

Адам Смит:

- рынок - благо (переход от понятия долга → к понятию интереса)

- полемика с меркантилистами; говорили, что источник богатства - деньги

- физократы: источник богатства не деньги, а земля

Карл Поланьи:

- земля, рабочая сила и деньги не предназначены для продажи

- капитализм - общество, в котором рынок становится общим знаменателем всех общественных отношений (рынок переходит в капитализм, когда земля, рабочая сила и деньги становятся предметами купли-продажи)

Маркс:

- говорит про общество товарного фетишизма (наш интерес в обладании каким-то товаром)

- внутреннее противоречие: бедные беднеют, богатые богатеют

Гегель:

- есть две борющиеся воли ↓

- воля может: победить, проиграть и умереть, проиграть и стать рабом ↓

- лишь созерцая другого, мы можем получить представление о себе, но господин больше не созерцает, потому что раб для него - вещь ↓

- в господине не остается воли (это тупиковая ветвь развития) ↓

- а раб остается с волей, более того, он в контакте с природой, с миром ↓

- будущее за рабами

Критическая теория общества (Франкфуртская школа):

Маркузе, Адорно, Хоркхаймер, Хабермас, Фромм, Беньямин

- фокус марксизма с анлиза базиса → на анализ надстройки

- просвещение даёт свободу разума в современности → разум господствует над природой

- машина - отчуждённый разум, мы живём в обществе машин

- человек уже не способен к творческому труду, будучи частью механизма

- это отупляет человека, происходит отчуждение труда, без которого человек уже - не человек

________________________________________________________________________________

Вебер

Типы социального действия:

- целерациональное

- ценностно-рациональное

- аффективное

- традиционное (?)

 

- современное общество - общество, в котором усиливаются целерациональные действия (общество торжества разума) - мы сами себе теперь ставим цели (а не церковь и правитель)

- бюрократия - идеальная машина управления (рациональна); государство ставит цели, а бюрократия их достигает

- после ПМВ → изменение взгялдов

- бюрократия - машина, вышедшая из-под контроля (у неё нет цели - в этом проблема)

- если бюрократия усиливается, надо усилить лидера (того, кто её контролирует) → плебисцитарно-вождистская демократия

- нужен фюрер, который не будет ограничен правом (то есть бюрократией)

- современность как эпоха рационализации рождает господство рациональности над людьми

Юрген Хабермас:

- типология социальных действий Вебера не является полной: есть ещё коммуникативное действие

- коммуникативная рациональность - тип рациональности, при которой люди стремятся к взаимопониманию (хотим договориться, готовы изменить свою позицию)

- инструментальная рациональность (лежит в основе целерационального действия) - хотим отстоять свою позицию

- мораль коммуникативна, о ней можно договориться 

- есть другая универсалия - язык (мы все способны к общению) - философия интерсубъективности

 

Мишель Фуко:

- разум

 

 и власть - две грани одного целого: власть производна от человеческой воли, а воля разумна

- современность начинается с того момента, как в европейских обществах конституируется фигура ненормального

- параллельно с развитием репрессивной машины развивается институт медицины - право определять, кто нормален, а кто нет (в средние века на это всем всё равно)

- пенитенциарная система (тюрьмы); (а раньше - публичное наказание)

- власть регулирует наше мышление, выходит за пределы человека

________________________________________________________________________________

Политика


Дата: 2019-05-28, просмотров: 191.