Которые объясняют абсолютно всё:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Уровни знания:

- онтологический (что такое политика? что можно назвать политическим явлением?)

- эпистемологический (возможно ли знание о политике?)

- методологический (какие методы будем использовать?)

       Политическая наука не проблематизирует первые два вопроса, она занимается методом. Политическая теория размышляет над первыми двумя вопросами.

       У всех наук есть проблема эпистемологического характера (потому что в действительности мы не можем наблюдать причинно-следственные связи). Но только у политической науки возникает проблема с её теоретической частью (с которой они не сходятся в онтологических вопросах).

 

Три закрытые теории,

Которые объясняют абсолютно всё:

- Фрейдизм (всё объясняется категорией бессознательного)

- Марксизм (всё объясняется классовой борьбой)

- Дарвинизм (всё объясняется естественным отбором)

 

Кант:

- гетерономия (природный мир: животное хочет спать - идёт спать; нет свободы)

- автономия (только у человека; мы хотим спать - но пишем эссе; свобода!)

 

Платон:

- идея теоретика-наблюдателя

- после смерти Сократа мудрость и политика больше не вместе - выносит академию за пределы полиса

 

Перспективы

Понимания мира политики:

- Лео Штраус: опыт политики был утрачен с полисной жизнью; мы не должны идти в политику; мы можем лишь читать Платона и Аристотеля; в Античности мы могли различить тиранию и правомерную политику, сегодня этот опыт утрачен

- Ханна Арендт: мыслить политически - выходить в публичную сферу (для этого нужно мужество; разделение частного и публичного пространства, утраченное в новое время)

 

________________________________________________________________________________

Современность

- Кант «Критика способности суждения»: есть категория прекрасного, которое универсально (оно не укладывается в разум, оно возвышенно); разум расписывается в беспомощности в определенных ситуациях

- термин «современность» впервые веден Бодлером (современность - эпоха, когда обнажается отсутствие единой красоты)

Гидденс:

- современность начинается с распада времени и пространства

- античность - время циклично (лето-осень-зима-весна; день-ночь)

- современность - время линейно

- разрыв высвобождает возможности для человека (контингентность, вариативность)

- общество становится сложным, ускоряется

- деперсонализированное доверие друг к другу

Системы:

- символические (деньги: они ничем не обеспечены - просто бумажка, но мы доверяем им и их принимаем)

- экспертные (доверяем специалистам, которые произвели какой-либо продукт, к примеру, электричку)

Гегель:

(современность - эпоха, когда абсолютный дух входит в отрицание со своим наличным бытием; пример: цветок и семя; семя - отрицание цветка; однако цветок даёт семя, из которого прорастет новый цветок; но цветок - уже не семя)

Почему возможна современность?

- реформация (больше нет посредника в виде церкви; человек может общаться с богом без её посредничества)

- просвещение (избавляет человека от власти окружающей среды посредством разума)

- революция (избавляет от политического авторитета)

 

- благодаря современности появились феномены: публичной сферы, общественного мнения, СМИ

Хабермас:

- Вебер не был прав - мир не расколдован; произошло новое заколдовывание мира - мы стали рабами техники, разума (виной всему Кант)

- разум стал господствовать, отсоединившись от человека

Маркс:

- в эпоху капитализма происходит кража человека у него самого (то есть человек отчуждается сам от себя)

- всё поглощено рынком; сам человек - товар

________________________________________________________________________________

Адам Смит:

- рынок - благо (переход от понятия долга → к понятию интереса)

- полемика с меркантилистами; говорили, что источник богатства - деньги

- физократы: источник богатства не деньги, а земля

Карл Поланьи:

- земля, рабочая сила и деньги не предназначены для продажи

- капитализм - общество, в котором рынок становится общим знаменателем всех общественных отношений (рынок переходит в капитализм, когда земля, рабочая сила и деньги становятся предметами купли-продажи)

Маркс:

- говорит про общество товарного фетишизма (наш интерес в обладании каким-то товаром)

- внутреннее противоречие: бедные беднеют, богатые богатеют

Гегель:

- есть две борющиеся воли ↓

- воля может: победить, проиграть и умереть, проиграть и стать рабом ↓

- лишь созерцая другого, мы можем получить представление о себе, но господин больше не созерцает, потому что раб для него - вещь ↓

- в господине не остается воли (это тупиковая ветвь развития) ↓

- а раб остается с волей, более того, он в контакте с природой, с миром ↓

- будущее за рабами

Критическая теория общества (Франкфуртская школа):

Вебер

Типы социального действия:

- целерациональное

- ценностно-рациональное

- аффективное

- традиционное (?)

 

- современное общество - общество, в котором усиливаются целерациональные действия (общество торжества разума) - мы сами себе теперь ставим цели (а не церковь и правитель)

- бюрократия - идеальная машина управления (рациональна); государство ставит цели, а бюрократия их достигает

- после ПМВ → изменение взгялдов

- бюрократия - машина, вышедшая из-под контроля (у неё нет цели - в этом проблема)

- если бюрократия усиливается, надо усилить лидера (того, кто её контролирует) → плебисцитарно-вождистская демократия

- нужен фюрер, который не будет ограничен правом (то есть бюрократией)

- современность как эпоха рационализации рождает господство рациональности над людьми

Юрген Хабермас:

- типология социальных действий Вебера не является полной: есть ещё коммуникативное действие

- коммуникативная рациональность - тип рациональности, при которой люди стремятся к взаимопониманию (хотим договориться, готовы изменить свою позицию)

- инструментальная рациональность (лежит в основе целерационального действия) - хотим отстоять свою позицию

- мораль коммуникативна, о ней можно договориться 

- есть другая универсалия - язык (мы все способны к общению) - философия интерсубъективности

 

Мишель Фуко:

- разум

 

 и власть - две грани одного целого: власть производна от человеческой воли, а воля разумна

- современность начинается с того момента, как в европейских обществах конституируется фигура ненормального

- параллельно с развитием репрессивной машины развивается институт медицины - право определять, кто нормален, а кто нет (в средние века на это всем всё равно)

- пенитенциарная система (тюрьмы); (а раньше - публичное наказание)

- власть регулирует наше мышление, выходит за пределы человека

________________________________________________________________________________

Политика


По-пацански:

в античности была политика → в римское время говорили о республике → Макиавелли способствует тому, что политика = государство → Гоббс разошёлся и получилось, что политика = государство = монархия (было = и республике, но пришлось её откинуть) → Гегель фетишизирует государство (оно воплощение объективного духа) → Вебер фиксирует: политическое - то, что связано с государством

 

________________________________________________________________________________

 

Карл Шмитт:

- государство - статус политически организованного народа (само по себе государство не является политическим)

- сферы культуры:

• политическое (друг / враг)

• экономическое (выгодно / невыгодно)

• эстетическое

• моральное (добро / зло)

- каждая сфера имеет свой критерий, они автономны друг от друга

- политическое имеет место там, где есть экзистенциальное публичное противостояние друга и врага

- политическое - всегда коллективное переживание

- вражда - не война, а отношения людей, обусловленные вероятностью войны

- специфика политического: отсутсвие предметной области; политическое - степень интенсивности противостояния

Почему публичная экзистенциальная вражда?

- все политические понятия носят полемический характер → они обретают свой смысл в ходе политической борьбы → политическое знание открывается только с некоторой перспективы → только включившись во вражду, можно занять политическую позицию

- политические понятия:

• первичные: политика, госудасртво, друг, враг

• вторичные политическое понятия - симптом кризиса (их быть не должно!)

- ошибка Гоббса: как считает Шмитт, нельзя давать человеку на поле брани право бежать и спасать свою жизнь (потому что мы не можем ограничивать суверена в праве отнимать у нас жизнь, потому что мы сами заключали общественный договор и даровали все права и свободы суверену)

- государство первично

- политика для Шмитта - только внешняя политика (внутри государства политики быть не должно)

- в современности возможность войны исчезает, но политика все равно исчезнуть не может

- вместе с политическим из мира исчезла бы и свобода

- политическое присутствует, но оно подавлено

________________________________________________________________________________

 

Ханна Арендт:

- политическое - там, где мы наблюдаем публичную коммуникацию, публичное использование разума

- жизнь:

• деятельная: труд, создание, политика

• созерцательная

- покинуть частное пространство и выставить себя на суд может только мужественный

- политика противоположна насилию (насилие неразумно, это элемент животного мира)

- экзистенциальное разделение на публичное и частное

- христианское мировоззрение девальвировало деятельную жизнь

- в Новое время происходит взаимопроникновение публичного и частного, это рождает два гибрида: социальное и интимное

- политическое значение открывается только тогда, когда мы занимаем политическую позицию и отстаиваем её в политическом пространстве

- политическая сфера автономна от других

- государства выносят социальные вопросы на повестку, так делать нельзя! это делает государство антиполитическим образованием

- только там, где рушатся социальные порядки, политика являет себя (революция)

- недостаток подхода: Арендт игнорирует насильственное основание политики; не говорит о рабстве

 

Джорджио Агамбен:

- предельная форма современного государства - концлагерь

- государство тяготеет к контролю за всеми сферами жизни людей

 

Политика и Мораль:

- Кант: политика должна встать на колени перед моралью

- Аристотель: мораль обретает содержание только в политике

________________________________________________________________________________

 

Справедливость

- в либеральной теории (господствует во второй половине 20 века) на первый план выходит понятие справедливости

- подходы к пониманию справедливости:

• утилитаризм (проблема вагонетки: смерть одного лучше смерти пятерых)

• интуитивизм (проблема вагонетки: решения нет, поступать интуитивно)

Джон Ролз

- деонтологический либерализм

- права первичны перед благами (следование кантовскому триединству: мораль + разум + свобода)

- вуаль неведения (концепция общественного договора)

Роберт Нозик

- права первичны перед благами

- теория строится на Канте и Локке (берется локковское естественное состояние)

- нам нужна безопасность наших прав (не только физическая) → объединяемся в государство

Принципы справедливости:

- принцип свободного приобретения (вещь никому не принадлежит → её можно присвоить; мы преобразуем имущество в часть себя) 

- принцип справедливого обмена (я чем-то владею → я могу это подарить; но никто не вправе отнимать у меня больше, чем я согласен)

- принцип ректификации / справедливого возврата (что-то несправедливо захвачено → оно должно быть возвращено владельцу)

 

- государство сегодня нам гарантирует лишь физическую безопасность, а лучше бы оно гарантировало и права → это и есть утопия

- мы не можем отбирать собственность у других людей

 

Жорж Сорель

- мораль и насилие - две стороны одной медали

- насилие начинается там, где мораль не в состоянии решить проблему своими средствами

- мораль - лишь форма мышления, но не содержание

- именно в ходе борьбы утверждается воля → моральное сознание формируется в ходе столкновения двух воль

- самосознание и мораль утверждаются там, где мы имеем дело с насилием

- мораль - политический продукт

Утопии:

1) утопия универсально-абстрактна или исторична (в разные временные промежутки - свои утопии)?

2) утопия - европейский феномен или компонент любого человеческого общества?

Идеология

- де Траси: в основе всего - идея → культура творится через проведение идей в жизнь → описав идеи, мы сможем понять общество, в котором мы живём

- Кант (наоборот!): философия должна начаться с ограничения своих пределов 

- Жозеф де Местр: революция произошла по вине идеологов

- политизация идеологии после 1830-х

- либералы: верят, что идеи двигают миром и коренятся в нашем разуме

- консерваторы: идеи не значат ничего

Либерализм

Две вечные ценности:

1) индивидуализм

2) вера в разумное переустройство мира

4 базовых политических принципа:

- индивидуализм (любая общность - совокупность составляющих её индивидов)

- прогресс ради прогресса (прогресс - самоцель, нет финальной точки)

- моральное равенство (все люди равны как носители разума)

- государство - ночной сторож (если мы все разумны, зачем нам государство за пределами функции гаранта правил игры?)

Консерватизм

общие принципы:

- традиция (настоящее - венец прошлого)

- иерархия (люди изначально неравны)

- нация как органическая общность (метафора куста)

- ценность религии

Карл Мангейм

- распад онтологического единства мира → нет человека, который ба рассказал нам истину о мире → приверженность к идейно-политическим конфигурациям → люди видят одно и то же, а понимают разное → истина устанавливается в ходе борьбы

Карл Маркс

- материя первична (идеи не возникают сами по себе)

- концепция истории: объективные экономические условия вступают в противоречие друг с другом → они формируют идеи → происходит социальное изменение

- идеология - ложное сознание (но не лживое!)

- марксизм критичен по отношению к действительности (которая во многом - продукт либерализма)

Георг Лукач

- марксизм - не догма, а руководство к действию, он тоже должен меняться

- идеология - некая полнота; та система, которая отвечает на все наши вопросы, когда мы имеем дело с тотальностью

- задача марксизма - критиковать тотальность

- идеология работает там, где нам кажется, что возникновение какой-то ситуации абсурдно

Антонио Грамши

- нет противоречий между национализмом и марксизмом

- гегемония - организованное согласие

- революционеры должны разрушать это организованное согласие

- необходимо вскрыть вариативность того, что утверждается как безальтернативное! (вскрыть штампы буржуазии)

- это должны сделать органические интеллектуалы → они должны солидаризоваться с позицией угнетенных → пролетарии могут ощущать, что что-то не так, но не могут выразить свою позицию → задача интеллектуала: дискурсивно обрамить чаяния и переживания рабочего класса

- последователи Грамши поняли его слишком буквально: они ушли в область надстройки, критиковали произведения культуры, деполитизировались

________________________________________________________________________________

- Бентам, Милль: правильно то, что максимизирует полезность; цель государства - максимизация счастья

- Майкл Фриден:

Классический либерализм Социальный либерализм
Эгоизм во главе угла Смещает фокус с индивидуализма на социальное развитие. Есть универсальные условия, в которых человек может раскрыться (сыт, крыша над головой), чтобы преследовать свой собственный интерес.
Максимизация пользы Развитие личности
Негативная свобода, Свобода ОТ (основной вызов – освободиться от церкви, от старых порядков) Позитивная свобода, Свобода ДЛЯ
Минимальное государство Стимулирующее государство
Экономика свободного рынка Согласие с управляемой экономикой. Кейнс: ограниченное вмешательство государства в экономику ради сохранения политического доминирования либерализма
Мы все морально равны Справедливость как честность. Недостаточно равенства перед законом.
Строгая меритократия, «власть достойных» Борьба с бедностью
Индивидуальная ответственность за свои поступки Социальная ответственность
Идеальный способ борьбы с бедностью – благотворительность. Богатые люди добровольно жертвуют деньги. К 19 веку стало очевидно, что, пока рабочие страдают от голода, богачи лишние деньги тратят не на благотворительность, а на роскошь. Вместо благотворительности нужна постоянная социальная политика посредством перераспределения.

-

- социальный либерализм рассматривал проблему рабочих с общегуманистических позиций - он не сказал им, кого ненавидеть

Социализм

Принципы:

- равенство (все равны как субъекты труда)

- коллективизм (первичная реальность человека - коллектив)

- кооперация (трудимся вместе и потребляем вместе)

- классовый подход к политике (история господствующих и угнетённых)

- принцип общественной собственности (мы трудимся и живем вместе - частная собственность нелогична)

Фашизм и Национализм

Национализм Фашизм
у каждой нации должно быть своё государство  национальное государство должно быть монолитом, внутри которого не должно быть групп, различий; это единый организм (следовательно, можно уничтожать некоторых граждан для здоровья организма)
 первична какая-то группа, государство - инструмент, который должен помочь нации организоваться в единое политическое тело для важнее не нация, а государство (сильное)

Особенности фашизма:

- отрицание всего

- эстетичность

- цель - образование единого национального государства

Анархизм

5 принципов:

- равенство

- примат прямой демократии над представительной

- свобода ассоциаций

- принцип взимопомощи (Кропоткин в полемике с Дарвиным: не естественный отбор, а взаимопомощь - двигатель прогресса)

- разнообразие

________________________________________________________________________________

- после ВМВ к власти приходят христианско-демократические партии: техника в противовес политике

- за интеграцию, за стабильность, за богатение

- усиление роли конституционных судов

- Жак Маритен: свобода - самоограничение; контроль самого себя

1968

- Прага: Дубчек за социализм с человеческим лицом, Брежнев - нет → танки вводятся в Прагу → советский проект на западе перестал восприниматься всерьёз

- Париж: студенты - университетская самоуправляемая республика, вдохновлены Сартром и Маркузе → их поддерживают рабочие

- Вудсток: сексуальная революция → раскрепощение

Маркузе

- фрейдизм + марксизм

- индустриальное общество подавляет человека, низводит его до уровня функции

- происходит конвергенция (сближение идеологий: СССР и запад)

- противопоставляет этому идею великого отказа: нам необходим отказ от индустриальной цивилизации как таковой (она нас угнетает!)

- идеологии воплотились в действительности

- акцент на надстройке

Феминизм

Симона де Бовуар

- мужчины угнетают женщин - так выстроена культура

- роль воспитания

3 волна

- общество пронизано структурами господства

- надо освободиться из них, чтобы женщина не стеснялась реализовать своих желания

Операисты

- Негри: нужно идти бороться, а теорию придумаем по ходу

________________________________________________________________________________

Власть

Два подхода к понятию:

Реализм:

- понятия - некие сущности

- наша задача - увидеть эти сущности

- проблема подхода: в разное время власть понимали по-разному

Номинализм:

- надо обращать внимание на контекст словоупотребления

- власть варьируется от эпохи к эпохе, от общества к обществу

 

- Даль: А имеет власть над Б в той степени, в которой А может заставить Б делать то, что Б в ином случае не стал бы делать

- на базе данного определения строятся более масштабные

- 2-й лик власти - власть над повесткой дня; 3-й лик власти - власть над желаниями людей, их формирование (Льюкс)

Вебер

- власть - это шанс провести свою волю в отношениях, несмотря на сопротивление

• это именно отношения, а не собственность (для власти нужно минимум двое)

• это именно отношения воль, то есть власть не идентична насилию (оно - слом чужой воли); к насилию мы обращаемся тогда, когда у нас нет власти

• это именно эпизод, событие; это шанс здесь и сейчас провести свою волю

Никлас Луман

- власть - коммуникация, способ общения, основанный на селекции альтернатив

- властные отношения предполагают принятие редуцированной комплексности (в той мере, в которой она принимается, существует власть)

- властные отношения асимметричны, но они всё равно отношения

- власть - добровольное принятие правил игры

- как только власть обращается к насилию, её больше нет, потому что нет коммуникации

- власть - кодировка (коммуникативный код), люди знают, как поступать в какой-либо ситуации

- чем власть сложнее, тем больше она уходит от насилия

- властвующий не должен обрывать властные отношения (применяя насилие), ведь в первую очередь он заинтересован во власти

Вебер

- господство - возможность встретить повиновение любому (или специфическому) приказу у определённой группы людей

господство:

- лонгитюдно

- коллективно (как со стороны подвластных, так и со стороны властвующих: отношения между штабом и группой людей)

Шмитт

- властный коридор

- в политических отношениях штаб обладает колоссальными объемами власти (проблема принципала-агента)

________________________________________________________________________________

- проблема легальности и легитимности

Линц

Почему сильный президент - плохо?

- двойной источник легитимности (грызня между парламентом и президентом)

- система «победитель получает всё» (выборы; после избрания импичмент тяжёл…)

- большая конфликтность в обществе (выбирающие другого президента оказываются не у дел)

Юрген Хабермас

- нужно добавить коммуникативное действие

- коммуникативная власть: власть там, где множество свободных людей достигает консенсуса, создаёт поле, где возможно рациональное действие на основе взаимопонимания

- нам не нужен фюрер, нам нужно обсуждение

- философия интерсубъективности

Мишель Фуко

Три периода творчества:

- археология (откуда проистекают системы мышления → появление понятия ненормальности в Новое время → появление дисциплинарных институций: школы, тюрьмы, психиатрической лечебницы)

- генеалогия (проблематика власти: мысль формируется в практических обстоятельствах → нужно смотреть на изменение властных практик, фокусировать внимание на институтах)

- практики заботы о себе

 

- власть - паутина

- она пытается казаться пышной, торжественной, но так мы её не поймём

- надо идти к душевнобольным, к школьникам и к заключённым (там власть проявляется в чистом виде)

- нам кажется, что власти становится меньше: нет, она заставляет нас думать определённым образом, а не вести себя определенным образом

Дисциплинарная власть:

- огораживается

- стремится выжать максимум из человека (чтобы не было ни минуты свободного времени)

- тяготеет к классовости (ранжирование, рейтинги)

- тело - предмет регулирования со стороны власти

- система правил (не можете понять, кто отдаёт вам приказ)

- формируется в 17-18 веке

________________________________________________________________________________

- власть не производится от человеческой воли, это человек подключается к сложной сети властных практик

Критика истории политической мысли

(3-х подходов):

- суверенная власть:

• ориентирована на прямой запрет

• там, где власть суверенна, она и легитимна (и наоборот)

• там, где суверенитет заканчивается, сопротивление легитимно (и наоборот)

критика: политическая философия застряла на этом подходе, хотя смысл этих понятий уже утрачен

- власть как товар:

• Маркс

• власть можно передать и продать, власть - ресурс

критика: власть нельзя передавать, потому что люди находятся в сетях власти, а не власть в руках людей

- власть как репрессия:

• Фрейд

• власть - там, где человека ограничивают в реализации его подлинных желаний

критика:

- власть продуктивна, а не ограничивает человека (она производит субъекта)

- нет никакой истинной природы человека, она создаётся властью

- субъект создан властью → только субъект может быть свободным → власть производит свободу

 

Суверенная власть Дисциплинарная власть Биовласть
  появление новых институций: школы, психиатрической больницы, тюрьмы появление новых понятий: безопасности, территории, населения
контроль за территорией контроль за множеством людей, задача - раздробить это множество, обработать каждого объект регулирования: население в целом (неважно, что отдельный человек умирает, важно, что происходит с обществом в целом)
исключения используются для демонстрации своей силы не признаёт исключений; если вы нарушаете правила, вас наказывают, но не публично: вас изолируют различия исключений и правил утверждают биовласть; правила появляются на фоне исключений
ограничена территорией склонна к огораживанию не предполагает границ
обнаруживает себя в некоторых ситуациях удваивает, производит дополнительную субъективность преображает действительность (в той мере, в которой биовласть обнаруживает себя, она создаёт своих субъектов)

-

- происходит распад универсума истины, восходящей к Богу, а разные дискурсы

- власть распадается на дискурсы власти знания

- зарождаются понятия государственного интереса и правительства → законы теперь не сводятся к принимающим их

- лидеры должны подчиняться правилам, а не правила лидерам

- governmentality (правительственность) - термин, введённый Фуко - правление мышлением

________________________________________________________________________________

Насилие

- темы: насилие / мораль; насилие / разум; насилие / право

 

- моральная философия: насилие - любое покушение на свободную волю

- политическая мысль не признаёт априорного наличия свободной воли (политика начинается, когда множество организует коллективную свободную волю

Ролз

- насилие - антоним морали

- мы можем вывести проект государства, где не будет насилия

- если наши права нарушаются (в нашем почти справедливом обществе), можем прибегнуть к гражданскому неповиновению

- проблема не в принципах справедливости, а в их проведении в жизнь

Жорж Сорель

- история - борьба рабов за права

- насилие начинается там, где мораль не справляется со своими задачами

- только насилие пробуждает достоинство, оно организует человека

- не будет насилия → не будет воли, равенства, борьбы; не будет культуры, не будет движения вперёд

- насилие пролетариата над буржуазией - благо, ведь только так буржуазия начинает развиваться

- пролетариат осуществляет насилие с двух сторон:

• преобразует природу в культуру

• по отношению к буржуазии

Как пролетариату бороться?

- политическая стачка - не ведет к радикальным переменам, нацелена на достижение конкретных целей

- всеобщая стачка - чистое насилие; пролетариат должен победить; следующий уровень - новый уровень культуры (пролетариат + буржуазия), ведь буржуазия тоже проявила героизм; исчезновение государства

 

- идеологии недостаточно: любая из них апеллирует к разуму, ни одна из них не способна побудить людей на насилие

- на это ↑ способны мифы

- мифы - глубинное понимание действительности, которое вызывает отторжение

Ханна Арендт

- насилие неразумно, оно находится вне сферы политического

- насилие - лишь инструмент, техника

- насилие предполагает цели; а политика ценна сама по себе, у нее нет цели, она разумна

- тоталитаризм держится на насилии как на самоцели

- насилие - естественный компонент природной жизни; разум - способ подняться над природой

- насилие всегда слепо и индивидуально, а власть коллективна

- формула насилия = один / немногие выступает/ют против всех

- в 20 веке происходит наложение власти на насилие

аргументы против насилия

 как оппозиции разуму

- если насилие - элемент природы (а не человеческих отношений), то оно не имеет отношения к воле человека (то есть любое природное ограничение мира - насилие? если я, к примеру, не могу летать - это насилие?)

- разум может быть репрессивным (Фуко)

- насилие слепо и не предполагает коммуникации (по Аренд), но, например, теракт - инструмент коммуникации ;(

 

- насилие не может быть сломом свободной воли, как говорит моральная философия, потому что как бы мы его тогда идентифицировали? насилие - покушение на слом свободной воли

Макс Вебер

- насилие - что-то, что имеет отношение к праву

- у кого-то есть право его осуществлять, у кого-то - нет

Вальтер Беньямин

- насилие - оборотная сторона права

Функции насилия:

- правоустанавливающая: европейский князь завоевывает территорию, всех вырубает, говорит, что всё - его (установил право)

- правоподдерживающая: полиция разгоняет людей на несогласованном митинге (право поддерживается!)

• * в современном государстве эти функции насилия связаны и воплощены в институте полиции

 

 

Типы насилия:

Божественное насилие Мифическое насилие
осуществляется ради живущего (живых людей, тех, кто есть) против самой жизни осуществляется ради самой жизни
несёт за собой правоуничтожение (суверен сам нарушает собой же принятые права для осуществления насилия) несёт за собой правоустановление (после революции осуществляется установление новых прав)
разрушает пределы (любые границы разрушаются перед абсолютной властью)   устанавливает пределы (в смысле права)
искупляет вину и грех вызывает вину и грех
разит (присутствует как воздаяние, мы не опасаемся его последствий) угрожает (вызывает тревогу)
смертельно, но без крови (гуманизация смерти) кроваво (должно устрашать)
принимает жертвы ради себя (карает и мстит) требует жертв (должна быть сакрализована жертва!)
право - следы когда-то утверждённого насилия бесцельно

 

________________________________________________________________________________

Ганди

- феномен ненасилия как техники

- не проявлять физическое насилие, а, к примеру, блокировать доступ к благам, отказывать в каких-то услугах 

- но в широком смысле это ведь тоже насилие! (есть покушение на свободную волю)

 

инициатор насилия / цель государство общество
государство война террор
общество бунт, революция, терроризм гражданская война, в пределе - геноцид

 

Джон Кин

треугольник насилия

(3 базовые проблемы современного мира очерчивают всё пространство насилия)

- ядерные державы

- негражданская война (распавшееся государство, пример Руанды)

- апокалиптический терроризм (в силу технологий выходит на новый уровень)

 

 

Война

 

Платон - конфлкт в полисе - распри - конфликт греков и не греков - война (война без правил, потому что на варваров не распространяются правила человеческого общежития)
Аристотель - всё-таки в полисе могут быть войны (к примеру, если от соседа исходит угроза по отношению к тебе, ты вправе применить насилие) - а варвары существуют, чтобы их убивали (их телос в этом)
Римская Античность (Цицерон) - идея космополиса - разум на территории империи воплощается в гражданском праве - война - средство для наказания преступника (он нарушил права) - война имеет чёткую причину и чёткий конец
Августин - вместо нарушения права - грех - война оправдана в той мере, в которой мы чувствуем, что люди - грешники
Гуго Гроций - вместо греха - суверенитет - война справедлива тогда, когда мы защищаем наше государство - война - самозащита - если вы отбились, не надо продолжать войну
Томас Гоббс - естественное состояние - война всех против всех - война - это состояние (подобна погоде: может быть мокрой, хотя дождя и нет) - это состояние тревоги, оно иррационально → заключаем общественный договор, образуем государство → передаем права суверену - теперь война - состояние, в котором живут все государства; международные отношения - всегда война всех против всех
Клаузевиц - война - продолжение политики другими средствами - война - акт насилия, подчинённый политическим целям - война - событие - война всегда разная, она меняется составляющие войны / акторы: - насилие / народ - игра / полководцы - политические цели / правительство (должно решить, когда заключить мирный договор)    - задача войны - провести нашу волю (не уничтожить противника!) - компонент игры после 18-19 века ушёл из войны окончательно (этого Клаузевиц не застал)
Карл Шмитт современные тенденции по отношению к войне: - криминализация войны (война становится уголовным преступлением) - морализация войны (отказываемся признавать противника человеком → самые кровавые войны от имени морали)
Майкл Уолцер - справедлива самооборона (заимствование идеи Гроция) - можем бить только регулярную армию (только тот, кто разумно соглашается на смерть, может быть убит) - если мы не можем отличить гражданское население от регулярной армии, надо прекратить войну - есть одно исключение: когда мы сталкиваемся с абсолютным злом (нацизмом, к примеру), мы не должны ограничивать себя в средствах

 

________________________________________________________________________________

Террор / Терроризм

- террор - насилие государства над обществом

- терроризм - насилие общества над государством

Гоббс

- государство образовано → нет войны всех против всех (нет тревоги, она иррациональна) → страх рационален (бояться правильно) → в гражданском состоянии мы испытываем страх перед Левиафаном и перед его отсутствием

- страх нужно сеять посредством террора

 

- терроризм тоже осуществляется, чтобы сеять страх

- Арон: терроризм - там, где много психологического ущерба, но мало насилия

- государство использует террор, чтобы сеять страх, а больше всего боится терроризма

- Арендт: в тоталитарном обществе все боятся всего

- терроризм - древнее понятие; террор появляется в Новое время

- отличительные черты национального государства:

• хорошо воюет

• хорошо умеет собирать налоги

- государство легитимирует себя за счет того, что оно лишает нас тревоги, а терроризм эту тревогу пробуждает, подрывая государство

- государство создавалось для войны с другими государствами, а не с террористами (метафора деревянного солдата Урфина Джуса и термитов)

- Бодрийяр: государство уничтожает само себя в ответ на терроризм

________________________________________________________________________________

Государство

- государство: явление современности или нет?

- государство: уникально (Гегель) или обладает типичными признаками?

- государство: возникает само собой или надо до него дорасти (Гегель, Арендт)?

Макс Вебер

- государство - порождение модерна

- союзы:

политические иерократические
частный случай - государство частный случай - церковь
претендует на легитимное физическое насилие на определенной территории претендует на легитимное символическое насилие
контроль: - эксклюзивный (в пределах заданных границ) - инклюзивный (как у империи) важно количество подконтрольных людей, а не территория

 

 

Пьер Бурдьё

- говоря о государстве, надо идти по принципу методологического сомнения

- но надо обращать внимание не на институты, а на разные мелочи, в которых проявляет себя государство

- государство появляется как аллокации почестей

- официальное возникает как деперсонализация чести

- честь и почести - предмет обладания групп населения

- государство начинается, как система универсализации почестей

- теперь только государство может решить, обладаешь ты правами или нет

- с появлением официального появляется публичность

 

Козеллек

два аспекта понятия революция:

- коренной перелом в жизни общества (выход на новый уровень)

- использование насилия для перехода на этот уровень

 

В современности появляется революция как коренной перелом, после которой время прерывается.

 

Гегель - революция встроена в общий проект философии истории - история - последовательное приращение свободы - современность - стадия познания абсолютным духом самого себя, в которую он входит в непрестанное противоречие (отсюда у Хабермаса его модерн - незавершённый проект) - революция не может кончиться: она идет, как и реформация, и просвещение - нет практических выводов
Маркс - история (человечества) начнётся тогда, когда произойдёт революция - сегодня - история классов - философы должны менять мир - они могут и должны предсказывать революцию, чтобы способствовать её наступлению - противоречия достигли предела: отчуждение человека у него самого (пролетариат должен совершить переход на новый уровень!)

 

Линии напряжения:

границы революции Гегель, Бадью: революция идёт до тех пор, пока люди, вовлеченные в неё, осознают её; пока сохраняется временной режим, определяемый этим событием
насилие и революция Арендт революцию отличают: - пафос новизны - использование насилия - идея свободы   социальный вопрос: из-за него ВФР обречена на провал, а Американская революция - отличная   - частное - условие политики - политика устанавливает себя за счет насилия
что мы можем знать о революции за её пределами? - Маркс: можно предсказать - Арендт: можем предвосхитить (но важнее вопрос о том, что революцию нужно уберечь) Хайдеггер: - именно в событии обретает себя подлинно человеческое - событие - распад социальности, единство с миром - революция как событие: истина открывается только в событии (но надо быть верными открывшейся нам истине) - революция сегодня везде, только не в политике (это симптом кризиса!) - событие открывает нам альтернативы - когда оно пройдет, будут установлены новые структуры господства и социальные отношения - если мы будем верны ответам на экзистенциальные вопросы, данным в ходе события, революция сохранится

 

Уровни знания:

- онтологический (что такое политика? что можно назвать политическим явлением?)

- эпистемологический (возможно ли знание о политике?)

- методологический (какие методы будем использовать?)

       Политическая наука не проблематизирует первые два вопроса, она занимается методом. Политическая теория размышляет над первыми двумя вопросами.

       У всех наук есть проблема эпистемологического характера (потому что в действительности мы не можем наблюдать причинно-следственные связи). Но только у политической науки возникает проблема с её теоретической частью (с которой они не сходятся в онтологических вопросах).

 

Три закрытые теории,

которые объясняют абсолютно всё:

- Фрейдизм (всё объясняется категорией бессознательного)

- Марксизм (всё объясняется классовой борьбой)

- Дарвинизм (всё объясняется естественным отбором)

 

Кант:

- гетерономия (природный мир: животное хочет спать - идёт спать; нет свободы)

- автономия (только у человека; мы хотим спать - но пишем эссе; свобода!)

 

Платон:

- идея теоретика-наблюдателя

- после смерти Сократа мудрость и политика больше не вместе - выносит академию за пределы полиса

 

Перспективы

Понимания мира политики:

- Лео Штраус: опыт политики был утрачен с полисной жизнью; мы не должны идти в политику; мы можем лишь читать Платона и Аристотеля; в Античности мы могли различить тиранию и правомерную политику, сегодня этот опыт утрачен

- Ханна Арендт: мыслить политически - выходить в публичную сферу (для этого нужно мужество; разделение частного и публичного пространства, утраченное в новое время)

 

________________________________________________________________________________

Современность

- Кант «Критика способности суждения»: есть категория прекрасного, которое универсально (оно не укладывается в разум, оно возвышенно); разум расписывается в беспомощности в определенных ситуациях

- термин «современность» впервые веден Бодлером (современность - эпоха, когда обнажается отсутствие единой красоты)

Гидденс:

- современность начинается с распада времени и пространства

- античность - время циклично (лето-осень-зима-весна; день-ночь)

- современность - время линейно

- разрыв высвобождает возможности для человека (контингентность, вариативность)

- общество становится сложным, ускоряется

- деперсонализированное доверие друг к другу

Системы:

- символические (деньги: они ничем не обеспечены - просто бумажка, но мы доверяем им и их принимаем)

- экспертные (доверяем специалистам, которые произвели какой-либо продукт, к примеру, электричку)

Гегель:

(современность - эпоха, когда абсолютный дух входит в отрицание со своим наличным бытием; пример: цветок и семя; семя - отрицание цветка; однако цветок даёт семя, из которого прорастет новый цветок; но цветок - уже не семя)

Дата: 2019-05-28, просмотров: 218.