Средневековье как этап всемирной истории
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Так, именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

В развитии западноевропейского средневекового общества можно выделить три этапа:

— раннее Средневековье (V-Х вв.) – идет процесс складывания основных структур, характерных для Средневековья;

— классическое Средневековье (XI-XV вв.) – время максимального развития средневековых феодальных институтов;

— позднее Средневековье (XV-XVII вв.) – начинает формироваться новое капиталистическое общество. Это деление в значительной степени условно, хотя и общепринято; в зависимости от этапа меняются основные характеристики западноевропейского общества. Прежде чем рассмотреть особенности каждого этапа, выделим наиболее важные черты, присущие всему периоду Средневековья..

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬ (V-XVII ВВ.)

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основа экономики сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Подавляющая часть населения Западной Европы на протяжении всего периода Средневековья жила вне города.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Незначительный уровень специализации районов, связанный с таким типом хозяйства, определил развитие главным образом дальней (внешней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Средневековой Европе существует одна религия для всех народов – христианство, ставшее базой для объединения европейцев в одну семью, складывания единой европейской цивилизации.

Средневековье – это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество – сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Система вассалитета. Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король –верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Таким образом, король в средневековой Европе – всего лишь «первый среди равных», а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы –герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. – неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов – бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов – рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других – были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, – сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал – феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: «вассал моего вассала – не мой вассал», система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.

Нравы, обычаи. Еще одной фундаментальной характеристикой западноевропейского средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью – все выставлялось напоказ. Общество было наглядным в своей обыденной жизни, в нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их «прочитать», знал их код, получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый – как цвет новой любви, желтый – как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм – важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в отношении к преступникам не было середины – их либо казнили, либо прощали совсем.

Другими частыми чертами характера средневекового жителя Западной Европы были вспыльчивость, корыстолюбие, неуживчивость, мстительность. Эти качества сочетались с постоянной готовностью к слезам: рыдания считались благородными и прекрасными, и возвышающими всех – и детей, и взрослых, и мужчин, и женщин.

Средневековье – время проповедников, которые проповедовали, переходя с места на место, возбуждая людей своим красноречием, очень сильно влияя на общественные настроения. Так, громадной популярностью и любовью пользовался вошедший в историю брат Ришар, живший во Франции в начале XV в. Как-то раз он проповедовал в Париже на кладбище невинноубиенных младенцев в течение 10 дней с 5 утра до 11 часов вечера. Его слушали громадные толпы народа, воздействие его речей было мощным и быстрым: многие тут же бросались на землю и каялись в своих грехах, многие давали обеты начать новую жизнь. Когда Ришар объявил, что заканчивает последнюю проповедь и должен идти дальше, множество людей, оставив свои дома и семьи, ушли вслед за ним.

Проповедники, безусловно, способствовали созданию единого европейского общества.

Важной характеристикой общества было общее состояние коллективных нравов, общественный настрой: это выражалось в усталости общества, боязни жизни, ощущении страха перед судьбой. Показательным было отсутствие в обществе твердой воли и желания изменить мир к лучшему. Страх перед жизнью уступит место надежде, мужеству и оптимизму только в XVII-XVIII вв. – и не случайно именно с этого времени наступит новый период в человеческой истории, существенной чертой которого будет желание западноевропейцев позитивно преобразовывать мир. Восхваление жизни и активное к ней отношение появились не вдруг и не на пустом месте: возможность этих перемен будет постепенно вызревать в рамках феодального общества на протяжении всего периода Средневековья. От этапа к этапу западноевропейское общество будет становиться более энергичным и предприимчивым; медленно, но неуклонно будет меняться вся система общественных институтов экономических, политических, социальных, культурных, психологических. Проследим особенности этого процесса по периодам.

ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ.

1 т. зр. В повести временных лет под этнонимом варяги понимают общее название разных народов, обитавших по берегам Балтийского моря (Варяжское море)

· 2 т. зр. Византийские источники 11 века варягами называют норманнов, служивших телохранителями у Византийского императора.

· 3 т. зр. Ключевский считает, что варягами русские стали называть выходцев из Скандинавии.

· 4 т. зр. Анохин считает, что слово варяги произошло от слова варяжи - варежка, часть рабочей одежды солевара.

В 9 веке норманны/викинги/варяги стали приходить на просторы Восточно-Европейской равнины.

В конце 7 – начале 8 вв. побережье Средиземного моря контролировал могущественный арабский калифат. Путь на запад закрывала мощная Каролингская империя, обладавшая сильной береговой охраной.

Скандинавские народы также переживали кризис (дифференциацию)

В 18 веке в период правлении Анны Иоановны (бироновщина), И.Г. Байер, Миллер выдвинули норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства (Согласно норманской теории, основанной не неправильном толковании русских летописей, Киевская Русь была создана шведскими викингами, подчинив восточнославянские племена и составившими господствующий класс древнерусского общества, во главе с князьями-Рюриковичами).

В 18 веке – царствование Елизаветы Петровны (1 дочери Петра 1), Ломоносов выдвинул антинорманскую теорию происхождения Древнерусского государства.

И норманисты, и антинорманисты опираются на один и тот же источник – отрывок из Повести Временных Лет рассказ о призвании варяг.

Норманнской теории придерживались: С.М. Соловьев, В. О. Ключевский, но Ключевский подчеркивал, что решающая роль в образовании государства принадлежит не столько варягам, сколько самим восточным славянам, уже осознавшим необходимость общей для всех власти.

Дискуссия обострилась в 30-е годы 20 века. Большой вклад в критику нормандской теории внес Рыбаков Б. А., он утверждал, что рассказ о призвании варяг был включен в Повесть Временных Лет позже.
Рыбаков уверен, решающая роль в образовании Древнерусского государства принадлежит Южной, поднепровской Руси с центром в Киеве, где государство было образовано задолго до призвания варягов.

Дискуссия вокруг происхождения термина Русь:

· Теория скандинавского происхождения (Карамзин, Соловьев, Ключевский);

· В 20 веке Данилевским – финно-угорский корень (чудь, русь);

· Социальное происхождение термина (не может иметь этический смысл);

· Автохтонная (славянская) теория. Мавродин, Рыбаков, Греков, Ломоносов считали, что слово Русь произошло от слова «Рось» - притока Днепра.


ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ.

1 этап. Вторая половина 9 – середина 10 веков. Начальный период, время первых киевских князей. Княжили: Рюрик– варяжский князь, основатель новой княжеской династии на Руси (правил в Новгороде 862-879), Олег (правил в Киеве 879-911, обязал платить дань Киеву древлян, радимичей, северян), Игорь (912-945), Ольга – жена Игоря (945-964, установила уроки – размер дани, погосты – места сбора дани; присоединены земли тиверцев, уличей, древлян), Святослав – сын Ольги и Игоря (964-972).

2 этап. Конец 10 – середина 11 века. Эпоха расцвета Киевской державы. Княжили: Владимир 1, Ярослав Мудрый.

После гибели Святослава короткое время правил его старший сын – Ярополк (972-980 гг.), который продолжал укреплять единство государства, боролся с племенным сепаратизмом (политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии)

За Ярополком правил третий сын Святослава Владимир в Новгороде (980-1015). Присоединены земли вятичей, земли по обе стороны Карпат.

3 этап. Середина 11 – начало 12 века. Упадок государства, деление на отдельные княжества. Княжили: Изяслав, Святослав, Всеволод, Владимир Мономах, Мстислав и др.

Киевская Русь – раннефеодальная монархия (власть принадлежала одному человеку)

Дата: 2019-05-28, просмотров: 170.