ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ: ЭТНОГЕНЕЗ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ, ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ВЕРОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этногенез- момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

Происхождение и расселение восточных славян.

Славяне выделились из индоевропейской группы к середине 1 тысячелетия до н. э.

Название «славяне» появляется в источниках в 6 в. н. э. В это время славянский этнос активно включается в процесс Великого переселения народов — крупного миграционного движения, охватившего Европейский континент в середине 1 тысячелетия н. э. и почти полностью перекроившего его этническую и политическую карту. Расселение славян на обширных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы стало главным содержанием поздней фазы Великого переселения народов (6 — 8 вв.). Одна из группировок славян, расселившаяся в лесостепных областях. Расселение славян происходило по трем основным направлениям:

1) на юг, на Балканский полуостров;

2) на запад, в Среднее Подунавье и регион между Одером и Эльбой;

3) на восток и север по Восточно-Европейской равнине.

Соответственно в результате расселения сформировались три существующие доныне ветви славянства: южные, западные и восточные славяне.

Общественный строй

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, восточные славяне жили вначале родовыми общинами.

С VI в. родовые отношения у восточных славян стали распадаться в связи с появлением металлических орудий труда и переходом от подсечного к пашенному земледелию, так как уже требовались совместные усилия всех членов рода для ведения хозяйства. Основной хозяйственной единицей стала отдельная семья.

Постепенно, вначале на юге, в лесостепной зоне, а затем и в лесной, на севере происходит замена родовой общины соседской, территориальной, которая называлась «мир» – на юге, и «вервь»1 – на севере. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы, пахотную землю, но семье уже выделяются в пользование участки пахотной земли наделы. Эти участки обрабатывала своими орудиями труда каждая семья, которая получала в собственность собранный ею урожай. Со временем переделы пахотной земли прекращались, и наделы переходили в постоянную собственность отдельных семей.

Совершенствование орудий труда привело к производству не только необходимого как в натуральном хозяйстве, но и прибавочного продукта. Происходило накопление прибавочного продукта, а на его основе – развитие обмена между отдельными семьями. Это привело к дифференциации общины, росту имущественного неравенства, накоплению богатства старейшинами и другой знатью. Высшим органом управления у славян продолжало оставаться вече – народное правление, сообща решавшее все важнейшие вопросы. Но постепенно значение его падало.

Восточные славяне вели «многочисленные войны со своими соседями, отражая натиск кочевых народов. В то же время они совершали походы на Балканы и в Византию. В этих условиях чрезвычайно возрастала роль военачальника – князя, который зачастую являлся главным лицом в управлении племени. Когда войны были редки, в них участвовали все мужчины племени. В условиях частых войн это становилось экономически невыгодным. Рост прибавочного продукта позволял содержать князя и его дружину – группу воинов, преданных только князю. Так, в VIII-IX вв. формировалась в племенах и племенных союзах военно-дружинная знать, сосредотачивавшая и власть, и богатство. Они объявляли себя собственниками земель племени или племенного союза, облагая соплеменников данью (налогом).

Князь и дружинники богатели и за счет военной добычи: захваченных военнопленных они превращали в рабов, заставляя работать на своих землях.

В VI-VIII вв. рабами у восточных славян были в основном захваченные на войне пленники. В то время у славян существовало обычное право, по которому запрещалось порабощать своих соплеменников, например, за долги и т.п. Рабы из военнопленных использовались в основном в домашнем хозяйстве, на самых тяжелых работах. Принципиального различия между свободным общинником и рабом не было. Рабство у славян носило патриархальную форму, когда рабы не образуют класса, а считаются младшими неполноправными членами семьи.

Таким образом, у восточных славян происходила резкая дифференциация (расслоение) общества, оно вплотную подошло к образованию государства.

Хозяйственная деятельность

Условно хозяйственную деятельность можно разделить на:

1. Земледелие.

2. Собирательство (мед диких пчел (бортничество) и ягоды, воск) .

3. Охота на зверей.

4. Скотоводство (коровы, свиньи овцы, козы, лошади).

5. Рыболовство.

6. Ремесло и торговля.

Охота.

Добыча: лисы, зайцы, медведи, птицы и т.д.

Орудия: стрелы, рогатина, копье с железным наконечником, секира (тяжелый топор).

Ремесло и торговля.

Представлены: кузнечным делом, ювелирным, камнерезным, столярным и др.

Кузнечное дело.

инструменты: гончарный круг, наковальня, молот, клещи, зубило, обжимки и т.п.

Верования

Верование: язычество.

Охватывало всю сферу духовной, а так же большую часть материальной жизни. Имеет индоевропейские истоки, было сопряжено с античной мифологией. В широком смысле восточнославянское язычество рассматривается как комплекс древних (первобытных и раннесредневековых) воззрений, верований, обрядов, послуживших основой для позднейших религий, духовности, ментальности ( Е. В. Аничков, В. Я. Пропп, Б. А. Рыбаков и др.). В узком смысле его рассматривают как племенные культы.

Существует множество принципов классификации восточнославянского язычества. Например:

А) отражавших природу и олицетворявших природу,

Б) космологическое деление: Перенос персонажей мифологии на структуру Вселенной, звезд, планет и т. п.

В) Главные, второстепенные, мелкие и т. п.

Но чаще всего выделяют три периода русского язычества:

Древнерусский пантеон

(божества, идолы которых были установлены в Киеве при князе Владимире I в 980 г.)

Велес – бог скота, покровитель богатства.

Даждьбог – огонь, свет небесный, податель земных благ. Сын Сварога. Умирает осенью, а 24 декабря вновь рождается.

Макошь – богиня судьбы, мать хорошего урожая. «Ма» - мать, «кошь» - корзина, кошелка. Содействовала домашним работам. В русском православии перевоплотилась в Параскеву Пятницу ( чествование – 28 окт., время окончания сбора урожая и начала домашних работ).

Перун – бог молнии, грозы, града, войны. В мифологии представлен в виде всадника на коне, поражает змеевидного врага. В Христианское время был замещен Ильей-пророком. По Б. А. Рыбакову день Перуна – 20 июля.

Сварог – божество небесного огня, податель культурных благ. После крещения был вытеснен Кузьмой и Демьяном.

Стрибог – бог ветров, имеет отношение к богатству. По Рыбакову тождественен Юпитеру.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 186.