Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (ред. от 28.12.2016)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Рис.45. Функции политических партий.

 

 

Исторически партии формировались как представительные, выражающие определен- ные групповые интересы структуры. Через партии эти группы и слои доносят до государ- ства свои требования и нужды, получают от своей партии поддержку в решении важнейших вопросов. Потому и говорят о партиях как о посредниках между обществом и государством.

Основными целями политических партий являются:

1) формирование общественного мнения;

2) политическое образование и воспитание граждан;

3) выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни;

4) выдвижение кандидатов на выборах.

Политическая социализация – это процесс вхождения человека в политическую жизнь общества и политического становления личности, формирование политического мировоззрения и приобретение навыков политического участия.

Фактически во всех странах, в которых допускается свободное участие граждан в поли- тической жизни, за человеком признается право влияния на деятельность органов государ- ственной власти, данное явление получило название лоббизм.

Л оббизм – оказание влияния со стороны частных и общественных организаций (поли- тических партий, профсоюзов, корпораций, предпринимательских союзов и т. п.) на процесс принятия решений парламентом. Основная цель этих организаций – добиться закрепления в законодательстве интересов различных слоев населения, социальных групп и организаций.

Важнейшими субъектами лоббирования являются политические партии и СМИ. Про- фессиональным лоббизмом занимаются также специальные лоббистские фирмы: консал- тинговые и рекламные агентства, аналитические центры.

В качестве лоббистов не могут выступать депутаты парламента, выборные должност- ные лица РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц, органы и долж- ностные лица исполнительной власти РФ.

Методами лоббистской деятельности могут являться:

1) представление в органы государственной власти информации, документов и проек- тов решений проблем и вопросов;

2) личное участие в работе государственных комитетов, комиссий, фракций, депутат- ских групп, политических партий;

3) обращения к должностным лицам государственных органов власти;

4) выступления (публикация) в СМИ в поддержку конкретных законопроектов или решений государственных органов.

Главное достоинство лоббизма заключено в создании легитимных возможностей уча- стия в выработке и принятии политических решений различных общественных групп.

 

2) Партийная система


 

Все партии в государстве, а также их взаимоотношения как между собой, так и с госу- дарством, и с другими элементами политической системы и гражданами объединяются понятием партийная система.

Структура партийной системы и ее функционирование во многом зависят от типа поли- тического режима. По этому признаку различают демократические, авторитарные и тотали- тарные партийные системы. Партийные системы также различаются по количеству партий, так выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

О днопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Однопартийные системы исключают возможность существования каких-либо других партий и предполагают слияние партийного и государственного руковод- ства.

Двухпартийные системы характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия), где лидирующие позиции в государстве занимают лишь две пар- тии, которые являются постоянными лидерами избирательных кампаний, и с которыми не в состоянии конкурировать другие партии.

Многопартийная система предполагает наличие трех и более политических партий и отличается постоянной конкуренцией за власть. Многопартийность в государстве соответ- ствует принципу политического плюрализма.

Политический плюрализм (от лат. «pluralis» – «множественный») – это принцип, согласно которому в государстве признается политическое многообразие, многопартийность и сосуществование различных политических идеологий.

Политический плюрализм предполагает такое общественное устройство, в соответ- ствии с которым общественно-политическая жизнь в государстве сочетает множество раз- личных взаимозависимых социальных и политических групп, партий, организаций, чьи идеи и программы находятся в постоянном соревновании и конкурентной борьбе. При этом каждый гражданин имеет право обратиться в любую подобную организацию и стать ее участником.

 

3) Классификация политических партий

По отношению к власти в политологии различают правящие партии (находящиеся у власти) и оппозиционные (противостоящие правящей). Оппозиционные партии, в свою очередь, делятся на легальные (действуют законно) и нелегальные (запрещены государ- ством).

Если вхождение в состав партии не требует каких-либо особых требований и свободно для представителей различных социальных слоев, то партия является открытой. Закры- тые партии характеризуются большим количеством формальных требований к кандидатам и сложным процессом приема.

Профессор политической социологии Парижского университета, государствовед Морис Дюверже в своем труде «Политические партии» предложил классификацию поли- тических партий по способу организации, которая впоследствии стала очень популярной. Согласно данной типологии партии подразделяются на массовые и кадровые.

Р азличие кадровых и массовых партий не связано ни с их масштабом, ни с их чис- ленностью; дело не в различии размеров, а в различии структур. Возьмем, к примеру, фран- цузскую социалистическую партию: рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу как с политической, так и с финансовой точки зрения. Ведь она прежде всего стремится дать политическое воспитание рабочему классу, выделить из его среды элиту, способную взять в свои руки власть и управление страной. А это означает, что члены составляют самую материю партии, субстанцию ее деятельности – без них она напоминала бы учителя без учеников. С точки зрения финансовой партия также суще-


 

ственно зависит от взносов своих членов: первейшая обязанность секций состоит в том, чтобы обеспечить регулярные денежные поступления. Таким образом, партия собирает средства, необходимые для политического просвещения и повседневной работы. Тем же путем она может финансировать и выборы – к аспекту финансовому присоединяется здесь политический. И этот последний аспект проблемы – основной, поскольку любая избира- тельная кампания требует больших расходов. Вместо того чтобы обращаться к несколь- ким частным пожертвователям с целью покрыть расходы на избирательную кампанию – промышленникам, банкирам или крупным коммерсантам, массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них прихо- дится скромная сумма.

Кадровые партии с оответствуют другому понятию. Это объединение нотаблей (представителей высшего класса), их цель – подготовить выборы, провести их и сохра- нять контакт с кандидатами. Прежде всего это нотабли влиятельные, чьи имена, пре- стиж и харизма служат своего рода поручительством за кандидата и обеспечивают ему голоса; это, далее, нотабли технические – те, кто владеет искусством манипулиро- вать избирателями и организовывать кампанию; наконец, это нотабли финансовые – они составляют главный двигатель, мотор борьбы. И качества, которые здесь имеют значение прежде всего, – это степень престижа, виртуозность техники, размеры состояния. То, чего массовые партии добиваются числом, кадровые достигают отбором. И само вступ- ление в кадровую партию имеет совершенно иной смысл: это акт глубоко индивидуальный, обусловленный способностями или особым положением человека, строго соответствую- щий его личностными качествами. Это акт, доступный избранным; он основан на жест- ком и закрытом внутреннем отборе. Если считать членом партии того, кто подписывает заявление о приеме в партию и в дальнейшем регулярно уплачивает взносы, то кадровые партии членов не имеют.




Дата: 2019-05-28, просмотров: 180.