Обстановка при проведении инструктажа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Хотя условия в пассажирской кабине, где обычно проводится инструктаж пассажиров, не отвечают необходимым требованиям, поскольку вследствие большого шума внимание пассажиров рассеивается, тем не менее необходимость заставляет проводить устный инструктаж именно в кабине самолета. В идеальном случае пассажиры сидят в самолете при выключенных моторах, и никакой шум не мешает им внимательно слушать инструктора. При этом возможно показать приемы использования аварийного снаряжения.

В любом случае при инструктаже внимание пассажиров следует обращать на опасность, которую может представить при аварии курение, стесняющая одежда, очки, искусственные челюсти, острые предметы, а также на необходимость пользоваться привязными ремнями, надевать спасательные жилеты, занимать правильное положение в кресле и хорошо знать аварийные выходы. Правильная последовательность действий при вынужденной посадке имеет исключительное значение.

 

Последовательность действий

 

Главной задачей при вынужденной посадке самолета на сушу или на воду является сохранение жизни пассажиров и экипажа. Для достижения этой цели необходимо бортпроводникам убедиться в том, что пассажиры получили указание подготовиться к вынужденной посадке и покиданию самолета. Если экипаж состоит только из командира корабля и второго пилота, то один из них инструктирует пассажиров.

В случае вынужденной посадки на воду необходимо расстегнуть стесняющую одежду и надеть спасательные куртки, причем это должно быть сделано как можно быстрее. Затем следует плотно пристегнуться привязными ремнями, убрать острые предметы, снять очки, вынуть искусственные челюсти и пр. Женщины должны снять туфли на высоких каблуках, а также легковоспламеняющиеся шелковые и нейлоновые чулки.

На больших самолетах, на которых почему-либо не работает переговорное устройство, а также на небольших пассажирских самолетах, принадлежащих различным фирмам и частным лицам, для проведения инструктажа пассажиров разбивают на небольшие группы. Инструктаж проводится следующим образом: каждой группе в отдельности даются указания сначала по двум вопросам, затем по следующим двум и так до тех пор, пока все вопросы не будут проработаны с каждой группой. Для предупреждения возникновения паники среди пассажиров очень важно сохранить контроль над поведением пассажиров.

Во время инструктажа пассажиры должны быть предупреждены о том, что во время вынужденной посадки аварийные выходы, окна и двери самолета могут быть открыты, вследствие чего в кабине будет очень большой шум и другие неудобства; им также надо напомнить о том, как действовать после аварийной посадки, когда самолет остановится.

Если по какой-либо причине требуется поменять пассажиров местами, то это необходимо сделать в конце инструктажа. После этого бортпроводник или второй пилот докладывает командиру корабля об окончании инструктажа и получает от него последние указания. Возвратившись в пассажирскую кабину, он знакомит пассажиров с тем, что происходит в момент удара самолета о землю при посадке, предупреждает их о возможности выхода из строя системы освещения, вследствие чего в кабине наступит темнота, а также сообщает температуру воды в море (в случае вынужденной посадки на воду). В то же время пассажиров следует заверить в том, что связь с органами спасательной службы установлена и что спасательные средства уже находятся в пути.

При строгом соблюдении членами экипажа установленного порядка действий количество жертв сокращается до минимума [14].

 

Организация взаимной помощи

 

Если предполагается, что после вынужденной посадки пассажиры должны будут быстро покинуть самолет, то при наличии времени перед вынужденной посадкой организуется система взаимной помощи. Каждый физически крепкий пассажир прикрепляется к более слабому, которому, по всей вероятности, потребуется помощь (сюда относятся старики, женщины, дети и др.). Перед выделенными для оказания помощи ставится задача приложить максимум усилий, чтобы вывести всех пассажиров из самолета. Эта мера не только отвлекает пассажиров от возможных панических настроений, но также снимает часть бремени с членов экипажа.

Можно также поставить физически крепких пассажиров у аварийных выходов для помощи при оставлении самолета. Пассажиры должны быть проинструктированы относительно того, как и когда они должны расстегнуть привязные ремни. Опыт показывает, что в условиях опасности пассажиры не всегда могут это сделать без посторонней помощи. Если возможно, следует поставить двух физически крепких пассажиров у выхода из кабины экипажа в пассажирскую кабину с целью выяснения состояния членов экипажа после полной остановки самолета и оказания помощи в случае необходимости.

Командир корабля должен требовать от бортпроводников, чтобы они еще при посадке пассажиров на самолет: 1) намечали среди пассажиров кандидатов в помощники экипажу на случай вынужденной посадки и 2) запоминали тех пассажиров, которым может потребоваться помощь.

Известен случай, когда после возникновения на самолете пожара сразу после взлета бортпроводница, которая еще при посадке пассажиров в самолет правильно оценила способности каждого из них, смогла быстро распределить обязанности по оказанию помощи нуждавшимся в ней еще до того, как горящий самолет коснулся земли, хотя она имела в своем распоряжении всего 2 мин.

 


5. Объявление пассажирам аварийного положения

 


Общие положения

 

Чрезвычайно важно, чтобы член экипажа, делающий сообщение об аварийном положении по переговорному устройству, оставался спокойным и хладнокровным. Если переговорного устройства на самолете не имеется, командир корабля должен вызвать к себе бортпроводника и дать ему указания подготовить пассажиров к вынужденной посадке. Если бортпроводников в экипаже нет, то такую подготовку проводит второй пилот.

Между моментом выявления аварийного положения и принятием решения произвести вынужденную посадку может пройти много времени. В этом случае волнение пассажиров доходит, естественно, до высшего предела, поэтому пилот должен сделать все возможное, чтобы успокоить пассажиров лично или по переговорному устройству. Он должен (если есть возможность, то лично) сообщить пассажирам какие-нибудь ободряющие сведения, дать им общие указания или гарантировать им благополучный исход аварии, что может быть в подобном случае оправдано.

 

5.2 Процедура подготовки пассажиров перед вынужденной посадкой

 

При возникновении аварийного состояния самолета командир корабля определяет, какие срочные меры должны быть приняты.

A. По переговорному устройству командир корабля вызывает бортпроводницу: «Мисс... (имя), подойдите к вашему аппарату». Одновременно он включает сигналы: «Не курить» и «Застегнуть ремни».

Б. Получив такое распоряжение, бортпроводница занимает свое место у переговорного аппарата и сообщает пассажирам следующее:

«Внимание! Леди и джентльмены. Прошу вас занять места и застегнуть привязные ремни. Курить запрещается».

После этого бортпроводница остается у аппарата в ожидании дальнейших распоряжений.

B. Младшая бортпроводница помогает пассажирам застегивать ремни. Если же таковой на самолете нет, то это делает первая.

В случае объявления аварийного положения командир корабля передает по переговорному устройству следующее (данная фраза употребляется только в случае опасности):

1) При аварийном положении:

«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни».

2) Перед тем как производить вынужденную посадку: «Внимание! Немедленно застегните привязные ремни,

приготовьтесь к посадке на землю (на воду)».

Если позволяют время и обстановка, командиру корабля следует обратиться к пассажирам со следующим заявлением:

 

 

«Говорит командир корабля... Прошу внимания. Самолет находится в... состоянии. Возможна вынужденная посадка на... Все должны сохранять полное спокойствие и точно выполнять указания бортпроводника. Мы будем информировать вас о состоянии самолета».

Получив сообщение об аварийном положении, бортпроводник передает по переговорному устройству:

«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни» (общее требование в случае аварийного положения).

«Леди и джентльмены, самолет находится в аварийном положении. Большое внимание взаимопомощи. Выполняйте, пожалуйста, все указания».

Только при вынужденной посадке на воду:

Дать подробное объяснение и продемонстрировать, как и где взять спасательный жилет, а также как его надеть. (На рис. 6 показано, как правильно надеть применяющийся на авиалиниях спасательный жилет.)

Пассажирам сообщается:

«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни, приготовьтесь к вынужденной посадке на землю (на воду)».

«Леди и джентльмены, прошу слушать меня внимательно. Аварийное положение самолета требует вынужденной посадки на землю (на воду). Прошу вас строго выполнять мои указания. Застегните привязные ремни как можно туже. По команде «Приготовиться» сцепите руки под коленями и наклонитесь, чтобы голова оказалась между колен. Опустите голову как можно ниже. При посадке произойдет два или несколько толчков. Сохраняйте принятое положение, пока самолет не остановится. Выходите из самолета спокойно, сохраняйте порядок».

При вынужденной посадке на воду:

«Не надувайте спасательных жилетов внутри самолета. Имейте выдержку, все будут обеспечены местами в спасательных лодках. Самолет оборудован для посадки на воду. Возьмите с собой одеяло. Снимите обувь».

Примечание. Если командиру корабля заранее известно о том, что вынужденная посадка на землю или на воду будет связана с большими трудностями и что в результате полученных повреждений самолет может быстро затонуть, он должен сообщить об этом экипажу, а также в очень осторожных выражениях пассажирам самолета. В таких случаях необходимо использовать для покидания самолета все имеющиеся выходы.

 


6. Действия экипажа и пассажиров перед вынужденной посадкой

 


Общие положения

 

После установления связи с землей экипаж должен быть проинструктирован (полученная ранее тренировка экипажа на случай аварии должна обеспечить слаженность действий при действительной аварии). Члены экипажа подготавливают пассажиров к вынужденной посадке на воду. Спокойствие и уверенность в себе экипажа передается пассажирам, поэтому ни один член экипажа не должен показывать волнения и признаков замешательства.

Необходимо выбросить весь лишний груз. При этом следует исходить из того, потребуется ли тот или иной предмет после посадки самолета. Уменьшение груза на самолете приведет к уменьшению общего его веса и, следовательно, к заметному улучшению его летных качеств. Выбрасывая груз, необходимо действовать обдуманно: безусловно, правильнее выбросить багаж или коммерческий груз, чем одеяла и огнетушители.

Выброску вещей из самолета следует производить внимательно, чтобы случайно не выбросить нужные предметы. Легче всего выбросить спасательное снаряжение, хранящееся на видном месте, однако оно потребуется в первую очередь, когда самолет произведет вынужденную посадку.

При выброске необходимо соблюдать осторожность, чтобы выбрасываемые предметы не повредили самолет и чтобы случайно не выпал человек, выбрасывающий груз. Лица, занятые выбрасыванием груза, должны привязываться веревкой такой длины, которая бы не позволяла им выпасть из самолета.

Перед выброской груза необходимо снизить скорость и выпустить закрылки с тем, чтобы можно было без увеличения скорости опустить нос самолета. Это нужно для того, чтобы при выброске груза не повредить хвостового оперения.

Предметы выбрасываются или выталкиваются в открытые двери или люки.

Необходимо также освободиться от лишнего горючего, не требующегося для вынужденной посадки. Уменьшение веса горючего в баках увеличивает плавучесть самолета и снижает его критическую скорость.

Все оборудование, остающееся в самолете, необходимо надежно закрепить. Спасательные лодки следует распределить но всему самолету, но в самолете их не надувать. Каждая лодка снабжена тросом, с помощью которого ее можно прикрепить к самолету перед спуском на воду, с тем чтобы ее не унесло течением. Когда самолет начинает погружаться в воду, этот трос обрывается.

 

Подготовка пассажиров к вынужденной посадке

 

A. Если позволяет время, следует организовать среди пассажиров взаимопомощь. Каждый пассажир, выделенный для помощи другому, получает задание помочь физически слабому пассажиру выбраться из самолета после посадки.

Б. Пассажиры, выделенные для помощи, занимают места рядом с теми, кому они должны помочь, а также у выходов из самолета.

B. Пассажиры, носящие очки, должны их снять. Женщины должны снять туфли на высоких каблуках.

Г. Спинки всех сидений должны быть подняты.

Д. Чтобы уменьшить опасность получения пассажирами телесных повреждений при посадке, необходимо раздать им подушки, одеяла и пальто и научить, каким образом их использовать.

Е. Каждый ребенок по возможности должен занимать отдельное место. Привязные ремни на нем должны быть правильно надеты и плотно застегнуты. Если по какой-либо причине ребенок должен находиться на руках у взрослого, то в этом случае пристегивается ремнями только взрослый, который должен держать ребенка, прижимая его к груди таким образом, чтобы при падении обоих вперед ребенок не был придавлен.

Ж. У беременных женщин ремни должны опоясывать бедра ниже живота, но ни в коем случае не живот.

 

Привязные ремни

 

Пассажиров необходимо научить правильно расстегивать замки привязных ремней, иначе в условиях опасности многие из них не смогут сделать этого самостоятельно.

А. Привязные ремни должны застегиваться вокруг бедер ниже живота.

Б. Они должны застегиваться туго.

Закрепление различных предметов

A. Все свободно лежащее оборудование и груз внутри самолета следует закрепить.

Б. Проверить и закрепить все кухонное оборудование.

B. Закрепить или сложить (главным образом в уборных) все остальное оборудование, багаж, груз и т.д.

 

Дата: 2019-05-28, просмотров: 199.