Аварии и эвакуация пассажиров из самолета
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методическое пособие

Аварии и эвакуация пассажиров из самолета

 


1. Аварии

 

Аварии самолетов практически можно разделить на две основные группы:

А. Внезапные аварии, когда имеется очень мало времени или же его совсем не имеется для подготовки самолета и экипажа к удару в результате падения или вынужденной посадки на сушу или на воду.

Б. «Ожидаемые аварии», когда имеется достаточно времени для подготовки самолета и его экипажа к вынужденной посадке на сушу или на воду.

Данные статистики показывают, что за последние годы процент внезапных аварий намного превышает процент ожидаемых аварий. Так, например, в 1951, 1952 и 1953 годах на долю внезапных аварий приходилось соответственно 63%, 70% и 80% от общего числа аварий на суше. Поэтому необходимо обратить особое внимание на соответствующую подготовку и инструктаж летных экипажей и пассажиров, а также на обеспечение их необходимыми средствами для того, чтобы успешно преодолеть опасность как внезапной, так и ожидаемой аварии.

Порядок действий экипажа самолета и пассажиров в случае внезапной и ожидаемой аварий в основном одинаков. Однако в обоих случаях характер их действий зависит от наличия времени и от характера аварии. Поэтому для внезапных аварий нельзя заранее точно предусмотреть порядок действий членов экипажа и пассажиров. Этот порядок в каждом отдельном случае должен устанавливаться самим экипажем в зависимости от конкретных условий, при которых происходит данная авария. При этом большое значение имеет подготовленность и личные качества членов экипажа.

При внезапном складывании шасси во время посадки самолета в аэропорту возникает та же проблема, что и при ожидаемой посадке самолета на фюзеляж, а именно — успешная эвакуация всех находящихся в самолете людей. Поэтому можно считать, что основной порядок действий остается одинаковым как при внезапной, так и при ожидаемой аварии.

Фактор времени является основным признаком, отличающим один вид аварии от другого. Эффективное использование времени, имеющегося в случае ожидаемой аварии, значительно увеличивает вероятность сохранения жизни большему числу людей. Надлежащий инструктаж экипажа и пассажиров, соответствующая подготовка кабин пилота и пассажиров, а также своевременное извещение органов спасательной службы об аварии — все эти мероприятия способствуют уменьшению количества жертв при аварии самолета. Однако, поскольку внезапные аварии случаются чаще, чем ожидаемые, необходимо, чтобы пассажиры и экипаж были заранее обеспечены наиболее эффективными средствами спасения.

 

1.1 Предварительная подготовка

 

В полете могут возникнуть такие условия, когда потребуется заблаговременная частичная подготовка самолета и пассажиров к возможной аварии. Такие условия могут возникнуть в связи с ненормальной работой мотора или оборудования самолета, например при отказе одного из моторов на двухмоторном самолете при полете над морем или над местностью, где посадка связана с большим риском. В этих условиях нет необходимости проводить полную подготовку самолета и пассажиров к вынужденной посадке. Однако пассажирам следует сообщить о создавшейся обстановке и в дальнейшем информировать их о том, как протекает полет и какие принимаются меры для обеспечения их безопасности.

 


2. Подготовка летных экипажей на случай аварии самолета

 



Общие положения

 

Известно, что для пилота средней квалификации полет в нормальных условиях не представляет особых трудностей. Но для того чтобы успешно справляться с трудностями, возникающими в условиях опасности, требуется большое мастерство, тренировка и способность к здравому суждению.

Каждый член экипажа должен получить такую тренировку в отношении своих действий в случае аварии самолета, чтобы он мог автоматически и правильно реагировать на любую неожиданно возникшую сложную обстановку. Общее знакомство с порядком действий в случае аварии, а также изредка проводимые тренировки являются недостаточными. Необходима такая программа тренировки летных экипажей, которая бы не только ставила перед каждым членом экипажа задачу найти правильное решение в сложной обстановке, но и вызывала бы у него интерес и желание тренироваться систематически.

Одна авиационная компания ввела у себя на авиалиниях следующее правило: каждый раз перед посадкой пассажиров все члены экипажа собираются на самолете и проверяют знание каждым из них порядка действий в случае аварии, размещения аварийного имущества и умение им пользоваться, а также обязанности каждого члена экипажа при аварийной эвакуации пассажиров. Такая систематическая проверка является прекрасным методом тренировки членов экипажа в усвоении ими своих обязанностей. Если этот метод дополнить показом специальных фильмов, чтением лекций, практическими занятиями, а также проверкой в полете подготовки экипажей один раз в полгода, то подготовка была бы полной.

 



Время для спасения

 

Если после падения самолета на земле на нем начинается пожар, у экипажа и пассажиров остается очень мало времени для того, чтобы покинуть самолет,— от нескольких секунд до нескольких минут. Это время в большой степени зависит от характера местности, направления ветра, а также от расположения очагов пожара на самолете (т. е. от того, какие части самолета залиты бензином). Испытания показали, что при пожаре большой силы, когда бензином залиты передняя и средняя части мотогондол, огонь может проникнуть внутрь фюзеляжа за 7 сек. Нечего и говорить, что время для спасения в этом случае ничтожно мало.

Это еще раз говорит о необходимости разработки всеобъемлющей реалистически построенной программы подготовки летных экипажей к действиям в случае аварии.

Спасательные подушки

 

Все пассажирские самолеты должны быть снабжены спасательными подушками на случай внезапной аварии самолета сразу после взлета или посадки на аэродроме, где взлетно-посадочная полоса примыкает к морскому побережью.

Комплект аварийного снаряжения на самолетах, совершающих полеты над труднодоступной местностью

Самолеты, совершающие полеты над районами суши или моря, в которых действия аварийно-спасательной службы связаны с особыми трудностями, должны иметь на борту необходимый минимальный запас аварийного снаряжения и предметов первой необходимости. Ниже приводятся списки этих предметов.

При полетах над сушей в тропических районах:

аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей; аптечка первой помощи (бортовая); коробка спичек в непромокаемой упаковке; тесак; топор;

противомоскитная сетка (на каждого человека); флакон с жидкостью против насекомых (на каждого человека);

запас питьевой воды (0,5 л на каждого человека); флакон с таблетками хлора для дезинфекции воды; компас;

флакон с таблетками хинина;

сигнальное зеркало;

ракетница с 6 ракетами;

мелкокалиберное ружье с патронами;

охотничий нож;

комплект рыболовных снастей;

аптечка против змеиных укусов;

инструкция, как сохранить жизнь в джунглях.

При полетах над сушей в арктических районах:

аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей; аптечка первой помощи (бортовая); тесак; топор;

одеяло (на каждого человека); лыжи (2 пары);

1 пара темных очков на каждого человека; коробка спичек в непромокаемой упаковке; компас;

флакон с таблетками хлора для дезинфекции воды; сигнальное зеркало; ракетница с 6 ракетами; мелкокалиберное ружье с патронами; охотничий нож;

5-дневный запас пищи (на каждого человека); запас питьевой воды (0,5 л на каждого человека), инструкция, как сохранить жизнь в условиях Арктики;

При полетах над морем в тропических районах:

аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей;

аптечка первой помощи (бортовая);

спасательный жилет с источником света (на каждого человека);!

спасательные лодки в количестве, достаточном, чтобы поместить всех находящихся на самолете людей, причем каждая лодка должна иметь:

средства освещения;

тент (используется как парус, для защиты от дождя

и солнца и для собирания дождевой воды); комплект материалов для ремонта лодки; ковш для вычерпывания воды;

сигнальное зеркало; полицейский свисток; нож;

баллон СО2 для аварийного надувания лодки;

воздушный насос;

весла (одна пара);

веревка длиной 20 м;

компас;

ракетница и 6 ракет;

5-дневный запас пищи (на каждого человека); опреснитель на каждую лодку, рассчитанную на двоих,

или по 1 л воды на человека; комплект рыболовных снастей; инструкция, как сохранить жизнь на море.

При полетах над морем в арктических районах:

аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» с комплектом принадлежностей;

аптечка первой помощи (бортовая);

спасательный жилет с источником света (на каждого человека);

спасательные лодки в количестве, достаточном, чтобы поместить всех находящихся на самолете людей, причем каждая лодка должна иметь:

средства освещения;

тент (используется как парус, для защиты от дождя

и солнца и для собирания дождевой воды); комплект материалов для ремонта лодки; ковш для вычерпывания воды; сигнальное зеркало; полицейский свисток; нож;

баллон СО2 для аварийного надувания лодки;

воздушный насос;

весла (одна пара);

веревка длиной 20 м;

компас;

ракетница с 6 ракетами;

5-дневный запас пищи (на каждого человека); опреснитель на каждую лодку, рассчитанную на двоих или по 1 л воды на человека; комплект рыболовных снастей;

инструкция, как сохранить жизнь на море в Арктике.

Аварийный топор.

Все самолеты на случай аварии должны иметь на борту по крайней мере один аварийный топор. Если самолет рассчитан более чем на 30 человек, включая экипаж, то на самолете должно быть не менее двух топоров, которые следует хранить в легкодоступных местах.

Проверка аварийного имущества

Все аварийное имущество должно периодически тщательно проверяться, а спасательные лодки и спасательные жилеты должны подвергаться регулярным испытаниям.

 


4. Инструктаж пассажиров

 


Общие положения

 

Правильно проводимый тщательный инструктаж пассажиров имеет исключительное значение. Он в большой степени увеличивает шансы на спасение. Проверка показала, что при получении такого инструктажа, независимо оттого, носил ли он характер устных инструкций или же сопровождался соответствующей демонстрацией, пассажиры делали гораздо меньше ошибок, причем эти ошибки были в основном несерьезными.

Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, инструктаж, проводимый перед вынужденной посадкой, сильно влияет на поведение пассажиров во время аварии. Перед вынужденной посадкой один из компетентных членов экипажа должен объяснить пассажирам, что самолет через некоторое время совершит вынужденную посадку; при этом сообщается также характер вынужденной посадки. Это сообщение должно быть сделано спокойно, кратко и таким тоном (всякий драматизм исключается), словно вынужденная посадка является совершенно обычным делом, с тем, чтобы убедить пассажиров, что экипаж полностью уверен в себе. Это будет значительно способствовать уменьшению паники и растерянности среди пассажиров при вынужденной посадке.

Очень важно, чтобы среди пассажиров в самолете поддерживались порядок и спокойствие, так как один истерик может деморализовать большую группу людей. Такого человека следует осторожно успокоить, а если это невозможно, то применить к нему насильственные меры.

Иногда может пройти значительное время с момента выявления аварийного состояния самолета до принятия решения о вынужденной посадке. В таких случаях, естественно, волнение пассажиров может доходить до крайних пределов, и командир корабля должен принять все меры, чтобы разрядить обстановку. Он должен, по возможности лично, сообщить пассажирам какие-нибудь ободряющие сведения, дать им некоторые инструкции или гарантию в благополучном исходе, что в подобных условиях может быть оправдано.

 

Последовательность действий

 

Главной задачей при вынужденной посадке самолета на сушу или на воду является сохранение жизни пассажиров и экипажа. Для достижения этой цели необходимо бортпроводникам убедиться в том, что пассажиры получили указание подготовиться к вынужденной посадке и покиданию самолета. Если экипаж состоит только из командира корабля и второго пилота, то один из них инструктирует пассажиров.

В случае вынужденной посадки на воду необходимо расстегнуть стесняющую одежду и надеть спасательные куртки, причем это должно быть сделано как можно быстрее. Затем следует плотно пристегнуться привязными ремнями, убрать острые предметы, снять очки, вынуть искусственные челюсти и пр. Женщины должны снять туфли на высоких каблуках, а также легковоспламеняющиеся шелковые и нейлоновые чулки.

На больших самолетах, на которых почему-либо не работает переговорное устройство, а также на небольших пассажирских самолетах, принадлежащих различным фирмам и частным лицам, для проведения инструктажа пассажиров разбивают на небольшие группы. Инструктаж проводится следующим образом: каждой группе в отдельности даются указания сначала по двум вопросам, затем по следующим двум и так до тех пор, пока все вопросы не будут проработаны с каждой группой. Для предупреждения возникновения паники среди пассажиров очень важно сохранить контроль над поведением пассажиров.

Во время инструктажа пассажиры должны быть предупреждены о том, что во время вынужденной посадки аварийные выходы, окна и двери самолета могут быть открыты, вследствие чего в кабине будет очень большой шум и другие неудобства; им также надо напомнить о том, как действовать после аварийной посадки, когда самолет остановится.

Если по какой-либо причине требуется поменять пассажиров местами, то это необходимо сделать в конце инструктажа. После этого бортпроводник или второй пилот докладывает командиру корабля об окончании инструктажа и получает от него последние указания. Возвратившись в пассажирскую кабину, он знакомит пассажиров с тем, что происходит в момент удара самолета о землю при посадке, предупреждает их о возможности выхода из строя системы освещения, вследствие чего в кабине наступит темнота, а также сообщает температуру воды в море (в случае вынужденной посадки на воду). В то же время пассажиров следует заверить в том, что связь с органами спасательной службы установлена и что спасательные средства уже находятся в пути.

При строгом соблюдении членами экипажа установленного порядка действий количество жертв сокращается до минимума [14].

 

Организация взаимной помощи

 

Если предполагается, что после вынужденной посадки пассажиры должны будут быстро покинуть самолет, то при наличии времени перед вынужденной посадкой организуется система взаимной помощи. Каждый физически крепкий пассажир прикрепляется к более слабому, которому, по всей вероятности, потребуется помощь (сюда относятся старики, женщины, дети и др.). Перед выделенными для оказания помощи ставится задача приложить максимум усилий, чтобы вывести всех пассажиров из самолета. Эта мера не только отвлекает пассажиров от возможных панических настроений, но также снимает часть бремени с членов экипажа.

Можно также поставить физически крепких пассажиров у аварийных выходов для помощи при оставлении самолета. Пассажиры должны быть проинструктированы относительно того, как и когда они должны расстегнуть привязные ремни. Опыт показывает, что в условиях опасности пассажиры не всегда могут это сделать без посторонней помощи. Если возможно, следует поставить двух физически крепких пассажиров у выхода из кабины экипажа в пассажирскую кабину с целью выяснения состояния членов экипажа после полной остановки самолета и оказания помощи в случае необходимости.

Командир корабля должен требовать от бортпроводников, чтобы они еще при посадке пассажиров на самолет: 1) намечали среди пассажиров кандидатов в помощники экипажу на случай вынужденной посадки и 2) запоминали тех пассажиров, которым может потребоваться помощь.

Известен случай, когда после возникновения на самолете пожара сразу после взлета бортпроводница, которая еще при посадке пассажиров в самолет правильно оценила способности каждого из них, смогла быстро распределить обязанности по оказанию помощи нуждавшимся в ней еще до того, как горящий самолет коснулся земли, хотя она имела в своем распоряжении всего 2 мин.

 


5. Объявление пассажирам аварийного положения

 


Общие положения

 

Чрезвычайно важно, чтобы член экипажа, делающий сообщение об аварийном положении по переговорному устройству, оставался спокойным и хладнокровным. Если переговорного устройства на самолете не имеется, командир корабля должен вызвать к себе бортпроводника и дать ему указания подготовить пассажиров к вынужденной посадке. Если бортпроводников в экипаже нет, то такую подготовку проводит второй пилот.

Между моментом выявления аварийного положения и принятием решения произвести вынужденную посадку может пройти много времени. В этом случае волнение пассажиров доходит, естественно, до высшего предела, поэтому пилот должен сделать все возможное, чтобы успокоить пассажиров лично или по переговорному устройству. Он должен (если есть возможность, то лично) сообщить пассажирам какие-нибудь ободряющие сведения, дать им общие указания или гарантировать им благополучный исход аварии, что может быть в подобном случае оправдано.

 

5.2 Процедура подготовки пассажиров перед вынужденной посадкой

 

При возникновении аварийного состояния самолета командир корабля определяет, какие срочные меры должны быть приняты.

A. По переговорному устройству командир корабля вызывает бортпроводницу: «Мисс... (имя), подойдите к вашему аппарату». Одновременно он включает сигналы: «Не курить» и «Застегнуть ремни».

Б. Получив такое распоряжение, бортпроводница занимает свое место у переговорного аппарата и сообщает пассажирам следующее:

«Внимание! Леди и джентльмены. Прошу вас занять места и застегнуть привязные ремни. Курить запрещается».

После этого бортпроводница остается у аппарата в ожидании дальнейших распоряжений.

B. Младшая бортпроводница помогает пассажирам застегивать ремни. Если же таковой на самолете нет, то это делает первая.

В случае объявления аварийного положения командир корабля передает по переговорному устройству следующее (данная фраза употребляется только в случае опасности):

1) При аварийном положении:

«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни».

2) Перед тем как производить вынужденную посадку: «Внимание! Немедленно застегните привязные ремни,

приготовьтесь к посадке на землю (на воду)».

Если позволяют время и обстановка, командиру корабля следует обратиться к пассажирам со следующим заявлением:

 

 

«Говорит командир корабля... Прошу внимания. Самолет находится в... состоянии. Возможна вынужденная посадка на... Все должны сохранять полное спокойствие и точно выполнять указания бортпроводника. Мы будем информировать вас о состоянии самолета».

Получив сообщение об аварийном положении, бортпроводник передает по переговорному устройству:

«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни» (общее требование в случае аварийного положения).

«Леди и джентльмены, самолет находится в аварийном положении. Большое внимание взаимопомощи. Выполняйте, пожалуйста, все указания».

Только при вынужденной посадке на воду:

Дать подробное объяснение и продемонстрировать, как и где взять спасательный жилет, а также как его надеть. (На рис. 6 показано, как правильно надеть применяющийся на авиалиниях спасательный жилет.)

Пассажирам сообщается:

«Внимание! Немедленно застегните привязные ремни, приготовьтесь к вынужденной посадке на землю (на воду)».

«Леди и джентльмены, прошу слушать меня внимательно. Аварийное положение самолета требует вынужденной посадки на землю (на воду). Прошу вас строго выполнять мои указания. Застегните привязные ремни как можно туже. По команде «Приготовиться» сцепите руки под коленями и наклонитесь, чтобы голова оказалась между колен. Опустите голову как можно ниже. При посадке произойдет два или несколько толчков. Сохраняйте принятое положение, пока самолет не остановится. Выходите из самолета спокойно, сохраняйте порядок».

При вынужденной посадке на воду:

«Не надувайте спасательных жилетов внутри самолета. Имейте выдержку, все будут обеспечены местами в спасательных лодках. Самолет оборудован для посадки на воду. Возьмите с собой одеяло. Снимите обувь».

Примечание. Если командиру корабля заранее известно о том, что вынужденная посадка на землю или на воду будет связана с большими трудностями и что в результате полученных повреждений самолет может быстро затонуть, он должен сообщить об этом экипажу, а также в очень осторожных выражениях пассажирам самолета. В таких случаях необходимо использовать для покидания самолета все имеющиеся выходы.

 


6. Действия экипажа и пассажиров перед вынужденной посадкой

 


Общие положения

 

После установления связи с землей экипаж должен быть проинструктирован (полученная ранее тренировка экипажа на случай аварии должна обеспечить слаженность действий при действительной аварии). Члены экипажа подготавливают пассажиров к вынужденной посадке на воду. Спокойствие и уверенность в себе экипажа передается пассажирам, поэтому ни один член экипажа не должен показывать волнения и признаков замешательства.

Необходимо выбросить весь лишний груз. При этом следует исходить из того, потребуется ли тот или иной предмет после посадки самолета. Уменьшение груза на самолете приведет к уменьшению общего его веса и, следовательно, к заметному улучшению его летных качеств. Выбрасывая груз, необходимо действовать обдуманно: безусловно, правильнее выбросить багаж или коммерческий груз, чем одеяла и огнетушители.

Выброску вещей из самолета следует производить внимательно, чтобы случайно не выбросить нужные предметы. Легче всего выбросить спасательное снаряжение, хранящееся на видном месте, однако оно потребуется в первую очередь, когда самолет произведет вынужденную посадку.

При выброске необходимо соблюдать осторожность, чтобы выбрасываемые предметы не повредили самолет и чтобы случайно не выпал человек, выбрасывающий груз. Лица, занятые выбрасыванием груза, должны привязываться веревкой такой длины, которая бы не позволяла им выпасть из самолета.

Перед выброской груза необходимо снизить скорость и выпустить закрылки с тем, чтобы можно было без увеличения скорости опустить нос самолета. Это нужно для того, чтобы при выброске груза не повредить хвостового оперения.

Предметы выбрасываются или выталкиваются в открытые двери или люки.

Необходимо также освободиться от лишнего горючего, не требующегося для вынужденной посадки. Уменьшение веса горючего в баках увеличивает плавучесть самолета и снижает его критическую скорость.

Все оборудование, остающееся в самолете, необходимо надежно закрепить. Спасательные лодки следует распределить но всему самолету, но в самолете их не надувать. Каждая лодка снабжена тросом, с помощью которого ее можно прикрепить к самолету перед спуском на воду, с тем чтобы ее не унесло течением. Когда самолет начинает погружаться в воду, этот трос обрывается.

 

Подготовка пассажиров к вынужденной посадке

 

A. Если позволяет время, следует организовать среди пассажиров взаимопомощь. Каждый пассажир, выделенный для помощи другому, получает задание помочь физически слабому пассажиру выбраться из самолета после посадки.

Б. Пассажиры, выделенные для помощи, занимают места рядом с теми, кому они должны помочь, а также у выходов из самолета.

B. Пассажиры, носящие очки, должны их снять. Женщины должны снять туфли на высоких каблуках.

Г. Спинки всех сидений должны быть подняты.

Д. Чтобы уменьшить опасность получения пассажирами телесных повреждений при посадке, необходимо раздать им подушки, одеяла и пальто и научить, каким образом их использовать.

Е. Каждый ребенок по возможности должен занимать отдельное место. Привязные ремни на нем должны быть правильно надеты и плотно застегнуты. Если по какой-либо причине ребенок должен находиться на руках у взрослого, то в этом случае пристегивается ремнями только взрослый, который должен держать ребенка, прижимая его к груди таким образом, чтобы при падении обоих вперед ребенок не был придавлен.

Ж. У беременных женщин ремни должны опоясывать бедра ниже живота, но ни в коем случае не живот.

 

Привязные ремни

 

Пассажиров необходимо научить правильно расстегивать замки привязных ремней, иначе в условиях опасности многие из них не смогут сделать этого самостоятельно.

А. Привязные ремни должны застегиваться вокруг бедер ниже живота.

Б. Они должны застегиваться туго.

Закрепление различных предметов

A. Все свободно лежащее оборудование и груз внутри самолета следует закрепить.

Б. Проверить и закрепить все кухонное оборудование.

B. Закрепить или сложить (главным образом в уборных) все остальное оборудование, багаж, груз и т.д.

 

Радиопередатчик

 

Вследствие того, что при вынужденной посадке задняя часть самолета страдает от повреждений в меньшей степени, чем передняя, именно в хвостовой части самолета помещается аварийный радиопередатчик «Джибсон Гёрл» или другая портативная радиостанция, которая может быть использована людьми, не имеющими какой-либо радиоподготовки.

Если самолетная радиостанция не была повреждена при посадке, то можно воспользоваться ею для установления связи.

 

Места в самолете

 

Если в пассажирской кабине есть свободные задние места, то они должны быть заняты пассажирами или свободными от выполнения обязанностей в момент посадки членами экипажа.

 



Аварийное освещение

 

На каждом самолете, транспортном и военном, должна быть оборудована автономная система аварийного освещения в кабине экипажа и в пассажирской кабине. Такая система необходима на случай вынужденной посадки на сушу или на воду, а также на случай выхода из строя электросистемы самолета ночью. Отмечен целый ряд случаев, когда вследствие того, что при вынужденной посадке пассажиры оставались в полной темноте, среди них возникала паника, мешавшая им правильно действовать.

Опыт показывает, что аварийное освещение имеет огромное значение в случае вынужденной посадки самолета ночью, поскольку оно позволяет уменьшить число жертв среди пассажиров. Таким освещением должны быть обеспечены все аварийные выходы на самолете.

 

6.9 Пассажирская кабина

 

Некоторые авиационные компании оборудовали свои самолеты автоматическими устройствами, которые срабатывают при вынужденной посадке самолета на землю или на воду, включая аварийное освещение выходов, проходов и аварийного оборудования самолета. Аварийная электросеть должна иметь отдельный источник электропитания и должна быть надежно защищена от повреждения при аварии. Отдельная батарея для питания аварийного освещения, рассчитанная на перегрузку до 10 g, должна быть прочно закреплена в защищенном месте. Ее следует устанавливать в самолете на достаточной высоте, чтобы в случае посадки на воду она не оказалась затопленной.

Другие авиационные компании для аварийного освещения пассажирской кабины устанавливают на каждом самолете два больших фонаря, один в передней части кабины, второй — в задней, питание которых осуществляется за счет сухой батареи. В случае аварийного положения фонари включаются экипажем. Рекомендуется зажигать один из этих фонарей за несколько минут перед каждым взлетом и посадкой в ночное время.

 

6.10 Кабина экипажа

 

На самолетах всех типов в кабине экипажа должен находиться ручной электрический фонарь, закрепленный в специальном держателе. Ручным фонарем пилот пользуется для освещения приборной доски в том случае, когда не работает электроосвещение.

Ручной фонарь помещается в таком месте, чтобы при его включении свет падал на приборную доску. Это освобождает обоих пилотов от необходимости держать ручной фонарь в руке, позволяя им свободно выполнять свои непосредственные обязанности при вынужденной посадке.

 


7. Позы, рекомендуемые для пассажиров и членов экипажа при вынужденной посадке самолета на сушу и на воду

 


Общие положения

 

В данном параграфе предлагаются для обсуждения наиболее выгодные положения тела человека, которые должны максимально защитить пассажиров и членов экипажа от повреждений при вынужденной посадке на сушу и на воду.

 

Общие положения

 

Основной задачей эвакуации пассажиров и экипажа после вынужденной посадки самолета на землю или на воду является быстрейшее удаление из самолета всех людей с целью сохранения их жизни. Одним из наиболее важных моментов при покидании самолета пассажирами является присутствие при этом членов экипажа, которые имеют достаточный опыт и необходимую тренировку, чтобы провести это мероприятие наиболее успешно. Хотя в настоящее время все больше и больше людей пользуется воздушным транспортом и привыкает к полетам на самолетах, тем не менее даже самый опытный пассажир не может настолько освоиться с обстановкой полета, чтобы вынужденная посадка не вызвала в нем чувства страха, а иногда и паники.

Таким образом, присутствие в кабине пассажиров членов экипажа, имеющих необходимый опыт и тренировку, является необходимым для руководства выходом пассажиров из самолета и для оказания им моральной поддержки. В случае опасности члены экипажа руководят действиями пассажиров, давая им указания в соответствии;* с обстановкой. Решающее значение имеет быстрота и организованность выхода пассажиров из самолета.

 

8.2 Телесные повреждения при ударе самолета о землю (воду)

 

Защита пассажиров от телесных повреждений в момент удара самолета при вынужденной посадке на сушу или на воду, с тем чтобы сохранить у них способность быстро передвигаться после аварии, имеет решающее значение для спасения их жизни.

Основной причиной гибели пассажиров при вынужденных посадках являются тяжелые травмы головы и туловища в момент удара самолета при посадке; ожоги в этом отношении играют второстепенную роль. Большая скорость распространения огня требует быстрых спасательных действий; минуты и даже секунды могут решить вопрос жизни или смерти.

При управляемой вынужденной посадке на воду сухопутного самолета очень немногие пассажиры или члены экипажа могут пострадать при ударе самолета о воду, если они находятся с застегнутыми привязными ремнями. Случаев гибели пассажиров при такой посадке не наблюдалось. При надлежащей подготовке пассажиров и членов экипажа к вынужденной посадке случаи гибели очень редки даже тогда, когда конструкция само лота при ударе о воду или землю получает серьезные повреждения.

 

8.3 Возможность возникновения паники среди пассажиров.

 

Необходимо учитывать возможность случаев истерики и паники среди пассажиров. Дисциплинированность членов экипажа и их умение управлять поведением пассажиров способствуют предотвращению случаев гибели пассажиров. На основании изучения целого ряда аварий можно сделать заключение, что в большинстве случаев пассажиры вели себя хорошо. В нескольких случаях было отмечено паническое поведение отдельных лиц, однако это почти не оказывало отрицательного влияния на остальных пассажиров.

При изучении 11 случаев аварий двухмоторных пассажирских самолетов одного и того же типа, во время которых все члены экипажа остались целыми, было установлено, что из 315 пассажиров 308 человек вели себя дисциплинированно, выполняя все указания членов экипажа. Из остального числа четверо были настолько ошеломлены, что не смогли принять меры, по самозащите. Однако они не мешали другим пассажирам и приняли помощь с их стороны: каждый из этих четырех человек был выведен из самолета после посадки. Два пассажира, не слушая указаний бортпроводницы, открыли служебный выход и пытались покинуть самолет. С одним из пассажиров случилась истерика, и по отношению к нему необходимо было принять соответствующие меры, однако этот случай отрицательного влияния на остальных пассажиров не имел.

К сожалению, полных данных о поведении пассажиров во время катастроф, заканчивавшихся гибелью всех пассажиров и членов экипажа, нет. Однако, основываясь на имеющемся фактическом материале, мы можем сделать вывод, что в основном во время вынужденной посадки пассажиры ведут себя дисциплинированно и действуют организованно и что случаи истерической реакции со стороны отдельных пассажиров не имеют отрицательного влияния на остальных пассажиров. Тем не менее командир корабля должен быть всегда готов к принятию необходимых мер против проявления паники и недисциплинированности со стороны отдельных пассажиров и даже целых групп.

 

8.4 Эвакуация пассажиров из самолета

 

Физически крепких пассажиров мужского пола следует поставить у аварийных выходов из самолета. Им необходимо объяснить, как открываются крышки люков, которые они должны быстро открыть по команде члена экипажа. К женщинам, детям и старикам нужно прикрепить мужчин для оказания им помощи при выходе из самолета. У каждого выхода должен находиться член экипажа, специально выделенный для ускорения эвакуации. Члены экипажа должны быть подготовлены к тому, чтобы использовать любые возможности выхода из самолета, в случае если в результате повреждения самолета при посадке воспользоваться основными выходами окажется невозможным.

На военных самолетах, где пассажиров нет, выход из самолета не представляет такой сложности, как на пассажирских, так как экипаж военного самолета является малочисленным и всегда хорошо знает аварийный порядок выхода из самолета. Перед вынужденной посадкой на воду все члены экипажа надевают спасательные костюмы, которых нет на пассажирских самолетах. Необходимо иметь в виду, что для выхода, может быть, придется воспользоваться верхними люками, так как нижние люки часто оказываются под водой. Надо соблюдать осторожность при размещении членов экипажа сзади бомбового отсека или в хвостовой части самолета.

Большое количество людей на борту пассажирского самолета затрудняет их быструю эвакуацию из самолета после вынужденной посадки. В результате специально проводившейся проверки установлено, что для эвакуации 60 пассажиров требуется больше времени, чем для эвакуации 30 пассажиров, но в 2 раза, а значительно больше. Во время выхода необходимо следить за тем, чтобы в потоке пассажиров, направляющемся к выходам, соблюдался порядок, так как пассажир, пытающийся идти против потока, может остановить все движение. Если какой-либо пассажир у самого выхода создает пробку, то его следует вытолкнуть силой. Бывали случаи, когда некоторые пассажиры вследствие нервного шока или испуга продолжали оставаться на своих местах, не делая попыток расстегнуть привязные ремни дальше после команды выходить из самолета.

Можно считать правилом, что, чем больше членов экипажа обслуживает пассажиров, тем быстрое проходит эвакуация самолета и том меньше при этом бывает затруднений.

Как и на военных самолетах, экипаж гражданских самолетов должен быть готовым использовать для выхода имеющиеся верхние люки в том случае, если боковые окажутся заклиненными при посадке. Следует оказывать помощь женщинам, детям и старикам при выходе через верхние люки. Чтобы ускорить выход, необходимо по возможности открыть сразу несколько люков. Хотя и были случаи, когда после вынужденной посадки на воду самолет оставался на поверхности воды в течение нескольких дней, тем не менее надо помнить, что обычно самолет держится на воде всего 3—10 мин., поэтому с эвакуацией пассажиров медлить нельзя.

 

8.5 Организация эвакуации пассажиров

 

При любой вынужденной посадке, ожидаемой или внезапной, выбор выходов, которыми должны пользоваться пассажиры, зависит от степени повреждений, полученных самолетом при посадке, от положения самолета на земле или на воде после посадки, а также от расположения очагов пожара в случае его возникновения, силы огня и направления его распространения. Однако если перед вынужденной посадкой имеется время, то для ускорения выхода пассажиров следует составить план действий. Доктор Б. Кинг, являющийся руководителем исследовательского сектора медицинского отдела Администрации гражданской авиации, предложил нижеследующий примерный план проведения эвакуации пассажиров из самолета после вынужденной посадки.

Примерный план эвакуации.

Открыть один из выходных люков; одновременно громко отдать распоряжение об открытии остальных выходов и, не теряя времени, начать эвакуацию пассажиров. Для ускорения эвакуации член экипажа может взять себе в помощники нескольких добровольцев из числа пассажиров.

Если нет достаточного времени для предварительной подготовки, то член экипажа, руководящий эвакуацией, дает указания пассажирам в процессе эвакуации, оставаясь на своем месте. Например, если на самолете есть аварийный скат, он должен дать команду одному из пассажиров: «Спуститесь вниз, возьмитесь за красную петлю и вытяните полотнище», а следующим пассажирам: «Помогите подняться с полотнища тем, кто будет спускаться за вами», или «Помогите тем, кто будет прыгать с крыльев» [8, 13, 21].

 


 

1. Эвакуация пассажиров из самолета на землю при нормальном положении самолета в условиях пожара.

2. Эвакуация пассажиров из самолета, у которого выпущены только основные стойки (передняя стойка не выпущена), в условиях пожара.

3. Эвакуация пассажиров в условиях пожара из самолета, у которого выпущена одна стойка основного шасси и передняя стойка.

4. Эвакуация пассажиров из самолета с полностью невыпущенным шасси (основные и передняя стойки) в условиях пожара.

5. Эвакуация пассажиров из самолета на воду в условиях пожара.

Для правильного определения порядка выхода пассажиров из самолета во всех указанных выше случаях необходимо изготовить схемы самолета с указанием:

1. Размещения в самолете спасательного оборудовании.

2. Путей эвакуации при вынужденной посадке самолета на землю.

3. Путей эвакуации при вынужденной посадке самолета на воду.

4. Путей эвакуации при вынужденной посадке самолета на воду и размещения спасательных лодок после их надувания по выходе из самолета.

 

8.6 Порядок подчинения внутри экипажа

 

При любой вынужденной посадке всегда существует опасность повреждения передней части самолета в такой степени, что члены экипажа, находящиеся там, могут получить ранения или будут блокированы после посадки. В таком случае эти члены экипажа не смогут принять участия в руководстве эвакуацией пассажиров из самолета. Поэтому руководство эвакуацией должны взять на себя остальные члены экипажа.

Право командования в таких случаях переходит в следующем порядке: командир корабля, второй пилот, бортмеханик, бортпроводники (старший, младший). Если командир корабля и второй пилот вышли из строя, командование принимает на себя бортмеханик. Обычно при вынужденной посадке, ожидаемой или внезапной, бортпроводник может справиться с организацией выхода пассажиров гораздо лучше, чем другие члены экипажа, поскольку он имеет более тесный контакт с пассажирами. Остальные члены экипажа после выполнения своих основных обязанностей должны оказывать всемерную помощь по ускорению эвакуации пассажиров. Если командир корабля считает, что его личное руководство будет полезным, он может взять это дело на себя.

 


 

Если после вынужденной посадки самолета никто из членов экипажа не может руководить эвакуацией пассажиров, а сами пассажиры не получили соответствующего инструктажа, им грозит большая опасность. После того как пассажиры покинут самолет", совершивший вынужденную посадку на землю или на воду, командир корабля или один из членов экипажа руководит их дальнейшими действиями.

В случае ожидаемой вынужденной посадки всей подготовкой самолета и пассажиров руководит, естественно командир корабля. Однако обстановка может не позволить ему оставить свое место на длительное время, поэтому командир корабля в этом случае выходит в пассажирскую кабину только для проверки действий членов экипажа, непосредственно занимающихся подготовкой пассажиров к вынужденной посадке. После окончательной остановки самолета члены экипажа, обслуживающие пассажиров, берут на себя ответственность за организацию эвакуации пассажиров и принимают решения самостоятельно.


 


9. Порядок выхода пассажиров

 

9.1 Возможность использования выходов

 

Выходы, имеющиеся в самолете, нельзя считать равноценными, так как некоторые из них, например, вследствие близости к бакам с горючим, являются менее надежными. При вынужденной посадке на землю отдельными выходами нельзя будет воспользоваться из-за деформации самолета при ударе о землю, наличия очагов пожара в непосредственной близости от выходов или наличия препятствий на земле. При вынужденной посадке на воду некоторые выходы могут оказаться под водой.

При рассмотрении материалов 235 случаев вынужденных посадок пассажирских самолетов оказалось, что только в 43 случаях донесения об этих посадках содержат сведения о том, как проводилась эвакуация пассажиров из самолета и какие выходы при этом были использованы. На основании изучения этих данных можно сделать вывод, что, как правило, выходы, расположенные впереди крыльев, являются менее надежными, чем выходы, расположенные за крыльями, так как чаще всего основная сила удара приходится на переднюю часть фюзеляжа.

В случае вынужденной посадки на воду выходы, расположенные впереди крыльев, вследствие большого веса двигателей самолета могут скорее оказаться под водой, чем выходы, расположенные за крыльями.

 

9.1 Характеристика выходов

 

1. Сравнительная оценка выходов.

Сравнительная оценка имеющихся в самолете выходов (основные двери, надкрыльные выходы и выходы через окна впереди или сзади крыльев) может быть дана только в том случае, когда принимается в расчет возраст, пол, физическое состояние и ловкость каждого отдельного пассажира, участвующего в данном полете. Пассажиры могут сильно отличаться по физическому состоянию и степени подвижности. Мужчины в возрасте от 15 до 44 лет и женщины в возрасте от 15 до 26 лет, как правило, физически крепче и более подвижны, чем мужчины в возрасте от 45 до 65 лет и женщины в возрасте от 27 до 65 лет. К этому следует еще добавить, что обычно у людей старше 40 лет отмечается тенденция к увеличению веса и потере физической силы, которой они обладали до этого возраста, а также к ослаблению сердечной деятельности.

Выход из самолета через дверь требует от пассажира меньшей физической силы и ловкости, чем выход через окно. Дверными выходами могут пользоваться все пассажиры как при вынужденной посадке с невыпущенным шасси, так и при вынужденной посадке с выпущенным шасси, если на выходе используется лестница, сходни или аварийный скат. Надкрыльными выходами могут пользоваться все пассажиры, за исключением слишком полных и тех, у кого подвижность сильно ограничена. Оконными выходами, расположенными впереди или сзади крыльев, могут воспользоваться только молодые и наиболее подвижные пассажиры; остальные же пассажиры, относящиеся к возрастным группам от 45 до 65 лет (мужчины) и от 27 до 65 лет (женщины), могут пользоваться этими выходами только в исключительных случаях.

Надкрыльные и оконные выходы могут иметь особую ценность в случае вынужденной посадки самолета на воду, однако при этом следует учитывать состояние моря и характер аварии. Если есть возможность выхода через двери и надкрыльные выходы, то ими следует пользоваться в первую очередь, так как они позволяют перейти прямо с самолета на спасательные лодки. Следует, однако, помнить, что, выйдя на крыло, пассажир окажется стоящим в воде, поэтому он должен быть осторожным, чтобы его не снесло в море волной. Пассажирам, покидающим самолет через надкрыльные люки, необходимо заранее обеспечить возможность удержаться на крыле до момента посадки на спасательные лодки.

2. Относительная скорость эвакуации пассажиров через различные выходы.

Анализ данных, полученных в результате экспериментов и из практики, позволяет произвести сравнительную оценку различных выходов с точки зрения быстроты, с которой пассажиры могут покинуть самолет, пользуясь ими. Если скорость выхода через дверной люк принять за 1, то по сравнению с этим:

1) скорость выхода пассажиров через надкрыльный люк можно оценить равной 0,7;

2) скорость выхода через остальные люки составит 0,4.

 

9.2 Типы и устройство выходов

 

Проводившиеся испытания на скорость выхода из самолета через окна различных размеров при переменной высоте их расположения относительно уровня пола со стороны входа и со стороны выхода позволили сделать интересные выводы. Если высоту окон при неизменной ширине, равной 48 см, увеличить с 60 до 90 см, то это не даст сколько-нибудь значительного выигрыша времени по сравнению с тем, которое затрачивается на выход при обычных размерах окон на современных самолетах. Уменьшение размеров окна до 43 х 66 см (т. е. до размеров, меньших, чем окна современных самолетов) приводит к увеличению времени выхода пассажиров. Значительное сокращение потребного для выхода времени отмечено в том случае, когда выходной люк имеет вид двери, а не окна, т. е. расположен на уровне пола.

Испытания, во время которых имитировались посадки самолета с убранными шасси, показали, что: 1) время, требующееся для выхода одного пассажира через окно, может составлять от 2 до 8 сек. и 2) время, требующееся для выхода одного пассажира через дверь, может составлять от 1 до 1,25 сек. Без большой погрешности можно принять, что полученные данные будут действительны также и для вынужденной посадки на воду [13].

Примечание. Некоторые организации считают, что для ускорения эвакуации пассажиров при вынужденной посадке необходимо, чтобы размер аварийных выходов был но менее 90x47 см, а высота их от пола не превышала 58 см.

Одним из важнейших показателей, определяющих скорость эвакуации пассажиров из самолета в случае аварии, является отношение количества пассажиров к числу выходов. Утверждают, что дополнительное изучение этого вопроса может привести к тому, что существующие нормы окажутся недостаточными.

 





Методическое пособие

Аварии и эвакуация пассажиров из самолета

 


1. Аварии

 

Аварии самолетов практически можно разделить на две основные группы:

А. Внезапные аварии, когда имеется очень мало времени или же его совсем не имеется для подготовки самолета и экипажа к удару в результате падения или вынужденной посадки на сушу или на воду.

Б. «Ожидаемые аварии», когда имеется достаточно времени для подготовки самолета и его экипажа к вынужденной посадке на сушу или на воду.

Данные статистики показывают, что за последние годы процент внезапных аварий намного превышает процент ожидаемых аварий. Так, например, в 1951, 1952 и 1953 годах на долю внезапных аварий приходилось соответственно 63%, 70% и 80% от общего числа аварий на суше. Поэтому необходимо обратить особое внимание на соответствующую подготовку и инструктаж летных экипажей и пассажиров, а также на обеспечение их необходимыми средствами для того, чтобы успешно преодолеть опасность как внезапной, так и ожидаемой аварии.

Порядок действий экипажа самолета и пассажиров в случае внезапной и ожидаемой аварий в основном одинаков. Однако в обоих случаях характер их действий зависит от наличия времени и от характера аварии. Поэтому для внезапных аварий нельзя заранее точно предусмотреть порядок действий членов экипажа и пассажиров. Этот порядок в каждом отдельном случае должен устанавливаться самим экипажем в зависимости от конкретных условий, при которых происходит данная авария. При этом большое значение имеет подготовленность и личные качества членов экипажа.

При внезапном складывании шасси во время посадки самолета в аэропорту возникает та же проблема, что и при ожидаемой посадке самолета на фюзеляж, а именно — успешная эвакуация всех находящихся в самолете людей. Поэтому можно считать, что основной порядок действий остается одинаковым как при внезапной, так и при ожидаемой аварии.

Фактор времени является основным признаком, отличающим один вид аварии от другого. Эффективное использование времени, имеющегося в случае ожидаемой аварии, значительно увеличивает вероятность сохранения жизни большему числу людей. Надлежащий инструктаж экипажа и пассажиров, соответствующая подготовка кабин пилота и пассажиров, а также своевременное извещение органов спасательной службы об аварии — все эти мероприятия способствуют уменьшению количества жертв при аварии самолета. Однако, поскольку внезапные аварии случаются чаще, чем ожидаемые, необходимо, чтобы пассажиры и экипаж были заранее обеспечены наиболее эффективными средствами спасения.

 

1.1 Предварительная подготовка

 

В полете могут возникнуть такие условия, когда потребуется заблаговременная частичная подготовка самолета и пассажиров к возможной аварии. Такие условия могут возникнуть в связи с ненормальной работой мотора или оборудования самолета, например при отказе одного из моторов на двухмоторном самолете при полете над морем или над местностью, где посадка связана с большим риском. В этих условиях нет необходимости проводить полную подготовку самолета и пассажиров к вынужденной посадке. Однако пассажирам следует сообщить о создавшейся обстановке и в дальнейшем информировать их о том, как протекает полет и какие принимаются меры для обеспечения их безопасности.

 


2. Подготовка летных экипажей на случай аварии самолета

 



Общие положения

 

Известно, что для пилота средней квалификации полет в нормальных условиях не представляет особых трудностей. Но для того чтобы успешно справляться с трудностями, возникающими в условиях опасности, требуется большое мастерство, тренировка и способность к здравому суждению.

Каждый член экипажа должен получить такую тренировку в отношении своих действий в случае аварии самолета, чтобы он мог автоматически и правильно реагировать на любую неожиданно возникшую сложную обстановку. Общее знакомство с порядком действий в случае аварии, а также изредка проводимые тренировки являются недостаточными. Необходима такая программа тренировки летных экипажей, которая бы не только ставила перед каждым членом экипажа задачу найти правильное решение в сложной обстановке, но и вызывала бы у него интерес и желание тренироваться систематически.

Одна авиационная компания ввела у себя на авиалиниях следующее правило: каждый раз перед посадкой пассажиров все члены экипажа собираются на самолете и проверяют знание каждым из них порядка действий в случае аварии, размещения аварийного имущества и умение им пользоваться, а также обязанности каждого члена экипажа при аварийной эвакуации пассажиров. Такая систематическая проверка является прекрасным методом тренировки членов экипажа в усвоении ими своих обязанностей. Если этот метод дополнить показом специальных фильмов, чтением лекций, практическими занятиями, а также проверкой в полете подготовки экипажей один раз в полгода, то подготовка была бы полной.

 



Время для спасения

 

Если после падения самолета на земле на нем начинается пожар, у экипажа и пассажиров остается очень мало времени для того, чтобы покинуть самолет,— от нескольких секунд до нескольких минут. Это время в большой степени зависит от характера местности, направления ветра, а также от расположения очагов пожара на самолете (т. е. от того, какие части самолета залиты бензином). Испытания показали, что при пожаре большой силы, когда бензином залиты передняя и средняя части мотогондол, огонь может проникнуть внутрь фюзеляжа за 7 сек. Нечего и говорить, что время для спасения в этом случае ничтожно мало.

Это еще раз говорит о необходимости разработки всеобъемлющей реалистически построенной программы подготовки летных экипажей к действиям в случае аварии.

Дата: 2019-05-28, просмотров: 195.