Современная социология молодежи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обращаясь к определению возрастных границ молодежи, следует отметить, что в современной научной литературе отсутствует четкое определение таких возрастных границ (как молодежи социально-демографической группы), которые исторически и социально обусловлены, и в настоящее время включают в нашей стране период от 11–17 до 35 лет. Установление границ, периодов на шкале возраста индивидов всегда условно и индивидуально, а также зависит от географических, региональных, историко-культурных (традиции и нравы народов) и даже политически факторов.

В настоящее время существуют различные типологии жизненных циклов. Американский психолог Э. Коуэн предлагает следующуюпереодизацию жизненных циклов молодежи

Деление жизненного цикла на этапы (по Э. Коуэн)

Жизненная стадия Ключевая система Задачи развития Ресурсы развития Кризисы развития
Подростковый возраст (13–17 лет) Семья, сверстники, школа Физическое созревание, абстрактные мыслительные операции, принадлежность к группе сверстников, начальная половая близость Физиологическая информация, когнитивное решение проблем, навыки построения отношений, понимание роли полов и ее культурных истоков, возможность независимых моральных суждений Социальная принадлежность или социальная защита
Юность (18–22 года) Сверстник, школа или работа, семья, окружающие Независимое существование, принятие решения о начале карьеры, интериоризация морали, интимные отношения, принятие природы отношений Учения, знания для финансовой независимости, самоизучение, принятие решения, углубление отношений, понимание плюрализма ответственности за выбор Четкая или неуверенная идентификация личности
Взросление (23–30 лет) Новая семья, дружеские связи, окружающее общество Жизнь в новой семье родительская роль (начало), развитие карьеры, выработка стиля жизни, принятие обязательств Знания и навыки планирования семейного бюджета, межличностные переговоры и разрешение конфликтов, родительская роль, ролевые ограничения Способность к социальному бытию, либо отчужденность

В мировой практике нет общего похода к определению возрастных границ молодежи. В законодательствах многих стран о молодежи чаще встречается верхний 25-летний возрастной порог. Для отдельных правоотношений он может быть выше (30 лет) или ниже (21 год). В международной практике, по классификации ЮНИСЕФ, к детям относят все население в возрасте до 18 лет. В конвенции ООН о правах ребенка дано следующее определение: «ребенком является каждое человеческое существо до 18-летнего возраста, если по закону, применяемому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее».

Периодизация взросления в нашей стране является наиболее запутанной. В современной России фактическое равноправие молодежи с другими общественными группами обеспечивается установлением молодым гражданам в возрасте от 14 до 30 лет дополнительных правовых гарантий, дающих возможность реального осуществления ими основных прав. Между тем действующим законодательством для молодых специалистов установлен 33-летний возрастной порог, а отнесение супругов к молодой семье зависит не только от возраста одного из супругов, но и от стажа семейной жизни. Так, согласно Постановлению ВС РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» к молодежи в нашей стране относят:

– граждан Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет;

– молодые семьи (семья в первые три года после заключения брака, в случае рождения детей без ограничения продолжительности брака, при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста);

– молодежные объединения.

Тем не менее, определение возрастных границ молодежи принципиально по ряду причин:

во-первых, оно даёт возможность выбрать для социологической и других областей научных знаний конкретную группу населения с целью эмпирических исследований;

во-вторых, позволяет выявить виды деятельности, занятий исследуемой возрастной группы не только для научного анализа, но и для выработки государственной молодежной политики;

в-третьих, дает дополнительные возможности для изучения особенностей социализации данной возрастной группы и социальных деформаций.

 

Основными признаками молодежи являются не только возрастные, но еще и социокультурные характеристики. К ним современная социология относит: специфические соматические и физиологические признаки, связанные с незавершенностью процесса формирования личности; экономическую, политическую и социальную несамостоятельность, связанную с отсутствием социального опыта; открытость мировоззрения и связанную с этим неустойчивость поведения; низкий статус внутри социальной группы, к которой она принадлежит по «факту рождения».

На сегодняшний день в современной науке существует несколько подходов к определению понятия «молодежь»:

 -стратификационный, который определяет молодежь как особую социально-демографическую, возрастную группу;

- институционно-функциональный, рассматривающий молодежь через ее участие в деятельности различных социальных институтов и молодежных движений;

- аксиологический, в рамках которого молодежь рассматривается через анализ ее качества жизни, ценностей и мировоззрения;

- ресурсный, при котором молодежь рассматривается как стратегический ресурс общества, основа его будущего развития;

- тезаурсный – изучает повседневную жизнь молодежи.

В рамках данных подходов существуют разные определения понятия «молодежь». Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей».

Российский исследователь проблем молодежи И.М. Ильинский рассматривает молодежь как главную ценность общества. В отношении молодежи государство должно проводить политику, направленную на опережение событий, оно должно сделать ставку на молодое поколение.

В определении молодежи, данном И.С. Коном, соединены социологический, демографический и психологический подходы. Молодежь в его понимании – это социально-демографическая группа, которая выделяется на основе таких критериев, как возрастные характеристики, особенности социального положения, социально-психологических свойств. Это определение, несмотря на ряд имеющихся в нем недостатков, стало основным в отечественной науке.

С.Н. Иконникова считает, что молодежь является социально-демографической группой, включающей молодых людей от 16 до 30 лет, характеризующая молодых людей, их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, их духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социально-психологические свойства, обусловленные характером социально-экономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития, классовым положением.

Большинство социологов молодежью считают часть населения, характеризуемую современным образом жизни, участием в одном из видов жизнедеятельности, труда и являющуюся носителем и потребителем всех форм культуры.

Придерживаясь социологического подхода к понятию «молодежь», по мнению А.Л. Маршака, нельзя не отметить, что эта социальная группа отражает сложную дифференциацию социальной жизни современного общества. Молодежь в социологии обычно разделяют на следующие социально-психологические группы:

а) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства;

в) в возрасте от 20 до 24 лет;

г) в возрасте от 25 до 30 лет – молодая интеллигенция.

 

Еще более полно содержание понятия молодежи может быть выражено в представлении о ней как о социально-демографической группе общества, где в равной степени учитываются как возрастные психологические особенности, так и внутренняя социально-классовая дифференциация, специфичная для условий современной жизни.

Российский исследователь В.В. Павловский дает определение молодежи в рамках ювенологии. По мнению ученого, молодежь – это особая биосоциальная группа людей от 13–14 до 29–30 лет (женский и мужской пол), которая занимает переходное поколение между общностями людей подросткового и взрослого возраста; представляет собой возрастное образование, включающее в себя 17 годовых подгрупп, объединяемых 4 стадиальные крупные подгруппы, которые характеризуются спецификой освоения и реализации молодежных возрасто-ориентированных программ; детерминируется природной средой, конкретно-историческим обществом с его общественной формацией, цивилизацией, государственным строем и другими особенностями социального развития; является результатом социализации в пяти основных сферах жизни общества; осуществляет переход от репродуктивной (подготовительной) к продуктивной деятельности, эволюцию от общественной и гражданской несамостоятельности – к статусу взрослых самодеятельных членов общества, полноправных граждан и сформировавшихся личностей. Это группа, которая отражает в себе классовую, социально-групповую, этническую и иную актуально важную структуру того или иного общества. При этом ученый выделяет ряд закономерностей жизнедеятельности молодежи:

1) биосоциализация;

2) внутренняя преемственность;

3) неравномерность становления и развития различных классово-социальных подгрупп молодежи.

 

Дата: 2019-04-23, просмотров: 250.