XV.3.6. Ситуативное управление состоянием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И поведением спортсмена в условиях соревнований

Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно рассмотреть с позиций широкого термина «управ-

342


ление». Однако в четвертой части этого процесса (см. схему m стр. 312) особо выделяется ситуативное управление. Спорт смен, обладающий сильным спортивным характером и xopomei психологической готовностью к соревнованиям, в подавляющее большинстве случаев не нуждается в управлении его состояниел и поведением. Вместе с тем соревновательная ситуация може' сложиться таким образом, что определенное вмешательство буде' необходимо и полезно для будущего результата. Особенно част( подобная необходимость возникает в соревнованиях высокой ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен эмо циоиально возбужден и стремится использовать все пути для тоге чтобы показать максимально высокий результат. Срочное управ ление может помочь и в случаях отчетливых пробелов в психи ческой готовности спортсмена. Вне специальных мероприятш ситуативное управление реализуется психологически и психоте рапевтически грамотным общением со спортсменом в день сорев нований и главное — непосредственно перед выступлением. Основ ные принципы этого общения изложены в психолого-педагогиче ских и психогигиенических рекомендациях (см. стр. 314). Но си туативное управление может быть и специально организованным

В принципе спортсменом может управлять любой человек вступивший с ним в контакт, но центральными фигурами в этой процессе являются тренер и психолог.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и сорев новательными состояниями спортсмена издавна называются се кундированием. Правда, до сих пор этот термин употреб дался почти исключительно в единоборствах. Современная прак тика завершающей настройки спортсмена перед стартом в различ ных видах спорта позволяет более широко трактовать поняти' «секундирование».

В качестве примера здесь приводится сокращенный сеан-секундирования в видах спорта циклического характера. Показа нием для проведения сеанса секундирования чаще всего служи-чрезмерно высокий уровень предсоревновательного змоциональ ного возбуждения. Поэтому наряду с воздействиями, направлен ными на снижение психического напряжения (главным образов путем снижения значимости соревнований), специальной задаче] на первом этапе секундирования является снижение общей пси хической активности и уровня бодрствования. Для этого прово дится сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении Однако в условиях соревнований его нередко проводят в массаж ной, в углу зала либо просто на земле. Чтобы сгладить неблаго приятное воздействие соревновательной обстановки, включаю1 магнитофонную запись шума горного ручья, дождя, под которуи до этого проводились сеансы гипноза. Звук не только заглушае1 соревновательные шумы, он условно-рефлекторно способствуе расслаблению и успокоению.

1. Спортсмен лежит на спине, руки вытянуты вдоль тулови ща. При ярком освещении глаза надо закрыть полотенцем. Пси холог или тренер начинает сеанс с разглаживания складок лба


343


Последовательно расслабляются мышцы лица, рук, ног. Формулировки расслабления мышц шеи и затылка, плеч и спины завершаются словами: «Совершенно свободно, легко лежит голова». После обобщенных формулировок расслабления, чередующихся с фразами: «Расслабление приятно успокаивает», «Сбрасывается ненужное напряжение», следует внушение тепла рук, ног, всего тела.

2. Если после релаксации до старта остается еще 10—12 мин,
спортсмену предлагается ранее избранный им вариант сюжетного
представления примерно в следующей форме: «Представь себе
ситуацию, в которой тебе всегда хорошо, уютно и спокойно. При
вычное, приятное окружение: вокруг тебя люди, с которыми тебе
всегда приятно общаться, которые относятся к тебе доброжела
тельно, участливо, ласково. Как можно больше отвлекись от всего
окружающего тебя сейчас. Тебя здесь нет, ты там, в той прият
ной и спокойной для тебя атмосфере. Четко воссоздай всю обста
новку, предметы, их расположение, цвет, спокойные голоса окру
жающих тебя людей. А главное — воспроизведи те же приятные
чувства, которые ты обычно переживаешь в той ситуации. Пе
риодически проверяй расслабление: лицо, зубы разжаты, шея, за
тылок, кисти, стопы».

3. На фоне сниженной психической активности примерно за
5—8 мин до старта внушаются спокойствие и уверенность в себе.
Примерное содержание этих  внушений следующее: «Спокойная
уверенность. Спокойная боевая уверенность. Ты знаешь о своей
отличной подготовленности. Ты проделал огромную подготови
тельную работу. Заложена новая мощная база для скачка твоих
двигательных и функциональных возможностей. Все было выпол
нено качественно и своевременно. Нагрузка снижена предельно
точно. Ты подошел к старту в прекрасной форме. Все, что было
необходимо, ты сделал в высшей степени качественно. Теперь
остается только спокойно и уверенно реализовать то, что в тебе
заложено. Хорошо работать с полной отдачей сил. Красиво, хо
рошо работать и терпеть. Все, что надо для хорошей работы, в
тебе заложено. Все будет выполнено наилучшим образом».

 

4. Вслед за внушениями спокойной уверенности следует напо
минание о характере поведения при выходе на старт и на старте:
«Выходи легкой, раскованной, свободной походкой, твердо ставь
ногу, во время ходьбы при проносе ноги вперед расслабляй мыш
цы бедра, разверни плечи, расслабь руки. Улыбайся. Реагируя
iia зрителей, поднимай руки вверх, отвечай на приветствия. Твер
дый, уверенный взгляд, четкие движения при подходе к старту.
Четко вспомни все, что тебе нужно сделать в последние минуты».

5. Уже к этому моменту психическая активность спортсмена
начинает повышаться., Последующие внушения преследуют цель
поднять боевой дух: «На старте ты будешь чувствовать мощный
прилив сил и энергии. Энергия будет переполнять тебя. Ты бу
дешь чувствовать высшее проявление боевого духа, неудержимое
стремление к борьбе, к победе, к спортивному успеху и счастью.
Ты будешь рваться в бой, желать хорошей, большой, красивой









































344


работы. Энергия будет переполнять тебя, но до старта ты будешь ее сдерживать и конденсировать. Всю эту энергию ты вложишь в мощную работу на дистанции и блестяще пройдешь ее».

6. Далее следует напоминание о содержании деятельности не
посредственно на старте и в процессе выполнения упражнения:
«Хорошая сосредоточенность на старте. Мгновенная реакция на
стартовый сигнал. Мощный старт. Не забудь: путь от места уча
стников до старта — это путь воодушевления, торжества твоей
силы и непоколебимой уверенности в себе».

7. Формула выхода на старт зависит от состояния спортсмена:
«Встань спокойно, расслабленно иди на старт» либо: «А те
перь— в бой, пора на старт». Может быть проведена словесная
мобилизация с внушением прохлады, озноба.

В зависимости от состояния спортсмена и его пожеланий могут использоваться специальные мобилизирующие упражнения, например «Прыжок». Спортсмен садится, локти на колени, голова опущена. Тренер (или психолог) говорит: «Сейчас я буду считать от одного до двадцати с нарастанием темпа до скороговорки и усилением интонации. Представляй зрительно и мышечно-двига-тельно, что ты совершаешь разбег для мощного прыжка. С каждым счетом нагнетай энергию в мышцы, можешь слегка раскачиваться в ритме счета. К счету «15» ты должен предельно собраться для совершения прыжка. При счете «20» реально мощно выпрыгиваешь вверх, одновременно представляя, что после прыжка ты совершаешь полет». Обычно упражнение выполняется 2 раза.

Обученному этим приемам спортсмену (после проведения с ним секундирования в одном-двух соревнованиях) рекомендуется использовать их самостоятельно, дополняя при необходимости собственным, индивидуально-образным содержанием.

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах. Бывает, что спортсмен заранее предупреждает о сеансе. Но чаще всего решение проводить или не проводить сеанс принимается непосредственно перед стартом, в зависимости от состояния. Опытные спортсмены вносят иногда довольно существенные коррективы в содержание сеанса. Одни предпочитают релаксацию и успокоение, другие, наоборот, только мобилизацию, третьи просят заполнить почти все время сеанса внушениями уверенности в себе, в своей готовности и высоких возможностях и т. д. Бывает, что спортсмен не может понять и сформулировать, что ему может быть полезно. Психолог должен помочь ему в этом выборе. Как правило, проведение сеанса сочетается с привычными мероприятиями по регуляции предстартового состояния.

Таким образом, ситуативное управление, в том числе секун-дирование, включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией психических состояний перед стартом, помогая вскрыть резервные возможности в наиболее ответственный момент спортивной деятельности.

Проведение описанных мероприятий психологического обеспечения спортивной деятельности требует специальной организации: привлечения специалистов (педагогов, практических психологов,










345



психотерапевтов), материальной базы (кабинетов психорегуляции, аппаратуры и пр.), соответствующей подготовки тренеров, руководителей и всего обслуживающего персонала.



XV.4. МЕТОДЫ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ

Под психорегуляцией понимается комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем.

В любой момент с доминирующей функциональной системой, обеспечивающей ту или иную деятельность человека или поддерживающей его состояние (например, состояние покоя с целью восстановления), конкурирует другая, субдоминантная, система. Так, если спортсмен выполняет на тренировке какое-то задание, это, естественно, обеспечивается доминированием рабочей, эрготропной, функциональной системы.

Однако в это же время другая, трофотропная, система делает все возможное, чтобы организм не перерасходовал свою энергию. Поэтому, хотя эта восстановительная система и имеет меньшую силу, она конкурирует с рабочей системой.

Другая ситуация может сложиться в тех случаях, когда спортсмену надо, например, восстанавливать свою работоспособность. При этом, наоборот, полному доминированию восстановительной системы будет мешать система, которая сложилась в процессе работы. Возникает это потому, что организм не может переходить от одного вида деятельности к другому, что называется, по триггер-ному механизму. Каждая функциональная система, имевшая доминирующую силу, уступает свое место не сразу. Иногда процесс перехода от одной деятельности к другой и от одного состояния к другому может затягиваться. Это особенно выражено при снижении психической работоспособности.

Можно говорить о различных принципах классификации методов психорегуляции. Так, по природе они разделяются на те, которые применяются извне (гетерогенно), и методы саморегуляции (аутогенные); по содержанию —на словесные (вербальные) и бессловесные (невербальные); по технике оснащения —на аппаратурные и безаппаратурные; по манере использования — на контактные и бесконтактные. Естественно, что такое разделение в ряде случаев условно, так как имеются определенные сочетания характеристик методов (см. схему на стр. 347).

Наиболее рациональным принципом классификации является выделение двух групп методов: гетерорегуляционных и ауторегу-ляционных.

Среди методов гетерорегуляции выделяются те, которые могут быть реализованы в обычном состоянии бодрствования или в измененном состоянии сознания, например в той или иной стадии гипноза.

345



347


Вербальные методы внушения в обычном состоянии подразделяются на беседу, убеждение, приказ и рациональное внушение.

Беседа предусматривает общение со спортсменом с целью снять нервное напряжение или, наоборот, предстартовую апатию. При этом обычно применяется тот или иной способ отвлечения, разговор о посторонних предметах, не затрагивающих «острых» или «болезненных» тем. Иногда используются такие приемы, как полемика, логические рассуждения. В последнем случае идет как бы косвенное внушение, построенное на сравнении, примерах с последующим ненавязчивым подведением итога.

Убеждение преследует более четкие целевые задачи. Спортсмена непосредственно или настраивают на конкретную деятельность, или убеждают в нерациональности того или иного поведения, состояния (например, слишком высокой нервно-психической активности). При этом могут быть использованы разные приемы психической защиты (фантазии, рационализации или замещения).

При фантазии обрисовываются ситуации, которые могли бы сложиться при другом поведении спортсмена. Нередко он и сам включается в это представление, что дает ему возможность дренировать свои эмоции.

При рационализации смысл убеждения сводится к тезису: все, что ни случилось, к лучшему.

При замещении убеждение основывается на принципе: если не то, так это. Следует подчеркнуть, что эти способы психической защиты могут применяться и в процессе саморегуляции.

Приказ является наиболее императивной формой внушения в бодрствующем состоянии. Он должен быть конкретным, четким, кратким, типа «вперед!», «смелей!», «быстрей!» и т. д. Часто приказ завершает убеждение, но может применяться и самостоятельно. Кроме приказов (средства гетерорегуляции) могут использоваться и самоприказы (средства аутовоздействия).

Рациональное внушение является более сложным методом вербальной гетерорегуляции. В его процессе следует:

1) логически убедить спортсмена в необходимости выполнить
какой-то комплекс мероприятий, настроиться на ту или иную дея
тельность;

2) устранить ненужное эмоциональное напряжение или, наобо
рот, поднять нервно-психическую активность;

3) определить благоприятную перспективу, которая может быть
у спортсмена, если он будет следовать предлагаемым психогигие
ническим советам.

Среди вербальных методов гетерорегуляции, требующих для их реализации особых психических состояний, можно выделить различные варианты гипносуггестии (внушения во сне). Хотя в переводе с греческого гипноз —это сон, в настоящее время считается, что гипноз — это не сон, а искусственно вызываемое сноподобное состояние, при котором сохраняется возможность общения. Это достигается за счет того, что в этом состоянии обеспечивается максимальное восприятие и запоминание информации, поступающей от человека, проводящего внушение. Кроме того, очень важно, что


эта информация, как правило, не критикуется. Исключением являются прочно усвоенные человеком запреты. В частности, очень трудно, а в ряде случаев невозможно внушить то, что человек не хочет делать или знает, что это делать нельзя. Зато можно помочь ему сделать то, что он хочет, но по каким-либо обстоятельствам не может. Например, преодолеть страх перед соперником, побороть дурную привычку и т. п.

Благодаря этим особенностям гипноза им можно воспользоваться для оптимизации процесса обучения, усвоения инструкции накануне соревнований. В процессе гипноза последовательно внушается состояние расслабления, покоя, внимания к словам говорящего.

Фракционный (частичный) гипноз заключается в том, что процесс внушения как бы разбивается на части. После того как человек погружается в спокойное, расслабленное состояние и пребывает в нем в течение нескольких минут, его «пробуждают», уточняют не было ли каких-либо помех, договариваются о стиле дальнейшего проведения внушения и вновь погружают в сноподобное состояние.

Имеются определенные отличия использования гипноза в медицинской практике (с целью лечения, например, неврогенных заболеваний) и в спорте. Лечащий врач выступает как человек, способный облегчить состояние больного, как личность на данный момент более сильная. В спорте врач, психолог, тренер, педагог должны обеспечивать вспомогательную роль гипноза — способствовать достижению запланированного результата. Отношения со спортсменом при этом должны быть партнерские, позволяющие ему укреплять веру в себя, в свои силы и возможности, воспитывать способность к самоконтролю и саморегуляции.

В этой связи интерес представляет метод гипносуггестии, разработанный в лаборатории психорегуляции ВНИИФК, — «репортаж», сочетающий в себе приемы фракционного гипноза, убеждения, приказа, а также метод максимального включения в реальную спортивную ситуацию. Достигается это тем, что после погружения в сноподобное состояние тактика внушения изменяется. Специалист, осуществляющий гипноз, начинает говорить в естественной манере, как бы ведя репортаж о матче, спортивном поединке или соревновании с участием спортсмена. Часто это делается вдвоем, например, врач или психолог погружает спортсмена в сноподобное состояние, а тренер затем в репортажном стиле «проговаривает» конкретные ситуации, значимые для спортсмена, формирует у него актуальные для того или иного события установки. После 1—2-минутного мысленного присутствия спортсмена в воображаемой ситуации ему дают отдохнуть, а затем вновь «разыгрывают» значимую ситуацию. И так 4—6 раз.

Среди невербальных методов гетерорегуляции выделяют аппаратурные и безаппаратурные методы. Из аппаратурных методов заслуживают внимания те, которые позволяют формировать то или иное сноподобное состояние. Для этого применяются аппараты типа «Электросон», «ПЭЛАНА» (прибор электроаналь-










348


гезии) и «ЛЭНАР» (лечебный электронаркоз), позволяющие дости* гать хорошего сноподобного эффекта (подробнее о работе этих| аппаратов можно прочитать в разделе «Психогигиена»).

Методы гетерорегуляции, изолированно использующие эти и им подобные приборы, называются аппаратурными невербальными контактными. Аппаратурные невербальные бесконтактные методы — это методы, которые действуют на органы чувств дистанци-. онно. К ним относятся, например, источники тепла, которые помогают создать соответствующие ощущения в процессе внушения, а также так называемые аудиовизуальные средства: функциональная музыка, специальные акустические феномены (например, шум дождя, леса, звуки прибоя и т. п.), цветовые эффекты (когда цвет действует или изолированно или сочетается с иллюзией падающего снега, дождя и пр.). Методы гетерорегуляции наиболее эффективны в тех случаях, когда они комплектуются, дополняя и усиливая друг друга.

Методы саморегуляции также могут быть разделены на вербальные и невербальные. К вербальным методам относятся аутогенная тренировка и ее различные модификации, «наивные» методы саморегуляции и простейшие методы саморегуляции.

Аутогенная тренировка предложена в тридцатые годы нашего столетия австрийским врачом И. Шультцем. Она построена на последовательном самовнушении чувства тяжести и тепла в конечностях, затем чувства тепла в области солнечного сплетения, чувства тепла в области сердца и, наконец, ощущения приятно прохладного лба. Все эти локальные феномены способствуют расслаблению, снятию нервного напряжения, оптимизируют восстановление работоспособности. Кроме того, находясь в состоянии, близком к гипнотическому, спортсмен может решать многие задачи, связанные с самонастройкой на предстоящую деятельность, преодоление неуверенности, страха, концентрации внимания на том или ином элементе спортивного соревнования и т. п.

Вариантами аутогенной тренировки являются психорегули-рующая тренировка, когда основное внимание уделяется успокоению и расслаблению, и психомышечная тренировка, позволяющая, по мнению некоторых авторов (А. В. Алексеев), решать более широкий круг задач, в частности более целенаправленно влиять на формирование оперативного боевого состояния, включая компоненты мобилизующей активации, акцентируя внимание на тех или иных компонентах эмоционально-чувственного переживания различных ситуаций.

Никак не умаляя достоинств вербальных методов саморегуляции, нельзя не сказать о том, что они, к сожалению, подходят далеко не всем. Есть люди, которые не могут последовательно использовать предлагаемые формулы самовнушения. При определенных неудачах у них возникает неверие в данный способ самовнушения. Поэтому из большого числа методов саморегуляции надо выбирать те, которые наиболее близки индивидуально, больше импонируют спортсмену и помогают ему в конечном итоге найти, что называется, «ключ к себе».


«Наивные» методы саморегуляции — это приемы, которые родились непосредственно в ходе тренировок и соревнований и использование которых дало тот или иной эффект, было связано с каким-то успешным выступлением, удачей и поэтому запомнилось. «Наивные» методы, как правило, специально не тренируют. Возникнув по большей части случайно, они в ряде случаев становятся ритуальными, нередко приобретая характер навязчивости. Так, спортсмен может произносить про себя одну и ту же фразу самонапутствия или самоприказа и т. п.

Простейшие методы саморегуляции в отличие от «наивных» методов надо специально тренировать. Эти методы интересны тем, что естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. Они также могут быть и вербальными, и невербальными, причем последних больше. К вербальным относятся методы самоубеждения, самоприказы, приемы психической защиты, основанные на фантазии, рационализации и замечании. Забегая вперед, можно назвать также и некоторые невербальные методы: дыхательные и мимические упражнения, упражнения, основанные на вызове специальных мышечных ощущений и т. п. Хотя эти методы естественны для поведения человека, их надо специально тренировать, доводя до автоматизма, до такого состояния, когда пусковым стимулом к их применению будет изменившееся функциональное состояние спортсмена.

К вербальным методам саморегуляции относится и и део моторная тренировка, т. е. мысленное выполнение определенных двигательных актов или своего поведения в тех или иных обстоятельствах, когда спортсмен мысленно проговаривает задание, называет какие-то движения, связки и т. п.

Если идеомоторная тренировка выполняется только на уровне представлений, то это будет невербальный способ саморегуляции.

Невербальные методы саморегуляции разделяются на аппаратурные и безаппаратурные.

Аппаратурные невербальные методы, в свою очередь, делятся на контактные и бесконтактные. Так, к аппаратурным контактным методам саморегуляции относятся все те, когда спортсмен сам использует приборы типа «ПЭЛАНА» и «ЛЭНАР», помогающие ему достигнуть эффекта расслабления, избавиться от неприятных эмоций и чувств. К этим же методам относятся аудио-средства (музыка, специальные шумы, если их прослушивание осуществляется индивидуально через наушники).

Сюда же относятся методы, построенные на принципах биологической обратной связи. Строго говоря, они предназначены в первую очередь для контроля за изменением вегетативных функций (частоты сердечных сокращений, электрокожного сопротивления, артериального давления крови и ряда других), произвольное управление которыми затруднительно. Однако применение принципа биологической обратной связи делает саморегуляцию более наглядной. Сами приборы при этом выходят за рамки контролеров эффекта, они становятся и средством, влияющим на процесс самоуправления.





350


Аудиовизуальные средства становятся бесконтактными, как только они начинают действовать дистанционно, подчиняясь, однако, управляющим влияниям самого спортсмена.

Безаппаратурные невербальные методы саморегуляции включают все «наивные», простейшие методы и идео-моторную тренировку. Так, к «наивным» методам относятся самые разнообразные ритуальные движения, упражнения, специально не вытекающие из требований деятельности.

К простейшим безаппаратурным невербальным методам можно отнести все целенаправленные гимнастические упражнения, включая дыхательную и мимическую гимнастику, использование роли позы, специальной осанки, психологическую гимнастику. В качестве средств саморегуляции может быть использована также дозированная ходьба и бег. Безусловно, в эту же группу должна быть включена идеомоторная тренировка, если ее основу составляют представления, а не словесные описания действий и двигательных актов.

Психогигиена совершенно необходима, если спортсмен находится на пике спортивной формы. Без психогигиены невозможно серьезно рассчитывать на длительное пребывание в спорте, на последовательное, целенаправленное достижение все более высоких спортивных результатов.


XV.5. ПСИХОГИГИЕНА СПОРТА

В широком смысле под психогигиеной подразумевается область гигиены, разрабатывающая и осуществляющая мероприятия, направленные на сохранение и укрепление психического здоровья человека. В психогигиене выделяются следующие разделы: возрастная психогигиена, психогигиена семьи, психогигиена труда, психогигиена спорта и ряд других.

Главной задачей психогигиены спорта является обеспечение психического здоровья спортсмена.- При этом, естественно, она тесно связана с психологией личности, психологией коллектива, психорегуляцией, психопрофилактикой, а в отдельных случаях и с психотерапией.

В современном спорте нагрузка на психическую сферу спортсменов очень высока. Соревнуясь в ряде случаев на пределе человеческих возможностей, в спорте равных побеждают те, у кого крепче нервы, лучше эмоционально-волевая подготовка, кто способен более качественно восстанавливать свою психическую работоспособность, устранять избыточное нервное напряжение. Необходимость постоянно преодолевать большие не только физические, но и психические нагрузки приводит к повышенной нервно-психической активности, а затем к эмоциональному стрессу.

Вместе с тем спортсмены нередко скрывают внешние проявления психической дезадаптации. Это связано с нежеланием показать свою слабость, боязнью не попасть в команду, не поехать на ответственные соревнования и т. п. Поэтому одной из важных задач психогигиены является четкий объективный контроль со-

352


стояния спортсмена с обязательным критическим осмыслением полученных данных.

Практика показала, что психическая дезадаптация связана со снижением уровня работоспособности. Поэтому систематическая диагностика психических состояний имеет очень большое значение. С этой целью могут применяться различные методы, описанные в гл. XIV.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 219.