XV.2. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

И ПСИХОГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Изучение спортсмена, знания о нем, как бы глубоки и правильны они ни были, не помогут спортивному совершенствова-1 нию, пока на их основе не начнется воздействие. После изучения] условий деятельности, психологических и профессиональных осо-| бенностей спортсмена, тренера и других лиц, участвующих в этой деятельности, самый простой и распространенный способ воздействия— это рекомендация, подсказка, совет или просто сомнением которое заставляет задуматься, изменить отношение, решение,! действие. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомен-] дации предписывают определенный характер и последовательность] восприятий, воспоминаний, размышлений, переживаний, действий,! слов и пр. Они должны быть своевременными, соответствовать! индивидуальным особенностям адресата (возрасту, полу, образо-1 ванию, интеллекту и др.), а также ситуации и особенностям взаи-1 моотношений спортсмена и педагога. Истинное для одного чело-1 века и для определенных условий, для другого или в другой си туации может оказаться бесполезным или даже вредным. ЧенЯ более авторитетен, опытен, уважаем, известен педагог, эффективч

314


ней его рекомендации. Лучше всего, когда рекомендации даются от имени науки, объективно доказавшей их правомерность. Нередко они бывают построены на здравом смысле, на житейских или профессиональных наблюдениях. А это значит, что они могут содержать в себе как тонко подмеченные и правильные факты, так и закрепившиеся неверные представления. Добиться научной обоснованности каждой рекомендации — задача недостижимая, но при сомнении в верности рекомендации от нее лучше отказаться.

Рекомендации могут носить как обобщенный характер, так и подчиненный случаю — эпизодический, конкретный. Они содержат большой элемент демократизма, несмотря на то что в них часто используется слово «должен». Рекомендации не приказывают, не требуют—они советуют, нередко предоставляют выбор, дают знания, информацию к размышлению. Они меняют отношения, побуждают, обучают, воспитывают и, что очень важно, дают предельно сжатое психологическое образование. Поэтому часто рекомендации направлены тренеру и другим взаимодействующим со спортсменом людям с целью поднять уровень, их психологической, психогигиенической и психотерапевтической грамотности. Поскольку большинство вопросов прикладной психологии может быть в той или иной мере выражено в рекомендациях, их число очень велико. Здесь приводятся рекомендации, касающиеся наиболее ответственных моментов спортивной тренировки и соревнований.

1. Некоторая степень психического перенапряжения в пик тре
нировочной нагрузки — естественное следствие правильно постро
енного тренировочного процесса. Отсутствие признаков психиче
ского перенапряжения означает, что спортсмен мог бы выдержать
большую физическую нагрузку и более жесткий спортивный ре
жим.

2. Если при привычной тренировочной нагрузке, далекой от
максимума объема и интенсивности, у спортсмена появляются
явные признаки психического перенапряжения, причины его надо
искать в дополнительных факторах: а) неблагоприятном психо
логическом климате (например, конфликт с кем-нибудь из членов
коллектива, длительное пребывание на сборах в отрыве от дома,
от семьи); б) снижении мотивации (например, отмена поездки
на соревнования, в которых спортсмен очень хотел принять уча
стие); в) конфликтной жизненной ситуации (например, необхо
димость делить время между тренировками и подготовкой в ин
ститут); г) появлении в системе ценностей новой ценности, более
значимой, чем спорт, и др.;

3. Тренер должен помнить, что при появлении признаков первой
стадии перенапряжения — нервозности — коррекции требуют в ос
новном отношения и поведение спортсмена, возможно, его режим,
но не тренировочная нагрузка. Спортсмен должен знать о необхо
димости пережить эти состояния и быть уверенным, что быстро
восстановится в период запланированного снижения нагрузки.

4. При появлении признаков второй стадии перенапряжения —
порочной стеничности — тренеру необходимо пересмотреть запла-
























315


нированную тренировочную нагрузку и систему восстановлена спортсмена.

5. Если обнаруживаются признаки третьей стадии психического
перенапряжения — астеничности, значит, тренер допустил грубые
ошибки в подготовке спортсмена: в методике, организации усло
вий жизни, питания, общения, отдыха и т. п. Спортсмен, про- |
шедший третью стадию перенапряжения, редко возвращается в,
большой спорт. Длительный отдых и щадящий режим, необходи- $
мые ему после этого, смещают жесткие целевые установки, на
рушают непрерывность процесса подготовки к высокому резуль-1
тату, не позволяют вновь мобилизоваться на нелегкий спортивный
труд.

6. Волнение перед стартом — необходимый компонент высокого
результата. Оно помогает спортсмену перешагнуть через стандар-:■!
ты тренировочных результатов, подняться над собой, привычным
и ординарным, часто на неожиданную высоту.

7. Если во время разминки перед стартом у спортсмена на- J
рушилась техника — это, скорее всего, следствие напряженности,
которая приводит к дисгармонии функций, .нарушает работу мышц-
антагонистов и сбалансированную систему их напряжения-рас-:;;
слабления. Корректировать технику в эти моменты — значит вме-i
шиваться в автоматизмы навыка. Поэтому начинать лучше с псщ
хологического состояния спортсмена.

8. В период соревнований у спортсмена повышена чувствитель
ность ко всему, что так или иначе касается его выступления и.
результата, и в первую очередь к любому из проявлений состоя-,.
ния тренера. Поэтому тренер ни при каких обстоятельствах не
должен проявлять волнения, сомнений по поводу предстоящего
выступления спортсмена, неуверенности, раздражительности, не
оправданной суетливости. Психическое напряжение в период со
ревнований испытывает не только спортсмен, но и тренер (бывает,
что тренер даже больше). Но чтобы спортсмен не заметил этого,
тренер должен быть настроен оптимистически, уверенно, в обще
нии быть легким, раскованным.

9. Отношения и манера общения тренера со спортсменом во
время соревнований должны быть обычными либо более мягкими.
Содержание и форму своих обращений к спортсмену необходимо
очень тщательно контролировать.

 

10. То, что было полезно для мотивации тренировочного про
цесса, может оказаться вредным в соревновательной обстановке
(разговоры о результатах выступлений, всякого рода «накачки»,
заострение внимания на значимости выступления). Все это до
пустимо лишь в крайних случаях подавленности спортсмена, и то
непосредственно перед стартом.

11. Нецелесообразно чрезмерно «раздувать» достоинства со
перника, нельзя раздражаться по поводу каких-либо нарушений
в технике или необычности его поведения.

12. Не следует успокаивать спортсмена такими фразами, как:
«Не волнуйся», «Возьми себя в руки, ты же спортсмен». Они могут
вызвать только раздражительный ответ. Целесообразнее го-










































316


ворить «Спокойно» или даже «Волнуйся», напомнив, что умеренное волнение перед стартом — это помощник спортсмена.

13. Если есть необходимость дать спортсмену какие-либо ука
зания в отношении его действий или поведения, то фразы должны
быть краткими и понятными. Неопределенные выражения, указа
ния, связанные с поиском вариантов, лучше исключить. В мо
менты растерянности, неуверенности спортсмена жесткий, автори
тетный приказ выполнять определенные действия может оказаться
вполне оправданным, особенно если он отдан императивно, в ма
нере, не оставляющей никаких сомнений в правильности и необхо
димости именно этих, а не каких-либо других действий.

14. Оценивать действия спортсмена необходимо спокойным то
ном. Лучше, если среди оценок будут преобладать положитель
ные. Спортсмену, закончившему выступление неудачно, нужно
уделить особое внимание. Нельзя выражать разочарований по по
воду его результата, подчеркивая бесперспективность спортивного
будущего. Заняться анализом ошибок лучше через день-два после
соревнований, когда страсти улягутся.

15. В период соревнований тренер не должен быть озабочен,
чрезмерно внимателен или назойлив в своем стремлении помочь
спортсмену. Особенно перед сном. Ни в коем случае не следует
уговаривать его быстро заснуть. И даже «Пора спать» лучше
заменить на «Пора отдыхать».

16. Тренер должен помнить, что спортсмена окружает много
людей, недостаточно хорошо знающих спорт, не всегда правильно
понимающих спортсмена. Они любят задавать вопросы о само
чувствии, о предполагаемых результатах, о соперниках и пр., что
часто вредит спортсмену. Особенно надо опасаться восторженных
доброжелателей, которые всегда уверены в рекорде, в победе и
т. п. В первую очередь следует оберегать от них молодых, не
закаленных в спортивных баталиях спортсменов.

17. Спортсмен должен знать, что сильнейший враг будущего
результата — это мысли о нем. Их надо заменять мыслями о ра
боте, о том, что, как и когда делать. Для большинства спортсме
нов мысли о результате в конкретной и лаконичной форме по
лезны только непосредственно перед стартом.

Приведенные рекомендации — лишь примеры. Хорошо, когда тренер собирает рекомендации (как собирают афоризмы), и еще лучше, когда он формулирует их для себя, бесконечно уточняя и дополняя в течение всей своей профессиональной деятельности.

В структуре психологического обеспечения спортивные рекомендации, как средства воздействия, отличаются рядом достоинств и недостатков. К достоинствам относятся: всеохватывающий характер, простота использования, широкий временной диапазон эффекта воздействия (от мгновенной реакции до следов, остающихся спустя годы), огромное многообразие форм при одном и том же содержании, возможность учета тончайших оттенков психических состояний и свойств личности и пр. К недостаткам рекомендаций относятся: их нередко спорный характер (когда они базируются не на строгих научных фактах, а на наблюде-































317


нии), поучающая форма (что у спортсменов, достигших успехов,} может вызвать негативную реакцию), отсутствие системы в их! реализации и пр. Эти недостатки, особенно последний, устраняются целенаправленной систематической психологической подготов-' кой к спортивной деятельности.


XV.3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

XV.3.1. Понятие о психологической подготовке

Подготовка человека к определенной деятельности — это процесс формирования готовности к продуктивному участию в ней., В этой готовности можно выделить ряд компонентов: мышечный,.1 функциональный, операционный, психологический и др. К любой деятельности, к любой роли человек должен быть готов психологически. Особенно к новой. Особенно при изменяющихся условиях, поэтапном достижении целей, скачках потребностей и ценностных ориентации. Именно такой является деятельность спортсмена. Точ-но так же результат деятельности, удовлетворенность ею, внутренний психологический комфорт, переживания человека во мно-! гом зависят от его психологической готовности не только к про-. цессу деятельности, но и к ее условиям: конкретному режиму жизни, оценке его личности, возможным наказаниям или поощрениям, особенностям общения с определенным кругом лиц и, вообще, к тому специфичному психологическому климату и психическому напряжению, которые неизбежно сопровождают любую продуктивную деятельность.

Психическая готовность к деятельности — всегда результат-психологической подготовки. Другое дело, что часто она незаметна как процесс, так как осуществляется стихийно, неорганизованно. Ребенок пошел в первый класс, юноша с призывного пункта прибыл в часть, геолог отправился в длительную экспедицию и т. д.— все они прошли курс психологической подготовки к своей деятельности, часто даже не догадываясь об этом. В тех видах деятельности, которые требуют от человека особой собранности, мобилизации, отдачи сил и высокого профессионализма, психологическая подготовка организуется и планомерно осуществляется до и в процессе деятельности. К таким видам деятельности относится и спортивная. Когда-то центральной в психологии спорта была проблема навыков. В 50-х—начале 60-х годов на первое место выдвинулась проблема волевой подготовки спортсмена. Но вот уже более двадцати лет проблема психологической подготовки, поглотив множество частных проблем, стала ведущей как в научно-практической, так и в научно-исследовательской работе.

Психологическая подготовка спортсмена — это одна из сторон учебно-воспитательного процесса в спорте. Конечной ее целью является формирование и совершенствование значимых для спорта свойств личности путем изменения системы отношений спортсмена.

Основной задачей этого процесса является создание психической готовности спортсмена: 1) к продолжительному трениро-

318


вочному процессу, 2) к соревнованиям вообще и 3) к конкретному соревнованию. Психологическая подготовка к продолжительному тренировочному процессу и к соревнованиям осуществляется заблаговременно и называется общей психологической подготовкой, непосредственная же подготовка к конкретному соревнованию называется специальной психологической подготовкой.

Между общей и специальной психологической подготовкой могут проводиться специальные мероприятия, цель которых коррекция психических состояний спортсмена на заключительном этапе подготовки. Необходимость в этих мероприятиях возникает при отсутствии системы в общей психологической подготовке, они могут быть также дополнением к ранее проведенной работе или уточнением ее. Программа коррекции психических состояний представляет собой сокращенный вариант объединенных мероприятий заблаговременной и непосредственной психологической подготовки.

Но формирование и совершенствование свойств личности — это конечная цель подготовки. В каждодневных мероприятиях задача стоит более узко и конкретно — создать у спортсмена благоприятное психическое состояние, обеспечивающее успешность тренировки или соревнования. Актуальное психическое состояние определяет продуктивность и качество тренировки, но оно может не возникнуть к очередному занятию. Оно определяет временный фон, на котором протекает деятельность. Чтобы это состояние носило более продолжительный, стабильный характер, в его основе должно лежать соответствующее отношение спортсмена к процессу деятельности, ее условиям, самому себе, нагрузке и т. п. Стабилизируясь, актуальное состояние переходит в доминирующее и создает соответствующий фон деятельности на достаточно продолжительное время. В свою очередь, доминирующие состояния на базе устойчивых отношений определяют свойства личности'— психические образования, отличающиеся устойчивостью в подавляющем большинстве ситуаций. Например, один спортсмен всегда качественно и продуктивно выполняет задания тренера, другой делает это от случая к случаю. У первого работоспособность определяется добросовестным отношением к тренировочному процессу, т. е. свойством личности, у второго — сегодняшним настроением, т. е. состоянием. Чтобы это психическое состояние стало свойством личности, его надо вызывать у спортсмена изо дня в день, перед и в процессе каждого тренировочного занятия, применяя для этого комплекс психолого-педагогических воздействий. Таким образом, психологическая подготовка — это сложный процесс стабилизации психического состояния до тех пор, пока оно не станет доминирующим, а затем и свойством личности. И центральной задачей данного процесса является формирование и закрепление соответствующих отношений, составляющих основу спортивного характера, которые создаются как под влиянием внешних воздействий со стороны тренера, родителей, психолога и др., т. е. в процессе воспитания, так


319


и под влиянием внутренней самоорганизации и самомобилизации» т. е. в процессе самовоспитания спортсмена.

В психологической подготовке спортсмена находит отчетливое! выражение классическая общая схема развития психики на ос-1 нове совершенствования трех групп основных психических явле-ний: процессов, состояний и свойств. В процессе воспитания и самовоспитания происходят изменения психических процессов и состояний, которые определяют развитие только в том случае, если закрепляются. Все изложенное доказывает, что конечной целью психологической подготовки спортсмена являются формирование и совершенствование свойств личности, определяющих: успех спортивной тренировки и соревнования.

Этот процесс развития осуществляется посредством система-^ тического управления состоянием и поведением спортсмена Э разнообразных условиях спортивной деятельности. Управление психическими состояниями и воспитание свойств личности неразрывно связаны как действие и его результат. Целенаправленная и достаточно продолжительная психологическая подготовка приводит к тому, что необходимость управления спортсменом становится все меньше. Усовершенствованная система самоуправления, саморегуляции как важнейшая характеристика личности спортсмена позволяет ему полней реализовать глубоко скрытые резервные возможности и в тренировке и в соревнованиях. Необходимость, управления, т. е. срочного вмешательства в состояние1 спортсмена извне, сохраняется всегда, но сводится к минимуму для спортсмена с высоким уровнем развития спортивного характера.

Психологическую подготовку спортсмена осуществляет главным образом тренер. Но он не может охватить всего многообразия относящихся к ней вопросов. Его помощниками в решении этих вопросов выступают профессиональный практический психолог-педагог, спортивные руководители спорта, родители спортсмена и др. Но управляет всем процессом психологической подготовки только тренер. Чтобы это руководство было правильным и грамотным, он сам должен быть психологически подготовленным и образованным.

XV.3.2. Психологическая подготовка тренера

Знание психологии своего вида спорта, умение воздействовать на спортсмена сообразно сложившейся ситуации, способность владеть собой в нагрузочные периоды тренировочного процесса и особенно в период соревнований — главные черты психологической готовности тренера, но далеко не исчерпывающие. Будучи по своей сути конкурентной, спортивная жизнь держит тренера в состоянии постоянного психического напряжения, требует непрерывного анализа того, что сделано, и обдумывания того, что еще предстоит сделать. Специфическое творчество, поиск новых путей, средств, методов заполняют всю жизнь тренера, все его сознание. Кроме того, организация спортивной деятельности такова, что


320


тренеру приходится долгие недели, месяцы, а то и годы жить вдали от семьи, без привычных удобств, нарушая сложившийся уклад жизни. А если учесть необычайную многоплановость деятельности прогрессивного тренера, переживания в момент неудачи, когда в состоянии фрустрации кажутся потерянными месяцы работы, эмоциональную насыщенность соревновательных дней, становится ясно, что выдержать это могут только психологически специально подготовленные люди.

Необходимо, кроме того, учитывать и тот факт, что осуществлять психологическую подготовку тренера и побуждать его к самосовершенствованию может только сам тренер, благодаря собственной активности, творчеству в организации жизни и работы, образованию и особой системе отношений, благодаря самовоспитанию, включающему саморегуляцию психических состояний. Основным помощником тренера в его психологической подготовке является главный мотив всей его деятельности — результаты его учеников, успех и спортивная слава. Но такие привходящие моменты, как материальное обеспечение спортивной тренировки и соревнований, разумное соотношение моральных и материальных поощрений и наказаний, предоставление определенных привилегий и благ,—немаловажные компоненты психологической подготовки тренера к плодотворной деятельности.

Самовоспитание, самообразование и помощь руководителей должны дополняться семинарами, курсами, лекциями по вопросам психологии спорта. Организация психологического образования тренеров, особенно достигших успеха, сопряжена с определенными трудностями. Им, как правило, свойственна высокая самооценка своих знаний, в том числе психологических. И это вполне обоснованно, если их ученики показывают высокие результаты.

Снисходительность и негативизм тренеров могут быть нивелированы специальной формой психологической подготовки — тематическими дискуссиями. Их следует проводить в свободной манере, когда каждый может высказать свое мнение, поделиться опытом. Дискуссию лучше начинать квалифицированному психологу, знающему не только теорию, но и практику психологии конкретного вида спорта. Во вступительном слове следует представить и тезисно развить какую-либо тему (например, «Особенности поведения тренера в период соревнований»). В зависимости от заинтересованности аудитории сообщение может продолжаться от 10 до 45 мин. Очень выигрышно для будущей дискуссии, если психолог оперирует конкретными фактами, в которых «задействованы» ее участники: это помогает зажечь тренеров, заставить их думать, сомневаться, доказывать, искать новые факты. Затем в деловом, дружеском обмене мнениями, направляемом ведущими дискуссию, формируются правильные представления и понятия по тем или иным вопросам психологии спортивной тренировки и соревнований. При такой форме работы тренера не поучают, не ущемляют его самолюбия, не подвергают сомнению его самооценку. Через многогранную призму различных мнений он начинает четко видеть свои ошибки, а поскольку он сам их опреде-


321


ляет, его профессиональный статус не страдает и коррекция отно-] шений и поведения проходит безболезненно.

XV. 3.3. Психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу

К спортивному достижению, родившемуся за секунды или ми-1 нуты, идут постепенно, изо дня в день, долгие годы. Высокие ре- ] зультаты в современном спорте могут быть достигнуты только \ при условии многолетней систематической тренировки, жесткого : соблюдения жизненного и спортивного режима. К этому спорт- * смен должен быть психологически подготовлен. Достигнутая под- ] готовленность должна постоянно развиваться и совершенство-] ваться в ходе самой тренировки. Существуют два пути обеспечения! и поддержания такой подготовленности: 1) создание, подкрепление,] непрерывное развитие и совершенствование мотивов спортивной-тренировки; 2) создание благоприятных отношений к различным) сторонам тренировочного процесса. Это разделение условно, так, как формирование мотивов осуществляется через формирование! соответствующих отношений. Но мотивация имет свою специфику.

Мотивы спортивной деятельности. Активность, собранность, дис-: ■цишшнированность спортсмена, продолжительность и результа-тйвность его работы определяются мотивацией в тренировочном процессе. Мотивация должна базироваться на потребностях спортсмена, идти через иерархию стратегических, тактических и тех-j нических целей и находить выражение в конкретных побужде-1 ниях. Изменив порядок знаменитой греческой триады, можно сказать, что мотивация строится по принципу: хочу — могу — должен.] Осознанное желание, сформулированное в виде четкой цели, вы-' сокая вероятность ее достижения и понимание обязательности^ определенных действий, необходимых для решения личных и оба щественных задач, побуждают спортсмена к упорным тренировкам в течение многих лет.

Здесь рассматриваются не мотивы, побуждающие к занятиям, спортом, а мотивация спортсмена к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу с целью достижения высоких спортивных результатов.

Постановка далеко отставленных целей. На каком •бы этапе спортивного пути ни находился спортсмен, перед ним всегда необходимо ставить далекие, многолетние перспективные цели, вплоть до целей самого высокого порядка.

Каких бы успехов ни достиг спортсмен, ему постоянно надо I прививать мысль, что достигнутый результат далек от его реаль-ных возможностей, что тут же, вслед за достигнутой, встает новая, более высокая цель. Далеко отставленная высокая цель! через серию промежуточных целей в тренировочном процессе! ■определяет постоянную установку на качественную работу на* любом этапе спортивного совершенствования. Поэтапное достижение этих целей обусловливает стойкое, спокойное и уверенное 3 -состояние  спортсмена. Далеко. отставленная цель высокого по-"


322


рядка помогает спортсмену понять разницу между ближней и дальней мотивацией, спокойно пренебрегать мелкими радостями ради великого счастья большого спортивного достижения.

Формирование мотива достижения успеха. Иногда спортсмен, достигнув определенного (чаще всего высокого) уровня спортивных достижений, сохраняя внешне активность и добросовестность в тренировках, начинает думать о достаточности этих результатов: «Не выступить бы хуже, на улучшение я не рассчитываю». Такие мысли могут вести к формированию мотива избегания неудачи. Как только у спортсмена зарождается этот мотив, рост результатов становится маловероятным, так как исчезают установки на улучшение результатов («сегодня делать лучше, чем вчера»), поскольку достаточно и вчерашнего. Формирование и поддержание мотива достижения успеха осуществляется с опорой на определенные свойства личности, и в первую очередь на честолюбие в его положительном значении. К огромной, трудной, многолетней работе спортсмена стимулирует (наряду с другими факторами) стремление быть знаменитым, желание спортивной славы. Спортивное честолюбие и опора на него укрепляют мотивационную структуру тренировочного процесса. Развитию положительных сторон честолюбия способствует афиширование успехов спортсменов: стенды с их фотографиями, таблицы рекордов, плакаты с поздравлениями, статьи из газет, журналов, передачи по радио и телевидению о соревнованиях, в которых спортсмен успешно выступал, коллекционирование спортсменом любых атрибутов его достижений.

Однако честолюбие нельзя путать с тщеславием. Любить честь, славу, добиваться их трудом и талантом, несомненно, полезно и спортсмену и обществу. Но стремиться к «тщетной славе», радоваться случайному, незаслуженному успеху либо использовать успех других — это отрицательная черта личности. Спортсмен с элементами тщеславия может действовать в ущерб коллективным интересам, проявлять зазнайство, высокомерие, склонность к саморекламе. Он обычно снижает активность в достижении новых спортивных рубежей, так как сознательно или неосознанно полагает, что его должны чтить и за старые заслуги. Отсюда понятно, что формирование и развитие установки на достижение успеха требует специального контроля, нормирования и регуляции.

Оптимальное соотношение поощрений и наказаний. Поощрение и наказание являются наиболее распространенными способами мотивации человека к деятельности, особенно в спорте, нередко требующем проявления максимума возможностей. Эффект поощрения и наказания определяется их справедливостью, силой, своевременностью, формой, индивидуальными особенностями спортсмена и тренера, стилем управления и пр. Очень важно также оптимальное соотношение поощрений и наказаний, которое характеризуется преобладанием поощрений.

Словесное поощрение элементарно просто, но действенно. Добрые слова, своевременная обоснованная похвала как бы вливают


323


новые силы в спортсмена. В качестве поощрения могут исполы-зоваться также грамоты, значки, жетоны, медали, призы, поездки и т. п. Своевременное и тактичное поощрение служит хорошим стимулом, поддерживающим длительный интерес и высокую ак1 тивность в спорте.

Развитие традиций команды. Одна из главных психолого-педагогических задач в спорте — формирование коллектива, создание атмосферы командного духа. Желание делать что-то для общей пользы, своими усилиями помогать решать коллективные задачи и одновременно чувствовать уверенность в том, что коллектив всегда поддержит и поможет, способствует высокой про-) дуктивности спортивной деятельности. Развитие традиций команды, организация спортивных праздников, посвященных историческим датам, успехам команды, поиск интересных ритуалов и мно-j гое другое —все это хорошие мотивы для сохранения стремления оставаться в спорте и прогрессировать как можно дольше. В качестве примера одного из путей сплочения коллектива, создания-монолитной команды можно привести довольно необычную трЖ дицию, возникшую в сборной команде СССР по плаванию. 21 июл 1976 г. на XXI Олимпийских играх в Монреале советские брас систки заняли весь пьедестал почета. Этот небывалый успех в одушевил, поднял боевой дух команды и послужил поводом утверждению особого праздника «День команды». Он ежегодн торжественно отмечается всем коллективом и служит прекрасны средством сплочения команды.

Принятие коллективных решений. Участие каждого спортсмена в обсуждении основных вопросов предстоящих тренировок, отдыха, культурно-массовых, восстановительных и других; мероприятий и в принятии коллективных решений повышает аЩ тивность и сознательность спортсменов, углубляет понимание ими? проблем спортивной тренировки. Коллективное принятие спортсменами определенного решения значительно помогает тренеру: требовать безусловного его выполнения по принципу: коль уж; решение принято, его надо претворять в жизнь. После этого требования тренера носят характер не только приказаний, но и напоминаний, и для планомерной работы в течение последующего периода тренировок у него есть хороший инструмент мотивации — опора на решение, принятое совместно со спортсменами.

Эмоциональность тренировочных занятий. Моно-тония, скука — извечные враги работоспособности. Однообразные повторения, одинаковые задания притупляют самоконтроль, co-j бранность, а в состоянии психического перенапряжения раздра-' жают, ведут к отказам от тренировки. Любыми способами необходимо вызывать интерес к заданию, разнообразить его даже без особой методической цели, только ради борьбы с монотонней. Есть и специальные приемы повышения эмоциональности тренировочных занятий. Это прежде всего спарринг-партнерство и разнообразные игры. Их значение особенно велико в таких видах j ■ спорта, как плавание, гребля, лыжный, конькобежный, велоси-| .медный, бег в легкой атлетике, в которых тренировки без парт-


324


нера трудно переносимы и малопродуктивны. Поэтому для мотивации спортсмена в них широко используется парная или групповая тренировка. Спарринг-партнер создает обстановку соперничества, побуждает хотя бы чуть-чуть обойти, когда уже, кажется, нет сил, позволяет испытать радость победителя несколько раз за тренировку. При этом каждое тренировочное занятие напоминает маленькое соревнование, что естественно повышает эмоциональность. Такую же роль выполняют игры. Разнообразные, часто нестандартные, они помогают уменьшить напряжение от тяжелой монотонной тренировочной работы. Представители видов спорта циклического характера в свободные от тренировок вечера по собственному желанию часто играют в футбол или баскетбол.

Большое значение для подъема эмоциональности тренировочных занятий имеет музыкальное сопровождение. Поэтому о нем надо заботиться особо, устанавливая в залах качественную аппаратуру, подыскивая и обновляя записи или пластинки в соответствии с задачами тренировки и желаниями спортсменов. Еще лучше активно подключить к этому самих спортсменов.

Особенности личности тренера. Несомненно, сильным мотивом активности и добросовестности в тренировочном процессе, поддержания длительного интереса к занятиям спортом выступает личность тренера. Наиболее важны следующие ее особенности:

— оптимизм во всех случаях, в любых тренировочных и сорев
новательных ситуациях; раздражительный, вечно всем недоволь
ный тренер, нытик и брюзга не может мотивировать к большой
длительной работе;

— энтузиазм, преданность работе, любовь к своему делу;

— умение быть гибким и многоплановым в общении со спорт
сменами— быть наставником, советчиком, старшим товарищем,
мягким и жестким (соответственно ситуации), неукоснительно
требовательным в работе, доступным и легким в жизни, умеющим
не унижать, не обижать учеников, не позволяющим им унижать
друг друга;

— стремление быть примером в проявлении силы воли, орга
низованности, исполнительности, трудолюбии, собранности, целе
устремленности;

— искренняя и глубокая вера в ученика, в его способность
к длительной и упорной работе, в его возможности достичь боль
шого успеха в спорте; умение вселять эту уверенность в самого
спортсмена;

■— требовательное и уважительное отношение ко всем ученикам в равной мере, умение скрывать свои симпатии (или антипатии) к кому-либо из учеников. Различная требовательность к ученикам, а нередко и просто эмоционально различный тон общения могут нарушить сбалансированную систему мотивации, особенно в нагрузочные периоды тренировок.

Мотивация спортсмена в тренировочном процессе — это тот пробный камень, на котором проверяется мастерство тренера. Тренером высокого класса называют того, кто умеет заставить















325


учеников работать на пределе возможностей длительное время щ при этом сохранить с ними хорошие взаимоотношения.

Создание благоприятных отношений к тренировочному процес су. Проявление разнообразных отношений в действиях, поступи ках выражает характер. В отношениях, обеспечивающих успещ-;: ность тренировочного процесса и соревнований, проявляется там называемый спортивный характер. Он обнаруживается нет только в тренировочном процессе, в соревнованиях, но и в повсЯ дневной жизни, труде, учении, общении. Для спортивной деятельности специфична своя система отношений.

Отношение к спортивной жизни. Успешность и про-. должительность занятий спортом теснейшим образом связаны d желанием человека тренироваться и выступать в соревнованиях, со стремлением достичь успеха, с глубиной, постоянством его1 интереса и любви к спорту.

Спорт несет людям большую радость, а достигшим успеха — глубокое счастье. Это счастье борьбы и победы, высокой само-! оценки и удовлетворенного честолюбия, выполненного долга перед] собой и перед людьми, спортивной славы и жизненного успеха, j высокой общественной оценки и патриотических чувств. Особенно' радостны те годы в спорте, когда от соревнования к соревно-' ванию результаты растут, когда, несмотря на высокие нагрузки, [ ощущаются скрытые, пока не реализованные возможности, даю-.] щие уверенность в будущем. Удовлетворение от занятий спортом ■ может сохраняться долгие годы. Важно не терять радостного переживания этой интереснейшей игры, именуемой спортом, играть уверенно, свободно, наслаждаясь процессом игры и ее pe-l зультатом.

Но для спорта характерен максимализм, а он рано или поздно приводит к пресыщению деятельностью. Процесс занятий спортом постепенно перестает давать радость, соревнования перестают быть праздником, а повторение результатов, даже высоких, кажется привычным явлением. То, что раньше было притягательным, желанным, может превратиться в скучное, иногда трудно переносимое дело. Пока спортсмен молод, результаты растут, насыщение деятельности носит временный характер и быстро проходит после очередного успеха и отдыха. Главное, чтобы насыщение не повторялось очень часто и не переходило в пресыщение. Тренеру важно знать и учитывать динамику отношений к спортивной деятельности, контролировать и корректировать их, соотнося эти общие закономерности со спортивной биографией ученика и его индивидуальными особенностями.

Отношение к выполняемой и предстоящей на-J грузке. Наряду с физиологическими факторами переносимости физической нагрузки существует фактор психологический. В простых случаях это нежелание выполнять тренировочную работу определенного объема и интенсивности. Оно лучше всего сни-3 мается хорошо организованной системой мотивации в тренировочном процессе. В более сложных случаях это страх перед нагрузкой, который может осознаваться спортсменом (он откровенно.


326


говорит об этим) либо не осознаваться (спортсмен ищет любую возможность уйти от нагрузки, стараясь как-то объяснить это ■себе и другим). И тогда его возможности выдержать нагрузку существенно снижаются. Возникающий перед нагрузкой страх формирует негативные самовнушения, особенно вредные перед засыпанием и при пробуждении. Возможны проявления ипохондрического синдрома, характеризующиеся преувеличенным вниманием спортсмена к состоянию своего здоровья и необоснованными переживаниями за него. В этих случаях спортсмен пытается уйти от нагрузки, усугубляя даже незначительные болезненные проявления. Появляется якобы обоснованный повод пропустить тренировку или отказаться от выполнения каких-то упражнений.

Вместе с тем известно много примеров, когда уверенность в себе, в своих силах позволяла спортсменам смещать отрицательные акценты в отношении к нагрузке. Нередко рекорды, выдающиеся результаты достигались спортсменами, которые без страха и сомнения тренировались значительно больше и интенсивнее, чем другие.

Отношение к своим возможностям восстановления. Этот вид отношений проявляется между тренировками. Он тесно связан с предыдущим видом отношений и является логическим его продолжением. Спортсмен не должен фиксировать внимания на усталости, на каких-либо болезненных проявлениях, испытывать боязнь за состояние своего здоровья. Он должен быть уверен в полноценном восстановлении после перенесенной нагрузки, в том, что уровень его тренированности позволит ему восстановиться даже после значительно более высоких нагрузок.

Значение психологического фактора для быстроты и качества восстановления доказано в медицине и психологии, в труде и в спорте. Отсутствие мнительности, подавленности, фиксация внимания на утомлении, а еще лучше — веселое, бодрое настроение, несмотря на усталость, непоколебимая уверенность в том, что такая работа необходима, что выполняется она по абсолютно правильной методике и наверняка приведет к положительному итогу,— важные психологические факторы своевременного и полноценного восстановления после нагрузок.

Отношение к нервно-психическим перенапряжениям. Если тренировки так трудны и близки по времени, что на фоне психического напряжения появляются признаки перенапряжения, спортсмен должен относиться к ним спокойно, понимать, что они являются естественным следствием правильно построенной тренировки, закономерной реакцией на систематическую нагрузку, что они необходимы, что, только пройдя через перенапряжение определенной степени, можно надеяться на скачок результатов. Спортсмен должен знать, что изменения в его переживаниях и поведении, связанные с перенапряжением,— явление временное.

Отношение к нервно-психическим перенапряжениям тесно связано с двумя предыдущими видами отношений: если спортсмен спокойно, без опасений переносит все тренировочные нагрузки


327


и уверен в отличном восстановлении после них, он легче справ-а ляется с нервно-психическим перенапряжением.

Однако с этим связан очень трудный психолого-педагогический и методический вопрос, как долго и за какое время до старта" надо нагружать спортсмена в состоянии нервно-психического перенапряжения? Если при возникновении первых признаков перенапряжения тренировочную нагрузку снизить, то не всегда можно ждать достаточно глубоких сдвигов в организме, которые обеспечили бы рост результатов. А если продолжать нагружать спортсмена в этом состоянии, то нет гарантий, что он будет иметь. нервно-психическую свежесть к моменту старта.

Успех тренировки в этот период в значительной мере зависит как от квалификации тренера, так и от опыта спортсмена, глав-1. ным образом опыта переживаний психических перенапряжений и отношения к ним.

Отношение к качеству выполнения тренировоч-j ных заданий. Добросовестное отношение к тренировкам, ка-, честву выполнения упражнений важно на любом этапе спортивного^ совершенствования. Но особое значение этот вид отношений при-, обретает на этапе высокого спортивного мастерства. Как правило,^ к этому времени спортсмены осваивают такие объемы нагрузок,; что дальнейшее их увеличение или невозможно, или малопродуктивно. В ряде случаев повышение интенсивности нагрузок также'' оказывается неэффективным. Резервы ищут в новизне применяе-1 мых средств, их комбинаций и в возможностях психической ca-jj морегуляции, в- том числе регулирующих влияний сознания прйТ мышечной работе на выносливость. Главным становится качество:] выполнения упражнений и итоговые максимальные усилия на| пределе утомления. Если раньше, испытывая утомление, спортсмен прекращал выполнять упражнение, то теперь он заставляет себя сделать на этом фоне еще несколько движений. Он думает: «Бот только отсюда и начинается тренировка» — и делает движение еще, еще и еще раз — столько, чтобы всякий раз преодолевать небывалую ранее усталость и самого себя. При этом спортсмен должен быть абсолютно убежден, что это действительно главный и единственный путь для роста его и без того высоких результатов. То, что он делал раньше, становится только подготовительной работой к заключительной, действительно прогрессивной для скачка результатов части тренировки.

Отношение к спортивному режиму многопланово i: включает в себя несколько разновидностей.

1. Отношение к систематичности тренировки. При современном уровне спортивных достижений систематичность тренировки должна быть абсолютной. Тренировка вне системы или даже отдельные пропуски тренировочных занятий лишают смысла любую методику тренировки, рассчитанную на высшие спортивные достижения, никогда не позволят спортсмену раскрыть полностью свои возможности. К тому же нельзя забывать, что систематичность тренировок — это важный фактор психологической подготовки не только для тренировочного процесса, но и для соревнований.


328


Спортсмен, который не пропустил. ни одного занятия, выполнял все задания качественно и продуктивно, подходит к соревнованиям с чувством законченности и доброкачественности подготовки, а следовательно, спокойной уверенности в их благополучном исходе. Глубинный психологический смысл этой уверенности состоит в том, что в некоторой мере снижается негативное воздействие неопределенности будущего результата: если в процессе подготовки выполнено все необходимое, то и в итоге должно быть то, что намечено.

2. Отношение к отдыху. Кто хорошо работает, тот должен
хорошо отдыхать. Кто хорошо отдохнул, тот будет хорошо ра
ботать. Поэтому отдых — это часть спортивной тренировки, тре
бующая такой же заботы и внимания, как занятие. Отношение
к отдыху нуждается в специальном формировании, а сам отдых —
в специальной организации. Главное, что должны помнить спорт
смен и тренер: всякого рода культурно-массовые мероприятия —
лучшее средство борьбы с усталостью, с монотонней тренировочно
го процесса. Кино, театр, концерты, музыка, книги, игры, диско
теки и пр.— все это не дает спортсмену «замкнуться» только в
спорте и учебе, расширяет кругозор, повышает культурный уро
вень, воспитывает, снимает дефицит информации и, что особенно
важно для решения задач спортивной тренировки, переключает
внимание.

3. Отношение к восстановительным процедурам (баня, мас
саж, психорегуляция и пр.). Оно также требует специального
формирования. Спортсмен должен знать, что обычный отдых дает
восстановление после обычных нагрузок, а очень высокие трени
ровочные нагрузки требуют особой системы восстановительных
мероприятий. Сложность их организации заключается в том, что
проводятся они в свободное время спортсмена, которого при со
временных объемах тренировки у него крайне мало. Хорошо, когда
спортсмену можно доверить самому выбрать средства восстанов
ления. Но и при этом условии набор средств ему надо не просто
предоставить, а соответствующим образом объяснить суть и на
значение каждого мероприятия, дать опробовать их варианты,
учесть оценки и пожелания самого спортсмена. Достаточно быстро
у квалифицированных спортсменов вырабатывается свой ритуал
и последовательность восстановительных процедур, обеспечиваю
щих наряду со сном и культурно-массовыми мероприятиями наибо
лее эффективное восстановление.

4. Отношение ко сну. В нагрузочные периоды тренировок осо
бой необходимости контролировать сон спортсмена нет, но в на
чале сезона и в период снижения нагрузки вероятность наруше
ния режима сна значительно возрастает. Состояние отдохнувшего
организма, хорошее самочувствие действительно несколько сни
жают потребность во сне, но нарушения его режима недопустимы.

Не только своевременность и достаточность сна определяют этот вид отношений. Для тренера и психолога одним из объектов работы является формирование у спортсмена необходимого отношения к нарушениям сна, к возможной бессоннице. Широко из-




































329


вестны общие гигиенические рекомендации борьбы с нарушениями сна. Есть и психологические рекомендации: а) спать нужно ло-Я житься в обычное время, не раньше; б) ложась в постель, не надо-думать о сне и даже желать его, нужно ложиться с мыслью о| покое, отдыхе, полезно это делать с установкой почитать, но для-чтения лучше брать скучную книгу; в) если сон все же не идет, относиться к этому следует максимально спокойно: чем больше спортсмен нервничает из-за того, что долго не засыпает, тем меньше вероятность, что он действительно быстро заснет; г) о своей бессоннице не следует никому рассказывать (за исключением,, может быть, одного-двух лиц, которые могут помочь бороться с ■ ней). Если известно, что спортсмен спал плохо в ночь перед стартом, важно убедить его, что это нестрашно: компенсаторные возможности организма и психики настолько высоки, что вовсе не обязательно плохой сон скажется отрицательно на спортивном | результате. Гораздо вреднее самовнушение, которое спонтанно вселяет страх за плохой сон.

5. Отношение к питанию. Во многих случаях оно составляет
большую заботу тренера. Достаточно часто встречается несоот
ветствие понятия о необходимости ограничения в питании конт|
кретным действиям. Особенно отчетливо это проявляется у де
вушек после 15 лет. Несоответствие выражается и в проявлении |
воли: спортсмены демонстрируют ее на тренировке и в соревно
ваниях, а за столом не могут контролировать себя. Распростра- |
нен и другой вариант: за коллективным столом они выдерживают
строгую диету, но зато позже, не устояв, увеличивают свой вес.
Спортсмену, который уже много раз слышал аргументы против
лишнего веса, повторять их нецелесообразно. Объяснения должны
отличаться новизной, затрагивать эмоции, потребности спортсме
на, постепенно переводя понимание в действенную сторону
отношения. Педагогическая проблема всегда сложна в тех слу
чаях, когда необходимо вносить коррекции в контроль основных
естественных потребностей.

6. Отношение к занятиям по психорегуляции и самовоспита
нию. Исключительное значение целенаправленного формирования
этого вида отношений обусловлено тем, что никакое воспитание |
не может быть эффективным без побуждения к самовоспитанию,
без усвоения специальных знаний, приемов, средств психической
саморегуляции. Хороший тренер не только обучает и воспиты
вает своих учеников, но и помогает им обучать и воспитывать
самих себя.

Главным моментом этого отношения является отношение к самому себе как непрерывно растущей и совершенствующейся личности, знающей, что человек творит сам себя применительно к определенному делу. Для этого надо знать требования, которые предъявляет деятельность, свои индивидуальные особенности, и на основе этого составить приблизительную, но целенаправленную программу самовоспитания. В самом общем виде она включает конкретные мероприятия по саморегуляции, занятия по психоре-гулирующей тренировке, участие в беседах либо лекциях по пси-
























330


хологической подготовке, чтение соответствующей литературы, наблюдение за собой и анализ своих психических состояний с тем, чтобы самостоятельно управлять ими в тренировке и соревнованиях.

Представленные виды отношений тесно взаимосвязаны. Это необходимо учитывать при анализе состояния и поведения спортсмена в ответственные периоды спортивной тренировки и соревнований.

XV.3.4. Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Давно установленным фактом является то, что результат выступления спортсмена в соревнованиях определяется не только высоким уровнем мышечной и функциональной тренированности, технической и тактической готовностью. Чтобы реализовать в полной мере эти виды готовности в условиях соревнований, больше того — вскрыть резервные возможности, спортсмена необходимо психологически готовить к напряженным условиям конкретной деятельности. Без такой подготовки все, что было накоплено в течение месяцев тренировок, может быть растеряно в считанные минуты перед стартом. Общие закономерности предстартовых состояний, их динамика и причины уже были описаны. Здесь раскрываются содержание и процесс общей психологической подготовки спортсмена к соревнованиям.

То, что психика, сознание человека, личности в целом не только проявляются, но и формируются в процессе деятельности, в доказательстве не нуждается. Соревновательный опыт в спорте имеет особое значение, и лучшей школой психологической подготовки является участие в соревнованиях. Но каждое соревнование— это разрядка накопленного нервно-психического потенциала, нередко (особенно в видах спорта на выносливость) рассчитанного на 2—3 старта в год с максимальной собранностью и полной отдачей. Один из путей решения этой противоречивой дилеммы — подготовка участием в соревновательной деятельности— должен быть дополнен особым обучением, особой подготовкой к участию в этой деятельности, психологической подготовкой.

Общая психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям направлена на формирование свойств личности и психических состояний, которыми обусловлена успешность и стабильность выступлений. Ее целью является адаптация к соревновательной ситуации вообще, совершенствование и оптимизация реактивности на специфичные экстремальные условия спортивных соревнований. Необходимые психические свойства и качества формируются на базе индивидуальных особенностей спортсмена. Чаще всего психологическая подготовка представляет собой коррекцию или дополнение этих особенностей (например, эмоциональной возбудимости, тревожности, сенситивности, неуверенности, несобранности, демобилизованное™— с одной стороны; спокойствия, хладнокровия, уверенности в себе, боевого духа — с другой).


331


Общая психологическая подготовка тесно связана с воспитав тельной и идейно-политической работой со спортсменами. ОсоЯ бенно это относится к формированию идейной убежденности, воспитанию свойств личности, соответствующих принципам и нормам коммунистической нравственности. На этом фоне и проводятся специальные мероприятия общей психологической подготовки, направленные на формирование спортивного характера. Спортивный характер формируется уже в тренировочном процессе. Но по-настоящему он проявляется и закрепляется в период соревнований. Критериями спортивного характера являются: стабильность выступления в соревнованиях, улучшение результатов от соревнования к соревнованию по мере повышения их значимости, более высокие соревновательные результаты по сравнению; с тренировочными, лучшие результаты в финале, чем в предва рительных выступлениях, и др.

Научные исследования и практика показали, что содержание психологической подготовки определяется специфическими чертами спортивного характера: спокойствием (хладнокровием), увщ ревностью в себе и боевым духом.

Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению.

Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надежность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных, изменяющихся условиях и трудных состояниях спортсмена. Она способствует полной реализации достигнутого уровня подготовленности.

Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе, к победе, к достижению соревновательной цели, вплоть до самого последнего финального усилия. Это наивысшая собранность, предельная мобилизация и полная отдача всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможносте спортсмена и позволяет нередко достигнуть неожиданно высокого, результата.

Единство всех черт спортивного характера обусловливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности.

Формирование и совершенствование спортивного характера-— это изменение действенной стороны отношений к тренировочному процессу и соревнованиям. Чем чаще и систематичнее спортсмен самостоятельно реализует содержание этих отношений в конкретных действиях, поступках, поведенческих актах, тем лучше его спортивный характер. Без активного желания и стремления познать себя в спорте и создать себя для спорта воспитание спортивного характера невозможно. Поэтому эффект психологической подготовки более высок, когда воспитание сочетается с самовоспитанием. Отсюда процесс психологической подготовки спортсме-

332


на предусматривает два основных направления деятельности педагога, воспитателя; использование средств воздействия на спортсменов и обучение спортсменов методам самовоздействия.

Тренер вооружен большинством этих средств. Однако одни из них, например гипноз, ему недоступен, другие требуют больших затрат времени и усилий. Поэтому в последние годы у тренера все чаще стал появляться помощник — профессиональный педагог-психолог, главной задачей которого является участие В формировании спортивного характера членов команды.

Процесс воспитания в структуре общей психологической под готовки спортсмена. В целенаправленной психологической подготовке тренер со своими помощниками-— психологом-педагогом, тренером по воспитательной работе, психотерапевтом — могут использовать широкий комплекс психолого-педагогических и психо-регулирующих мероприятий.

Общим принципом методики психологической подготовки спортсмена является воздействие как на сознание, так и на подсознание спортсмена с применением возможно большего числа приемов смешанного влияния на промежуточные компоненты управления действиями и переживаниями спортсмена. Методы и психолого-педагогические мероприятия представлены в связи с уровнями воздействия на организм и поведение человека.

1. Беседы, лекции, направленные на психологическое обра
зование спортсменов: объяснение особенностей психических состоя
ний в спорте, обучение специфическим ритуалам, приемам, пове
денческим актам. Главным методом воздействия на   сознание
спортсмена является убеждение.

2. Беседы с другими людьми в присутствииспорт-
смена. Содержание бесед косвенно направлено на него. Главная
задача — снятие противодействия внушением, убеждением, борьба
с негативизмом. Метод воздействия — косвенное внушение.

3. Гетеротренинг*, или сеанс обучения аутогенной тренировке.
В состоянии расслабления, суженного сознания спортсмены изу
чают, повторяют специально разработанные формулировки вну
шений — самовнушений.

4. Внушенный отдых. Спортсмену внушается глубокий покой,
отдых в состоянии полного расслабления при ощущении прият
ной тяжести расслабленного тела и тепла в мышцах. В состоянии
полудремоты он воспринимает словесные формулировки, ничего
не повторяя и не противодействуя, не напрягаясь, но и не отвле
каясь. Метод воздействия — внушение, влияние как на созна
тельный, так и на подсознательный уровень управления функциями
организма и поведением спортсмена.

5. Внушенный сон (гипноз) с сохранением раппорта **
(в данном случае означает связь между ведущим сеанс и спорт
сменом, высокую восприимчивость спортсмена к тому, что говорит

* Гетеро — от греч. «хетерос» — иной, другой. В сложных словах означает разнородность, в данном случае — разнородность воздействия: извне на спортсмена и спортсмена на самого себя.

** Раппорт — от фр. «раппортер»— приносить обратно.

333


ведущий). Задачей является воздействие на подсознание, Метод воздействия — императивное внушение, с формированием установки на реализацию его содержания в поведении, действиях, \ переживаниях,.,волевых усилиях.

6. Аутотренинг*. Этот метод представляет собой самостоя
тельное, без посторонней помощи использование изученных или '
заранее подготовленных внушений в состоянии глубокого расслаб
ления (или так называемого аутогенного погружения) с целью
создания необходимого психического состояния. Цель — перевод
внушений в самовнушения, совершенствование механизмов
саморегуляции.

7. Размышления, рассуждения. Это основные способы
перевода внушений и самовнушений в самоубеждения.

Комплексное использование рассмотренных методов совершенствует систему саморегуляции спортсмена. В последующем, в период соревнований, это облегчает работу саморегуляторных механизмов сознания, так как снижается негативное влияние под-] сознания.

Тесная взаимосвязь воспитания и самовоспитания, переход одного в другое, особенно показательно демонстрируется самовнушением и самоубеждением. Но естественный переход во! спитания в самовоспитание должен быть дополнен и специальным обучением.

Процесс самовоспитания в структуре общей психологической подготовки спортсмена. Воспитание будет малоэффективным, еслж спортсмен не занимается самовоспитанием. Побуждение к самовоспитанию обычно осуществляется через обучение приемам саморегуляции. Овладение ими и их использование — процесс многоуровневый и сложный. Некоторые из приемов очень просты, их нужно просто запомнить и применять в нужный момент. Но есть настолько сложные приемы, что процесс их совершенствования может продолжаться практически бесконечно. Упорядочить степень сложности и последовательности усвоения способов саморегуляции позволяет классификация их на основе учета объекта сознания. Известно, что основной функцией сознания является отражение. В зависимости от того, на что направлено, на чем сосредоточено сознание, выделяют 4 группы способов саморегуляции, базирующихся на отражении спортсменом: 1) окружающего материального мира; 2) физического «Я»; 3) духовного «Я»; 4) социального «Я».

Первая группа включает самые простые и доступные способы— отключение и переключение. Регулирующую функцию здесь выполняют образы отражаемого и те отношения к ним, которые сложились у спортсмена. Доминантный очаг, воз| никающий в коре больших полушарий головного мозга под влиянием предсоревновательной ситуации, уменьшается в результате создания нового очага возбуждения при сосредоточении на ка! ких-то объектах внешнего мира. Снижение предсоревновательной

Ауто — от греч. «аутос»— сам. 334


напряженности при использовании способов этой группы будет тем эффективнее, чем привлекательнее для спортсмена объект наблюдений, чем больший интерес он вызывает.

Суть отключения и переключения состоит в достаточно длительном удержании направленности сознания в русле, далеком от травмирующей ситуации. В состоянии эмоционального возбуждения вне конкретной деятельности это сделать нелегко. Чтобы уменьшить отрицательное влияние возбуждающих мыслей о соревновании, рекомендуется иметь при себе на соревнованиях подборку карикатур, сборники юморесок, переключиться на любимое занятие (например, прослушивание любимых мелодий, просматривание марок и др.). Очень хорошо помогает переключению увлекательная художественная литература. Читая за день-два до ответственного старта книгу, нужно остановиться на каком-либо наиболее интересном месте, с тем чтобы продолжить чтение в состоянии психического напряжения.

Вторая группа способов саморегуляции базируется на отражении спортсменом своего физического «Я»- Она в наибольшей мере насыщена специальными приемами. Первый способ второй группы — контроль и регуляция тонуса мимических мышц. В ситуации, вызывающей эмоциональную напряженность, изменение мимической картины проявляется достаточно отчетливо. Этот способ эффективен и в то же время прост, но требует специальной тренировки в последовательном расслаблении мимических мышц, Наибольший эффект достигается, если в процессе овладения этим способом он проверяется и закрепляется в разнообразных жизненных ситуациях. Одним из критериев овладения данным способом является способность ощущать свое лицо в виде маски (при отсутствии мышечного напряжения).

Второй способ данной группы, тесно связанный с первым,— контроль и регуляция тонуса скелетной мускулатуры. Овладение им имеет особое значение для спортсменов. Между психическими состояниями и напряжением мышц существует тесная связь. Предстартовая напряженность, вызывая избыточное напряжение мышечной системы, усугубляет неблагоприятное предстартовое состояние, снижает координационные возможности спортсмена. В течение двух-трех недель рекомендуется тренироваться в специальном углубленном расслаблении мышечной системы. Удобнее всего это делать перед засыпанием. Изо дня в день число специально расслабленных перед сном мышц возрастает и сокращается время, затрачиваемое на расслабление всего тела. На первых занятиях полезно перед расслаблением слегка напрягать ту или иную группу мышц. Тренировка в расслаблении осуществляется с использованием словесных самоприказов, самовнушений, способствующих сосредоточенности сознания на определенных мышечных группах.

Третьим способом второй группы является контроль и регуляция темпа движений и речи. Эмоциональная напряженность наряду с мышечной скованностью выражается и в повышении привычного темпа движений и речи. При этом спорт-

335


смен начинает суетиться, беспричинно торопиться. Это особенно характерно для неуравновешенных, неорганизованных спортсменов. В самом общем виде управление своим состоянием для них сводится к самостоятельному контролю за темпом движений и речи, к стремлению избавиться от суетливости, а также к четкой организации своей деятельности во время соревнований, исключающей необходимость спешки.

Четвертый способ второй группы — специальные дыхательные упражнения. Спокойное, ровное и глубокое дыхание способствует снижению преде о рев нов а тельной напряженности. Усвоенное и хорошо закрепленное ритмичное дыхание оказывается очень эффективным способом саморегуляции эмоциональной напряженности.

Пятый способ данной группы называется разрядкой. Своеобразие его состоит в отсутствии установки на снижение уровня эмоционального возбуждения. При разрядке дается «выход» эмоциональному напряжению. Как способ саморегуляции разрядка реализуется в специфичных вариантах разминки. Для снятия чрезмерной напряженности можно пробегать 1—2 (иногда 3-^ 4) коротких отрезка в полную силу.

Разрядка тесно связана с регуляцией темпа движений. Само по себе снижение темпа, замедление движений не всегда приносит успокоение и может даже служить дополнительным раздражением. Чтобы снижение темпа оказалось полезным, необходима предварительная, оптимально дозированная психическая разрядка.

Третья группа способов саморегуляции наиболее эффективная. Приемы этой группы основаны на отражении своего духовного «Я», т. е. направленности сознания на самого себя. Это в первую очередь отвлечения путем сюжетных представлений и воображений. Умение воссоздать и удержать в своем сознании картины прошлого (связанные с ощущением спокойствия, уверенности, доброжелательности) очень важно для саморегуляции эмоциональных состояний. Практически это выполняется так: находясь в спокойной расслабленной позе с закрытыми глазами, спортсмен с максимально возможной точностью воссоздает в сознании бла-| гоприятную ситуацию. Конечно, полностью отвлечься от окружающего, от мысли о соревновании едва ли возможно. Искусство саморегуляции состоит в том, чтобы как можно быстрее возвращать себя в мысленно созданную обстановку. Чем реже спортсмен будет отвлекаться от нее и чем быстрее возвращаться в нее, тем результативнее этот метод. Главное — не погружаться в размышления о том, что может ждать на соревнованиях и особенно не допускать контрастного сопоставления возможных итогов выступления. Важно, чтобы мысли были не о конечном результате, а о процессе его достижения, о том, что, как и когда делать.

Эффективными методами, чаще всего используемыми в комплексе с другими, являются методы самовнушения и самоубеждения. В процессе самовнушения спортсмен может давать себе наставления, приказывать себе, обращаться к себе с просьбой. Са^
































336


мовнушение осуществляется путем многократного,.реже одно- или двукратного повторения слов или определенных словесных формулировок. Они должны быть предельно четкими, простыми и не содержать отрицаний. Например: «Я спокоен, спокоен, спокоен», «Я полностью уверен в себе», «Я смел». Самоубеждение — это своеобразная рациональная психотерапия. Оно осуществляется в разговорах с самим собой или с кем-либо другим. Это самый трудный, но наиболее действенный способ саморегуляции, предупреждающий возможные нарушения в психическом состоянии.

В четвертой группе способов саморегуляции, в основе которой лежит отражение спортсменом своего социального «Я», чаще всего используют регулирование цели. Это умение поставить цель в точном соответствии со своими возможностями, временно отодвинуть ее в состоянии высокой эмоциональной напряженности, потом вовремя вновь актуализировать первоначальный замысел, суметь отключиться на какое-то время от мотивирующих влияний среды, снизить чувствительность к ситуации, особенно в отсутствие поддержки и одобрения, представить себе благоприятной послесоревновательную обстановку независимо от результатов выступления. Владение этим способом, как правило, характеризует спортсменов с многолетним спортивным стажем и богатым опытом выступления в соревнованиях.

Индивидуальная манера поведения спортсмена перед стартом, включающая личный его опыт и какие-либо из описанных способов саморегуляции, составляет ритуал предсоревнова-тельного поведения. Поскольку в основе этого ритуала лежат динамические стереотипы, обусловливающие эффективность деятельности с минимальными нервными1 затратами, нарушать его или существенно изменять на крупных соревнованиях нецелесообразно. Уже само по себе выполнение этого ритуала является успокаивающим фактором.

Ценность описанных способов саморегуляции возрастает при их комплексном применении. Так, упражнения в расслаблении часто сочетают с дыхательными, спокойные сюжетные ситуации представляют на фоне релаксации и т. д. Применяемые комбинации могут быть индивидуально своеобразны. Однако наилучшим образом они объединены в аутогенной тренировке, получившей в спорте многочисленные модификации: психорегули-рующая, психомышечная и др.

Основными методами воздействия в системе самовоспитания являются самовнушение и самоубеждение, аналогично тому, как в воспитании — внушение и убеждение. При одном и том же содержании внушения, направленные на себя, осуществляются от первого лица («я»), внушения, направленные на спортсмена извне,— от второго лица («ты» или «вы»).

Здесь приводится примерное содержание наиболее распространенных самовнушений.

Самовнушение положительного отношения к спортивной жизни:

— Я счастлив тем, что живу интересной спортивной жизнью.


337

12 Зак. 1165


Все, что я делаю в спорте, радует меня.

— Спорт дает мне огромное счастье борьбы и победы.

— Меня постоянно воодушевляет возможность еще большего
успеха в спорте.

— Мне все нравится в моей спортивной жизни: хорошие то-|
варищи, интересные поездки, возможность соревноваться и чув
ствовать свой непрерывный рост. Мне нравится быть первым.

-т Я продолжаю упорно тренироваться и верю, что в спорте меня ждет большой успех.

Самовнушение положительного отношения к физической нагрузке:

— С каждым занятием уровень моей тренированности воз
растает.

— То, что заложено в меня годами занятий, обеспечивает базу
для перенесения еще более высоких тренировочных нагрузок.

— Те нагрузки, которые я выполняю сейчас, еще далеки от
предела моих возможностей.

■— Я могу выдержать значительно более высокие тренировочные нагрузки.

■— Я нередко замечаю во время тренировки, что во мне открываются все новые и новые резервные возможности.

Самовнушение уверенности в хорошем восстановлении после тренировочного занятия:

— Я знаю, что мой организм отличается быстрым и качествен-:
ным восстановлением.

— Как бы я ни устал на тренировке, я совершенно точно*
знаю, что хорошо восстановлюсь после нее.

— Восстановлюсь настолько, что очередная тренировка прой
дет еще продуктивнее.

— Даже очень высокие тренировочные нагрузки будут казать
ся менее интересной игрой, в результате которой я непременно,
«выиграю» высокую тренированность и способность быстро и ка
чественно восстанавливаться после нагрузок.

Самовнушение необходимости выдержать психическое перенапряжение:

— Как бы я ни устал на тренировке, я сохраняю жизнерадост
ность, бодрость, оптимизм.

— В «пики» тренировочных нагрузок я иногда чувствую боль
шую усталость. Но я знаю, что эти состояния надо перетерпеть,
так как, только пройдя их, можно ожидать скачка в результатах.

— По прошлому опыту я знаю, что, поборов вялость в период
большой, а иногда даже болезненной усталости и сохранив хоро-'
шее качество работы, я через месяц-полтора резко улучшу резуль
таты. И это вселяет в меня спокойную уверенность в трудные
моменты тренировки.

Самовнушения качественной продуктивной работы:

— Каждое упражнение я буду выполнять с полной отдачей

сил.

— В каждом упражнении я буду доводить себя до утомле*





















338


ния и затем, преодолевая самого себя, повторять упражнение еще и еще раз.

— Я понимаю, что высокое качество всей тренировочной ра
боты и особенно завершающих каждое упражнение усилий — един
ственный путь к дальнейшему росту моих двигательных и функ
циональных возможностей.

— В каждом упражнении я буду делать все, на что я спо
собен, и к этому добавлю еще чуть-чуть.

-г- Завершая упражнение и чувствуя большую усталость, с каждым движением я буду наращивать мощность, увеличивать темп.

— Каждое упражнение я буду начинать с установкой «вы
полнять предельно качественно и продуктивно».

Самовнушения, обусловливающие предсоревно-вательные установки по типу «спокойная боевая уверенность»:

— Я уверенно подхожу к соревнованиям.

— Соревнования для меня — праздник, праздник моей готов
ности, силы воли и мужества.

— Я с радостью жду приближения этого праздника.

—■ Я знаю, что он вызовет у меня большое воодушевление и общий подъем.

— Я тренировался добросовестно и качественно, теперь оста
ется только спокойно и уверенно реализовать свою подготовлен
ность.

•— Давно ушли прочь предсоревновательная неуверенность, напряженность. Им на смену пришли все возрастающая уверенность в себе, спокойствие и хладнокровие, легкость, раскованность, устойчивость против любой сбивающей ситуации.

— Что бы ни произошло в период соревнований, я сохраню
спокойную уверенность.

— Я испытываю на старте волнение, переходящее в боевое
воодушевление. Это редкое по силе состояние боевого духа по
может мне максимально мобилизоваться.

— Я отдам все свои силы борьбе, все до конца.

— Спокойная боевая уверенность — вот мое состояние в пе
риод соревнований.

В тех случаях, когда психологическая подготовка спортсмена систематически не осуществлялась, на заключительном этапе подготовки к соревнованиям могут проводиться специальные мероприятия по коррекции психических состояний. Они проводятся по той же системе, с применением тех же методов, что и для систематической психологической подготовки, но в более сжатые сроки и в меньшем объеме.

XV. 3.5. Специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию

Основной задачей специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию является создание состояния психической готовности спортсмена к выступлению в нем.

12*














339


Состояние психической готовности к соревнованию, как и лю бое другое состояние,целостное проявление личности. Оно пред ставляет собой динамическую систему, включающую следующие элементы (А. П. Пуни).

Трезвая уверенность в своих силах. Она основана на определении соотношения своих возможностей и сил противников с учетом условий предстоящего соревнования. Если человек не уверен в себе, не уверен в ■своих силах, то он не может рассчитывать на достижение успеха.

Стремление упорно и до конца бороться за достижение соревновательной цели, за победу. Этот стремление выражается в целеустремленности спортсмена, направленной на бескомпромиссное ведение от начала до конца, до| самого последнего мгновения соревновательной борьбы (не только с равными, но и с более сильными соперниками) за достижение намеченного или даже еще лучшего результата.

Оптимальный уровень эмоционального возбуждения. Эмоциональное возбуждение должно соответствовать условиям и требованиям соревновательной деятельности, индивидуально-психологическим особенностям спортсмена и, наконец, масштабу и рангу соревнований.

Высокая помехоустойчивость по отношению к не-' благоприятным внешним и внутренним влияниям. Она проявляется в полной «нечувствительности» ко множеству разнообразных помех или в активном противодействии их разрушительному действию.

Способность произвольно управлять своими действиями, чувствами, поведением. Эта способность выступает как признак состояния психической готовности к соревнованию. При любой вариативности соревновательной обстановки спортсмен должен точно предвидеть ход событий, принимать целесообразные решения, регулировать в соответствии с этим свои действия, согласовывать их с действиями партнеров, управлять своими эмоциями, реализовывать свое поведение соответственно морально-этическим нормам, существующим в советском спорте.

Формирование состояния психической готовности к соревнова нию представляет собой процесс . направленной организации со знания и действий спортсмена, в зависимости от предполагаемых условий данного соревнования. Направленная организация сознания спортсмена заключается в том, чтобы создать такое отражение предполагаемых условий предстоящего соревнования, которое вызывало бы положительное боевое отношение к выступлению в нем.

Процесс специальной психологической подготовки к конкретному соревнованию представляет собой определенную систему взаимосвязанных звеньев (разработана А. Ц. Пуни с сотр.). В состав системы входят следующие звенья.

Сбор информации о предполагаемых условиях будущего соревнования. Сбор достаточной и достоверной


информации — исходное звено специальной психологической пол готовки, формирования состояния готовности к соревновательно: борьбе. Содержание и характер этой информации определяютс. спецификой вида спорта. В одних видах спорта (лыжных гонка> горнолыжном, различных кроссах и пр.) важно заранее знат место проведения соревнований, в других — основной являете информация о противниках (в единоборствах, спортивных играх) в третьих (например, в плавании)—сбор информации имеет зна чени'е не столько для планирования действий в будущей спортив ной борьбе, сколько для снятия ощущения новизны обстановки так как основной тактикой является равномерное распределение усилий на, дистанции, а ориентация на противника необходим; только на финишном отрезке.

Правильное определение и формулировка со ревновательной цели. В психологическом смысле цел] представляет собой заранее осознанный и планируемый результа' деятельности. В цели находят выражение объективно существую щие возможности его достижения. Цель выступает всегда и везд< как главный регулятор деятельности человека. Особое значении осознание цели имеет в процессе подготовки к соревнованиям р в моменты максимальной мобилизации сил при выполнении спор тивного действия.

Непосредственно перед соревнованием очень важно сформи ровать правильное отношение к цели. Несомненно, спортсмен зна ет, к какому результату он готовился и готов. Но результат вы ступления прямо связан со значимостью соревнований для спорт смена, которая больше, чем что-либо другое, влияет на предстарто вое состояние. Именно поэтому с приближением соревновани! осознанность цели искусственно маскируется, спортсмен временнс как бы забывает о ней. Цель вновь актуализируется лишь зг несколько минут до старта. Тогда формулировка ее приобретав! четкость и категоричность. Своевременность определения и категоричность формулировки соревновательной цели способствую! подъему боевого духа, мобилизации сил и резервных возможностей спортсмена.

Формирование и актуализация мотивов участия в соревнованиях. Мотивами участия в соревнованиях являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение. Лучше всего, если те и другие мотивы совпадают. Цели и мотивы повышают интерес к предстоящему соревнованию, способствуют созданию увлеченности процессом подготовки к нему и самой спортивной борьбой в ходе соревнования, страстному стремлению достигнуть намеченной цели.

Особое значение для формирования и актуализации мотивов приобретают специальные идейно-политические и военно-патриотические мероприятия, проводимые перед соревнованиями (встречи с рабочими фабрик и заводов, посещение мемориалов, изучение боевых традиций своего народа). Эффективность этих мероприя-





340


тий зависит от качества их организации и своевременности проведения, а также от степени сознательной активности спортсменов.

Вероятностное программирование соревновательной деятельности. Программирование деятельности осуществляется в ходе разработки тактического плана действий спортсмена или команды в предстоящих соревнованиях. Оно всегда носит вероятностный характер, поскольку в распоряжении спортсмена и тренера обычно не имеется абсолютно полной и достоверной информации об условиях будущего соревнования. Вероят ностное программирование представляет собой процесс мыслен ного проигрывания будущей деятельности в предполагаемых усло виях.

Саморегуляция неблагоприятных внутренних состояний. В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям спортсмен овладевает способами саморегуляции неблагоприятных предстартовых состояний. От соревнования к соревнованию он учится выбирать из усвоенных способов саморегуляции наиболее эффективные и приемлемые в определенных ситуациях. При подготовке к конкретному соревнованию он использует их, постоянно совершенствует свой ритуал предсоревновательного поведения.

Сохранение и восстановление нервно-психической свежести. Это звено системы специальной психологической подготовки теснейшим образом связано с предыдущим. Но в данном случае имеются в виду особенности поведения спортсмена за какое-то время до соревнования. Правильное построение режима дня в период подготовки к соревнованию, умение отвлекаться от мыслей о соревновании, нормирование общения и продуманный выбор его объектов, контроль аффективной среды и т. д. — все это должно быть подчинено накоплению нервно-психического потенциала, лежащего в основе резервных возможностей спортсмена, которые необходимо проявить в самый ответственный момент соревнования.

Реализация совокупности звеньев психологической подготовки спортсмена к конкретному соревнованию представляет собой большую по объему и очень нелегкую в организационном отношении работу. Она осложняется еще и тем, что примерно за неделю до соревнования резко снижается объем тренировочной нагрузки и у спортсмена появляется много свободного времени. При этом постепенно возрастает предсоревновательное психическое напряжение. Возникает задача продуманно, целесообразно заполнить свободное время спортсмена с целью создать у него отношение к предстоящему соревнованию как к празднику, где он рможет показать свою готовность, силу воли и спортивное мужество.


Дата: 2019-04-23, просмотров: 355.