Наиболее эффективным научным методом является эксперимент
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.

Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем.

1) В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать.

2) Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их такими, какими ему их доставляет случай.

3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей.

 4) Выявляя закономерные связи между явлениями, экспериментатор может варьировать не только сами условия в смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения.

В результате эксперимента устанавливаются допускающие математическую формулировку количественные закономерности.

Для проведения сравнительного анализа уровня социализации у подростков нами было выбрано 26 школьников 8 класса. В своем исследовании мы исходили из положения о том, что на уровень социализации школьников влияют личные качества подростка и его взаимоотношения с окружающими.

В связи с этим использовались следующие диагностические методики:

1. Методика «Уровень социализации личности учащегося» Автор методики: И. Рожков (Приложение 1)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.

Подросткам предлагается прочитать 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:

 4 - всегда,

 3- почти всегда;

 2-иногда;

 1- очень редко;

 0-никогда.

2. Методика « Определение уровня развития социальных навыков» Автор методики: А.П. Гольдштейн. (Приложение 2)

 В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольдштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий:

· Начальные навыки - некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт с другими людьми, участвовать в разговоре.

· Самовыражение в разговоре – умение выразить свои чувства и переживание или передать информацию другому человеку.

· Реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает.

· Навыки планирования предстоящих действий – прежде чем разговаривать с другими людьми или делать что – то необходимо это спланировать и как следует подготовиться к предстоящему действию.

· Альтернативы агрессивному поведению – каким образом избежать конфликта и разрушения отношений или вести себя в конфликтной ситуации наиболее продуктивным способом.

Испытуемым даётся список утверждений и специальный бланк для ответов. Опросник проводится в две серии.

В первой серии подросток должен оценить насколько ему самому удаются эти навыки.

Во второй серии испытуемого просят оценить насколько тот или иной навык удаётся его сверстникам.

 

2.2. Экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка

Для реализации практического материала, мы провели исследование в восьмом классе общеобразовательной школы № 4 г. Михайловска. В исследовании приняли участие дети в возрасте от 14 до 15 лет. Общее количество участников исследования 51 человек ( 8А класс-26 человек, 8Б- 25 человек)

Для проведения исследования мы провели 3 методики, которые помогли определить общий уровень социализации детей в подростковом возрасте .

Мы провели методику «Уровень социализации личности учащегося» Автор методики: И.Рожков

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Инструкция: Прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:

 4 - всегда,

 3- почти всегда;

 2-иногда;

 1- очень редко

 0-никогда.

Сравнительный анализ экспериментального исследования уровня социализации подростков на основе результатов тестирования, выявил показатели, которые представлены нами на диаграмме 1:

 

 

Диаграмма 1

На диаграмме мы видим, что приблизительно одна треть класса испытывает сложности в общении , т.е. имеют низкий уровень социальной адаптивности , так же на диаграмме видно что у остальных детей социальные навыки развиты в пределах нормы.

Мы провели эту же методику и в 8 «Б» классе. Результаты представлены на диаграмме 2:

Диаграмма 2

На диаграмме видно, что 44% учащихся имеют среднюю степень социальных качеств, 20% высокую и 36 % низкую.

Нами была проведена вторая  методика « Определение уровня развития социальных навыков» Автор методики: А.П. Гольдштейн

 В данной методике используется модель социального поведения, созданная А.П. Гольдштейном. В этой модели выделяется 37 основных навыков, разделённых на 5 категорий.

Испытуемым даётся список утверждений и специальный бланк для ответов. Опросник проводится в две серии.

В первой серии подросток должен оценить насколько ему самому удаются эти навыки.

Инструкция: Вам будет дан список 37 основных навыков, которые каждый человек использует в повседневной жизни. Оцените, пожалуйста, насколько Вам удаётся в жизни этот навык, выбрав один из пяти вариантов ответа: всегда, часто, иногда, редко или никогда. Отметьте это в своём бланке для ответов в соответствующей графе.

Во второй серии испытуемого просят оценить насколько тот или иной навык удаётся его сверстникам.

Инструкция: Вам ещё раз будут предложены 37 основных утверждений, характеризующих те навыки, которые люди используют в повседневной жизни. Отметьте крестиком в соответствующей графе бланка насколько каждый из этих навыков удаётся выполнить вашим сверстникам, выбрав один из вариантов ответа: всегда, часто, иногда, редко или никогда.

В первой серии методики мы получили сведения о том, как подросток сам оценивает свою социальную успешность в том или ином навыке. Однако этого недостаточно, поскольку мы не знаем на какой уровень выполнения социальных навыков он ориентируется, с кем он сравнивает себя. Для того, чтобы выяснить эти ориентиры, мы провели вторую серию, в которой предлагается оценить насколько эти навыки, по мнению испытуемого, развиты у его сверстников. Только получив эту информацию, мы можем понять, какие навыки и насколько значимы для данного подростка.

Существуют критерии для оценки результатов проведенной диагностики.

Средняя оценка социальных способностей – это среднее арифметическое по уровню оценки успешности социальных навыков для себя. Ответам приписывается значение от 1 до 5 баллов (1-никогда, 2- редко, 3- иногда, 4- часто, 5- всегда).

 Полученное среднее арифметическое значение по 37 навыкам в норме обычно бывает больше 3,10 и меньше 3,85.

Если полученная цифра выше этого диапазона, то можно говорить о завышенной самооценке уровня развития социальных навыков, переоценке своих социальных способностей.

Если полученная цифра ниже указанного диапазона, то можно говорить о заниженной оценке своего социального поведения, занижении своих социальных способностей.

Если полученная цифра находится в диапазоне 3,10-3,35 , то самооценка подростка адекватная. В том случае, если эти показатели ниже 2 или выше 4, можно говорить о неадекватной оценке подростком своего социального поведения.

Сравнительный анализ экспериментального исследования уровня социализации подростков на основе результатов тестирования, выявил следующие показатели (Диаграмма 1), (Диаграмма 2)

 Диаграмма 3

На диаграмме 3, изображен уровень социализации подростков. 50 % имеют адекватную оценку социальных навыков и 27 имеют заниженный уровень.

Таким образом, данная методика дает основания сделать вывод о том, что уровень социальных навыков у детей развит недостаточно, только 50 % подростков имеют адекватную оценку своих социальных способностей. Как видно на диаграмме 3, 19 % подростков имеют завышенную оценку своих социальных способностей, и 27 % заниженную.

Диаграмма 4

Данные на диаграмме 4 свидетельствуют о том, что 40% класса считают свои социальные навыки заниженными , 40 % адекватно оценивают свои социальные навыки и 20% имеют низкую оценку.

На втором этапы мы провели диагностику, направленную на оценку социальных навыков своих сверстников. Результаты представлены ниже:

Диаграмма 5

Данные на диаграмме 5 свидетельствуют о том, что дети, имеющие адекватную оценку своих социальных навыков, так же оценивают и социализацию своих сверстников.

Диаграмма 6

Мы выяснили, что адекватно оценили свои социальные способности и способности своих сверстников одни и те же подростки. Ребята, оценившие свои социальные способности на низком уровне, считают, что уровень социальных способностей у сверстников является завышенным.

На основе результатов, которые были получены, мы выделили две группы контрольную и экспериментальную. Экспериментальной группой становятся учащиеся 8 «Б» класс, так как уровень социализации у них ниже, чем в 8 «А» классе. С целью повышения уровня социализации у детей подросткового возраста мы провели два культурно-творческих мероприятия:

1.Праздник «Школа весёлых уроков» (Приложение 3)

2. Развлекательная игра "Смак" для учеников 8 классов. ( Приложение 4)

Данные мероприятия были направлены на повышение социализации учащихся 8 «Б» класса, учащиеся не только приняли участие в данных мероприятиях, но и занимались их организацией. После проведения культурно творческих мероприятий мы еще раз провели тестирование в 8 «Б» классе и получили следующие результаты:

 Диаграмма 7

На диаграмме 7 видно, что высокая социализация составляет 20% как и в прошлом тестировании, до проведения культурно-творческих мероприятий, а вот низкий уровень социализации уменьшился на 8 %, а средний увеличился на 8%, это доказывает то, что культурно-творческие мероприятия влияют на социализацию подростков.

Таким образом, на основании проведённого исследования, можно сделать вывод о том, что у половины подростков недостаточный уровень социальных навыков. В связи с этим нами были разработаны методические рекомендации по формированию социальных навыков у подростков, а так же методы и способы реализации данных методик.

 

 

2.3. Методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации

При создании культурно–творческого досуга важно учитывать, чтобы такое мероприятие представляло собой полный комплекс услуг, необходимый для организации и обеспечения массового активного отдыха, развлечения, восстановления физических и духовных сил, способствующих формированию культуры досуга человека. При этом главными принципами, лежащими в основе концепции формирования досуга, являются требования целостности, полноты, доступности и непрерывности пространства и процесса досуговой деятельности, подтвержденных исследованиями и экспериментами.

В своей работе педагог должен ориентироваться на достижение следующих целей:

- удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям;

- предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;

- обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;

- активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Для достижения указанных целей культурно-творческий досуг выполняют следующие функции:

- разработка, постановка, оснащение и запуск новых досуговых программ и мероприятий с постоянным обновлением и совершенствованием своей технической базы:

- переподготовка специалистов для работы с новыми техническими средствами и осуществление соответствующих досуговых программ;

- прокат досуговых программ и проведение мероприятий для посетителей как на базе самих центров, так и их филиалов, на выездных площадках учреждений и организаций.

Содержание досуга включает как необходимые составляющие следующие виды занятий:

- культурно-зрелищные программы с активным включением посетителей в театрализованное действие;

- подвижные игры и развлечения, допускающие равновозможное участие подготовленных и неподготовленных, нетренированных людей всех возрастов;

- оздоровительные мероприятия по регуляции физической и психической нагрузки, балансирующие общее состояние человека, его самочувствие;

- логические игры, деловые игры, имитирующие конфликтные и проблемные ситуации, знакомые и интересные всем посетителям;

- аттракционы, развивающие ловкость, координированность движений, внимание, реакцию;

- досуговые церемонии и ритуалы застолья, общения, танца, воссоздающие культурные нормы различных народов мира.

Наряду с основными функциональными элементами в деятельности центра присутствуют обеспечивающие подразделения:

- информационно-распределительное, ориентирующее посетителя в выборе его индивидуальной программы отдыха в центре досуга;

- экспериментально-постановочное, занимающееся разработкой новых досуговых программ и определяющее политику его долговременных мероприятий;

- творческие мастерские, объединяющие специалистов, работающих над отдельными проблемами обеспечения и организации досуговой деятельности;

- производственно-техническое, выполняющее функцию обеспечения нормальной работы оборудования и оснащения центра.

- каждому направлению работы центра досуга соответствует специально оборудованный сектор, включающий ряд помещений оснащенных самой современной аппаратурой.

Разнообразие программ и полнота содержания досуговой деятельности обеспечиваются единой системой преобразования среды, включающей музыкально-шумовое оформление, световую партитуру, трансформацию внутреннего пространства и т.д.

Специалист, организующий культурно-творческий досуг, должен будет освоить практически:

- культуру досуговой деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее аспектах;

- все современные технические средства, используемые как для непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для обеспечения условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых программ;

- методы ведения досуговых программ с соблюдением всех принципов их реализации;

- искусство общения в условиях свободного выбора посетителями программ их собственной деятельности;

- логику разработки и постановки новых досуговых программ;

- методику организации деятельности творческих мастерских, формирования постоянного актива посетителей центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных подходов и решений, который связан с тем, что досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов и запросов молодежи и всего населения в целом уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

В организации культурно-творческого досуга происходит процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих трех сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать личностным выбором деятельности.

Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.

И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности, формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является важным положением, которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его.

 

Заключение

 

В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

В подростковом возрасте значительно расширяется объем деятельности ребенка, качественно изменяется ее характер. Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности детей. Возрастает желание заниматься сложными, требующими творческого напряжения видами деятельности. Важной особенностью этого возраста является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления детей. Они более трезво оценивают свои возможности.

Досуг может стать могучим стимулом для развития личности, расцвета ее способностей, расширения диапазона интересов. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но он может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира ребенка и даже к его разрушению.

Проблема формирования и развития подрастающего поколения, становления его как зрелой личности в современных общественно-политических и экономических условиях приобретает особую актуальность, ибо формирующемуся обществу требуются люди, способные принимать социально-зрелые решения, способствующие продвижению общества, его развитию посредством усилий каждого отдельно взятого индивида.

Процесс социализации выступает как единство изменений всех трех сфер. Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся действительность, в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является важным положением, которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его.

Таким образом, результаты исследования подтверждают исходную гипотезу, в соответствии с которой, социализация детей, подростков и юношества наиболее продуктивно осуществляется в процессе свободной творческой деятельности, то есть в досуговой пространственно-временной среде.

 

 

Список литературы

 

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 2008 -148с.

2. Азбука семейной жизни от Я до МЫ. М.,2010.

3. Айвазян В.Я. Социалистический тип социальности. Ереван, 2003.

4. Актуальные проблемы психоневрологии детского и подросткового возраста. М., 2001.

5. Актуальные проблемы социализации личности в условиях НТР. Киев, 2005-176с.

6. Алексеева В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типологии личности.//Социологические исследования.2013,'1,с.34-48.

7. Бардин Ю.П. Социальная зрелость личности. Автореф.дис.канд.филос.наук. Харьков, 2009 -15с.

8. Басов М.Л. Общие основы педагогики. М., 2017.

9. Бастрыкин А.И. Ширяев А.Б. Мода, кумиры, собственное "Я". Л., 2005.

10. Бахтин В.Т. Эстетика словесного творчества. М., 2005.

11. Бахур В.Т. Это неповторимое "Я". М. 2011- 192с.

12. Белая Л.Л. Клуб в жизни ребенка. М., 2003.

13. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2006  14. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка. //Педология, 2008, '1 с.58-77.
15. Демакова И.Д. Должность или призвание: беседы с организатором внеурочной воспитательной работы. М. 2013.

16. Дементьева И.Ф. Особенности выполнения функций в сфере досуга разными типами семьи. //Семья и социальная структура социалистического общества. М., 2015.
17. Ерошенков И.Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М., 2008 160с.

18. Ершова А.П. Развитие творческой потребности в процессе обучения подростков началам художественной деятельности. Автореф.дис.канд.филос.наук. М., 2012 -368с.
19. Зеленов Л.А. Семашко А.И. Художественная потребность и художественная деятельность. //Проблема потребностей в этике и эстетике. Л.,2006, с.120-130.

20. Зосимовский А.Ф. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. К. 2016 -200с.
21. Исаенко В.П. Детские объединения в клубах. М., 2008 120с.

22. Исаенко В.П. Методика использования игрового общения в работе с детьми и подростками. М. , 2005.
23. Минасьян С.Г. Художественно-эстетические потребности и воспитание молодежи. //Социологические проблемы культуры. М., 2006. с.40-60.

24. Маркова А.К. Подросток и свободное время. Д., 2001 152с.
25. Ремшмид, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 1994.- 320с. Социальная психология и этика делового общения: Учеб. пособие для вузов / В. Ю.

26.Сухомлинский В.А. Подросток в неформальной группе.- М.: Знание,2007.- 95с.

27.Щуркова, Н. Е. Классное руководство: формирование жизненного опыта у школьников. — М.: Педагогическое общество России, 2002.-254с.

28. Проблемы детей школьного возраста (14-18 лет). Отчет о РГ ВОЗ. Копенгаген. 2006, Б.
29. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М. 2009 351с.
30. Эстетическое воспитание учащихся во внешкольных учреждениях: Пособие для учителя. Сост.Сахарова Л., Шахова А. М. , 2011 -126с.

 

Приложение 1









Дата: 2019-04-23, просмотров: 559.