Посредством организации культурно-творческого досуга »
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная педагогика»

на тему:

« Социализация подростков

Посредством организации культурно-творческого досуга »

                                                                      Выполнила:

Лебедева Марина Геннадьевна

студентка 3 курса, группы ППО-б-о-16-1

направления подготовки 44.03.02

Психолого-педагогическое образование

                  очной формы обучения

                             ________________________

                        (подпись)

Руководитель работы:

Толокнеева Елена Ивановна                                                                            

                                          кандидат педагогических наук,

                                                                      доцент кафедры педагогики и 

                                                                      образовательных технологий                                                                                              

                             ________________________

                        (подпись)

                     

Работа допущена к защите ____________________          ________________

                                           (подпись руководителя)               (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой_________________________ Дата защиты_________________

 

Члены комиссии:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий      _____________       (подпись)   Мищерина И.В.   
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий           _____________         (подпись)   Толокнеева Е.И.
кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий            _____________        (подпись)   Чуприна А.А.

 

 

                                              Ставрополь, 2018 г.

Содержание

                                            

Введение. 2

1. Теоретические основы изучения процесса социализации подростков посредством культурно-творческого досуга. 6

1.1. Социализация подростков как объект психолого-педагогического изучения 6

1.2. Психофизиологические и личностные особенности развития и социализации подростков. 13

1.3. Технология и виды организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации. 18

2. Экспериментальное исследование социализации подростков посредством организации культурно-творческого досуга. 23

2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. 23

2.2. Экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка. 28

2.3. Методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации. 36

Заключение. 41

Список литературы.. 43

Приложение 45

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследований. В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Основная задача педагога, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга.

Культурно-творческий досуг  является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Цель исследования:  изучить влияние культурно-творческого досуга на социализацию подростков.

Объект исследования: социализация подростков

Предмет исследования: социализация подростков посредством культурно-творческого досуга.

Гипотеза исследования: социализация детей подросткового возраста, посредством культурно-творческого досуга будет проходить более успешно, если:

-определены психолого-педагогические условия социализации подростков;

    - конкретизировать особенности процесса социализации подростков посредством культурно-творческого досуга;

-разработаны методические рекомендации по организации и проведению культурно-творческого досуга, подростков с целью их социализации;

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Теоретически изучить компоненты социализации подростков;

    3. Провести экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка;

4. Сформулировать методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации;

Методы исследования:

-общетеоретические: анализ педагогической, философской, медицинской, психологической, историко-культурологической литературы по теме исследования, классификация и систематизация;

-эмпирические: наблюдение, опросные (анкета, интервью), изучение продуктов деятельности, тестирование;

-экспериментальные: педагогический эксперимент;

-статистические: количественный и качественный анализ данных исследования, математическая обработка результатов эксперимента, оформление результатов в виде таблиц.

Теоретико-методологическая основа исследования: фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности;  Л.И. Божович, .C. Выготский,[14] Д.И. Фельдштейн; A.B. Мудриком, А.Н. Суховым, A.A. Деркач, В.И. Антонюком, Б.М. Кедровым, А.К. Марковой, ,[24]  H.A. Подымовым, Р.Х. Шакуровым.
   Научная новизна работы: конкретизированы и систематизированы понятия и определения по теме исследования; дополнены сведения о психолого-педагогических условиях социализации подростков. Показана важность  организации культурно-творческого досуга  подростков с целью их социализации.

Теоретическая значимость исследования: заключается в анализе и

систематизации научных психолого-педагогических данных об особенностях социализации подростков посредством культурно-творческого досуга.

     Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе .

База проведения эксперимента: исследование проводилось в

общеобразовательной школе № 4, г. Михайловска в восьмых классах.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав (состоящих из шести параграфов), заключения, списка литературы и приложения..

 

1. Теоретические основы изучения процесса социализации подростков посредствам культурно-творческого досуга

 

 

1.1. Социализация подростков как объект психолого-педагогического изучения

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, ее качественные характеристики. Системные качества индивида, формируются в совместной деятельности и общении. Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по — своему характеру. Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид добровольно выстраивает свою роль в обществе. С другой, общество формирует норму морали и поведения, формы отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.[9]

Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политики, экономики, идеологии, образования и культуры.

Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества. В отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения занимались: Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский и др. Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем — социализация подростков в сфере досуга. [26]

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное влияние оказывают микро- и макросреды, а также различные социальные институты. На примере сферы досуга можно наиболее полно раскрыть проблемы подростка, возникающие в процессе социализации.[30]

Социализация личности — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В литературе можно встретить различные определения этого понятия. Социализация — это сложный многогранный процесс по:

· усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

· усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;

· становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

· включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук. Процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром.[11] В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.

Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества.

Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле — это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. [18] И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности.

В ходе социализации личности можно выделить семь этапов. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития.

 1 этап. Восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

 2 этап. Интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации — микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.[15]

 3 этап. Выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его.

 4 этап. Формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора, благоприятствующего положительному исходу этого этапа, выступает идеал.

 5 этап. Поступки подростка, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются второй — четвертый этапы, в других случаях они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

 6 этап. Формирование норм и стереотипов поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать — отстаивать свои и других честь и достоинство.

 7 этап. Осмысление и оценка своей социальной деятельности. Из данного пункта можно сделать следующий вывод: социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению — самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

 ‒ нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

 ‒ личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

 ‒ ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

‒ коммуникативно-информационная функция, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

‒ прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

 ‒ творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

‒ компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.[21]

 Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.[3]


Обработка результатов.

Внимание! Не подлежат анализу с произвольно выбранными случайными отметками, а также те, в которых более 9 высших или низших оценок, так как в этом случае речь может идти о неадекватном восприятии собственного социального поведения или социального поведения окружающих.

Полная обработка опросника включает в себя:

 

1. Общие показатели выявленные с помощью методики определения уровня развития социальных навыков:

1.1. средняя оценка социальных способностей – это среднее арифметическое по уровню оценки успешности социальных навыков для себя. Ответам приписывается значение от 1 до 5 баллов (1-никогда, 2- редко, 3- иногда, 4- часто, 5- всегда).

 Полученное среднее арифметическое значение по 37 навыкам в норме обычно бывает больше 3,10 и меньше 3,85. если полученная цифра выше этого диапазона, то можно говорить о завышенной самооценке уровня развития социальных навыков, переоценке своих социальных способностей. Если полученная цифра ниже указанного диапазона, то можно говорить о заниженной оценке своего социального поведения, занижении своих социальных способностей. В том случае, если эти показатели ниже 2 или выше 4, можно говорить о неадекватной оценке подростком своего социального поведения.

1.2. средняя оценка социальных способностей сверстника – это средняя арифметическая по уровню развития социальных навыков у сверстников, которая определяется аналогичным образом, как и предыдущий показатель.

Здесь нормативный диапазон находится между 3,00 и 3,60 среднего значения оценки социальных способностей сверстников. Если полученное среднее арифметическое более 3,60, то можно говорить о завышенной оценке уровня развития социального поведения сверстников, о переоценке их социальных способностей. При оценке полученных показателей следует отметить, что значения этого показателя выше 4 и ниже 2 свидетельствуют о неадекватной оценке и в этом случае данные опросника являются недостоверными.

По сочетанию этих двух показателей (1.1 и 1.2.) выделяются 7 основных типов оценки социальной компетенции у подростков:

1 Тип – Недооценка уровня развития своих социальных навыков и переоценка социальной эффективности других. В этом случае подросток считает себя неловким, некомпетентным, отставшим от остальных. В тоже время своих сверстников он оценивает настолько опытными и успешными, что ему практически невозможно достичь такого уровня. В поведении это выражается в пассивной и очень зависимой от других позиции.

2 Тип – Завышенная оценка собственных социальных навыков и заниженная оценка уровня развития социальных навыков остальных. Для такого подростка характерна переоценка своих возможностей в области социальной адаптации. Он считает себя умелым, ловким, опытным в то время как большинство его сверстников ещё маленькие, не умеющие ориентироваться в поведении окружающих. В поведении это проявляется в авторитарной позиции и стремлении к лидерству.

3 Тип – Заниженная оценка своих социальных способностей и социальных способностей сверстников. Этой социальной позиции подростка соответствует страх перед миром взрослых, неуверенность в своих способностях и способностях своих сверстников успешно адаптироваться к нормальной взрослой жизни. В поведении таких подростков обычно заметно повышен уровень тревожности и стремление находиться в группе сверстников.

4 Тип – Завышенная оценка своих социальных способностей и способностей сверстников. Такая переоценка себя и своих сверстников как правило соответствует недооценке сложности социальной жизни взрослых. В поведении такой подросток характеризуется тенденцией к лидерству и объединению сверстников против «плохих» правил и законов взрослого мира.

5 Тип – Адекватная оценка себя и заниженная оценка социального поведения окружающих сверстников. При адекватной в целом позиции такой подросток считает именно себя, в отличии от сверстников, способным включиться во взрослые отношения. Большинство своих сверстников в этом случае подросток часто считает недостаточно опытными, ещё не выросшими в отличии от себя. В поведении это характеризуется ответственной и взвешенной, хотя иногда и изолированной от остальных ребят позицией.

6 Тип – Адекватная оценка других и заниженная оценка своих социальных способностей. При адекватном восприятии социальной ситуации в целом такой подросток склонен недооценивать свои возможности. В поведении это характеризуется повышенным уровнем тревожности и настороженности в отношениях со сверстниками. Очень часто эта позиция коррелирует с отставанием в физическом развитии от сверстников.

7 Тип – Адекватная оценка уровня своего социального развития и социального развития сверстников. Реалистическая, взвешенная позиция в основном соответствующая уровню развития взрослого человека. Ответственное отношение к жизни при этом сочетается с адекватной оценкой окружающих.

 

 

Приложение 3

«Школа веселых уроков»

Оборудование: жетоны, ПК, мультимедийный проектор, экран.

 

Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном закрытию летнего лагеря «Юность» (примечание: ежегодно в школе в июне работает летний лагерь, состав детей разновозрастный)

Ведущий 2. В школьных коридорах тишина, выпускники сдали экзамены и получили аттестаты. А мы сегодня предлагаем вам игровую программу «Школа веселых уроков»

Ведущий 1. Наша встреча будет смоделирована как один день школьных занятий. Надеюсь, что мы сможем ее провести весело, интересно, познавательно. Дежурными по лагерю сегодня назначаются (представление дежурных), они же будут судить нашу встречу.

Представление команд.

Ведущий 2. Разминка

Вещь, без которой в школе не обходится ни один день. Чтобы ее составить, нужно потратить много сил. В ней уроки и номера кабинетов (расписание)

В расписании «Школы веселых уроков» будут предметы школьной программы. Команды, определите к какой области знаний относится вопрос:

· каковы причины и условия возникновения эквипотенциальных поверхностей? (физика)

· что называют протуберанцами (астрономия)

· в чем состоит основное свойство первообразной? (Алгебра и начала анализа)

· чем отличается циклический алгоритм от разветвленного? (информатика)

· дейнозух, кцалькоатль, арандаспис и другие. (биология)

· какова роль расходного мультипликатора в общей системе мультипликаторов? (экономика)

Разминка завершена. Сегодня в расписании «Школы веселых уроков» следующие предметы:

1. Литература.

2. История.

3. География.

4. Биология.

5. Астрономия.

 

Каждой команде будет задано по 5 вопросов. Правильный ответ — 1 балл.

 

Урок литературы.

Вопросы команде 1.

1. Однажды всевышний сделал птице средней величины из отряда воробьиных презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.

О каком произведении идет речь? Кто его автор? Назовите эту строчку из произведения. («Ворона и Лисица», И.А.Крылов «Вороне где-то бог послал кусочек сыру»

2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (репка)

3. Кто из сказочных героев очень любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше» (Змей Горыныч)

4. Откуда взято это выражение:

Ты все пела? Это дело

Так поди же попляши»

(И.А.Крылов, басня «Стрекоза и муравей»)

5. Чей портрет рисует А.С.Пушкин?

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная, боязлива.

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой…

(Татьяна Ларина)

 

Вопросы команде 2

1. Субъект находится в помещении с повышенным содержанием водяного пара в воздухе (но с дефицитом лучистой энергии), имеющим отверстие в стене, покрытое металлической сеткой, в позе, при которой туловище опирается на пол своей нижней частью, а ноги согнуты.

О каком произведении идет речь? Кто его автор? Назовите эту строчку из произведения . («Узник», А.С.Пушкин, «сижу за решеткой в темнице сырой»

2. Из какого произведения взяты эти слова «Не хочу учиться, а хочу жениться». Кому они принадлежат? (комедия И.А.Фонвизина «Недоросль», Митрофанушка, действие 3, явление 7)

3. Чей портрет «рисует» А.С.Пушкин

Острижен по последней моде,

как dandy лондонский одет -

И наконец увидел свет...

(Евгений Онегин)

4. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием (Колобок)

5. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали (Кот в сапогах)

Урок истории

Вопросы команде 1.

1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (бумага и фарфор были изобретены в Китае)

2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (в период Олимпийских игр)

3. Когда в военной истории опасность представляла свинья? (Ледовое побоище)

4. Испеку пирог – момент

С ягодой черниченкой

К нам татары контингент

Вводили ограниченный.

Назовите дату окончания татаро-монгольского ига на Руси. (1480)

5. Как у нас Екатерина,

В массах популярная, -

Это помощь из Берлина

Нам гуманитарная.

Назовите настоящее имя царицы (София-Фредерика-Августа, принцесса Ангель-Цербская)

Вопросы команде 2.

1. Какую фамилию носил Петр 1? (Романов)

2. Какую войну выиграла всего одна лошадь ? (Троянскую, Троянский конь)

3. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (это разные названия одного города)

4. Как у Грозного Ивана

Засорилась в доме ванна.

Был весь ЖЭК Малютою

Казнен казнью лютою.

Назовите фамилию Малюты. (Скуратов)

5. Граф Орлов сидит не брит,

Саблей ест морожено:

Граф – царицын фаворит,

И ему положено.

Фаворитом какой царицы был граф Орлов? (Екатерины II)

Урок географии

Вопросы команде 1.

1. Где стоит палатка, у которой все 4 окна выходят на юг? (на северном полюсе)

2. Люди начали покорять горные вершины около 200 лет назад. Первую попытку восхождения на «мать богов во Вселенной» совершили 2 англичанина в 1924 г., последний раз их видили в 250 м от вершины, потом они пропали. На этой вершине постоянно дуют ветры со снегом, нередко их скорость достигает 150 км/ч, а воздух на столько разрежен, что больштнство альпинистов вынуждены подниматься в кислородных масках. 29 мая 1953 г. Эдмун Хилари из Новой Зеландии и гражданин Индии Норгэй Тенцинг достигли вершины горы. На какой вершине они пробыли 15 минут? (Джомолунгма)

3. О каком камне говорится:

«В таежных и диких лесах,

В сибири, в Якутии дальней

Найдены россыпи ценных камней,

По твердости нет им равных»? (об алмазе)

4. Где изобрели компас? (в Китае)

5. Самое большое сооружение, когда либо возведенное людьми. Работа шла веками. Участвовали в этой работе миллионы людей. Окончательная длина превысила 6000 км, высота в среднем 10 м. большая часть была возведена в XIV – XVI веках по горам и равнинам. (Великая Китайская Стена, по стене может пройти шеренга из 10 человек)

Вопросы команде 2.

1. Предмет круглой формы, но в спортзале не используется. Пестренький, крутится. С помощью этого предмета можно путешествовать не имея долларов? (глобус)

2. Это все, что осталось от обширных владений Римских Пап. Независимое государство с 1929 г., население составляет 800 человек. Сердцем страны является величественный собор Святого Петра. Кроме него в государстве расположено еше 2 собора, несколько дворцов, музеев, учебных заведений, вокзал. (Ватикан, 44га. Печатает собственные бумажные деньги и чеканит монеты, выпускает газету, у него есть свои почтовые марки)

3. Сколько экваторов можно провести на глобусе? (один)

4. Страна с самой древней монархией. Жители этой страны верили, что острова были созданы богиней Солнца Альматэрасу 200 лет страна была полностью отрезана от остального мира, иностранцы редко попадали в страну, а жителей вовсе не выпускали за границу.(Япония)

5. Назовите цветные моря? (Белое, Желтое, Красное, Черное)

Урок биологии

Вопросы команде 1.

1. Какие ноги у жирафа длиннее: задние или передние? (ноги одинаковые)

2. Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума? (поп в сказке «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С.Пушкин_

3. У какого насекомого пять глаз? ( у пчелы)

4. В какой русской народной сказке брат не послушался сестру и один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Аленушка и братец Иванушка», попил из лужи –превратился в козленка.

5. Научное название столетника (алоэ)

Вопросы команде 2.

1. Ел ли Иван Грозный жареный картофель? (нет, картофель завезли при Петре 1)

2. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)

3. Какая трава самая высокая из всех? (бамбук)

4. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым (почти все насекомые проходят стадии яицо-гусеница-бабочка)

5. Когда и где в старину воевали цветы? (1455-85гг. в Англии междоусобная война Белой и Алой розы)

Урок астрономии

Вопросы команде 1.

1. Ближайшая к нам звезда? (Солнце – раскаленный газовый шар, состоящий из водорода, он настолько огромен, что мог бы вместить в себя 1400000 планет размером с Землю)

2. Планета, у которой больше всего спутников и самые большие кольца? (Сатурн, 18 спутников)

3. Самая маленькая и самая удаленная от Солнца планета нашей системы? (Плутон)

4. Красная планета. Очень холодная и безводная. На этой планете находятся самые высокие горы в солнечной системе? (Марс, Олимпийский пик – 26400м)

5. «Апполон-11» стартовал с космодрома им.Дж.Кеннеди в штате Флорида. Этот космический корабль с людьми на борту совершил посадку на объект Солнечной системы 20 июля 1969 г. Куда совершил посадку космический корабль? (на Луну, взятые на Луне пробы грунта стали самым дорогим минеральным веществом в истории. Астронавты с «аполлона» собрали в 6 разных местах Луны 380 кг камней и грунта. Если учесть, что вся лунная программа «Аполллона» обошлась в 25 млрд.долл, то 1 кг грунта с поверхности нашего спутника стоил 66 млн.долл.)

 

Вопросы команде 2.

1. Самая известная из комет, названная в честь английского астронома, который первым установил, что она регулярно возвращается к Земле каждые 75-76 лет. (комета Галлея, последний раз проходила около Земли в 1986 г., следующий визит кометы Галлея произойдет в 2062 г.)

2. Самая большая планета Солнечной системы (Юпитер, превосходит по размерам все остальные планеты, вместе взятые. Он быстрее всех вращается вокруг своей оси. И поэтому день на нем самй короткий)

3. Самая жаркая планета Солнечной системы? (Венера, средняя температура на ней составляет 490 градусов. Этого достаточно чтобы расплавить всинец)

4. Ближайший сосед Земли по космическому пространству. Пятый по величине спутник в Солнечной системе? (Луна)

5. Его полет занял 108 минут, затем он катапультировался в круглой капсуле диаметром 2,3м на высоте 6700 м выпрыгнул из капсулы с парашютом и приземлился в районе Саратовской области. О каком космонавте идет речь? (Ю.А.Гагарин, 12 апреля 1961г.)

 

Курсовая работа

по дисциплине «Социальная педагогика»

на тему:

« Социализация подростков

посредством организации культурно-творческого досуга »

                                                                      Выполнила:

Лебедева Марина Геннадьевна

студентка 3 курса, группы ППО-б-о-16-1

направления подготовки 44.03.02

Психолого-педагогическое образование

                  очной формы обучения

                             ________________________

                        (подпись)

Руководитель работы:

Толокнеева Елена Ивановна                                                                            

                                          кандидат педагогических наук,

                                                                      доцент кафедры педагогики и 

                                                                      образовательных технологий                                                                                              

                             ________________________

                        (подпись)

                     

Работа допущена к защите ____________________          ________________

                                           (подпись руководителя)               (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой_________________________ Дата защиты_________________

 

Члены комиссии:

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий      _____________       (подпись)   Мищерина И.В.   
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий           _____________         (подпись)   Толокнеева Е.И.
кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий            _____________        (подпись)   Чуприна А.А.

 

 

                                              Ставрополь, 2018 г.

Содержание

                                            

Введение. 2

1. Теоретические основы изучения процесса социализации подростков посредством культурно-творческого досуга. 6

1.1. Социализация подростков как объект психолого-педагогического изучения 6

1.2. Психофизиологические и личностные особенности развития и социализации подростков. 13

1.3. Технология и виды организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации. 18

2. Экспериментальное исследование социализации подростков посредством организации культурно-творческого досуга. 23

2.1. Организация, методы и методики экспериментального исследования. 23

2.2. Экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка. 28

2.3. Методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации. 36

Заключение. 41

Список литературы.. 43

Приложение 45

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследований. В настоящее время ситуация в культурно-досуговой деятельности характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.

Основная задача педагога, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное внимание к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие вне институциональных форм молодежного досуга.

Культурно-творческий досуг  является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, компьютерные игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Цель исследования:  изучить влияние культурно-творческого досуга на социализацию подростков.

Объект исследования: социализация подростков

Предмет исследования: социализация подростков посредством культурно-творческого досуга.

Гипотеза исследования: социализация детей подросткового возраста, посредством культурно-творческого досуга будет проходить более успешно, если:

-определены психолого-педагогические условия социализации подростков;

    - конкретизировать особенности процесса социализации подростков посредством культурно-творческого досуга;

-разработаны методические рекомендации по организации и проведению культурно-творческого досуга, подростков с целью их социализации;

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Теоретически изучить компоненты социализации подростков;

    3. Провести экспериментальное исследование уровня социализации и творческих способностей подростка;

4. Сформулировать методические рекомендации по организации культурно-творческого досуга подростков с целью их социализации;

Методы исследования:

-общетеоретические: анализ педагогической, философской, медицинской, психологической, историко-культурологической литературы по теме исследования, классификация и систематизация;

-эмпирические: наблюдение, опросные (анкета, интервью), изучение продуктов деятельности, тестирование;

-экспериментальные: педагогический эксперимент;

-статистические: количественный и качественный анализ данных исследования, математическая обработка результатов эксперимента, оформление результатов в виде таблиц.

Теоретико-методологическая основа исследования: фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности;  Л.И. Божович, .C. Выготский,[14] Д.И. Фельдштейн; A.B. Мудриком, А.Н. Суховым, A.A. Деркач, В.И. Антонюком, Б.М. Кедровым, А.К. Марковой, ,[24]  H.A. Подымовым, Р.Х. Шакуровым.
   Научная новизна работы: конкретизированы и систематизированы понятия и определения по теме исследования; дополнены сведения о психолого-педагогических условиях социализации подростков. Показана важность  организации культурно-творческого досуга  подростков с целью их социализации.

Теоретическая значимость исследования: заключается в анализе и

систематизации научных психолого-педагогических данных об особенностях социализации подростков посредством культурно-творческого досуга.

     Практическая значимость работы заключается в том, что выводы и результаты курсовой работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе .

База проведения эксперимента: исследование проводилось в

общеобразовательной школе № 4, г. Михайловска в восьмых классах.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав (состоящих из шести параграфов), заключения, списка литературы и приложения..

 

1. Теоретические основы изучения процесса социализации подростков посредствам культурно-творческого досуга

 

 

1.1. Социализация подростков как объект психолого-педагогического изучения

Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, ее качественные характеристики. Системные качества индивида, формируются в совместной деятельности и общении. Социальное самоопределение человека одинаково актуально и для прошлого, и для настоящего столетия, но оно существенно зависит от социально-политической и экономической системы общества. Это процесс, непрерывно меняющийся по — своему характеру. Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид добровольно выстраивает свою роль в обществе. С другой, общество формирует норму морали и поведения, формы отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.[9]

Поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности является досуг и, в частности, досуговые объединения, где процесс формирования и развития индивида не ограничивается «социальным заказом», а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения. При всех положительных сторонах досуга, можно отметить, что досуг ярко подвержен состоянию политики, экономики, идеологии, образования и культуры.

Как показывает практика, досуг подрастающего поколения, при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей и тому подобное, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества. В отечественной науке вопросом социализации подрастающего поколения занимались: Л. С. Выготский, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, В. А. Сухомлинский и др. Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем — социализация подростков в сфере досуга. [26]

Наиболее сложно процесс социализации протекает в подростковом возрасте, так как происходят большие изменения и в организме, и в сознании. Появляется большое разнообразие отношений (дружба, вражда, любовь и т. д.). На подростка сильное влияние оказывают микро- и макросреды, а также различные социальные институты. На примере сферы досуга можно наиболее полно раскрыть проблемы подростка, возникающие в процессе социализации.[30]

Социализация личности — одно из ведущих понятий социальной педагогики, будучи междисциплинарным, оно отражает достаточно сложное социальное явление. В литературе можно встретить различные определения этого понятия. Социализация — это сложный многогранный процесс по:

· усвоению индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит;

· усвоению и дальнейшему развитию индивидом социально-культурного опыта;

· становлению личности, обучению и усвоению индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе;

· включению человека в социальную практику, приобретению им социальных качеств, усвоению общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности и т. д.

Общим для всех подходов является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности. Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук. Процесс социализации включает в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду в результате активного взаимодействия между ним и окружающим социальным миром.[11] В процессе этого взаимодействия осуществляется социальное признание; социальное общение; овладение навыками практической деятельности; активное переустройство окружающего мира.

Социализацию нельзя отождествлять с развитием личности, которое происходит и вне общества.

Социализацию также нельзя сводить и к воспитанию. Бесспорно, суть воспитания состоит в построении таких взаимосвязей детей с обществом, которые обеспечивают их социализацию. Более того, в настоящее время воспитание рассматривается в двух аспектах. Воспитание в узком смысле означает процесс целенаправленного воздействия на развитие личности в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Воспитание в широком смысле — это воздействие на человека всей социальной действительности с целью усвоения им социального опыта. [18] И в первом и во втором случае воспитание предполагает односторонний целенаправленный процесс. Социализация же основана на двусторонней активности.

В ходе социализации личности можно выделить семь этапов. Для каждого из них характерно формирование новых потребностей, их осознание и перевод в систему ценностей. Новые потребности играют роль ведущих на своем этапе развития.

 1 этап. Восприятие индивидом социальной информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и навыков. При этом следует непременно учитывать фактор своевременности подачи информации.

 2 этап. Интуитивное соотнесение получаемой информации с генетически заложенным кодом, собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. На этом этапе социализации первостепенное значение приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем как позитивное, так и негативное. Именно к этим чувствам, к состоянию души неосознанно прислушивается человек при восприятии и оценке той или иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на этом этапе социализации — микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок. Это может быть двор, друзья, класс, но чаще всего это семья и, когда новая информация вступает в противоречие с установками, полученными ребенком в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.[15]

 3 этап. Выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его.

 4 этап. Формирование ценностных ориентаций и установка на действие. В качестве ведущего фактора, благоприятствующего положительному исходу этого этапа, выступает идеал.

 5 этап. Поступки подростка, логически выстроенная система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях поступки следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция», и, только потом прорабатываются второй — четвертый этапы, в других случаях они возникают лишь в результате неоднократного повторения определенных воздействий извне, проходя через этап обобщения и закрепления.

 6 этап. Формирование норм и стереотипов поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать — отстаивать свои и других честь и достоинство.

 7 этап. Осмысление и оценка своей социальной деятельности. Из данного пункта можно сделать следующий вывод: социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению — самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.

Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:

 ‒ нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте;

 ‒ личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно-мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений;

 ‒ ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей, определяющих образ жизни человека;

‒ коммуникативно-информационная функция, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

‒ прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;

 ‒ творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя;

‒ компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.[21]

 Функции социализации не только раскрывают, но и определяют процесс развития индивида и общества. Функции направляют активность индивида, определяя более или менее перспективные пути развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают возможность индивиду проявить себя в определенной сфере деятельности.[3]


Дата: 2019-04-23, просмотров: 230.