Этнопедагогические основы краеведения Казахстана –
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Қасиетті Жер-Су»

История краеведения как формы общественного сознания на территории Казахстана формировалась издревле, с петроглифов эпохи неолита и бронзы. Сако-гуннские памятники культуры, выраженные в искусстве «звериного стиля», доносят отголоски древнего мировоззрения. В них отражены ценностные представления об окружающей среде – природных объектах, флоре и фауне древнего Казахстана.

В дальнейшем преемственность краеведческой традиции прослеживается в разные этапы истории Казахстана: тюркский, караханидский, золотоордынский – эпохи «Ұлы Дала Елі» и периода Казахского ханства. В тюркских письменных памятниках Кюль-Тегина, Тоньюкука и Бильге кагана представлена базовая идеологема тюркской цивилизации – «Қасиетті Жер-Су, Ұмай Ана», «Ергенекон», «Мәңгілік Ел» («Священная Земля-Вода, Умай Ана», «Ергенекон», «Мәңгілік Ел»). В этот период сформировался ареал системы жизнедеятельности кочевого хозяйства, оседло-земледельческой, городской культуры.

Тюркские эпические памятники «Огуз-нама», «Китаби Дадем-Коркут» содержат древние эпонимы и топонимические комплексы. Труды Абу-Насыра аль-Фараби, Жусупа Баласагуни и Махмуда Кашгари являются этапом развития историко-философского сознания, в котором прослеживаются такие важные идейно-теоретические и краеведческие категории, как «Туған жер» («Родная земля»), «Атажұрт» («Обиталище предков»), «Атамекен» («Земля предков»), «Отан» («Родина») и ранние тюркские топонимические наименования.

«Диуани лугат ат-тюрк» знаменует собой краеведение как первую форму научного толкования тюркского исторического ландшафта – карты тюркского мира, народов и языков. Тюркские пантеоны – Арыстанбаб, Ходжа Ахмет Ясави и другие сакральные памятники – ценное историко-культурное наследие краеведения Ұлы Дала Елі. Как было подчеркнуто в программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», по своему культурному значению «Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины… В VI–VII веках, в ранние средние века, на территории Евразии зародилось и действовало древнетюркское руническое письмо, известное в науке как орхоно-енисейское письмо... С V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. В Золотой Орде делопроизводство и международная переписка велись на тюркском языке. Начиная с X по XX век, почти 900 лет, на территории Казахстана применялась арабская графика» (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).

Видные средневековые историки Рашид-ад-дин и Абулгази Баһадур хан создали энциклопедию тюркской генеалогии. В исторических преданиях и легендах об Асане Кайгы отражены идея «Құтты Қоныс-Жерұйық» как историко-культурной заповедной территории – житницы нации. В работе Кадыргали Жалаири представлена территория казахского союза племен «Алаш мыңы», а в сочинении Мухамед Хайдар Дулати упоминаются сакральное место создания казахской государственности – Қазақ Хандығы.

В Казахском ханстве продолжалась традиция защиты Отечества – священной казахской земли, выраженной в мудрых назиданиях казахские биев, батыров и ханов. Краеведение как форма общественного сознания и мировоззрения  заложена в фонде богатой лексики казахского языка, имеющей многовековую историю, в ономастической традиции и фольклорном наследии. Богатый фонд исторического жыра казахского народа хранит массив историко-краеведческих источников. Идея целостности государства и территории заложена в основу движения Алаш и их последователей – А. Ермеков, С. Садуақасов, Б.Момышулы, Ж.Ташенов и др.

Как было отмечено Президентом страны в программной статье «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», у каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер, которые известны каждому представителю этого народа. Это одно из оснований духовной традиции.

Казахстан – огромная по территории страна с богатой духовной историей. Но никогда в народе не прерывалась связь в этом духовном географическом поясе. За всю историю создана цепочка важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест: памятников, зданий, сооружений. Для Казахстана это особенно важно. В программной статье Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» отмечено, что «в национальном сознании важно увязать воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Ясави, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья и многие другие места. Они образуют каркас нашей национальной идентичности, определенные ценности, культурные символы, собственную национальную символику» (см.: «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).

Краеведение современного Казахстана охватывает исторические ойкумены – сакральные территории Алтай-Ертіс, Жетысу, Сарыарқа, Маңғыстау, Сыр, Еділ-Жайық.

В CC веке была усилена источниковая, методологическая и методическая база краеведческих исследований.

В развитии современного краеведения Казахстана опора на имеющийся этнопедагогический и исторический опыт, сохранение культурно-идеологической и духовной преемственности определяется ключевым приоритетом.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 229.