Общая характеристика и приоритеты
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По локализации источников угрозы транспортной безопасности можно условно сгруппировать в две группы:

I группа – внутренние угрозы транспортной безопасности (формируются в пределах транспортной отрасли – преимущественно технического, экологического, террористического, информационного характера, а также, и в особенности, в связи с человеческим фактором в системе «человек-машина-среда»);

II группа – внешние угрозы транспортной безопасности (экономическая и национальная безопасность России в глобализирующихся мировом экономическом и геополитическом пространствах).

По состоянию на начало второго десятилетия XXI века для Российской Федерации приоритетное значение имеют внутренние угрозы транспортной безопасности (I группа).

По характеру источников их возникновения среди угроз транспортной безопасности выделяются:

-угрозы технико-технологического характера (высокая степень износа и моральная устарелость технических средств транспорта, недостаточный уровень квалификации экипажа и незаконопослушность, недисциплинированность человеческого фактора в системе «человек-машина-среда»);

-угрозы социального характера (низкая эффективность государственного надзора и контроля, неправомерное вмешательство в функционирование транспорта, терроризм, хищения, хулиганство, недобросовестная конкуренция и т.п.);

-угрозы природного характера (наводнения, землетрясения, оползни и т.п.).

К угрозам общего типа относятся:

физический износ и моральная устарелость транспортных средств, путей сообщения, устройств, систем и оборудования управления движением, специальных средств;

недостаточная квалификация экипажа, персонала транспортных объектов, лиц, управляющих движением, кадров, занятых на различных уровнях управления транспортной деятельностью;

недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение транспортной безопасности;

недостаточное нормативное и организационное обеспечение мобилизационной готовности на транспорте;

отсутствуют базовые законы в области транспортной безопасности;

несовершенство законодательства в области транспортной деятельности;

террористические и иные криминальные намерения;

неоптимальность управленческой деятельности публичных властей;

неразвитость средств мониторинга и предупреждения о природных катаклизмах;

низкая эффективность разведки и предупреждения террористических актов.

Угрозы транспортной безопасности по видам транспорта

Ряд угроз может быть очень специфичен для различных видов транспорта. Наиболее серьезный уровень они имеют в автомобильном транспорте.

Автомобильный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности в автомобильном транспорте:

массовая автомобилизация населения, ведущая к росту средств автотранспорта и неопытных водителей;

неоптимальность состава полномочий по обеспечению транспортной безопасности при автотранспортной деятельности, переданных Министерству внутренних дел;

неудовлетворительное техническое состояние имеющегося автопарка;

неразвитость и низкое техническое состояние автодорог;

моральная устарелость выпускаемых национальной автомобильной промышленностью средств автотранспорта;

низкий потребительский спрос населения, не стимулирующий выпуск современных и оснащенных пассивными и активными устройствами безопасности транспортных средств;

коррумпированность государственных органов, в ведении которых находятся вопросы подготовки водителей, выдачи водительских прав, технического осмотра средств автотранспорта, регулирования дорожного движения, предупредительно-воспитательных санкций на дорогах;

недостаточное финансирование дорожного хозяйства России - низкая дисциплинированность водителей и пешеходов;

недобросовестная конкурентная борьба в зарубежных странах с российскими автоперевозчиками и их недостаточная защищенность со стороны соответствующих ведомств Российской Федерации;

недостаточная согласованность действий транспортной инспекции, ГИБДД, ВАИ, таможенных и иных служб;

несовершенство технических средств организации и управления дорожным движением;

недостаточность нормативно-правового обеспечения автотранспортной и дорожной (строительство, реконструкция, ремонт) деятельности.

Железнодорожный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности в железнодорожном транспорте:

сокращение бюджетного финансирования;

неокончательная отлаженность в связи с перенастройкой управления в результате упразднения Министерства путей сообщения;

несоблюдение правил технической эксплуатации пути и подвижного состава;

необоснованное, с точки зрения перспективы, закрытие малодеятельных линий;

децентрализация управления в связи с намечаемой дальнейшей приватизацией объектов основной производственной деятельности;

нарастание износа основных производственных фондов;

устремленность Китая, стран СНГ (азиатского региона) в конкуренции с Транссибом на захват трансширотных мировых грузопотоков;

сохранение террористических угроз в Южном федеральном округе;

сохраняющаяся даже при наличии действующей БАМ военная и экономическая уязвимость Транссиба;

трудности с пропуском транзита через страны Балтии по калининградскому направлению;

неадекватное управление тарифами на тяговые энергетические ресурсы, снижающее рентабельность железнодорожного транспорта;

неразграниченность прав собственности ОАО РЖД на объекты питающей электроэнергетики с РАО ЕЭС;

моральная устарелость техники и технологии железнодорожных перевозок;

недостаточность нормативно правового обеспечения перевозок в некоторых видах сообщения.

Воздушный транспорт

Основные угрозы транспортной безопасности на воздушном транспорте:

непоследовательность реформ управления воздушным движением, организации летной работы, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, обеспечения полетов;

снижение количества аэропортов в основном за счет аэропортов местных и среднемагистральных линий, без учета их оптимизации по количеству, районам и обязательствам, проблемы запасных аэродромов при обслуживании воздушного движения на внутренних и особенно международных трассах;

высокая степень износа и старения воздушных судов и иного оборудования действующих аэропортов и аэродромов;

сокращение парка воздушных судов, снижение выпуска воздушных судов, изготовленных в России, отсутствие производства гражданских воздушных судов, отвечающих современным требованиям навигации, экологии, шумности и сопровождения технической и летной эксплуатации, что ставит российскую гражданскую авиапромышленность под угрозу закрытия;

продолжение практики установки на воздушные суда некондиционных запасных частей и агрегатов;

дисбаланс между спросом на авиаперевозки и возможностями его покрытия провозной способностью парка воздушных;

высокая вероятность террористических актов;

незавершенность формирования законодательной базы транспортной безопасности на авиатранспорте;

недостаточность собственных средств авиаперевозчиков для выполнения всех мероприятий по обеспечению транспортной безопасности, нерегламентированность бюджетной процедуры надежной поддержки транспортной безопасности;

незавершенность категорирования транспортных объектов и транспортных средств по степени уязвимости.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 286.