Военные названия, канувшие в Лету
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

"В годы Великой Отечественной войны наш город имел примечательное второе название – город Танкоград и был одной из кузниц оружия и кадров для Победы. Город рос во все стороны посёлками, улицами, предприятиями и появился целый отдельный городок – Металлургический район. Бурный рост Челябинска нашёл отражение в топонимике города, именах его улиц…

Например: ул. Сталеваров, Машиностроителей, Штанговый переулок, многие производства и профессии закрепились с тех пор за улицами Металлургического района. Имена других улиц напоминают о городах, из которых эвакуировали заводы (Липецкая, Кадиевская, Черкасская и др.) На карте города появились древнерусские и зарубежные города, великие полководцы и герои войн, знаменитые челябинцы и виды вооружения…

Не везёт славному полководцу времён Киевской Руси Александру Невскому. В годы Великой Отечественной войны в Ленинском и в Металлургическом районах появилось по улице А. Невского, позже у металлургов улицу переименовали в улицу Румянцева (великого русского полководца Румянцева-Задунайского) как дублирующую. Позднее Горисполком Челябинска своим постановлением 10 января 1958 г. именует именем Невского новую улицу новостроек, но и её уже 8 октября 1968 г. переименовали в улицу им. 50-летия ВЛКСМ.По политическим мотивам на карте получили очередной топонимический казус…

Бородинская улица возникла в Плановом посёлке ЧМС именно в честь Бородинского сражения, воспетого М. Лермонтовым, но иногда ошибочно в справочнике "Улицы Челябинска" пишут о именовании в честь посёлка Челябинской области…

Генерал-фельдмаршал Кутузов в годы войны "переселился" в Ленинский и Металлургический районы, одновременно 15 апреля 1949 года одноимённую улицу в Соцгороде переименовали улицу имени оружейника Дегтярёва".

Поздеев В.В. Военно-исторические названия на карте г. Челябинска, канувшие в Лету //Война. Культура. Победа: Материалы Уральского научного форума.- Ч.1.- Члб,2005.-С.273-277

История, начавшаяся не в Челябинске

"Сложно представить, что несколько десятков лет назад на месте нашего комбината шелестела березовая роща. Благодаря ведущему инженеру теплосилового отдела "Челябгипромеза" Илье Яковлевичу Хлебникову, который в числе первых специалистов приехал на строительство комбината, мы можем совершить путешествие в прошлое. Ведь он сегодня, вероятно, единственный участник тех далеких событий…

10 октября мариупольцы оказались на челябинском вокзале. Грузовая машина доставила их в Металлургический район. Но это так говорится, на самом деле никакого района еще не было. Приезжих ждали пять новеньких бараков в том месте, где теперь находится магазин "Утёс". Каждому специалисту выделили комнату в 15 квадратных метров, невзирая на состав семьи…

Когда пришла весна, инженеров отправили на картошку. Приходилось и трудиться на своем участке. "Обычно мы меняли у местных жителей вещи на семена – рассказывает Хлебников,- я тоже взял три пары летних светлых брюк и отправился в Першино. Постучался к одной старушке. Она на мои вещи посмотрела и говорит: "На кальсоны и то не сгодятся. Ну ладно, брось в угол". И дала взамен ведро картошки, совсем мелкой. Я спрашиваю: "А она будет расти?" – "Еще как будет!" – отвечает – "Вот увидишь" И не обманула. Сорок вёдер потом собрал, да какой крупной!"

Алексеева И. История, начавшаяся не в Челябинске //Челябинский металлург.-2003.-18 июля

Город контрастов

"…к лету 1942 года необходимо было подготовиться и, прежде всего, построить дороги, иначе талые воды зальют весной промплощадки.

В начале февраля 1942 года было закончено проектирование автодороги, соединяющей Свердловский тракт с площадкой завода. Сразу приступили к её строительству. Дорога должна была связать завод с городом, по ней нужно было возить продовольствие и строительные материалы. Недаром её назвали "Магистралью жизни". Руководил строительством дороги главный инженер завода Д.С. Кащенко.

Валка леса, разгрузка машин с грунтом, планировка и даже трамбовка – всё делалось вручную. Был всего один трамбовочный каток и тот катали "собственным паром"…

Вначале капитальные дома возводились, в основном, вдоль главной транспортной артерии стройки (ныне шоссе Металлургов). Место, где сейчас находится Дворец культуры ЧМК, было ещё не обжито и безлюдно, его знали как Казанцевский лог. Там, петляя между деревьев, юркий и неглубокий ручей…

Особенно заметно разница между промышленным и гражданским строительством чувствовалась на Першинской площадке. Крупнейшие в Европе цеха – с одной стороны, и поставленные на скорую руку бараки – с другой. Весной 1945 года проектный институт "Ленгипрогор" (архитектор И.О. Гохблит) приступил к составлению генерального проекта планировки города металлургов. По предварительным наметкам основные кварталы "отодвигались" в сторону Каштака… Для того, чтобы сохранить Каштакский бор, застройка жилых кварталов была перенесена ближе к реке Миасс.

Зоной соцкультбыта в Соцгороде была территория, окаймлённая двумя улицами-соседками – Электростальской и Социалистической, которые начали застраиваться с конца 1944 года. Одним из первых объектов стал Дом культуры "Металлург", ставший позднее кинотеатром, который распахнул свои двери 6 ноября 1945 года…

Многие улицы Металлургического района стали носить названия, тесно связанные с историей завода, в частности городов, откуда было эвакуировано оборудование и люди в годы войны…"

Дата: 2019-03-05, просмотров: 193.