Лабораторная №1. «Стилизация растительных форм»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методические указания

к лабораторным и самостоятельным работам

по дисциплине «Практическое (производственное) обучение»

для студентов  очной, очно-заочной, заочной форм обучения, заочной (ускоренное обучение на базе СПО)

 

Направление подготовки: 44.03.04 «Профессиональное обучение

 (по отраслям)».

Направленность: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн)»

 

Курган 2017

Кафедра: «Профессиональное обучение, технология и дизайн».

Дисциплина: «Практическое (производственное) обучение» (направление подготовки: 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»,

направленность: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн)».

Составила: доцент кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна, канд. пед. наук, доцент В.С. Медведевских.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры «__» ____ 2017 г .

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Практическое (производственное) обучение» рассматривает «технологию», как совокупность знаний о способах и средствах проведения тех или иных процессов, а также такие технологические процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. Народные промыслы России - как одну из форм народного творчества в целом, и как технологию изготовления изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в частности. Ознакомление с творчеством народных мастеров, творчеством художников ДПИ, дизайнеров открывает перед студентами огромный мир материальной и духовной культуры.

На занятиях данной дисциплины предусмотрено рассмотрение различных отраслей народных промыслов таких как: роспись по дереву, ручное ткачество (гобелен) и их специфические особенности технологических приемов изготовления. Параллельно с овладением техническими приемами обработки традиционных и нетрадиционных материалов, студенты осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий ДПИ. Создаваемые изделия должны изготовляться из широко распространенных материалов и производственных отходов промышленных предприятий с помощью небольшого числа инструментов, которые несложно сделать в учебных мастерских.

Существует немало видов художественной обработки материалов, используя которые народные мастера и профессиональные художники создают произведения декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов, в процессе подготовки будущих педагогов, должен отвечать определенным педагогическим требованиям: обладать высокими эстетическими качествами, отвечать современным требованиям технологии и производства; основываться на эстетическом наследии и современных образцах народного искусства; отличаться разнообразием декоративных вариантов; иметь возможность выбора (по степени сложности) предметов для использования их в работе с обучающимися СПО.

Учитывая специфику предмета и его эстетическую и гуманистическую направленность, большое значение в обучении приобретают посещение музеев, выставок, мастерских известных художников, работающих в области декоративно-прикладного творчества.

Использование инновационных технологий обучения, способствуют формированию у студентов сознательного отношения к способам учебной деятельности, создаются необходимые условия для развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личную инициативу, на свободную самореализацию будущих педагогов по дизайну.

Цель освоения дисциплины: знакомство студентов с технологией обработки натуральных, природных и синтетических материалов; обучение первоначальным умениям изготовления изделий народного и декоративно-прикладного характера.

Задачами освоения дисциплины:

- обучение выполнению изделий в разных видах и жанрах декоративно-прикладного и оформительского искусства;

-  развитие творческих способностей и конструктивного мышления;- формирование умений и навыков практической работы;

- повышение культурного уровня и расширения кругозора студентов;

- раскрытие творческого потенциала студентов.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОПК-7 – способностью обосновать профессионально-педагогические действия;

ОПК-9 – готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих профессионально-педагогической деятельности;

ПК-1 – способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшества и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

ПК-16 – способностью проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-23 – готовностью к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-28 – готовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-31 – способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);

ПК-32 – способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня;

ПК-34 – готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня;

ПК-36 – готовностью к производительному труду.

По окончанию обучения курса «Практическое (производственное) обучение» студенты должны знать:

- основы декоративно-прикладного и оформительского искусства и способен обосновать профессионально-педагогические действия;

- процесс анализа информации для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности;  

- знать особенности исполнения художественного изделия и оформительских работ и владеть творчеством в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

- знать технологию ведения декоративной и оформительской работы (от поиска идей до моделирования); уметь разрабатывать творческие проекты изделий арт-дизайна; владеть, способностью оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

- знать организацию рабочего места; уметь быть готовым к производительному труду.

Студенты должны уметь:

- разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и практическому (производственному обучению) в образовательных учреждениях системы СПО;

- организовать эксплуатацию и техническое обслуживание учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

- использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии или специальности;

- выполнять работы соответствующего квалификационного уровня декоративно-прикладной и оформительской работы с учётом художественных традиций и современных технологий обработки материалов;

- уметь выполнять функции исполнителя художественно-оформительских работ в соответствии с квалификационными требованиями; владеть процессом художественно-оформительской работы, начиная от поисков, эскизов до этапов ее завершения реального объекта в соответствии с технологией обработки выбранного материала;

Студенты должны владеть:

- технологией проектирования, организацией проведения занятий по практическому (производственному) обучению;    

- владеть навыками производительного труда исполнителя художественно-оформительских работ в области дизайна.

Приобретенные студентами знания и умения в процессе обучения данной дисциплины будут использоваться выпускниками для преподавания кружков, студий по декоративно-прикладному искусству в рамках общеобразовательной школы, дополнительного образования, в системе СПО, а также в индивидуально-трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И РУБЕЖНЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Лабораторные работы и рубежного контроля предусматривают обучение умениям и навыкам изготовления изделий народного и ДПИ с последовательным усложнением объема технологической и художественной обработки материалов.

Выполненные изделия в процессе лабораторных занятий, студенты могут использовать как наглядное пособие в своей профессиональной деятельности.

Очная форма: 2 семестр – 50 часов (разделы 1-3), 3 сем. – 34 ч. (разделы 4, 5), 4 сем. – 64 ч. (разделы 6, 7), 5 сем. – 50 ч. (разделы 8, 9).

Очно-заочная форма: 2 семестр – 26 часов (разделы 1-3), 2 сем. – 16 ч. (разделы 4, 5),

4 сем. – 32 ч. (разделы 6, 7), 5 сем. – 26 ч. (разделы 8, 9).

Заочная форма: 4 семестр – 12 часов (разделы 1-4), 5 сем. – 12 ч. (разделы 5,6),

6 сем. – 12 ч. (раздел 7, 8), 7 сем. – 24 ч. (разделы 9).

Заочная форма (ускоренное обучение на базе СПО): 5 семестр – 8 часов (разделы 1-3), 6 сем. – 8 ч. (разделы 4, 5), 7 сем. – 8 ч. (раздел 6, 7, 8).

Раздел 1. Стилизация

Раздел 4. Роспись тканей

Раздел 5. Образ куклы

Лабораторная работа №17 «Оформление изделия в технике декупажа».

Выполнить декорирование изделий в технике прямого и обратного декупажа, используя эффекты.

Таблица 1 – Оформление слайдов презентации

Критерии Требования к оформлению
1. Стиль - Соблюдайте единый стиль оформления. - Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. - Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Фон - Для фона предпочтительны холодные тона
Использование цвета - На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. - Для фона и текста используйте контрастные цвета. - Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования). - Таблица сочетаемости цветов в приложении.
Анимационные эффекты - Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. - Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Таблица 2 – Представление информации в презентации

Критерии Требования к оформлению
Содержание информации - Используйте короткие слова и предложения. - Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. - Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице - Предпочтительно горизонтальное расположение информации. - Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. - Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Шрифты - Для заголовков – не менее 24. - Для информации не менее 18. - Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. - Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. - Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. - Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Способы выделения информации - Следует использовать: рамки; границы, заливку; штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Объем информации - Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. - Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов - Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом; с таблицами; с диаграммами.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные задачи самостоятельной работы студентов: собрать, изучить аналоги изделий, композиций, технологии изготовления изделий народного и ДПИ; выполнить поиски, эскизы; подготовить необходимый поделочный материал, используемый в декоративно-прикладном искусстве и оформительской работе, электронный материал (презентацию) к защите творческих работ или авторских проектов; завершить аудиторную лабораторную работу в домашних условиях или в мастерской. Содержание самостоятельной подготовки к лабораторным работам представлено в таблице 3.

 

Таблица 3 – Самостоятельная подготовка материала к разделам лабораторных работ

№ названия раздела Содержание самостоятельной подготовки
1 Стилизация   Найти и представить на бумажном носителе аналоги стилизации природных форм (насекомых, животных, изображения человека). Материалы: 9 альбомных листов формата А4, чёрная тушь, тонкое перо, мягкая кисть, чёрная гелиевая ручка, тонкий фломастер.
2 Оформительская   работа Материалы: миллиметровая бумага формата А3, тушь, плакатные перья; 3 шт. ватманского листа формата А3, художественный материал на выбор (цв. фломастеры, цв. тушь, гуашь, трафарет алфавита), поролоновый тампон. Подготовить трафарет раппорта для орнамента обоев детской комнаты (геометрический орнамент, растительный, зооморфный, антропоморфный).
2 Кистевая роспись народных промыслов     Материалы: 2 альбомных листа А4, 1 лист А3, гуашь или акриловые краски, кисти колонок №№ 0, 1, 2, 5, 6, плоская кисть № 5, бесцветный лак по дереву. Подготовить поверхности деревянных изделий для кистевой росписи народных промыслов: Городца, Северодвинска, Полхов-Майдана, Урала, Хохломы. Примерные изделия: деревянная посуда, столовые наборы, сахарница, солонка, хлебница, копилка, шкатулка, матрёшка, детские игрушки, пасхальные яйца и др. (на выбор).
4 Роспись тканей   Материалы: белая шёлковая ткань (25х25), ещё ткань натянуть на подрамник (размер 40х60) – 2 шт., краски «Батик», бесцветный резерв, стеклянная трубочка, парафиновая свеча, много газетной бумаги, блёстки по ткани.
5 Образ куклы   Материалы: хлопчатобумажная белая ткань (примерно размер 20х30), кусочки цветных тканей, тонкие атласные ленточки, декоративная тесьма, цветные нити. Найти аналоги современной интерьерной куклы и подготовить презентацию по этапам её изготовления. Технология и материалы для современной куклы на выбор студентов.
6 Искусство гобелена   Подготовка рисунка композиции для гобелена, материала (цветные шерстяные нити), приспособлений (рабочая деревянная рама 40х60, иголка) для ткачества.
7 Арт-дизайн   Подготовить подбор поверхности изделий интерьера (настенные часы, шкатулка, фоторамка, цветочный горшок, керамический сосуд, набор посуды и др.), художественные мотивы трёхслойной салфетки или декупажной карты, клей ПВА, глянцевый лак для декупажа, маникюрные ножницы. Пластический материал, разнообразные сосуды (банки, бутылки, и др.), шпагатный шнур, картон, клей момент, клей ПВА, любая ткань, акриловые или гуашевые краски, баллончик с золотистой или серебренной краской, предметы для украшения (пуговицы, стразы, цепочки, бумажные цветы или из фоамирана).
8 Роспись по стеклу Подготовить инструменты и материалы для росписи стекла (плоской поверхности и объемной). Материалы: витражные краски, золотой или серебряный, цветные контуры по стеклу, кисти, блёстки, ватные палочки, файл, стекло в рамке, стеклянные предметы быта, посуда и др.
9 Резьба по дереву   Подготовить инструменты (резаки, нож-косяк) для выполнения резьбы. Материалы: деревянная липовая доска (15Х30), древесины (многослойная фанера, липа и др. примерно 20х30). Подготовить поверхность фанеры (перекрыть чёрной тушью или марилкой)

ФОНД  ОЦЕНОЧНЫХ  СРЕДСТВ  К АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1. Система балльно-рейтинговой оценки работы студентов

 

Таблица 4 – Очная форма обучения

Наименование

Содержание

Распределение баллов за семестр по видам учебной работы, сроки сдачи учебной работы (при необходимости)

Распределение баллов за семестр

Лабораторная работа (текущ.) Подготовка к разделам лабораторных работ Рубежный контроль Посещаемость (за одно занятие 2 часа) Экзамен, зачет
0 - 3 б. 3 б. 0 - 3 б. 0 - 1 б. 0 - 30 б.
 Всего работ во 2 семестре / ma х баллов Количество работ – 10.   10х3 бал. = 30 Количество разделов – 3.    3 х 3 бал. = 9 Кол-во рубеж. -2.   2 х 3 б. = 6 Кол-во занятий - 25.   25 х 1 = 25 Экзамен 30
Расчет за 2 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

Недельная нагрузка во 2 семестре - 3 часа

 

30+9+6+25= 70 б.

    30

 Всего работ в 3 семестре / ma х баллов

0 - 7 б. 5,5 б. 0 - 7 б. 0 - 1 б. 0 - 30 б.
Количество работ – 4.   4 х 7 бал. = 28 Количество разделов – 2.    2 х 5,5 бал.=11 Кол-во рубежных –2.   2 х 7 бал.= 14 Количество занятий 17.   17х1 = 17 Зачет 30
Расчет за 3 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

Недельная нагрузка в 3 семестре - 2 часа

 

28+11+14+17= 70 б.

    30

Всего работ в 4 семестре / ma х баллов

 

0 - 5 б. 4 б. 0 - 5 б. 0 - 30 б.
Количество работ – 4.   4 х 5 бал. = 20 Колич-во разделов – 2.    2 х 4 бал.= 8 Кол-во рубежных -2.   2 х 5 бал. = 10 Кол-во занятий 32.   32 х 1 = 32 Экзамен 30
Расчет за 4 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

Недельная нагрузка 4 часа

 

20+8+10+32= 70 б.

    30

Всего работ в 5 семестре / ma х баллов

 

0 - 6 б. 4,5 б. 0 - 6 б. 0 - 1 б. 0 - 30 б.
Количество работ – 4.   4 х 6 бал. = 24 Колич-во разделов – 2.    2 х 4,5 бал. = 9 Кол-во рубежных -2.   2 х 6 бал.= 12 Количество занятий 25.   25 х 1 = 25 Экзамен 30
Расчет за 5 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

Недельная нагрузка в 5 семестре - 3 часа

 

24+9+12+25= 70 б.

    30

 

Таблица 5 – Очно-заочная форма обучения

Наименование

Содержание

Распределение баллов за семестр по видам учебной работы, сроки сдачи учебной работы (при необходимости)

Распределение баллов за семестр

Лабораторная работа (текущ.) Подготовка к лабораторным работам Рубежный контроль Посещаемость (за один час) Экзамен, зачет
0 - 2 б. 1 б. 0 - 7 б. 0 - 1 б. 0 - 30 б.
 Всего работ во 2 семестре / ma х баллов Количество работ – 10.   10х2 бал. = 20 Количество под-вок – 10.    10 х 1 бал. =10 Кол-во рубеж. -2.   2 х 7 б. = 14 Кол-во часов - 26.   26 х 1 = 26 Экзамен 30
Расчет за 2 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

20+10+14+26= 70 б.

    30

 Всего работ в 3 семестре / ma х баллов

0 - 10 б. 10 б. 0 - 7 б. 0 - 1 б. 0 - 30 б.
Количество работ – 2.   2 х 10 бал.= 20 Количество под-вок – 2.    2 х 10 бал.=20 Кол-во рубежных –2.   2 х 7 бал.= 14 Количество часов 16.   16х1 = 16 Зачет с оценкой 30
Расчет за 3 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

20+20+14+16= 70 б.

    30

Всего работ в 4 семестре / ma х баллов

 

0 - 10 б. 2 б. 0 - 7 б. 0 - 1 б.
Количество работ – 4.   2 х 10 бал.= 20 Колич-во под-вок – 2.    2 х 2 бал.= 4 Кол-во рубежных -2.   2 х 7 бал. = 14 Кол-во часов 32.   32 х 1 = 32 Экзамен 30
Расчет за 4 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

20+4+14+32= 70 б.

    30

Всего работ в 5 семестре / ma х баллов

 

0 - 5 б. 2,5 б. 0 - 7 б. 0 - 1 б. 0 - 30 б.
Количество работ – 4.   4 х 5 бал. = 20 Колич-во под-вок – 4.    4 х2,5 бал.=10 Кол-во рубежных -2.   2 х 7 бал.= 14 Количество часов 26.   26 х 1 = 26 Экзамен 30
Расчет за 5 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

20+10+14+26= 70 б.

    30

Таблица 6 – Заочная форма обучения

Наименование

Содержание

Распределение баллов за семестр по видам учебной работы, сроки сдачи учебной работы (при необходимости)

Распределение баллов

Вид учебной работы:

Лабораторная работа (текущ.)

Подготовка к лабор-м р. и самост. р. Посещаемость (за 1ч. – 1б.) Экзамен, зачет
Бал. оц.:

До 40 баллов

До 18 б. До 12 б. 0 - 30 б. Всего работ в 4 семестре / ma х баллов Примечания:  

До 15 бал. за 4-х час лабор. работу, до 10-и б. за 3-х ч., до 6-и б. за 2-х час., до 3-х б. за 1-у час.

(3 л.р. по 1 ч.,

1–2-х ч., 1–3-х ч.,

1– 4-х часовая)

Количество лаб. работ – 6 (за каждую работу 3 балла).  Кол-во - 12 часов     Зачёт 30 Расчет за 4 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

40+18+12= 70 б.

  30

Всего работ в 5 семестре / ma х баллов

Бал. оц.:

До 42 б.

До 18 б. До 12 б. 0 - 30 б. Примечания:  

До 15-и баллов за 4-х час-ую лабораторную работу, до 6-и баллов за 2-х часовую (2 л.р. - 4-х ч., 2 - 2-х ч)

Количество лаб. работ – 4 (за каждую работу 4 балла).  Кол-во - 12 часов   Экзамен 30 Расчет за 5 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

42+16+12= 70 б.

  30

Всего работ в 6 семестре / ma х баллов

 

Бал. оц.: До 40 б.

До 18 б.

До 12 б. 0 - 30 б. Примечания: До 19-и бал. за 6-и час-ую лабораторную работу, до 15-и бал. за 4-х часовую, до 6-и бал. за 2-х часовую (1 л.р. – 2-х час., 1 – 4-х часовая, 1 – 6-и часовая).

Количество лаб. работ – 3 (за каждую работу 6 балла). 

 

Кол-во - 12 часов   Зачёт 30 Расчет за 6 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

40+18+12= 70 б.

  30

Всего работ в 7 семестре / ma х баллов

 

Бал. оц.: До 40 б.

До 18 б.

До 24 б. 0 - 30 б. Примечания: До 18-и баллов за 10-и час-ую лабораторную работу, до 12-и баллов за 8-и часовую, до 10-и баллов за 6-и часовую  (1 л.р. – 6-и часовая, 1 – 8-и часовая, 1 – 10-и часовая).

Количество лаб. работ – 3 (за каждую работу 2 балла). 

 

Количество часов - 24. Экзамен 30 Расчет за 7 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

40+6+24= 70 б.

  30              

Таблица 7 – Заочная форма (ускоренное обучение на базе СПО)

Наименование

Содержание

Распределение баллов за семестр по видам учебной работы, сроки сдачи учебной работы (при необходимости)

Распределение баллов

Вид учебной работы: Лабораторная работа (текущ.) Подготовка к лабораторным работам и самостоятельная доработка Посещаемость (за один час 1 балл) Зачет
Балльная оценка: До 40 баллов До 22 б. До 8 б. 0 - 30 б.
Всего работ в 5 семестре / ma х баллов Примечания:   До 15-и б. за 3-х час. лабораторную работу, до 10 б. за 2-х ч., до 5 б. за 1-у ч. (1 л.р. - 1-а час-я, 2 – 2-х часовая, 1 – 3-х часовая). 15+20+5 = 40б. Количество лаб. работ – 4 (за каждую л.р. №№ с 1 по 3 – 5 б.; за л.р. №4 – 7б)  15+7 = 22 б. Кол-во - 8 часов   8х1 = 8б. Зачёт 30
Расчет за 5 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

40+22+8 = 70 б.

  30

Всего работ в 6 семестре / ma х баллов

Бал. оц.: До 40 б. До 22 б. До 8 б. 0 - 30 б.
Примечания:   До 20-и б. за 4 час-ую лабораторную работу. (2 л.р. – 4-х час.). 20 х2 = 40 б. Количество лаб. работ – 2 (за каждую работу 11б.).  11х 2 = 22 б. Кол-во - 8 часов   8 б. Зачёт 30
Расчет за 6 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

40+22+8 = 70 б.

  30

Всего работ в 7 семестре / ma х баллов

 

Бал. оц.: До 40 б. До 22 б. До 8 б. 0 - 30 б.
Примечания: До 20-и б. за 4-х час. лабораторную работу, до 10-и б. за 2-х часовую.  (1 л.р.  – 4-х час., 2 – 2-х часовая). 20+20 = 40 б. Количество лаб. работ – 3 (за л.р. № 7 – 8 б. за л.р. № 8, 9 – по 7 б.).  8+14 = 22 б. Кол-во - 8 часов   8 б. Зачёт 30
Расчет за 7 семестр (ma х при выполнении основных видов учебных работ)

 

40+22+8 = 70 б.

  30

Таблица 8 – Критерии пересчета баллов, допуска к итоговому контролю, учебной

работы для неуспевающих (восстановившихся) студентов для всех форм обучения

Наименование

Содержание

1 Критерий пересчета баллов в традиционную оценку по итогам работы в семестре зачета (экзамена)

60 и менее баллов – неудовлетворительно (не зачтено);

61…73 – удовлетворительно (зачтено);

74… 90 – хорошо (зачтено);

91…100 – отлично (зачтено).

2

Критерий допуска к итоговому контролю, возможности получения автоматического зачета (экзаменационной оценки) по дисциплине

Распределение бонусных баллов за семестр

Участие в обсуждении, анализе и оценивании творческих работ студентов на этапе рефлексии текущего занятия Проявление самостоятельности в создании творческой работы Готовое изделие отобрано для фонда кафедры в качестве лучшего образца или экспоната выставки, конкурса и т.п.
от 0 – 1 б. от 0 - 1 б. от 0 – 1 б.

    Для допуска к промежуточной аттестации к экзамену (зачёту) студент должен набрать по итогам текущего и рубежного контроля не менее 50 баллов и выполнить все лабораторные работы.

Для получения промежуточной аттестации «автоматически» студенту необходимо набрать следующее минимальное количество баллов:

- 68 для получения экзамена «автоматически» оценки «удовлетворительно»;

- 61 для получения зачёта «автоматически».

По согласованию с преподавателем студенту, набравшему минимум 68, 61 баллов, могут быть добавлены дополнительные (бонусные) баллы за активное участие в научной и методической работе, оригинальность принятых решений в ходе выполнения лабораторных работ, за участие в значимых учебных и внеучебных мероприятиях кафедры и выставлена за экзамен «автоматически» оценка «хорошо» или «отлично» или «автоматически» зачёт.

3 Формы и виды учебной работы для неуспевающих (восстановившихся на курсе обучения) студентов для получения недостающих баллов в конце семестра

В случае если к промежуточной аттестации набрана сумма менее 50 баллов, студенту необходимо набрать недостающее количество баллов за счёт выполнения дополнительных заданий, до зачёта или экзамена. При этом необходимо выполнить все лабораторные работы (упражнения, эскизы или рисунки композиций оформления изделия, декоративные изделия).

Формы дополнительных заданий (назначаются преподавателем):

- составление технологической карты (технологической последовательности) выполнения изделия (всего 3) – от 0-5 б. за каждую карту;

- найти аналоги творческих работ и оформить слайдовую презентацию (на выбор преподавателя) – от 0-10 б.;

- (R руб.) защита 2-х авторских творческих работ – от 0-7 б. за каждую.

Ликвидация академических задолженностей, возникших из-за разности в учебных планах при переводе и восстановлении, проводится путём выполнения дополнительных заданий, форма и объем которых определяется преподавателем.

3.2. Процедура оценивания результатов освоения дисциплины

Очная форма обучения

Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу и рубежный контроль во 2 семестре (до 3 баллов):

«Отлично» - 3 балла;

«Хорошо» - 2 баллов;

«Удовлетворительно» - 1 балл;

«Неудовлетворительно» - 0 баллов.

Критерии оценки за лабораторную (творческую) работу и рубежный контроль во 2 семестре:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 0,5 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 0,5 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 1 б.

4. Оригинальность, творческий подход – 0,5 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 0,5 б.

Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу и рубежный контроль в 3 семестре (до 7 баллов):

«Отлично» - от 7 б. до 5 баллов;

«Хорошо» - от 5б. до 3 баллов;

«Удовлетворительно» - от 3 б. до 2 баллов;

«Неудовлетворительно» - менее 2 баллов.

Критерии оценки за лабораторную (творческую) работу в 3 семестре:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 0,5 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 2 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 2 б.

4. Оригинальность, творческий подход – 2 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 0,5 б.

Критерии оценки за зарубежный контроль в 3 семестре (до 7 баллов):

1. Содержание этапов творческой работы: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный – 1 б.

2. Соблюдение требований к оформлению презентации – 2 б.

3. Качество готового изделия авторской работы – 2 б.

4. Защита (содержательное грамотное выступление) – 2 б.

Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу и рубежный контроль

в 4 семестре (до 5 баллов):

«Отлично» - от 5 б. до 4 баллов;

«Хорошо» - от 4 б. до 3 баллов;

«Удовлетворительно» - от 3 б. до 2 баллов;

«Неудовлетворительно» - менее 2 баллов.

 Критерии оценки за лабораторную (творческую) работу в 4 семестре:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 0,5 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 1 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 2 б.

4. Творческий подход – 1 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 0,5 б.

Критерии оценки за зарубежный контроль в 4 семестре (до 5 баллов):

1. Содержание этапов творческой работы: исследовательский (подготовительный), технологический, заключительный – 1 б.

2. Соблюдение требований к оформлению презентации – 1 б.

3. Качество готового изделия авторской работы – 2 б.

4. Защита (содержательное грамотное выступление) – 1 б.

Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу и рубежный контроль

в 5 семестре (до 6 баллов):

«Отлично» - от 6 б. до 5 баллов;

«Хорошо» - от 5 б. до 3 баллов;

«Удовлетворительно» - от 3 б. до 2 баллов;

«Неудовлетворительно» - менее 2 баллов.

Критерии оценки за лабораторную (творческую) работу и рубежный контроль в 5 семестре:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 0,5 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 1 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 2 б.

4. Оригинальность, творческий подход – 2 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 0,5 б.

Очно-заочная форма обучения

Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу во 2 семестре (до 2б.):

«Отлично» - 2 балла;

«Хорошо» - 1,5 баллов;

«Удовлетворительно» - 1 балл;

«Неудовлетворительно» - 0 баллов.

 Критерии оценки за лабораторную (творческую) работу во 2 семестре:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 0,5 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 0,5 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 0,5 б.

4. Оригинальность, творческий подход – 0,25 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 0,25 б.

Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу в 3, 4 семестре (до 10б.):

«Отлично» - от 10 б. до 8 баллов;

«Хорошо» - от 7 б. до 6 баллов;

«Удовлетворительно» - от 5 б. до 2 баллов;

«Неудовлетворительно» - менее 2 баллов.

 Критерии оценки за лабораторную (творческую) работу в 3 семестре:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 2 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 2 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 2 б.

4. Оригинальность, творческий подход – 2 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 2 б.

Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу в 5 семестре (до 5б.):

«Отлично» - от 5 б. до 4 баллов;

«Хорошо» - от 4 б. до 3 баллов;

«Удовлетворительно» - от 3 б. до 2 баллов;

«Неудовлетворительно» - менее 2 баллов.

 Критерии оценки за лабораторную (творческую) работу в 5 семестре:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 0,5 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 1 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 2 б.

4. Оригинальность, творческий подход – 1 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 0,5 б.

Распределение баллов за рубежный контроль во всех семестрах (до 7 б.):

«Отлично» - от 7 б. до 6 баллов;

«Хорошо» - от 5 б. до 4 баллов;

«Удовлетворительно» - от 3 б. до 2 баллов;

«Неудовлетворительно» - менее 2 баллов.

Критерии оценки за рубежный контроль:

1. Работа соответствует поставленной задачи – 1 б.

2. Грамотно применены законы и правила композиции – 1 б.

3. Соблюдены технологии выполнения изделия – 2 б.

4. Оригинальность, творческий подход – 2 б.

5. Эстетичность и аккуратность исполнения – 1 б.

Заочная форма обучения

Таблица 9 – Распределение баллов за лабораторную (творческую) работу

Критерии пересчета баллов в традиционную оценку

Баллы

До 19 До 18 До 15 До 12 До 10 До 6 До 3
«Отлично» (зачтено) 19 – 16 18 – 16 15 – 13 12 – 11 10 – 9 6 3
«Хорошо» (зачтено) 15 – 12 15 – 12 12 – 10 10 – 7 8 – 6 5 – 4 2
«Удовлетворительно» (зачтено) 11 – 6 11 – 6 9 – 5 6 – 4 5 – 3 3 – 2 1
«Неудовлетворительно» (не зачтено) менее 6 менее 6 менее 5 менее 4 менее 3 менее 2 0

 

Примеры оценочных средств для зачёта и экзамена

(очная, очно-заочная, заочная форма, заочная ускоренного обучения на базе СПО)

Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) осуществляется в форме просмотра. На просмотр выставляются творческие работы студентов, выполненные за семестр, которые уже оценивались в процессе текущего контроля, но доработанные, доведенные до экспозиционного показа, объединенные в законченную форму. В данном случае оценка выставляется за все творческие работы, выполненные на лабораторных занятиях и самостоятельно.

Критерии оценки экзамена (зачёта):

1. Наличие всех работ выполненных за семестр – 5 баллов

2. Работы соответствуют поставленным задачам – 5 баллов

3. Грамотно применены законы и правила композиции – 5 баллов

4. Фантазия в употреблении материалов изготавливаемых изделий, владение

выбранной техникой – 5 баллов

5. Оформление работы (эстетичный вид) – 5 баллов

6. Общее художественное впечатление от работы – 5 баллов

Перевод баллов в традиционную оценку на R пром. экзамен (зачёт):

25-30 – «Отлично» (Зачтено);

24-18 – «Хорошо» (Зачтено);

17-11 – «Удовлетворительно» (Зачтено);

  0 – «Неудовлетворительно» (Не зачтено).

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

4.1. Основная учебная литература

1. Заёнчик, В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: Методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заенчик, А. А. Карачев, В. Е. Шмелев. – М. : Академия, 2004. – 256 с.

2. Качесова, Л.В. Шрифты: учебное пособие. – Курган : Изд – во Курганского гос. ун – та, 20 . – с.

3. Медведевских, В.С. Технологии изготовления изделий декоративно-прикладного творчества: учебное пособие. – Курган : Изд – во Курганского гос. ун – та, 2015. – 113 с.

4. Медведевских, В.С. Технологии декоративных изделий: учебное пособие. – Курган : Курганский государственный университет, 2013. – 130 с.

4.2. Дополнительная учебная литература

1. Вешкина, О.Б. Декупаж: стекло, фарфор, керамика. – М. : Эксмо, 2008. – 64 с.

2. Соколова М.С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 304с., ил.

3. Медведевских, В.С. Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья: учебное пособие. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012. – 55 с.

РЕСУРСЫ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»,

НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Флористика              - http://floristika.taba.ru/

                                       - http://www.floroved.ru/

2. Изделия из ракушек - http://fictionbook.ru/author/nataliya_dubrovskaya/

и камней                    - http://cemdip.do100verno.com/blog/1051

3. Художественная       - http://perm-beresta.narod.ru/

обработка бересты    - http://berestarus.ucoz.ru/

4. Цветы из ткани          - http://loskutok.narod.ru/

                                         - http://www.osinka.ru/Sewing/Dekor/

5.Художественная       - http://ru.wikipedia.org

обработка кожи         - http://cok-artgroup.narod.ru

6. Валяние                      - http://club.osinka.ru/topic-38579

                                           - http://home.passion.ru/l.php/9458.htm

7. Стилизация природных форм - http://rukodelkino.com/solomka/applikaciya- 

                             solomkoi/applikaciya-krivolin/625-stilizacija-prirodnykh-form.html;

- http://artwwworld.org.ua/Teorija_i_praktika/Kompozicija/Priemy_kompozicii/Stilizacija/

8. Роспись по дереву    - http://kudriav.narod.ru/photoalbum_der.html;

                                         - http://avtor-makhmutova.spb.ru/

9. Роспись по стеклу    - http://images.yandex.ru; http://moikompas.ru;

                                         - http://home.passion.ru

10. Декупаж                    - http://images.yandex.ru;      

                                         - http://dekupaj.ru/;http://ru.wikipedia.org

11.Творческий проект   - http://area7.ru/metodic-material.php

12. Авторские куклы - https://www.livelib.ru/selection/310306-avtorskie-kukly

 13. http://ripo.unibel.by/umosso/obespecheniekmo.shtml (республиканский портал «Профессиональное образование»

14. http://metodsovet.su/dir/musik/ (Методический портал)

15. http:// standart/edu/ru//cataloq/aspx? Catalogld=223. (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»).

16.  http://www:shool/tdu/ru - Российский образовательный портал.

17. http://www:pt dlib/ru- библиотека.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….… 3

 

1 Содержание лабораторных и рубежных творческих работ…………………… 5

 

2 Содержание самостоятельной работы ………………………………………. …8

 

3 Фонд оценочных средств к аттестации по дисциплине ……………………..10

 

3.1 Система балльно-рейтинговой оценки работы студентов……………10

 

3.2 Процедура оценивания результатов освоения дисциплины ………....14

 

3.3 Примеры оценочных средств для зачёта и экзамена ………………....17

 

4 Основная и дополнительная учебная литература ………………..…...……… 18

 

5 Ресурсы сети «Интернет», необходимые для освоения дисциплины ………. 18

 

Методические указания

к лабораторным и самостоятельным работам

по дисциплине «Практическое (производственное) обучение»

для студентов  очной, очно-заочной, заочной форм обучения, заочной (ускоренное обучение на базе СПО)

 

Направление подготовки: 44.03.04 «Профессиональное обучение

 (по отраслям)».

Направленность: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн)»

 

Курган 2017

Кафедра: «Профессиональное обучение, технология и дизайн».

Дисциплина: «Практическое (производственное) обучение» (направление подготовки: 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)»,

направленность: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн)».

Составила: доцент кафедры профессионального обучения, технологии и дизайна, канд. пед. наук, доцент В.С. Медведевских.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры «__» ____ 2017 г .

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Практическое (производственное) обучение» рассматривает «технологию», как совокупность знаний о способах и средствах проведения тех или иных процессов, а также такие технологические процессы, при которых происходит качественное изменение обрабатываемого объекта. Народные промыслы России - как одну из форм народного творчества в целом, и как технологию изготовления изделий декоративно-прикладного искусства (ДПИ) в частности. Ознакомление с творчеством народных мастеров, творчеством художников ДПИ, дизайнеров открывает перед студентами огромный мир материальной и духовной культуры.

На занятиях данной дисциплины предусмотрено рассмотрение различных отраслей народных промыслов таких как: роспись по дереву, ручное ткачество (гобелен) и их специфические особенности технологических приемов изготовления. Параллельно с овладением техническими приемами обработки традиционных и нетрадиционных материалов, студенты осваивают выразительные средства и образно-сюжетное содержание изделий ДПИ. Создаваемые изделия должны изготовляться из широко распространенных материалов и производственных отходов промышленных предприятий с помощью небольшого числа инструментов, которые несложно сделать в учебных мастерских.

Существует немало видов художественной обработки материалов, используя которые народные мастера и профессиональные художники создают произведения декоративно-прикладного искусства. Каждый из этих видов, в процессе подготовки будущих педагогов, должен отвечать определенным педагогическим требованиям: обладать высокими эстетическими качествами, отвечать современным требованиям технологии и производства; основываться на эстетическом наследии и современных образцах народного искусства; отличаться разнообразием декоративных вариантов; иметь возможность выбора (по степени сложности) предметов для использования их в работе с обучающимися СПО.

Учитывая специфику предмета и его эстетическую и гуманистическую направленность, большое значение в обучении приобретают посещение музеев, выставок, мастерских известных художников, работающих в области декоративно-прикладного творчества.

Использование инновационных технологий обучения, способствуют формированию у студентов сознательного отношения к способам учебной деятельности, создаются необходимые условия для развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личную инициативу, на свободную самореализацию будущих педагогов по дизайну.

Цель освоения дисциплины: знакомство студентов с технологией обработки натуральных, природных и синтетических материалов; обучение первоначальным умениям изготовления изделий народного и декоративно-прикладного характера.

Задачами освоения дисциплины:

- обучение выполнению изделий в разных видах и жанрах декоративно-прикладного и оформительского искусства;

-  развитие творческих способностей и конструктивного мышления;- формирование умений и навыков практической работы;

- повышение культурного уровня и расширения кругозора студентов;

- раскрытие творческого потенциала студентов.

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОПК-7 – способностью обосновать профессионально-педагогические действия;

ОПК-9 – готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих профессионально-педагогической деятельности;

ПК-1 – способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшества и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

ПК-16 – способностью проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-23 – готовностью к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-28 – готовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

ПК-31 – способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности);

ПК-32 – способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня;

ПК-34 – готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня;

ПК-36 – готовностью к производительному труду.

По окончанию обучения курса «Практическое (производственное) обучение» студенты должны знать:

- основы декоративно-прикладного и оформительского искусства и способен обосновать профессионально-педагогические действия;

- процесс анализа информации для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности;  

- знать особенности исполнения художественного изделия и оформительских работ и владеть творчеством в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач;

- знать технологию ведения декоративной и оформительской работы (от поиска идей до моделирования); уметь разрабатывать творческие проекты изделий арт-дизайна; владеть, способностью оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

- знать организацию рабочего места; уметь быть готовым к производительному труду.

Студенты должны уметь:

- разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и практическому (производственному обучению) в образовательных учреждениях системы СПО;

- организовать эксплуатацию и техническое обслуживание учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

- использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии или специальности;

- выполнять работы соответствующего квалификационного уровня декоративно-прикладной и оформительской работы с учётом художественных традиций и современных технологий обработки материалов;

- уметь выполнять функции исполнителя художественно-оформительских работ в соответствии с квалификационными требованиями; владеть процессом художественно-оформительской работы, начиная от поисков, эскизов до этапов ее завершения реального объекта в соответствии с технологией обработки выбранного материала;

Студенты должны владеть:

- технологией проектирования, организацией проведения занятий по практическому (производственному) обучению;    

- владеть навыками производительного труда исполнителя художественно-оформительских работ в области дизайна.

Приобретенные студентами знания и умения в процессе обучения данной дисциплины будут использоваться выпускниками для преподавания кружков, студий по декоративно-прикладному искусству в рамках общеобразовательной школы, дополнительного образования, в системе СПО, а также в индивидуально-трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ И РУБЕЖНЫХ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ

Лабораторные работы и рубежного контроля предусматривают обучение умениям и навыкам изготовления изделий народного и ДПИ с последовательным усложнением объема технологической и художественной обработки материалов.

Выполненные изделия в процессе лабораторных занятий, студенты могут использовать как наглядное пособие в своей профессиональной деятельности.

Очная форма: 2 семестр – 50 часов (разделы 1-3), 3 сем. – 34 ч. (разделы 4, 5), 4 сем. – 64 ч. (разделы 6, 7), 5 сем. – 50 ч. (разделы 8, 9).

Очно-заочная форма: 2 семестр – 26 часов (разделы 1-3), 2 сем. – 16 ч. (разделы 4, 5),

4 сем. – 32 ч. (разделы 6, 7), 5 сем. – 26 ч. (разделы 8, 9).

Заочная форма: 4 семестр – 12 часов (разделы 1-4), 5 сем. – 12 ч. (разделы 5,6),

6 сем. – 12 ч. (раздел 7, 8), 7 сем. – 24 ч. (разделы 9).

Заочная форма (ускоренное обучение на базе СПО): 5 семестр – 8 часов (разделы 1-3), 6 сем. – 8 ч. (разделы 4, 5), 7 сем. – 8 ч. (раздел 6, 7, 8).

Раздел 1. Стилизация

Лабораторная №1. «Стилизация растительных форм».

Выполнить серию графических работ с изображением стилизованных растительных форм (3 работы).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 211.