От гонки вооружений — к их сокращению
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшей проблемой международных отношений 80-х гг. являлось ограничение гонки вооружений, прежде всего ядерных. Президент США Р. Рейган еще в 1983 г. заявлял: «Ядерная война никогда не может быть выиграна и никогда не должна начинаться». О том же говорил Горбачев в сентябре 1985 г. в интервью американскому журналу «Тайм»: «Нравится нам это или нет, мы можем уцелеть или погибнуть только вместе. Главный вопрос, на который мы должны ответить, заключается в том, готовы ли мы, наконец, признать, что нет иного способа жить в мире друг с другом, и готовы ли мы переключить наше мышление и образ действий с военных на мирные рельсы».

· В чем состояло и какие возможности открывало сходство взглядов советского и американского лидеров по вопросам международной безопасности?

 

Военно-политическая ситуация, сложившаяся в мире и особенно в Европе к середине 80-х гг., была крайне тревожной и неблагоприятной для СССР.

· Вспомните, какие факторы привели к обострению международной обстановки в конце 70-х — начале 80-х гг. (Обратитесь к §§71–72).

Из мемуаров М.С. Горбачева

«Размещение СС-20 было авантюрой, против «Першингов-2» у нас нет защиты… Словом, надо было действовать как можно быстрее, пока программа установки американских ракет средней дальности не была полностью реализована. Если бы это произошло, НАТО вряд ли захотела бы поступиться обретенным преимуществом… Я считал себя обязанным отвести смертельную опасность от страны и исправить ошибку, допущенную советским руководством в середине 70-х гг.»

 

19–21 ноября 1985 г. состоялась советско-американская встреча на высшем уровне в Женеве. Горбачев впервые встретился с президентом США Р. Рейганом.

Из мемуаров М.С. Горбачева

«Поначалу это был скорее диспут «коммуниста №1» с «империалистом №1». Мы оба с жаром возлагали друг на друга ответственность за сумасшедшую гонку вооружений, поставившую мир на грань катастрофы. Оставалось только одно обнадеживающее обстоятельство: ни одна из сторон не хотела, чтобы Женевская встреча кончилась ничем. Нужно было как минимум заявить, что переговоры будут продолжены. В мире все ждали какого-то политического итога».

· Какие трудности встретились на пути СССР и США к разоружению? Чем они были вызваны?

 

Итогом встречи стало совместное заявление о том, что «ядерная война недопустима и в ней не может быть победителей» и что «стороны не будут стремиться к военному превосходству друг над другом».

· Какое значение имело совместное признание невозможности победы в ядерной войне?

· О чем свидетельствует заявление СССР и США о намерении отказаться от стремления к военному превосходству? Считаете ли вы это заявление выражением истинных взглядов советского и американского руководства или пропагандистским приемом?

 

После женевской встречи камнем преткновения в развитии советско-американских отношений оказалась программа СОИ.

· Что такое СОИ? Какое значение придавала ей администрация Р. Рейгана? Почему отказ США от СОИ стал приоритетным требованием СССР?

 

Отношение к СОИ не было единым и на Западе. Многие американские и особенно европейские политики полагали, что СОИ не приведет к ограничению гонки вооружений, а лишь обернется созданием более эффективных ядерных наступательных вооружений.

Стремясь не допустить реализации СОИ, Горбачев в январе 1986 г. выступил с широкой программой разоружения.

Из выступления М.С. Горбачева

«Советский Союз предлагает, действуя поэтапно и последовательно, осуществить и завершить процесс освобождения Земли от ядерного оружия в течение ближайших 15 лет. На первом этапе, в течение ближайших 5–8 лет СССР и США вдвое сокращают ядерные вооружения, достигающие территории друг друга. На остающихся у них таких носителях сохраняется не более чем по 6000 зарядов. Но если США пойдут на создание ударного космического оружия, то это перечеркнет надежды на возможность ядерного сокращения на Земле.

На этом же этапе достигается и осуществляется договоренность о полной ликвидации ракет средней дальности СССР и США в европейской зоне. Необходимо, чтобы США и СССР условились о прекращении любых ядерных взрывов.

Второй этап должен начаться не позднее 1990 г. и длиться 5—7 лет. К ядерному разоружению начинают подключаться другие ядерные державы. СССР и США продолжают сокращения, о которых договорились на первом этапе, а также осуществляют меры по ликвидации своих ядерных вооружений средней дальности и замораживают свои тактические ядерные средства. Когда эти две страны заканчивают сокращение на 50% своих соответствующих вооружений, предпринимается еще один радикальный шаг — всеми ядерными державами ликвидируется тактическое ядерное оружие. [Следует] установить запрет на создание неядерных вооружений, основанных на новых физических принципах.

Третий этап должен начаться не позднее 1995 г. Мы ставим цель, чтобы к концу 1999 г. на Земле больше не осталось ядерного оружия».

· Какие цели преследовал СССР, выдвигая такую программу ядерного разоружения?

· Какие аспекты данной программы вы считаете приемлемыми, а какие — неприемлемыми в условиях середины 80-х гг.?

· Считаете ли вы целесообразной полную ликвидацию ядерного оружия в ситуации, сложившейся в мире в начале XXI в.?

 

Предложения Горбачева встретили немало сочувственных откликов на Западе, однако президент Рейган решительно настаивал на продолжении разработки СОИ. На протяжении всего 1986 г. СССР и США усиленно обвиняли друг друга в агрессивных замыслах и нежелании всерьез вести переговоры об ограничении вооружений. О том, насколько ожесточенной была эта риторика, можно судить по заголовкам из нескольких номеров советской газеты «За рубежом», писавшей в основном о внешней политике:

«Убедительность идеи СССР»

«Лицемерная позиция американской администрации»

«Аморальные действия США»

«Как американцев учат любить бомбу»

«Новое мышление Москвы, старые догмы Вашингтона»

«НАТО: кризис атлантического духа»

«Наглая провокация американских спецслужб»

 

Тем не менее, обе стороны были заинтересованы в продолжении переговоров. В октябре 1986 г. Горбачев и Рейган встретились вновь в Рейкьявике (Исландия). СССР предложил вдвое сократить стратегические ядерные вооружения, не учитывая при этом американские ракеты средней дальности, достигающие советской территории[497]. Советская сторона согласилась также вернуться к прежнему американскому «нулевому варианту»: ликвидировать все советские и американские ракеты средней дальности в Европе, не учитывая при ракеты Англии и Франции. Было достигнуто и соглашение по ракетам, имеющим дальность полета менее 1 тыс. км. Все эти уступки Москва обусловила отказом США от программы СОИ. Однако Рейган вновь не согласился пожертвовать ею и прервал переговоры[498].

Тем не менее западная печать выражала надежду на то, что «встреча в Рейкьявике окажется решающим поворотным пунктом в поисках соглашений об ограничении стратегических сил».

· Что, по-вашему являлось основанием для подобного оптимизма?

 

8 декабря 1987 г. во время визита Горбачева в США был подписан советско-американский договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). 27 мая 1988 г. его ратифицировал Сенат США, а 28 мая 1988 г. — Верховный Совет СССР. СССР обязался уничтожить 1752 ракеты, США — 869. Впервые было достигнуто соглашение, предусматривавшее не ограничение вооружений, а реальное их сокращение.

7 декабря 1988 г. Горбачев выступил на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и заявил об одностороннем сокращении вооруженных сил СССР на 500 тыс. чел. в течение двух лет. Из ГДР, Венгрии и Чехословакии выводились советские войска общей численностью 50 тыс. чел, в т.ч. шесть танковых дивизий. Советские вооруженные силы в Восточной Европе и на европейской территории СССР сокращались на 10 тыс. танков, 8,5 тыс. артиллерийских установок и 800 самолетов.

Из статьи в американской газете «Вашингтон пост»

«Михаил Горбачев сегодня предложил изменить правила, по которым жил мир на протяжении четырех десятилетий… Горбачев в буквальном смысле слова призвал мир перековать мечи на орала, провозгласив, что применение или угроза силы больше не должны быть инструментом внешней политики… Приглашение Горбачева продвинуться вперед, за пределы «холодной войны», к новой эре международного сотрудничества будет нелегко отвергнуть западным лидерам… Смелость сегодняшнего выступления удивительная».

 

Из статьи в западногерманской газете «Зюддойче цайтунг»

«В ООН Михаил Горбачев заявил: «Мы будем поддерживать обороноспособность страны на уровне разумной и надежной достаточности». Что могло бы это значить для Европы?

Ключевая проблема Западной Европы — превосходство сил Варшавского Договора в обычных вооружениях. Заявление Горбачева о намерении вывести 50000 солдат и 5000 танков из Центральной Европы — важный шаг вперед. И все же это лишь сократит, но не ликвидирует превосходство ОВД. «Разумная достаточность» — это решительное сокращение танков, пехоты и артиллерии. Хорошо бы свести все к равным уровням с обеих сторон…

Горбачев положил великое начало, но будут ли перемены необратимыми? Новый мировой порядок означает прежде всего укрепление доверия. Когда мы его укрепим, уменьшится и роль оружия».

Из книги Г. Киссинджера «Дипломатия»

«Односторонние сокращения подобных масштабов являются признаком либо исключительной уверенности в себе, либо признаком исключительной слабости. На данном этапе развития уверенность в себе вряд ли была свойственна Советскому Союзу. Подобный жест, уму непостижимый на протяжении предшествующих пятидесяти лет, явился также конечным подтверждением первоначальной версии теории «сдерживания»: Америка создала для себя «позицию силы», а Советский Союз распадается изнутри».

· Охарактеризуйте советские предложения с точки зрения интересов безопасности СССР, Европы и мира.

· Что побудило советское руководство пойти на одностороннее сокращение вооружений?

· Какое из приведенных мнений о советской инициативе представляется вам более обоснованным? Что является общим для всех этих мнений?

 

Внешнеполитические инициативы Горбачева становились все более масштабными по мере идеологических и политических изменений, происходивших в СССР.

Из интервью американского дипломата М. Кампельмана газете «Московские новости»

«Для того, чтобы намерения сократить вооружения приобрели значимость и стали реальностью, необходимо уделить внимание… проблеме нарушения прав человека. Последнее лежит в основе нашей враждебности к СССР на протяжении всей истории.

Двусторонние переговоры по сокращению вооружений проходят на фоне общей нормализации и стабилизации наших отношений с Советским Союзом…

Наша задача — помочь развитию советского общества, чтобы оно смогло стать еще одним ответственным членом мирового сообщества… Мы надеемся, что сможем побудить советскую систему отказаться от упора на большие военные расходы и вместе с США переключить ресурсы на жизненно важные нужды внутри страны. Этого может не случиться, если западные страны поспешат со своими кредитами под низкий процент и с уступками в ценах на товары».

· Какова была взаимосвязь между внутренними преобразованиями в СССР и изменением международного положения?

· Чего добивался Запад от СССР и какими инструментами для этого он предполагал воспользоваться?

· К чему вела реализация этих требований: к односторонней выгоде Запада, к односторонней выгоде СССР, к обоюдной выгоде?

 

В декабре 1989 г. Горбачев встретился на Мальте с новым президентом США Дж. Бушем. Было решено в 1990 г. закончить подготовку Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений. В июне 1990 г. в Вашингтоне Горбачев и Буш подписали договор о ликвидации химического оружия.

В ноябре 1990 г. страны НАТО и ОВД заключили договор об обычных вооружениях в Европе. Были установлены предельные уровни для обеих группировок по каждому виду оружия. Эти уровни были значительно ниже фактически имевшихся к 1990 г. Так, количество танков у каждой группировки ограничивалось 20 тыс. машин, в то время как в НАТО имелось 30 тыс. танков, в ОВД — 60 тыс. По условиям договора СССР сохранял около трети общего количества вооружений всех подписавших договор стран.

Венцом советско-американских усилий по разоружению стало подписание 31 июля 1991 г. Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Стратегические ядерные вооружения обеих стран сокращались на 30–40%. Предельный уровень для каждой страны был установлен в 1600 носителей и 6000 зарядов.

Заключение договора СНВ-1 явилось важнейшим шагом на пути прекращения гонки вооружений и военного противостояния.

· Как вы полагаете: в результате советско-американских переговоров жизнь людей в СССР, США и Европе стала более или менее безопасной?

 

В конце 80-х гг. Кремль решительно пересмотрел свою политику в странах «третьего мира». Испытывая серьезные экономические затруднения и стремясь улучшить отношения с Западом, советское руководство прекратило военное вмешательство в конфликты в Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Никарагуа. Резко сократилась не только военная, но и экономическая помощь развивающимся странам «социалистической ориентации», что привело к краху прежнего прокоммунистического режима в Эфиопии, значительному охлаждению между Советским Союзом и Кубой.

Кардинально изменилась советская политика на Ближнем Востоке. СССР отказался от одностороннего проарабского курса, в 1990 г. восстановил дипломатические отношения с Израилем.

В августе 1990 г. СССР осудил агрессию Ирака против Кувейта и выступил за применение силы против агрессора, а в январе-феврале 1991 г. поддержал предпринятую США против Ирака операцию «Буря в пустыне». Таким образом Москва впервые за много лет заняла единую с Западом позицию в региональном конфликте.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 274.