Становление культа личности Сталина
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рубеж 20-х — 30-х гг. ознаменовался окончательным установлением единовластия Сталина. После изгнания Рыкова из Политбюро в высшем органе партийного руководства остались только верные сторонники генсека.

Высшие партийные органы после XVI съезда ВКП(б)

Члены Политбюро Кандидаты в члены Политбюро Секретариат
К.Е. Ворошилов А.А. Андреев И.В. Сталин (Генеральный секретарь)
Л.М. Каганович А.И. Микоян К.Я. Бауман
М.И. Калинин Г.И. Петровский Л.М. Каганович
С.М. Киров С.И. Сырцов В.М. Молотов
С.В. Косиор В.Я. Чубарь П.П. Постышев
В.В. Куйбышев    
В.М. Молотов    
Я.Э. Рудзутак    
А.И. Рыков    
И.В. Сталин    

* На декабрьском Пленуме ЦК вместо Рыкова в состав Политбюро был введен Г.К. Орджоникидзе, в 1932 г. членом Политбюро стал А.А. Андреев.

 

Исследователи (и российские, и западные) неоднократно пытались выделить в составе сталинского Политбюро группу «умеренных», влиянием которой объяснялись временный отказ от чрезмерного форсирования индустриализации и периоды ослабления репрессий. Чаще всего среди умеренных называли Кирова, Куйбышева, Орджоникидзе[170], иногда прибавляя к ним Калинина. Однако специальные исследования, посвященные деятельности Политбюро в 30-х гг., не подтвердили ни особой умеренности названных политиков, ни размежевания сталинского окружения на противоборствующие группы. Все конфликты между членами Политбюро, занимавшими помимо партийных, важные государственные посты, носили не политический, а сугубо ведомственный характер. Любые важные политические решения, умеренного или, напротив, сверхрадикального толка, исходили от Сталина, или, в крайнем случае, получали его одобрение.

Постепенно деятельность Политбюро становилась все менее регулярной. Если в 1931 г. Политбюро собиралось не реже шести раз в месяц, то в 1934 г. прошло всего 16 заседаний. Важнейшие решения все чаще принимались не на официальных заседаниях, на которых присутствовали кандидаты в члены Политбюро, многие члены и кандидаты в члены ЦК, а на неформальных встречах Сталина с узким кругом ближайших сподвижников. Главную роль играли Молотов, сменивший Рыкова на посту главы Совнаркома, и Каганович, фактически ставший заместителем Сталина по партии. Политбюро превратилось из коллективного руководящего органа партии во внешнее прикрытие единовластия вождя. Так нашла свое естественное завершение пирамида власти, выстроенная после прихода большевиков к власти: диктатура пролетариата — диктатура партии — диктатура партийного аппарата — единоличная диктатура.

Ñ начала 30-х гг. стал постепенно складываться культ Сталина, выразившийся в неумеренном восхвалении его мудрости и политической прозорливости, обязательных ссылках на труды и высказывания Сталина в научных и популярных публикациях, к какой бы области знания они ни относились, в возвеличивании роли Сталина в истории партии и особенно — в революции.

В 1931 г. было принято специальное постановление ЦК «О журнале “Под знаменем марксизма”» в котором ведущий советский философ тех лет — академик А.М. Деборин — был обвинен в «меньшевиствующем идеализме». Причиной разгрома «школы Деборина» стало нежелание ее лидера признать Сталина высшим авторитетом в области философии. Зато новые столпы советской философии — недавние выпускники института красной профессуры — хорошо знали, что от них требуется. Журнал «Большевик» в том же году писал: «Материалистическую диалектику нужно разрабатывать… на основе трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». Вскоре выражение «классические труды Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина» стало постоянным, как и «партия Ленина—Сталина».

Еще более пристальное внимание проявлял Сталин к истории большевистской партии. В 1931 г. был отстранен от работы и отправлен в ссылку директор института Маркса и Энгельса Д.Б. Рязанов, отказывавшийся признавать претензии Сталина на роль партийного теоретика[171].

Первый секретарь ЦК КП Грузии Л.П. Берия организовал издание брошюры «К вопросу об истории большевистских организаций Закавказья», где Сталин изображался вождем большевистского подполья в Грузии и на Кавказе[172]. Труды грузинских историков партии, отводивших Сталину — в соответствии с действительностью — довольно скромное место, были признаны фальсификаторскими. Так начала утверждаться теория «двух вождей», согласно которой у большевистской партии с самого начала было два лидера: Ленин в Петербурге и Сталин в Закавказье.

В 1936 г. вышла написанная французским писателем-коммунистом А. Барбюсом книга «Сталин. Человек, через которого раскрывается новый мир». Она заканчивалась словами, которые стали в СССР лозунгом: «Сталин — это Ленин сегодня!»

Пîñòîÿííûå восхваления Сталина на страницах газет и по радио, приписывание его личным заслугам любых достигнутых страной успехов, одновременно с поношением контрреволюционеров и оппозиционеров, постепенно делали свое дело: в глазах миллионов людей, особенно молодежи, Сталин становился непогрешимым гением, почти полубогом. Слова «культ личности» означают не только принуждение сверху к воспеванию Сталина, но и настоящее обожание его согражданами. Люди верили, что все трудности и ошибки связаны с тем, что Сталин чего-то не знает, что его неверно информировали. Такое почти религиозное отношение к Сталину во многом объяснялось присущими России чертами традиционного общества: отсутствием прочных демократических институтов, неизжитыми монархическими представлениями, побуждавшими людей обожествлять вождя. Традиционным сознанием обладали в те годы не только сельские жители, но и большинство горожан. Однако было бы наивно сводить причины такого сложного явления, как культ личности, только к влиянию традиции. Сама большевистская идеология, опиравшаяся на однопартийную политическую систему, была вождистской. Вера в светлое коммунистическое будущее, носившая практически религиозный характер, неизбежно порождала веру в вождя-пророка, ведущего в этот грядущий рай свой народ.

Сталин любил продемонстрировать, что сам он не имеет никакого отношения к возвеличиванию собственной персоны. Когда немецкий писатель Л. Фейхтвангер, посетивший СССР в 1937 г., в беседе с вождем посетовал на неуместное обилие его портретов и скульптурных изображений, которые ему пришлось видеть даже на выставке Рембрандта, Сталин сослался на то, что рабочим и крестьянам некогда было развить хороший вкус. Фейхтвангер даже назвал его самым скромным из известных ему государственных деятелей. На самом же деле именно Сталин был вдохновителем создания своего культа. Властолюбивый и мстительный, уверенный в собственной непогрешимости и, вместе с тем, не могущий не ощущать ограниченности своего образования по сравнению со многими другими старыми большевиками, он жаждал постоянных подтверждений собственного величия. Тîò, кто сомневался в этом величии, или хотя бы не проявлял усердия в славословиях, становился для Сталина смертельным врагом и был обречен. Оборотной стороной утверждающегося культа стали массовые репрессии.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 295.