Развитие отечественной науки и техники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблемы научно-технического прогресса в послевоенный период решались в стране с жестким учетом международной обстановки и обострением отношений между двумя военно-политическими блоками в рамках разворачивавшейся «холодной войны». Включившись в соревнование с США за стратегическое превосходство, СССР был вынужден тратить огромные средства на реализацию атомного проекта, а несколько позже – на освоение космоса. На гонку вооружений шли колоссальные средства. В 1952 г. прямые военные расходы СССР составил почти четверть всего годового бюджета страны. В этой связи военно-промышленный комплекс был поставлен в исключительное положение. Отрасли ВПК постоянно модифицировались в зависимости от новых политических и научно-технических задач. В первые послевоенные годы наша страна в предельно короткий срок сумела ликвидировать монополию США на ядерное оружие.

Летом 1949 г. на семипалатинском полигоне была испытана атомная бомба.

В 1953 г. на Новой земле была испытана новая мощная термоядерная бомба, одним из создателей которой был академик А.Д.Сахаров. Научным руководителем всего атомного проекта был академик И.В.Курчатов. В эти же годы советские ученые работали над проблемами использования атомной энергии в мирных целях. Еще в годы четвертой пятилетки был разработан проект первой в мире атомной электростанции, которая вошла в строй в 1954 г. в городе Обнинске Калужской области. Разработка атомных проектов как мирного, так и военного, стимулировали развитие целого ряда научных направлений, а также новых отраслей производства. Ядерные установки стали использовать в качестве энергетических установок на кораблях (атомный ледокол «Ленин») и на подводных лодках. Приоритетным направлениями научно-технической политики были проблемы ядерной физики, ракетной и авиационной техники. Начиная с 1946 г. в советской авиации стал осуществляться переход от поршневой, винтомоторной авиации – к реактивной и турбореактивной. Интенсивно шел процесс разработки и создания ракетной техники. Выдающимся конструктором в этой области был создатель первых советских ракет С.П.Королев, под руководством которого, в апреле 1961 г., был осуществлен полет человека в космосе. Первым в мире космонавтом стал наш соотечественник Ю.А.Гагарин. В 50-60е годы бурно развивалась радиотехника и электроника. Именно тогда в дома многих советских людей пришло телевидение. В этот же период советские ученые Прохоров и Басов создали первый в мире лазер. Для рассматриваемого периода было характерно пристальное внимание государства к проблемам развития отечественной науки и прежде всего к естественным и техническим наукам. Для этого из бюджета государства выделялись значительные суммы на сооружение и новых и реконструкцию существующих учреждений и их

оборудования. Создавались новый академические и отраслевые научные центры. Академия наук СССР взяла на себя функцию координатора работ научных учреждений. Большой научный потенциал был сосредоточен в академических институтах. Среди них стоит особо выделить физический институт им. П.Н.Лебедева, Институт физических проблем имени С.И.Вавилова, Институт физической химии и др. Уже в конце четвертой пятилетки начались работы по созданию электронно-вычислительных машин. В эти годы советские ученые создали лазер. Это открытие и сделанное на его базе изобретение сыграло огромную роль в дальнейшем развитии научно-технического прогресса во всем мире. Значительные результаты были достигнуты в области сварки и создании электросварочного оборудования. Вал достижений в области науки техники был таков, что, начиная с середины 50-х годов, СССР, вместе с другими передовыми государствами, вступил в эпоху научно-технической революции. Между тем положение в области гуманитарных наук дела обстояли совсем иначе. Гуманитарное знание все больше превращалось в служанку политики и идеологии. Развитие гуманитарных наук проходило под неусыпным партийным контролем. Дискуссии по философии, языкознанию, политической экономии, проходившие в конце 40-х – начале 50-х годов, внешне были призваны поднять роль обществознания, а в действительности преследовали цель –установить над ним жесткий идеологический контроль и развернуть борьбу против «безродного космополитизма, «буржуазного низкопоклонства» и «преклонения перед буржуазными авторитетами». Велась жесткая борьба с теми, кто выступал за развитие научного знания

в области генетики и кибернетики. Последние годы жизни Сталина и период хрущевского правления можно оценить как время деградации и профанации гуманитарного знания.

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 178.