Российский парламентаризм. Его место и роль в системе российской государственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие и роль парламента. Парламент (от франц. parler — гово­рить) — это общенациональный (общегосударственный) представи­тельный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти. Общегосударственный представи­тельный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парла­мент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, явля­ется непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Не случайно во многих конституциях речь идет о том, что именно парламент и его депутаты представляют народ, нацию соответ­ствующей страны (см., например, ст. 66 Конституции Испании, ст. 150 Конституции Португалии и др.). Так, в Конституции («Форме правле­ния») Швеции парламент (Риксдаг) характеризуется как «высший представитель народа» (п. 4 гл. 1); в Конституции Бельгии (ст. 42) указывается, что члены парламента «представляют нацию, а не только тех, кто их избрал»; в Конституции Греции (ч. 2 ст. 51) речь также идет о том, что «депутаты Парламента представляют нацию».

Как орган законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, имеющих чаще всего приоритет в отно­шении других нормативных правовых актов.

История российского парламента содержит в себе многовековую историю. Практики решения наиболее важных вопросов хозяйственной и политической жизни посредством общего схода или собрания прослеживаются еще в период древней Руси. Можно полагать, что прообразом существующего ныне парламента явилось вече - орган государственного управления и само-управления. Летописи свидетельствуют о том, что подобные органы самоуправления действовали во многих городах: Новгород, Ростов, Суздаль, Киев, Галицкий, Звенигород и др. Вече обладало своими собственными атрибутами: вечевым колоколом и специальной вечевой трибуной, располагавшейся над городской площадью. Так же существовал определенный регламент проведения и организации сбора. Решения здесь принимались по принципу большинства голосов присутствующих. Постепенно сфера интересов и компетентности вече принимала все более и более четкие формы.

Следующей попыткой учредить представительные органы регулярного характера по праву можно считать образование и созыв Земского собора 1550 г. Далее, в XVI-XVII вв. продолжается образование представительных органов сословного характера - Земские соборы, Боярские думы. Данные органы отражали и защищали местные интересы и выполняли функции представительства сил общественности. Далее, в эпоху царствования императрицы Екатерины продолжается работа по последовательному переходу на парламентский тип организации государства. Формируются институты представительства сословий: сначала дворянства, затем купечества.

Этап полноценного становления парламентаризма в России берет свое начало в первом десятилетии ХХ века. Предпосылками для его становления и дальнейшего развития являлось, во-первых, издание и подписание 17 октября 1905 года Николаем II Манифеста - своеобразной декларации о намерениях самодержавной власти, где содержались основные положения по совершенствованию государственного порядка, а также регламентировалось формирование Государственной Думы, которая позиционировалась здесь как основа законодательной ветви власти. История дореволюционных Дум - это целая веха в становлении российского парламентаризма. Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияла на весь механизм государственной власти, занималась разработкой мер социальной защиты малоимущих, других слоев населения. Впоследствии развитие парламентаризма в России было прервано приходом к власти большевиков, которые полагали, что Советы являются наиболее приемлемой формой народовластия. Советы стали единственным органом представительной власти в Советской России.

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988-90-х гг. была учреждена «двухэтажная» парламентская система: избираемый всенародно Съезд народных депутатов и формируемый им постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет.

После выборов Президента РСФСР, состоявшихся 12.06.1991 года, шестой Съезд народных депутатов постановлением от 21.04.1992 года закрепил в Конституции РФ разделение властей как основополагающий принцип организации государственной власти. Итак, с декабря 1991 года Россия вновь вступила на путь усиленного, полноценного развития парламентаризма.

Следующим этапом в возрождении парламентаризма стало принятие Конституции РФ в 1993 году. Значительным этапом в эволюции российского парламентаризма стало образование в соответствии с Конституцией РФ Федерального Собрания РФ, состоящего из верхней палаты - Совета Федерации и нижней палаты - Государственной Думы. Этот этап предполагает не только возрождение парламентских традиций, но и формирование всех структурных компонентов: системы парламентаризма, включая гражданское общество, правовое государство, многопартийность, демократическую правовую культуру, политический плюрализм.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 183.