Азиатские государства в эпоху раннего средневековья
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В середине VII века на территории, завоёванной арабами, образуется государство под названием «Арабский халифат», поскольку и светская, и духовная власть в нём принадлежала халифу. Превращение арабов из разрозненной племенной общности в создателей крупнейшей мировой цивилизации связано с именем Мухаммеда (родился около 570 года), объединившего всех арабов и основавшего ислам, одну из ведущих мировых религий. В 622 году, узнав о заговоре, готовящемся противниками перехода к единобожию, он бежал из Мекки в город Ясриб, названный позже Мединой. Ясриб был вторым по значимости городом Аравии, ослабление Мекки было на руку его жителям и правителям, принявшим Мухаммеда и оказавшим ему поддержку. Мухаммед, опираясь на широкие массы сторонников, захватил Мекку, сохранив её статус религиозной и политической столицы арабского мира. К 630 году сторонниками Мухаммеда была покорена вся территория Аравии. Через два года пророк умер, после чего разгорелась борьба за его наследие. Преемники его получили название халифов, первым из которых стал сподвижник Мухаммеда Абу-Бекр (632-634). Второй халиф – Омар (634-644), также был приближённым пророка. Третий халиф – Осман (644-656 гг.), был зятем Мухаммеда и принадлежал к роду Омейядов, и во внутренней политике покровительствовал выходцам из своего рода. При нём имело место существенное расширение границ халифата, но в ходе восстания в Мекке против омейядской знати, он был убит. Четвёртый халиф (Али), также зять Мухаммеда, был противником омейядов. Его сторонники, а позже – сторонники его потомков, приняли название шиитов. Арабский халифат в VIII в. размещался на огромных пространствах – от Хорезма на востоке до Испании на западе. В годы правления Омейядов (661-750) столицей халифата был Дамаск. Сменившие их Аббасиды (названные так в честь Аббаса, дяди Мухаммеда) основали в 762 году новую столицу – Багдад. Уже в конце VIII века от Арабского халифата Аббасидов начали отпадать отдельные его области. Хорезм становится самостоятельным государством. На территории Испании в 756 году Омейяд Абдаррахман I основал Кордовский эмират. В 909 году арабами в Тунисе основывается Государство Фатимидов, под властью которого к середине того же века оказывается вся Северная Африка и даже Сицилия, в 969 году – Египет, а к началу XI века – Сирия. Очагом борьбы против арабского господства (Реконкисты) стали королевства Арагон и Кастилия на севере Испании, где сохранилось христианство. Эти два королевства в ходе династической унии 1476 года (вследствие брака Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского) образовали единое Испанское королевство. Оба супруга отличались религиозным фанатизмом, который, впрочем, пошёл на пользу в деле Реконкисты, завершившейся в 1492 году.

4. Европейские государства в эпоху высокого средневековья ( XII - XV века)

       В данный период на смену крупным раннефеодальным государствам приходит эпоха феодальной раздробленности, имеющая как политические, так и экономические корни. С одной стороны, феодалы, получив от своих сюзеренов иммунитет – право осуществлять в своих владениях (феодах) государственные функции без вмешательства сюзерена (суд, сбор налогов и т.п.), чувствуют себя полноправными хозяевами и всячески укрепляют данные им в пользование земли. Достигнув определённой силы, феодал (герцог, граф и т.п.) не хочет связывать себя какими бы то ни было обязанностями перед своим сюзереном (королём и т.п.), например, обязанностью, в случае необходимости, нести военную службу в его пользу. Переход от крупных раннефеодальных держав к относительно небольшим монархиям (герцогствам, графствам, княжествам, курфюршествам и т.п.), по сути, означал переход к зрелому феодализму. С другой стороны, феодальное хозяйство было замкнутым, то есть, имело натуральный характер – всё необходимое для жизни феодально зависимые крестьяне изготавливали себе сами. Конечно же, торговля присутствовала, но продавались на рынках, в основном, дорогостоящие товары (дорогие одежды и ткани, меха, дорогое оружие, пряности и пр.), которые были рассчитаны на состоятельного покупателя (светских и церковных феодалов, зажиточных горожан и т.п.). Крестьянство оставалось в стороне от товарного рынка. При таком ведении хозяйства сравнительно небольшое феодальное государство было вполне самодостаточным в экономическом отношении. Поэтому всё упиралось лишь в способность феодала самостоятельно защитить свой феод. Эпоха феодальной раздробленности характеризуется тотальными войнами между феодалами.

       Важная черта развитого средневековья – рост городов. Подавляющее большинство населения городов было представлено ремесленниками и купцами, объединёнными в ремесленные цеха и купеческие гильдии. Рост городов способствовал расширению сферы товарно-денежных отношений и постепенному размыванию основ феодализма. Переходу к капитализму, согласно законам экономики, должно предшествовать время первоначального накопления. В разных странах этот процесс шёл по-разному. Например, в Англии со 2-й половины XV века получили распространение так называемые огораживания – насильственный сгон крестьян с земельных угодий, на которых, после их огораживания, разводили овец, поскольку получение шерсти и производство сукна приносили большие доходы, чем феодальные повинности крестьян. В Германии первоначальное накопление капитала велось, преимущественно, в торгово-ростовщической сфере.

Временем формирования в Европе централизованных государств стал XV век. Прежде всего, речь идёт о Франции и Англии, ставшими к концу средневековья ведущими державами Европы. Меняется и характер войн. Уже в начале XIV века появляется огнестрельное оружие. Ввиду ряда неудобств в обращении и длительности при перезарядке, оно поначалу не составляет серьёзной конкуренции традиционным видам оружия, но постепенно его значение возрастает.

Средневековая культура Европы, в значительной степени, была подчинена религии. Музыкальные, литературные жанры, в основе своей, имели религиозное начало. Наука и философия также должны были соответствовать религиозным канонам и представлениям, на которые следовало опираться и из которых следовало исходить. Схоластика – западноевропейская философия развитого средневековья, ставившая в качестве своей главной задачи доказательство существования Бога рациональными методами. Богословские дисциплины также составляли основу образовательных школьных программ. «Семь свободных искусств» - система обязательных учебных предметов средневековой школы. Данная система предусматривала два цикла - тривиум и квадриум. Тривиум включал в себя грамматику, риторику, диалектику. Квадриум включал арифметику, геометрию, астрономию, музыку. В области архитектуры высокое средневековье ознаменовано отходом от романского стиля к готическому стилю. Романский стиль, получивший распространение в раннем средневековье (до XII века), названный так из-за сходства с ранними памятниками архитектуры Древнего Рима. Например, соборы в Пуатье и в Муассаке (XII век, Франция). Готический стиль был распространён в XII-XV веках, тяготел к лёгкости и декоративности, имея целью создать ощущение единства Земли и Неба, полёта к Небу, а также подчеркнуть желание жителей показать красоту и богатство родного города. Классические примеры готического собора – это соборы в Шартре (Франция) и Наумбурге (Германия), это и знаменитый Собор Парижской Богоматери.

Конец XI – 2-я половина XIII века были временем крестовых походов. Римский папа Урбан II (1088-1099) на соборе в Клермоне (1095) призвал единоверцев к походу в Палестину для освобождения Святой земли от мусульман. Первым эшелоном туда отправились представители низших слоёв общества во главе с обедневшим рыцарем Вальтером Голяком и монахом-отшельником Петром Пустынником. Не дойдя до Палестины, все они были перебиты турками на территории Малой Азии. Вторым эшелонам двинулись отряды рыцарей, сумевшие захватить Палестину и создать на её территории ряд рыцарских государств (княжество Антиохийское, графство Триполи, графство Эдесское и королевство Иерусалимское). Формально три первых государства были вассалами королевства Иерусалимского. Этот поход был самый успешный, все остальные, как правило, заканчивались бесславно. Второй крестовый поход (1147-1149) возглавил французский король Людовик (Луи) VII (1137-1180). Во 2-й половине XII века натиск мусульман усилился и защитники Иерусалима (в основном, иоанниты и тамплиеры) не смогли его отстоять. В 1187 году город был взят войсками египетского султана Салах-ад-дина (1171-1193). В ходе третьего крестового похода (1189-1192) под руководством английского короля Ричарда I Львиное сердце (1189-1199) крестоносцами были взяты Кипр и крепость Акра в Палестине. Последние крестовые походы, 7-й и 8-й (1248 и 1270), были уже непопулярны в народе и не могли принести никакого успеха. Оба эти похода возглавлял французский король Людовик IX Святой (1226-1270). В ходе походов под руководством католической церкви создавались духовно-рыцарские ордена (иоанниты, тевтонцы и другие). Иоанниты («Орден святого Иоанна Иерусалимского») был основан в Палестине в начале XII века. Второе название («Орден госпитальеров») он получил в честь «госпиталя» (иерусалимского дома для паломников). После падения в 1291 году крепости Акры – последнего оплота крестоносцев в Палестине, иоанниты, вместе с другими европейскими рыцарями, покинули «Святую землю». Позже (в XVI веке) орден обосновался на Мальте, получив название «Мальтийского». Тевтонский орден, основанный в Палестине в конце XII века, вскоре был переведён в Прибалтику для распространения католицизма среди местного языческого населения. Спустя два века он был разгромлен польско-литовско-русскими войсками в ходе Грюнвальдской битвы 1410 года. Более всего окутана тайнами история тамплиеров – рыцарского ордена, основанного в Палестине в начале XII века и названного в честь иерусалимского храма (le Temple). Поначалу объединив в своих рядах лишь 2-3 десятка человек, этот орден быстро разросся, распространившись практически во всех странах католической Европы. Орден тамплиеров обладал крупным богатством, вывезенным из Палестины, и, кроме того, занимался в Европе торговлей и ростовщичеством (хотя последнее для христиан считалось грехом). Богатство ордена у многих вызывало зависть. Французский король Филипп IV Красивый (1285-1314), пытавшийся получить доступ к этому богатству, просил принять его в члены ордена, получил отказ. Тогда под давлением короля против тамплиеров был начат инквизиционный процесс по обвинению их в ереси. Несколько десятков тамплиеров было казнено, остальные подверглись другим жестоким наказаниям. «Освобождение Гроба Господня» было не единственной задачей рыцарских орденов; стремление к обогащению также играло не последнюю роль. Об этом может наглядно свидетельствовать 4-й крестовый поход (1202-1204), организованный папой Иннокентием III. Вступив в конфликт с византийской властью, крестоносцы, отказавшись от похода в «Святую землю» (Иерусалим уже был отобран мусульманами), захватили Константинополь, уничтожив Византийское государство и пытаясь учредить на его месте католическую «Латинскую империю». Данная империя просуществовала примерно полвека, борьбу за освобождение Византии возглавил правитель Никеи, окончательно изгнавший крестоносцев в 1261 году и ставший императором Михаилом VIII из династии Палеологов.

По причине англо-французских противоречий разразилась Столетняя война (1337-1453). Конечно же, данная война не могла вестись непрерывно в течение 116 лет, она сопровождалась многими перемириями с последующим возобновлением военных кампаний. Непосредственным поводом к войне послужили претензии английского короля Эдуарда III, внука короля Франции Филиппа Красивого на французский престол, когда там, после смерти короля началась династическая неразбериха. В итоге Эдуарду было отказано в правах на французский престол, где в итоге закрепилась династия Валуа, правившая вплоть до конца XVI века (1328-1589). Поначалу успех в войне сопутствовал Англии, одержавшей победы в битвах при Слейсе (1340), при Креси (1346), при Пуатье (1356). Ситуацию усугубило крупнейшее восстание крестьян «Жакерия», вызванное усилением их эксплуатации в связи с военными расходами, а также экономической разрухой. Кроме того, Франция, в большей степени, чем Англия, пострадала от «чёрной смерти» - эпидемии чумы 1357-1353 годов, унесшей, по примерным подсчётам, около 25 миллионов человек, что составляло более трети населения Европы. Однако, в течение 1370-х годов англичане были изгнаны из Франции почти полностью. Переломным моментом войны стало участие в ней Жанны д’Арк, под руководством которой в 1429 году был освобождён от осады Орлеан. Королём Франции стал дофин Карл VII (1429-1461), коронованный в Реймсе при содействии Жанны д’Арк. Война закончилась капитуляцией английских войск при Бордо (1453). Победа в войне положила начало политического объединения всей страны под властью короля. Сын Карла, Людовик XI завершил процесс централизации французского королевства.

Для Англии поражение в войне обернулось политическим кризисом, итогом которого стала война Алой и Белой роз (1455-1485). Это была борьба за власть между двумя ветвями династии Плантагенетов – Ланкастерами и Йорками, в гербах которых имелись, соответственно, алая и белая розы. В итоге на престоле оказался Генрих VII (1485-1509), первый король из династии Тюдоров, одержавший победу при Босворте и заложивший основы абсолютизма.

Становление централизованных государств в других странах Европы имело свои специфические особенности. По мере того, как в Англии и во Франции шло усиление центральной власти, в Германии (Священной Римской империи) эта власть, напротив, ослабевала. При этом борьба между представителями высшей немецкой знати велась как за земельные владения, так и за германскую корону или императорский престол. Яркий пример – борьба между Вельфами и Штауфенами.

В Италии периодически образовывались лишь временные союзы городов. Поэтому, как в Германии, так и в Италии, по-настоящему централизованные государства возникли только во 2-й половине XIX века.

Византия в период высокого средневековья всё более и более погружалась в кризис. Во 2-й половине XI века она подверглась нашествию турков-сельджуков, названных так в честь Сельджука, легендарного предка турецких правителей, жившего в X – начале XI века. В 1071 году, в ходе сражения при Манцикерте византийцы потерпели разгром от турок, в плен попал сам император Византии Роман IV Диоген. Тогда у правителей Византии не осталось выбора, кроме как просить королей Европы и папу об оказании помощи. Император Алексей I Комнин (1081-1118) смог отразить натиск норманнов, печенегов и сельджуков. Используя помощь крестоносцев (1-й крестовый поход) вернул под власть Византии часть Малой Азии. Однако к концу XII века Византия ослабевает. 4-й крестовый поход (1202-1204) закончился разграблением богатств Константинополя и созданием Латинской империи. Хотя никейскому императору Михаилу Палеологу и удаётся изгнать крестоносцев во главе с «латинским императором» и католическим «патриархом», Византии уже не удастся восстановить статус великой империи, а Константинополю – статус «нового Рима». Тем временем турки устанавливают власть на Балканах. Несмотря на то, что в 1439 году византийский патриарх согласился принять условия Флорентийской унии, по которой он и вся его паства подпадали под церковную власть папы римского, западные державы не оказали помощи Византии в борьбе с турками. Два месяца велась осада Константинополя, в ходе которой город был взят, а последний император Византии Константин XI убит в бою (29 мая 1453). Падение Византии (формально – Римской империи) совпало по времени с окончанием Столетней войны. Эти вехи, по мнению многих историков, знаменуют собой завершение средневековья и переход к Новому времени.

Литература: 6, 9-13, 29, 33.

ТЕМА 5. Новое время: эпоха модернизации

XVI - XVII века.

2. Европа и Америка в XVI - XVII веках.

В церковной жизни XVI век характеризуется началом кровавой борьбы и долгого противостояния между католиками и протестантами. Широкое религиозно-общественное движение в странах Западной и Центральной Европы в XVI веке, принявшее форму борьбы с католической церковью, получило название реформация. Её основные идеи были довольно просты и понятны народным массам:

-Церковная организация и религиозные ритуалы нуждаются в упрощении, богослужение должно быть простым и дешёвым

-Богослужение должно вестись на доступном всем прихожанам их родном языке, а не на непонятной им латыни

-Главную роль играет внутренняя вера человека, а не её внешнее выражение посредством сложных религиозных обрядов.

Главными идеологами Реформации стали: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, с именами некоторых из них связаны названия направлений в протестантизме, главные из которых – кальвинизм, лютеранство, англиканство – наряду со сходствами имеют и существенные различия в вероучении и обрядах. Кальвинизм – радикальное направление, основанное в Швейцарии Жаном Кальвином. Оно отрицало не только церковную иерархию, монастыри и прочее, но и необходимость специальных культовых зданий, христианскую символику и т.п. Отсутствует и символ веры, единственным источником вероучения признаётся Библия. Причастие и крещение рассматриваются лишь как традиционные действия, но не как таинства, имеется тезис о предопределении, согласно которому успех в мирских делах рассматривается как «божественная избранность» человека. Приверженцы кальвинизма в разных странах в разное время называли себя также гугенотами, пресвитерианами и т.д. Пуританство – английская форма кальвинизма, ставшая знаменем английской буржуазной революции, в ходе которой оно распалось на два течения – умеренное (пресвитериане) и радикальное (индепенденты). Позже пуритане испытывали притеснения от англиканской церкви и поддерживавшей её официальной власти, в связи с чем многие из них уже во 2-й половине XVII века эмигрировали в Америку. Англиканство – направление в протестантизме, возникшее в XVI веке по инициативе английского короля Генриха VIII, ставшего главой англиканской церкви. Лютеранство – направление в протестантизме. Основанное в XVI веке Мартином Лютером, оно получило распространение в Северной Европе (Скандинавские страны, Северные земли Германии). 

В плане культурного развития Западной Европы переход от средних веков к новому времени называют «Эпохой Возрождения». Возрождение (по-французски – Ренессанс, по-итальянски – Ринашименто) – это период в истории европейской культуры, связанный с воссозданием античных идеалов и утверждением философии гуманизма. Данный термин (Возрождение) был введён итальянским художником, архитектором и историком искусства (автором книги «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих») Джорджо Вазари (1511-1574) в середине XVI века. В этико-философском аспекте Ренессанс означал переход к антропоцентризму (принципу, в соответствии с которым высшей целью мироздания является человек) от теоцентризма (философско-мировоззренческого принципа, в соответствии с которым центром мироздания является Бог, единственно обладающий реальным бытием). Началом Итальянского Возрождения считают XIV век и именуют его ранним Возрождением. Это время связывают, прежде всего, с творчеством поэтов Данте Алигьери и Франческо Петрарки, живописца Джотто ди Бондоне и других, кто, порвав со средневековыми канонами искусства, внёс в него своё новое, живое начало. Возрождение вне Италии (к северу от Альп – в Германии, Нидерландах и др.) получило название Северное Возрождение. Титанами Возрождения принято условно именовать наиболее великих деятелей культуры эпохи Высокого и Позднего итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело Буаноротти).

Культуру Возрождения к XVII веку сменяет культура нового времени, характерной чертой которой становится рационализм - принцип, провозгласивший разум основой познания мира и поведения людей. В области искусства и культуры на смену культуре средневековья и Возрождения приходит культура барокко, зародившаяся в середине XVI века в Италии и вскоре получившая распространение и в других странах Европы. Этот художественный стиль проявился, прежде всего, в архитектуре, скульптуре и живописи, позже – в музыке и театральном искусстве. В архитектуре он тяготел к пышности, насыщенности элементами декора, некоторой «причудливости», необычности и динамичности форм. Но уже в XVII веке барокко начинает вытеснять классицизм (художественный стиль, тяготевший к эталонам античности, гармонии, рациональности, строгости и теоретической обоснованности), хотя нередко оба направления продолжают развиваться параллельно. Кроме распространённых ранее видов театрального искусства появляется опера, возникшая в XVI веке в Италии (во Флоренции), но получившая распространение в Европе лишь в XVIII веке. Опера сочетала в себе музыку, пение и театральное действо с декорациями.

Развитию как культуры, так и науки, способствовал тот факт, что в середине XV века в Майнце был издан первый печатный экземпляр Библии, отпечатанный на станке, изобретённом Иоганном Гуттенбергом. Создание более совершенных судов (каравелл) позволило совершать более дальние плавания, чем прежде, используя при этом силу не только попутного, но и встречного ветра. Вкупе с изобретением новых навигационных приборов, это предопределило будущие Великие географические открытия. В XV-XVI веках первенство в этой области принадлежало Испании и Португалии. В 1488 году Бартоломеу Диаш ди Новаиш, португальский мореплаватель, в поисках пути в Индию обогнул Африку, открыв мыс Доброй Надежды. Десятилетием позже (1499), другой его земляк, Васко да Гама сумел тем же путём добраться из Лиссабона до Индии и вернуться обратно. Позже он ещё дважды плавал в Индию (1502, 1524). Ещё большего успеха добился мореплаватель из Генуи, возглавивший португальскую экспедицию для поиска западного пути в Индию, Христофор Колумб. После пересечения Атлантики он достиг 12 октября 1492 года крупного острова, названного позже Сан-Сальвадор. Эту дату и принято считать датой открытия Америки, хотя само побережье материка было открыто им позже. В ту экспедицию Колумб открыл Кубу, Гаити, Багамские острова, но до самого материка так и не добрался. В ходе экспедиций 1493-1496, 1498-1500, 1502-1504 годов Колумбом были открыты Малые Антильские острова и побережье Америки. В 1494 году, во избежание военного конфликта из-за земель в Новом Свете, между испанской и португальской сторонами был заключён Тордесильясский договор, действовавший около трёхсот лет. В нём речь шла о разделе сфер влияния в Западном полушарии. На карте с юга на север была проведена черта, западнее которой предусматривалась испанская, а южнее – португальская колонизация. Правда, в 1580 году Португалия была завоёвана Испанией, в составе которой находилась до 1640 года. Но на рубеже XV-XVI веков параллельно с плаваньями Колумба проходили и другие морские экспедиции. Мореплаватель из Флоренции Америго Веспуччи, активный участник ряда испанских и португальских экспедиций 1499-1504 годов, первым высказал предположение, что все земли, открытые в «Новом Свете», это не просто набор больших и малых островов, неизвестных ранее, а новая часть света. Это и стало причиной, по которой лотарингский картограф назвал эти земли Америкой. Первым мореплавателем, обогнувшим Землю, считается португалец Фернан Магеллан (Магальяэш по-португальски, Магалланес по-испански). Правильнее было бы сказать, что планету обогнула его экспедиция (1519-1521), поскольку сам Магеллан был убит на Филиппинах во время столкновения с аборигенами, а экспедицию завершил его спутник Х.Элькано. С именами Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро и других конкистадоров связана история колонизация Америки, отнюдь не всегда происходившая мирным путём. Уже в начале XVI века зародилась практика завоза в Америку африканских рабов, продолжавшаяся вплоть до середины XIX века. Во 2-й половине XVI века интерес к заморским колониям начинает проявлять Англия, а позже – Голландия и Франция. Френсис Дрейк, первоначально бывший английским пиратом, совершил ряд плаваний в Вест-Индию, где подверг разграблениям ряд испанских владений, чем заслужил поощрение английских властей. В 1577-1580 годах он совершил второе кругосветное путешествие, также сопровождавшееся грабежом испанских владений. Когда, в ходе подготовки к вторжению в Англию с целью её завоевания, к её берегам был отправлен крупный военный флот испанцев, названный ими «Непобедимой армадой», Дрейк был назначен командующим английским флотом. Под руководством бывшего пирата англичане сумели одержать победу в проливе Ла-Манш. Немалую помощь им в этом оказал и разыгравшийся шторм. Потеряв половину судов, испанцы вынуждены были вернуться. Имиджу Испании, как ведущей морской державе, был нанесён сильный урон. Дрейк же получил чин вице-адмирала.

Следствием реформации были события 1522-1526 годов в Германии, по сути, ставшие гражданской войной. Первый этап этих событий – рыцарское восстание 1522-1523 годов, направленное на поддержку лютеранства. Последовавшее за этим восстание крестьян и социальных низов (1524-1525). Программным документом восставших стали «12 статей», где содержались основные требования повстанцев, имевшие как социально-экономический, так и религиозный характер. Вождём и идеологом радикального крыла восстания был Томас Мюнцер, проповедовавший в религиозной форме идеи силового устранения социальной несправедливости и построения общества без частной собственности и эксплуатации. В мае 1525 года он попал в плен и был вскоре казнён. Но вооружённая борьба между протестантами (лютеранами) и католиками продолжалась в Германии ещё 30 лет. Компромисс между сторонниками и противниками лютеранства был найден в 1555 году в результате аугсбургского мира, заключённого между князьями-протестантами и императором Священной римской империи Карлом V, представлявшим сторону католиков. Идя на уступки, император был вынужден признать лютеранство законной религией, имеющей право на существование, а не просто ересью, как считалось прежде. Князьям давалось право использовать простой принцип – «чья власть, того и вера». Иными словами, протестантские и католические князья имели право требовать от своих подданных исповедования той же веры, которой придерживаются они сами. Последствия такого компромисса ощущаются и сегодня, когда число лютеран и католиков среди немцев примерно одинаково.

Религиозные войны во Франции активно велись в 1562-1598 годах. Вождём гугенотов был Антуан Бурбон, армию гугенотов возглавил Луи Конде I Бурбон. Армию католиков возглавлял Франсуа Гиз, после смерти которого главой католической лиги стал его сын Генрих Гиз. Апогеем противостояния стала массовая резня гугенотов, вошедшая в историю как Варфоломеевская ночь (с 23 на 24 августа 1572 года, в день святого Варфоломея) главными организаторами которой стали Гизы и вдовствующая королева-мать Екатерина Медичи. Генрих Наваррский, сын Антуана Бурбона, стал в 1589 году первым королём из династии Бурбонов (Генрих IV). Несмотря на то, что прежде был главой гугенотов, в 1593 году перешёл в католичество, за что ему приписывают высказывание «Париж стоит мессы (католического богослужения)». Лишь после этого Париж признал его королём. В 1598 году им был издан Нантский эдикт, по которому католичество объявлялось государственной религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания в определённых регионах страны, где их позиции были наиболее сильны. Эдикт, положивший конец религиозным войнам, действовал около ста лет, до его отмены Людовиком XIV. Сам же Генрих IV был убит в 1610 году католиком-фанатиком, после чего престол занял его сын – Людовик XIII (1610-1643). Не обладая ни хитростью, ни энергией своего отца, он допустил некоторое ослабление королевской власти, которая, в значительной степени, оказалась сосредоточенной в руках кардинала Ришелье (Армана Жана дю Плесси), с 1624 года параллельно занимавшего пост главы королевского совета. Под руководством Ришелье проведён ряд реформ (военная, административная, финансовая). Основным источником доходов феодалов стала государственная (прежде всего, военная) служба. Подавляя феодальные мятежи и народные волнения, Ришелье не гнушался публичных казней, в том числе казней представителей знати. При нём гугеноты были лишены всех политических прав, хотя в 1635 году, по его инициативе, Франция была втянута в Тридцатилетнюю войну (1618-1648) на стороне протестантской лиги. Данная война, особенно в начальный период, носила ярко выраженный религиозный характер. Лиге католических стран (Испания, Австрия, католические княжества Германии, Речь Посполитая) противостояли лютеранские княжества Германии, лютеранские Дания и Швеция, поддержанные кальвинистской Голландией и кальвинистско-англиканской Англией. По итогам Вестфальского мира (1648) Швеция получила устья почти всех судоходных рек Северной Германии, Франция – часть Эльзаса. Германские княжества получили статус полностью независимых государств, что окончательно превратило Священную Римскую империю в фикцию. В итоге были провалены планы создания мировой империи Габсбургов, а военно-политическая гегемония в Европе перешла к Франции. Ещё более позиции укрепились Франции при Людовике XIV (1643-1715). Время его правления считается апогеем абсолютизма во Франции, его называли «король-солнце», а легенда приписывает ему известное выражение «Государство – это Я».

К середине XVI века Нидерланды находились в подчинении испанской короны (испанских Габсбургов). Историческая территория Нидерландов включала три части: Голландию, Зеландию и Фрисландию. Господство испанских порядков тормозило буржуазное развитие страны. Социальный протест усугублялся национальными, а также и религиозными противоречиями, поскольку нидерландская буржуазная революция (1566-1609) проходила под знаменем кальвинизма. Началом революции считается иконоборческое восстание (1566), следующим этапом – всеобщее восстание северных провинций (1572), восстание южных провинций (1576), и апогеем восстания – создание Утрехтской унии (1579). В годы этих восстаний в широком употреблении было слово гёзы (участники партизанского движения). Тех, кто вёл борьбу с испанцами на море, прозвали «морскими гёзами». Те же, кто партизанил на суше, стали именоваться «лесными гёзами». С 1567 года правителем Нидерландов был назначен 60-летний испанский полководец герцог Альба (Фернандо Альварес де Толедо), пытавшийся в течение 6 лет подавить голландскую революцию, но потерпевший неудачу. Утрехтская уния была заключена между семью северными провинциями Нидерландов для координации общей борьбы против испанцев и внутренних противников из числа приверженцев католицизма. Уния заложила основы будущего союзного государства в Нидерландах. Лидером борьбы за независимость стал видный представитель анти-испанской дворянской оппозиции, принц Вильгельм I Оранский. Завершением революции стало освобождение северных провинций от испанского господства и создание Республики соединённых провинций. Южные провинции, первоначально также освободившиеся от Испании, к 1585 году были отвоёваны ей вновь. Нидерландская ревюция стала первой буржуазной революцией в истории.

Следующая буржуазная революция произошла в 1-й половине XVII века в Англии. Со стороны короля объединились сторонники умеренного протестантизма (англиканства) и католицизма. Противники короля выступали под знаменем радикального протестантизма (пуританства). Карл I Стюарт, занявший престол в 1625 году, довольно расточительно расходовал средства казны, чем вызвал недовольство в разных слоях общества. Его попытка ввести дополнительные налоги не нашла поддержки у парламента, вследствие чего в 1628 году тот парламент был распущен, войдя в историю как «короткий парламент». Новый созыв парламента (1640) также вызвал недовольство короля, отказав ему в его просьбах. Но в этот раз члены парламента отказались выполнить королевский указ о роспуске, за что парламент подучил название «долгого парламента». Таким образом, парламент стал как бы организационным оформлением оппозиции монархии. Логическим продолжением конфликта стало начало гражданской войны, которую условно делят на 1-ю (1642-1646) и 2-ю (1648) гражданские войны. Поначалу успех сопутствовал сторонникам короля, роялистам (от Royal – королевский), после чего лидеры революции, Оливер Кромвель и Томас Ферфакс, провели реорганизацию парламентской армии, солдаты и командиры которой получили название «железнобоких» (ironsides). Вскоре ситуация начала меняться. В решающих сражениях при Нейзби (1645) и при Престоне (1648) роялисты были разгромлены. 30 января 1649 года был казнён король, упразднена монархия и провозглашена республика. В 1653 году Кромвель провозгласил себя пожизненным лордом-протектором, установив единоличную диктатуру и разогнав парламент. Диктатура Кромвеля довольно серьёзно поколебала популярность идей революции, поэтому после его смерти (1658) идея реставрации монархии нашла широкую поддержку. Приглашённому на престол Карлу II (сыну казнённого короля) выдвинули ряд условий, которые он принял (о недопустимости репрессий, нового передела собственности, возврата к феодализму и т.п.). После 25-летнего правления Карла II (1660-1685) на престол вступил его сын Яков II (1685-1688). Воспитанный в католических традициях, он попытался восстановить абсолютизм, который бы опирался на католическую религию в качестве государственной. Такими действиями он настроил против себя самые широкие круги общественности, что, в итоге, привело к перевороту (1688-1689), получившему название славной революции, приведшей на английский престол Вильгельма III Оранского. Несмотря на то, что в ходе этих событий была свергнута династия Стюартов, Вильгельм Оранский был приглашён лишь потому, что был женат на Марии II Стюарт, с которой был должен править совместно, дабы сохранить видимость преемственности и как-то «легитимизировать» переворот.

Литература: 6, 9-13, 29, 33.

 ТЕМА 6. Технический прогресс в XVIII – середине XIX в.

Промышленный переворот

Дата: 2019-03-05, просмотров: 309.